"Использование геометрических форм в быту народами ханты и манси"
МБОУ Школьная Научно-Практическая «Шаг в будущее»
Проект
«Использование геометрических фигур
в быту
народами ханты и манси»
Автор:
Бреус Екатерина
Ученица 6 «И» класса
МБОУ СОШ №7
Научный руководитель:
Новолодская Л.В.,
учитель математики МБОУ СОШ № 7.
Аннотация к выступлению:
1. Введение;
2. Цель и задачи;
3.Из истории;
4. Народные промысла;
5. Основные определения;
6. Библиография.
Введение.
Я, Бреус Екатерина, ученица 6 «И» класса, представляю вашему вниманию свой проект « Использование геометрических фигур в быту народами ханты и манси».
В прошлом году мы с семьёй съездили на праздник хантов и манси-«День Оленевода», который проходил в посёлке Русскинские. Там мы увидели множество людей в национальных костюмах, предметы быта, их жилища и средства передвижения. Так как в нашей школе уже три года не преподается такой предмет, как «История ХМАО», я практически ничего не знаю о культуре и об истории народа севера, а в частности - народов ханты и манси. Ведь народное искусств - это устоявшиеся формы творчества этносов, отвечающие определённым критериям, среди которых выступают в первую очередь каноны и традиции, уникальность ручного труда и вариативность. Поэтому, живя на территории Ханты-Мансийского Автономного округа, мы обязаны знать о менталитете и истории бытия народов, живших здесь ранее.
Кто говорит, что народ мой умрёт
Или растает, как вешний лёд,
Или вода с берегов его смоет?
Кто говорит такое?
Кто говорит, что под снегом холодным
Насмерть замёрзнет песня народная
И даже ветер- странник болтливый-
Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?
Беседуя с Новолодской Л.В., я рассказала ей о нашей поездке в посёлок Русскинские. После чего, она мне предложила создать проект. Недолго думая, я согласилась. Посетив библиотеки, поискав информацию в интернете, я нашла необходимый нам материал. И работа, можно сказать «закипела». В процессе работы, меня заинтересовало, что лежит в основе жилища, по какому принципу создаётся одежда и орнаменты. Придумали тему проекта «Использование геометрических фигур в быту народами ханты и манси». Поставили перед собой определённые цели. А так же задачи для их осуществления.
Но самое главное, я расширила свой собственный кругозор, познакомилась с культурой и бытом народов ханты и манси. Собранный мною материал я бы хотела предложить использованию учителями математики на уроках, при изучении таких тем, как: симметрия в пространстве, конус, изучение фигур на плоскости, изучение объёмных геометрических фигур в пространстве.
Цели:
1) узнать о применении геометрических понятий в быту народами ханты и манси;
2) расширить собственный кругозор, познакомится с культурой и бытом народов Севера;
3) изучить формы узоров национальной вышивки и выявить способы их создания;
4) рассмотреть использование этого материала на уроках математики.
Задачи:
1) научиться решать задачи, взяв за основу жилище-чум;
2) овладеть методами построения симметричных орнаментов народов Севера с помощью программы Power Point;
3) узнать, какие геометрические фигуры взяты за основу покроя одежды.
4) провести анкетирование среди учащихся 5-6 классов, учителей нашей школы, родителей, хантыйских детей.
Из истории
Эй, подожди хоронить меня!
Лёд исчезнет в пасти огня.
Воды покроются коркою льда.
Я - человек, я - не лёд, не вода!
Я – человек… И когда-нибудь тоже
В землю сырую меня положат,
В землю навечно положат…
Нет!
Не для того я рождён на свет.
Лёд исчезнет в пасти огня.
Воды покроются коркою льда.
Я - человек, я - не лёд, не вода!
Немного из истории.
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси- два родственных народа. Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился ещё один термин – обские Угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра, Югория». Так называлась в русских летописях XI-XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также её жители. Языки хантов и манси лингвисты относят к угорским (Югорским); в эту же группу входит родственный венгерский язык. Угорские языки входят в финно-угорскую группу уральской языковой семьи.
Проблема происхождения ханты и манси очень сложна и учёные до сих пор не могут придти к одному мнению. Будь у этих народов собственная письменность, было бы легче, но единственные письменные источники – это отрывочные сведения их дальних соседей. Так что учёные выдвигают свои версии на основе лингвистики, археологии и этнографии (фольклорные сведения).
Часть племён сдвинулась ближе к югу и в подследствии стала венграми, а другая переселилась по Оби к Северу, где продолжала заниматься животноводством и сельским хозяйством. Это были предки современных хантов и манси. В результате очерёдного похолодания эти две ветви разделились окончательно: будущие венгры двинулись к югу, а предки хантов и манси оказались в таёжной зоне, которую и начали осваивать. После разгрома Сибирского хантства Кучума в конце XVI западная часть Сибири- по Оби и Иртышу с притоками- была присоединена к Московскому государству, и татары стали уходить с некоторых угорских земель. В XVII в. Началось освоение Западной Сибири русскими. В начале здесь были сооружены остроги (небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей), позднее превратившиеся в города ( Берёзов, Обдорск, Тюмень, Сургут, Нарым, Томск и др.). Основной интерес, конечно, представляла пушнина: соболь, белка, бобёр, лиса и т.п. Начавшееся затем переселение крестьян привело к тому, что к концу XVII в. Численность русского населения стала выше, чем коренного. Однако огромные богатства, добытые из недр и на территории округа, проходили сквозь руки людей, создавших эти ценности. За 65 лет промышленность округа поставила народному хозяйству: нефти-6,1 млрд тонн, газа-470 млрд кубометров, леса- 287,7 млн кубометров, рыбы- 808,7 тысячи тонн, электроэнергии- 731 млрд киловатт-часов.
В настоящее время ханты и манси живут в Ханты - Мансийском и Ямало - Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть - в Томской, Свердловской и Пермской областях.
Кто говорит, что народ мой умрёт
Или растает, как вешний лёд,
Или вода с берегов его смоет?
Кто говорит такое?
Кто говорит, что под снегом холодным
Насмерть замёрзнет песня народная
И даже ветер- странник болтливый-
Вспомнить не сможет ни слов, ни мотива?
Эй, подожди хоронить меня!
Лёд исчезнет в пасти огня.
Воды покроются коркою льда.
Я - человек, я - не лёд, не вода!
Я – человек… И когда-нибудь тоже
В землю сырую меня положат,
В землю навечно положат…
Нет!
Не для того я рождён на свет.
Лёд исчезнет в пасти огня.
Воды покроются коркою льда.
Я - человек, я - не лёд, не вода!
Как нарисовать ветку ели?
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Композитор Алексей Рыбников
Извержение вулкана
Прекрасное далёко