Очерк п истории архитектуры
Вложение | Размер |
---|---|
larisa_hmeleva.doc | 45 КБ |
Л. Хмелева
ТЕМА АРХИТЕКТУРА ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО
Архитектура – тоже летопись мира:
она говорит тогда, когда уже молчат
и песни и предания, и когда уже
ничто не говорит о погибшем народе.
Н.В. Гоголь
Архитектура, как музыка в камне, звучит в веках.
А.Мордвинов.
Архитектура является громадной «каменной книгой», на каменных страницах которого запечатлены различные эпохи в развитии человечества. История раскрывается перед нами не только в старинных рукописях, орудиях труда; особую роль играют памятники архитектуры, которые стоят под небом на глазах у всех. Почти у каждого крупного города есть свой архитектурный символ. Например, символ Москвы – Кремль, Собор Вас. Блаженного, Парижа – Эйфелева башня, Н. Йорка – Статуя Свободы, Казани – Башня Сююмбике, Елабуги – Белокаменная башня (городище).
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.
Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией.
Архитектура – это музыка в камне. Архитектурный ансамбль можно сравнить с хорошо слаженным оркестром.
Язык архитектуры – это язык геометрических объемов, пространств, ритма; масштабность. В чем отличие архитектуры разных эпох.
Большие города – это духовные мастерские,
где создаются лучшие произведения Вселенной.
Ле Корбюзье
Эти слова великого архитектора можно адресовать «сердцу» архитектуры – городу. Уникальность города связана с его особенностью «впитывать» все лучшее за весь период исторического развития. И чем больше исторического, в том числе архитектурного, средового, масштабного разнообразия имеет город, тем он богаче, а наше восприятие — эмоциональнее! Ни один век не был «отторгнут» городом. Отторгалось только невыразительное, бездуховное.
Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Именно поэтому искусство не устаревает. Созданные сотни и тысячи лет назад произведения: картины, скульптуры, здания – волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством.
Многовековая история архитектурной практики показывает, что архитектор выражает эстетические идеи языком души, т.е. архитектура не предстает в форме некоей предельно абстрактной сущности, к которой часто стремятся другие виды искусства. Выбор архитектурных решений коренится в жизнеполагающем понятии «жилье». Выбор типа жилья несет в себе смысл ценностных ориентаций людей: понимание прекрасного и безобразного, жизнеутверждающего и угнетающего, свободы (в том числе, пространственной и творческой) и закрепощенности.
К Деревянной архитектуре России относятся такие понятия, как дом, изба, избушка на курьих ножках, избушка лубяная (как противоположность избушки ледяной) и, наконец, домовина (гроб), выступающие как архетипы народного российского сознания.
Ключевыми зданиями, определяющими ранние высокие культуры становятся сакральные строения такие, как храмы (шумерский храм в городе Урук), дворцы (мeсопотамские придворные дома) и укрепления (например, городская стена Урук). В период расцвета античности развитие получают города-государства – полисы. Данная эпоха характеризуется строительством пирамид, зиккуратов, акрополями и т.д. Апогеями архитектуры античности смело можно назвать Афинский акрополь и Рим. Так же огромный корень в архитектуре пустила Греция, постройками которой восхищаются и используют идей строительства в наше время.
В эпоху средневековья выбор места для строительства города диктовался военными соображениями. Крепость обычно располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. В раннее Средневековье городские стены и административные здания были деревянными. Конечно, и тогда было представлено каменное зодчество, но распространение оно получило лишь в XIII веке, что было связано с феодальной властью. Только богатый и сильный феодал мог себе позволить каменные храмы и укрепления. В Западной Европе распространились, например, замки. Функционально они были призваны защищать своих обитателей. Только в позднее Средневековье стали строить еще и дворцы. Дворец был каменным двухэтажным домом.
Новое время
Рассмотрим историю современной архитектуры. Для начала ответим, чем является строительство для нас сегодня? Как мы знаем, строительство — это вид человеческой деятельности, направленный на создание зданий, инженерных сооружений (мостов, дорог, аэродромов), а также сопутствующих им объектов (инженерных сетей, малых архитектурных форм, гаражей и т. д.).
Архитектура прошлого сменилась весьма неожиданно. Это в большинстве случаев связано с природными катаклизмами или в результате глобальных пожаров, истребившие огромное количество бесценных архитектурных сооружений. Человек, вследствие этого, стал практичнее относится к строительству. Сейчас происходит исчезновение деревянных построек и внедрение более устойчивых, приспособленных к окружающей среде материалов. Способы строительства на сегодняшний день несколько разнообразней, чем в прошлом, за счет привлечение новых современных технологий и материалов. Если раньше мы знали только два основных способа строительства, а именно из кирпича и железобетонных блоков или панелей. То сегодня появилось еще и монолитное строительство, строительство с использованием металлоконструкций, а также другие варианты строительства.
Главные условия современного строительства – это финансовая составляющая и экологичность того или иного объекта. Строительство зданий и сооружений это необходимость в свете экономического подъема в стране, ведь есть необходимость строить не только жилье, но и многие другие объекты, которые просто жизненно важны для решения, в том числе и социальных проблем.
На сегодняшний день в архитектуре сложились две универсальные формообразующие системы, которые имеют в своей основе художественно-композиционные приемы и средства выразительности, отражающие мировую культуру времени и вечные законы человеческого бытия. Универсальность обеих систем заключается в их способности выхода на глобальный уровень.
Первая из этих систем – это классическая стилевая архитектура основанная на античном ордере, который из эпохи в эпоху на протяжении двух тысячелетий всегда присутствовал в архитектуре в той или иной форме: будь это, к примеру, экспрессия и стихийность барокко или строгость и логичность классицизма. По мнению Хан-Магомедова, одно из условий универсальности ордера – это «отсутствие … жесткой символической привязки к религиозной системе мировосприятия» <…>, что возможно в том случае, когда рациональная составляющая формообразующей концепции явно преобладает над иррационально-символической и легко воспринимается и принимается человеком любой культуры».
Вторая система – современное движение XX века, известное как «авангард», или «модернизм». Авангард в первой трети XX в. стал в оппозицию «ордерной классике». Ориентируясь на «левое» изобразительное искусство, а также на достижения научно-технического прогресса, новый стиль извлек из ордерной системы геометрические и конструктивные первоэлементы форм, отказавшись от традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к той или иной культуре. Таким образом, «стерильность» «современного движения» вывела его на универсальный уровень.
На архитектуре современности не мог не отразиться феномен новой научной нелинейной парадигмы с ее особым взглядом на законы мироздания, Вселенной и происходящих в ней процессов. Опираясь на «цифровые» возможности компьютера, новое понимание мира закономерно находит отражение и в архитектуре. Разнообразность и причудливость немыслимых ранее форм оказывается более интересной для зрителя и, тем более, для архитектора.
Фракталы и «капли», волнообразные формы и многократно ломаные зигзаги оказываются более адекватны современности, чем аскетичность модернистских форм или классическая элегантность ордера. Но в то же время архитектура пытается не терять свою «антропосохранную миссию», продолжая обращаться к истории, переосмысленной и трактованной по-современному, в духе постмодернизма. Современная архитектура представляет собой открытую систему для интеграции всего нового, что происходит в мире, и всего того, что она успела вобрать в себя по прошествии тысячелетий. XXI век сулит еще большие и скорые перемены во всем мире. Архитектура, естественно, не станет исключением в этом процессе. К чему приведет современное положение вещей? Как скоро найдется объединяющая концепция для различий в архитектуре и найдется ли она вообще? Ответы на эти вопросы заключаются в прогнозе будущего архитектуры.
Грядет новый мир и, как следствие этого, новый стиль в архитектуре. Будет ли это неожиданный возврат к классике или, напротив, фантастическое астрозодчество, покажет время. Но однозначно одно – архитектура будет жить и развиваться, пока жива человеческая цивилизация.
Мы все же попытаемся попасть в будущее, ведь им мы живем. Сегодня в современной реальности на Земле есть места, где кажется, что ты попал как минимум в XXII век. Невиданная архитектура, невероятные технологические новшества, неслыханные удобства – все это обеспечивают современные архитекторы, создавая мир «архитектуры будущего».
Какова она, эта архитектура?
Если попытаться определить образ архитектуры будущего, то это — образ причудливых очертаний и, безусловно, состоящий из «стекла и металла» с легкими добавками полимеров, камня, бетона, дерева. Образ — легкий, головокружительный, отвечающий самым «футуристическим» чаяниям. Но легкость эта прямым и непосредственным образом связана с энергосберегающими технологиями.
Мы должны помнить прошлое, ценить настоящее и верить в будущее.
Северное сияние
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Прекрасная арфа
Как Дед Мороз сделал себе помощников