Химия как наука о веществе, о материале с момента своего появления связана с изобразительным искусством, которое не может обойтись без определенных материалов. Искусство, со своей стороны, одухотворяет науки. Поэтому целью данной работы является определение роли химии в искусстве и изучение влияния химии на искусство.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_himiya_i_iskusstvo_lapshina_kira.doc | 209.5 КБ |
himiya_i_iskusstvo_lapshina_kira.pptx | 2.06 МБ |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Колледж связи № 54» имени П.М. Вострухина
Исследовательская работа
на тему: «Химия и искусство»
Автор работы:
Лапшина Кира Михайловна
Студентка 1 курса группы ОТЗ 9-3
Руководитель:
Бурбело Ирина Александровна
г. Москва 2017
Содержание
Введение………………………………………………………………………………… 3
1.Химия на службе искусства
1.1.Бумага…………………………………………………………………………………...3
1.2.Карандаш………………………………………………………………………………..5
1.3.Книгопечатание………………………………………………………………………...5
1.4.Краски…………………………………………………………………………………...6
1.5.Виды живописи………………………………………………………………………....7
1.6.Синтетические красители……………………………………………………………..10
2.Химия и прикладное искусство
2.1.Золотая хохлома…………………………………………………………………… …12
2.2.Городецкая роспись……………………………………………………………… ….13
3.Вывод……………………………………………………………………….………….....13
4.Практическая работа……….…………………………………………………………....14
5.Список литературы……………………………………………………………………...16
Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе.
МарселенБертло
ВВЕДЕНИЕ
Химия как наука о веществе, о материале с момента своего появления связана с изобразительным искусством, которое не может обойтись без определенных материалов. Искусство, со своей стороны, одухотворяет науки. Поэтому связь химии с искусством - широкая тема, на полное раскрытие которой предлагаемый текст не претендует.
Художники стали работать с синтетическими материалами с самого начала появления этих материалов. Американец японского происхождения Лео Амино (1911-1989) перешел от резьбы по дереву и деревянной скульптуры к резьбе и литью полиэфирной смолы. Известный мексиканский художник-монументалист, политический и общественный деятель, один из руководителей мексиканской коммунистической партии Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974) сначала использовал масляные краски, затем краски на основе пироксилина - бризантного взрывчатого вещества, а позже перешел на акриловые красители.
Фундаментальное изучение живописных материалов берёт своё начало со второй половины XIX века, когда в науке был разработан химический анализ, когда был изобретён микроскоп, когда химия и физика наметили методику раскрытия и изучения различных сторон материалов.
В начале XX века изучение средств живописи постепенно переходит на научную основу. Наука начинает сопутствовать истории искусств, войдя в лаборатории музеев и реставрационные мастерские.
В России выдающимся учёным, посвятившим себя изучению красок, был профессор Петербургского университета Ф.Ф. Петрушевский. В 1891 году им была написана монография под названием «Краски и живопись».
В наше время значительный вклад в изучение живописи и её материалов вносят научно-исследовательские институты и лаборатории художественных красок. Их сотрудниками не только улучшены все виды художественных красок, но и созданы многие новые краски.
Цель: Выявить роль химии в искусстве
Задачи:
Изучить влияние химии на искусство
Определить роль химии в искусстве
Рассмотреть взаимосвязь этих двух понятий
1.Химия на службе искусства
Бумага – волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья.
Бумагой также называют использовавшуюся ещё в древней Центральной Америке бумагу амате, на которой были написаны месоамериканские кодексы. Амате изготавливают из луба фикуса или тутового дерева, который вымачивают в холодной и кипящей воде, затем волокна отбивают и высушивают. В настоящее время бумагу изготовленную таким образом используют племена отоми в ритуальных целях.
Свойства:
Бумага не растворяется в воде, но легко намокает и при намокании многократно теряет прочность. После намокания и последующего высушивания бумажный лист также теряет форму, неравномерно уменьшаясь в размере в месте намокания (коробится).\
Производство:
Для приготовления бумаги нужны растительные вещества, обладающие достаточно длинным волокном, которые, смешиваясь с водой, дадут однородную, пластичную, т. н. бумажную массу. Полуфабрикатами для производства бумаги могут служить:
Производство бумаги складывается из следующих процессов:
При размоле волокнам придают необходимые толщину и физические свойства. Размол производится в аппаратах периодического и непрерывного действия (роллах, конических и дисковых мельницах, рафинерах и других). Чтобы сделать бумагу пригодной для письма и придать ей гидрофобные свойства, в бумажную массу вводят канифольный клей, парафиновую эмульсию, глинозём и другие способствующие слипанию вещества (так называемая проклейка); для повышения связи между волокнами и увеличения механической прочности и жёсткости добавляют крахмал,, животный клей; для увеличения прочности бумаги во влажном состоянии — мочевино- и меламино-формальдегидные смолы. Для повышения белизны, гладкости, мягкости и непрозрачности, а также улучшения печатных свойств бумаги вводят минеральные наполнители (каолин, мел, тальк); для придания цвета и повышения белизны — анилиновые (реже минеральные) красители. Некоторые виды бумаги, например, впитывающие и электроизоляционные, вырабатываются без проклейки и наполнения. Бумага из конопляной массы и рисовая бумага белее бумаги из древесной целлюлозы, поэтому зачастую не требует дополнительного химического отбеливания волокон.
Готовая бумажная масса концентрацией 2,5—3,5 % с помощью насоса подаётся из подготовительного отдела в мешальный бассейн, откуда поступает на бумагоделательную машину. Предварительно масса разбавляется оборотной водой (до концентрации 0,1—0,7 %) и пропускается через очистную аппаратуру (песочницы, вихревые и центробежные очистители и узлоловители).
1.2.Карандаш
Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.
Производство:
Несмотря на кажущуюся простоту карандаша, процесс его производства является комплексным, требует разнообразных материалов для изготовления (в зависимости от способа производства, требований к конечному продукту), а именно: белая глина (каолин), графит, связывающее вещество (из варёного крахмала для графитовых, на основе целлюлозы для цветных), после жарки грифели помещают в масло (кокосовое, подсолнечное), расплавленный воск, парафин, стеарин, жир (пищевые, кондитерские), древесина для дощечек (ольха, тополь (низкое качество), липа (среднее качество), сосна, кедр, джелутонг (высокое качество)), клеи для скрепления (ПВА, синтетические (SV проклейка)), краска (пигменты для грифелей, для конечной покраски).
Пастелью называют цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Название «пастель» происходит от итальянского слова «паста» - «тесто». Его получают путём смешивания красочного порошка и количество клея придают различную степень мягкости пастели. Работают в этой технике на бумаге, картоне и холсте. Краски наносятся штрихами или втираются пальцами и растушёвкой, что позволяет художнику добиваться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов тонов, матовой, бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать целые красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта. Но эта же особенность делает её чрезвычайно восприимчивой к внешним воздействиям, поэтому произведения, выполненные пастелью, обычно закрепляются специальным раствором, который приглушает световую переливающуюся поверхность и нередко вызывает потемнение. Пастель иногда применяют в комбинации с темперой или гуашью, реже с масляными красками.
1.3.Книгопечатание
Книгопечатание– процесс создания печатной продукции. Термин обычно употребляют в историческом контексте.Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала ХХ века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.
Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассирийцев для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; Римские горшечники на изготавливаемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена. Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты, давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова;
1.4.Краски
Краски — общее наименование для группы цветных красящих средств предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быты. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические ( весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Состав красок:
Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Можно работать в многослойной технике, постепенно уточняя цветовое состояние, каждую частность. Нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит малейшей затёртости, замутнённости, неясности. Прозрачность и блеск передаёт ей бумага, которая должна быть белой и чистой. В полной мере акварель утвердилась в странах Европы в конце XVII – начале XVIII вв. одними из первых её оценили английские живописцы. Особенно прославился У.Тернер. Также в России было немало выдающихся акварелистов: К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.А. Федотов и другие.
Гуашь – в переводе с французского означает «водяная краска». Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники пишут по бумаге, картону, фанере, плотному шёлку. Работы имеют матовую, бархатистую поверхность. Но при использовании гуаши возникают свои трудности – краски после высыхания быстро светлеют. Требуется немалый опыт, чтобы предугадать степень изменения плана и цвета.
1.5.Виды живописи
Как разнообразен и прекрасен мир искусства, особенно живопись! Какие уникальные картины и полотна созданы талантливыми художниками! Многие из шедевров дошли до нас из глубины веков и радуют до сих пор, а некоторые были утрачены из-за непрочности материалов. Чтобы добиться наилучшего качества своих красок и долговечности полотен, художнику зачастую нужно быть не только изографом, но и химиком.О свойствах и составе красок, о техниках и видах живописи и о многом другом вы узнаете из этого раздела.
Недостаточно знать различные виды красок, виды грунтов. Необходимо также уметь различать виды живописи и технику их использования. Один из самых удивительных видов живописи – энкаустика. Это живопись расплавленными твёрдыми красками, связующей основой которого является воск. В Древней Греции, особенно в период расцвета её искусства ( VI-V вв. до н.э. ), энкаустические картины ценились необыкновенно высоко. Плиний Старший рассказывал, что лучшие произведения выдающегося художника того времени Зевксиса стоили так дорого, что купить их было невозможно, и автор просто дарил свои произведения.
Древние картины, написанные энкаустическими красками, дошли и до нашего времени. В первую очередь, это знаменитые фаюмские портреты из Египта, относящиеся к I-III столетиям. Особое впечатление производят яркость и свежесть красок, которыми они выполнены.
Прочность энкаустической живописи объясняется главным образом свойствами связующего – пчелиного воска. Этот материал способен в течение тысячелетий сохранять мягкость и эластичность, поскольку обладает свойством «дышать» вместе с деревянной основой картины, то есть сжиматься при понижении температуры и расширяться при её повышении, так же, как дерево. А поскольку воск водонепроницаем, то в результате температурных колебаний в нём не возникает трещин и разрывов.
Технология работы энкауста исключительно сложна. Как уже говорилось, в этой технике применяются твёрдые краски, и для нанесения их на основу (специально подготовленную доску) используют не кисть, а особые инструменты, каутерии – бронзовые ложечки разных размеров, дно которых имеет килевидную форму. Хорошо нагретым на огне каутерием художник отделяет от большого куска маленькие кусочки краски и помещает их в нужных местах создаваемого изображения. Киль ложечки служит для разглаживания мазка. Эта кропотливая работа требует большого таланта и умения.
Когда роспись готова, для лучшего её закрепления всё полученное изображение прогревается с целью оплавления красок. Эта операция имеет принципиальное значение. В составе энкаустических красок всегда содержится немного льняного масла. При оплавлении оно выступает на поверхность и после застывания образует тончайшую стекловидную плёнку. Это и есть знаменитый энкаустический лак. Сложная в исполнении энкаустическая техника позднее была вытеснена другими, более простыми – темперой и затем масляной живописью. Секрет приготовления энкаустики постепенно был утрачен. Восстановить секрет забытой техники стремились многие учёные и художники, в том числе и Леонардо да Винчи. Однако время её возрождения пришло позже: в 1935 году секреты древних были разгаданы потомственным живописцем Василием Вениаминовичем Хвостенко. Успех пришёл в результате выполнения множества опытов, в том числе химических.
Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались русские православные храмы, называется фреской. Первые киевские церкви – Десятинная, собор Святой Софии – были богато украшены мозаичными изображениями, выполненными из смальты. Однако создание мозаик – очень длительный и дорогой процесс, поэтому во второй половине XI века они были вытеснены росписями, выполненными по сырой штукатурке. При создании наиболее древних фресок наряду с покупными минеральными красками русские изографы применяли цветные глины красных, жёлтых, коричневых, зелёных тонов. Эти глины тщательно растирали на воде. Попадавшие в них крохотные частички кварца и слюды создавали особую фактуру живописи, слабое её мерцание. Современные её художники, копирующие старинные фрески, также используют в качестве пигментов различные глины.
Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV века наиболее распространённой техникой живописи была темпера. Андрей Рублев и Семён Холмогорец, Мозаччо и Дюрер, Кранах и Брейгель Старший, Тициан и Рафаэль, как и многие их современники, писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растирали на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой. Но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается. Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температуры, влажности) живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр). Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие – спирт и пиво, содержащие растительную клейковину, русские изографы брали хлебный квас. Названные добавки способствовали также улучшению текучести красок и служили консервантами, то есть препятствовали развитию процессов гниения.
Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый её фрагмент пропитывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок. На Руси в технике темперы в старину писали иконы. Икон, относящихся к до-монгольскому периоду, осталось немного – около 30. самая ценная из уцелевших – икона «Апостолы Пётр и Павел» (середина XI века), находившаяся в новгородском соборе Святой Софии.
Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках. Сухие, выдержанные в течение нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление – ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста – паволоку, а на неё последовательно наносили до десяти слоёв левкаса (грунта), состоящего из смеси мела, муки и мёда, который играл роль связующего. В других случаях в качестве связующего использовали мездровый или рыбий клей. Первый готовили из обрезков кожи животных, второй из плавательных пузырей осётровых рыб (это сырьё содержит белок с относительно небольшой молярной массой, что придаёт клею необходимые свойства). Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых ценных товаров. Левкас был жидким. Его составляющие растирали так тонко, что после высыхания десяти последовательно нанесённых слоёв получалась плёнка толщиной около 1 мм. По левкасу писали красками. Здесь тоже существовал строгий, раз и навсегда установленный порядок. Святых изображали в соответствии с канонами иконописных подлинников. В светской живописи XV-XVII вв. темпера была вытеснена менее сложной техникой масляной живописи. Однако с середины XIX столетия темпера вновь обрела былую популярность. Ею пользуются и современные художники, а частности миниатюристы старинного художественного центра России села Палех а Ивановской области. Здешние мастера, продолжая и развивая традиции русской иконописи, создают великолепные произведения искусства.
До сих пор точно неизвестно, какими красками писали античные художники: пользовались ли они воском или расписывали стены домов в технике фрески – без связующего. Искусствоведы спорят об этом около двухсот лет. Химические исследования помпейской живописи, проведённые в конце XIX – начале XX веков, показали, что в росписи внутренних помещений воска нет, но он есть в красках наружных стен. Однако опыт последнего десятилетия вновь запутал проблему: и во внутренних помещениях были обнаружены краски на воске, а также на растительных клеях – растворах камедей. Восковые краски внешне почти не отличаются от масляных. Но энкаустическая живопись сохраняет цвет, яркость, первоначальную чистоту исполнения в течение нескольких столетий. Исследования показали, что для неё опасны только механические повреждения, так как восковая краска мягкая. Воск – это вещество растительного или животного происхождения. По химической природе он близок к жирам и в основном состоит из сложных эфиров высших жирных кислот и высших спиртов
1.6. Синтетические красители
Красители – химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам.
Отличительная особенность красителя — способность пропитывать окрашиваемый материал (например текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу, древесину, пищу — пищевые красители) — процессы диффузии и давать цвет по всемуего объёму, фиксируясь тем или иным способом на активных центрах — процессы сорбции.
Термины «краситель» и «пигмент», хотя их часто используют как равнозначные, обозначают четко различающиеся функции при окрашивании материалов. Красители растворимы в красильной среде (растворителе). В процессе окрашивания они проникают внутрь материала и образуют более или менее прочную связь с волокнами. Пигменты нерастворимы. В краске они находятся в связующем (олифе, нитроцеллюлозе и др.) и свойства краски зависят больше от связующего, чем от пигмента. Связь с окрашиваемым материалом обеспечивает связующее.
Красители обычно — органические вещества. Пигменты большей частью — мелкая дисперсия минералов.
Химическая структура
Красители и пигменты имеют разнообразное строение. Однако свыше половины всех красителей можно классифицировать как азокрасители и антрахиноновые красители.
По природе хромофорных групп, можно выделить такие группы красителей:
Акридиновые красители, производные акридина
Антрахиноновые красители, производные антрахинона
Арилметановые красители
Диарилметановые красители, основанные на дифенилметане
Триарилметановые красители, производные трифенилметана
Азокрасители, основанные на группе -N=N-
Судановые красители
Цианиновые красители, производные фталоцианина
Диазонидные красители, производные солей диазония
Нитро красители, основанные на -NO2 нитрогруппе
Нитрозо красители, основанные на -N=O нитрозной группе
Фталоцианиновые красители, производные фталоцианина
Хинон-иминовые красители, производные хинона
Азиновые красители
Юрходиновые красители
Сафраниновые красители, производные сафранина
Индамины
Индофеноловые красители, производные индофенола
Оксадиновые красители, производные оксазина
Оксазоновые красители, производные оксазона
Тиазиновые красители, поизводныетиазина
Тиазоловые красители, производные тиазола
Ксантеновые красители, производные ксантена
Флуореновые красители, производные флуорена
Пирониновые красители
Флуороновые красители, основанные на флуороне
Родаминовыекрасители, производные родамина.
Синтетические красители представляют собой соединения, которые используются для окраски разнообразных изделий, материалов, а также пищевых продуктов. В отличие от натуральных, синтетические красители - это вещества, которые не встречаются в природе, а синтезируются человеком. Благодаря искусственному происхождению, синтетические красители обладают рядом уникальных свойств:
Однако у синтетических красителей есть и другие особенности, которые, впрочем, нельзя назвать недостатками. Искусственные вещества, использующиеся в качестве красителей, не содержат витаминов, в большинстве случаев они абсолютно безвкусны и не обладают биологической активностью.
Благодаря смешиванию синтетических (искусственных) красителей различных типов можно получать смесевые пищевые красители. Смесевые пищевые красители - смесь индивидуальных синтетических красителей в различных соотношениях, обеспечивающих многообразие цветов и оттенков, недоступных при использовании только одного красителя.
Использование синтетических красителей - наилучшее решение, когда требуется придать пищевому продукту необычный или очень насыщенный цвет. Синтетические красители на сегодняшний день используются чаще, чем красители натуральные, а область их применения чрезвычайно широка. На рынке насчитываются тысячи разновидностей синтетических красителей, что позволяет добиться требуемого цвета без усилий.
Цвет продуктов, полученный с их помощью, абсолютный стойкий к перепадам температур. Но и они не совсем неуязвимы для внешних воздействий. Например, индигокармин (Е132), придающий синий пигмент, может обесцвечиваться или изменять окраску под воздействием света. Триарилметановая группа веществ — голубые (Е131 и
Е133), зеленый пигмент (Е142) — теряет цвет в случае добавления в алкогольные напитки, реагируя с этиловым спиртом. Пигмент кармуазин (Е122), может приобретать оттенки от прозрачно-желтого до красного с голубым, реагируя на жесткость воды и ее качество. Синтетические красители теряют цвет в живых заквасках и кисломолочных продуктах.
2.Химия и прикладное искусство
2.1.Золотая хохлома
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши и ложки, поставцы и чашки — основа для росписи, называются «бельё».
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные каски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят рисунок (криуль — основная линия композиции, на неё «насаживают» такие элементы как осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
2.2.Городецкая роспись
Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIXвека в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Современные гордецкие мастера держат кисть строго вертикально, так, чтобы она свободно и естественно вращалась между пальцами - большим, с одной стороны, указательным и средним - с другой. При этом опытный городецкий художник может придать руке еще большую устойчивость положением мизинца, прочно упираясь им в поверхность расписываемой вещи.Хорошо, "по-городецки", поставленная рука с необхыкновенной легкостью выполняет самые разные элементы росписи: от простейших "кустиков" и "яблочек" до сложных картушей, городецких роз, коней, птиц. В городецкой росписи существует множество приемов изображения цветов, гирлянд, букетов, вазонов с цветами, разнообразных животных и птиц, человеческих фигур, и все это городецкий художник пишет, как правило, без предварительного рисунка, точным, всегда на место ложащимся мазком. Своеобразную спорую и артистичную манеру письма городецкие живописцы обрели не сразу, она складывалась, развивалась и обогащалась в течение полутора веков существования промысла.Городецкая роспись выполняется в два этапа: подмалевок и оживки. А цветы — в три этапа.
Сначала на изделие наносится фон, который одновременно служит и грунтовкой. Затем по нему наносятся крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок".
Для подмалевка используются широкие плоские кисти — флейцы. Флейц обмакивают в краску и закрашивают сразу все фигуры расписываемого изделия (обычно в 5-6 цветов). Например, все кони целиком закрашиваются черной краской, кроме сбруи, окрашиваемой киноварью. Также черной краской закрашивают туловища птиц, краплаком — хвосты птиц, голубым и розовым — подмалевки цветов, а зеленым — крылья птиц и листья.Выполнение подмалевка — простой малярный прием, он доступен даже пятилетним детям. По существу, такими же движениями кисти, какими выполняется подмалевок, мы красим рамы и полы у себя дома. Тут главное размазывать краски тонким ровным слоем, чтобы нигде не было ни пробелов, ни наплывов краски. Для этого и используют широкие кисти.После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи.
Когда выполнен подмалевок всего изделия, начинается второй этап — "оживки". "Оживка" или "разживка" - это прием, при котором рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной и белой краски.Для оживок — кисти нужны художественные. И выполнение оживок — это художественный прием и чтобы их хорошо сделать, придется немало потренироваться. Кончик кисти обмакивают в белую краску и поверх всех подмалевков наносится множество точек и различных мазков, которые в считанные минуты так разительно преображают облик нашей росписи, что сразу приходит в голову мысль, какое же это удачное слово — оживки! От белой, словно кружевной, отделки, вмиг оживают городецкие и птицы, и кони, и цветы до того совсем плоские. Не нужно рассыпать белые точки с щедростью. Делать этого нельзя ни в коем случае: все хорошо лишь в меру. Еще Шекспир заметил: «Не будь ни расточителем, ни скрягой. Лишь в чувстве меры — истинное благо».Оживок должно быть в меру, тогда только они сказочно красивы. И заметьте, что цвета подмалевков автор росписи иногда может изменять, а вот оживки всегда делаются одни и те же, потому что существует некий канон, нерушимое правило, как делать оживки на конях, как на цветах и только на туловищах птиц с оживками можно слегка повольничать.Осталось рассказать, что, когда мы делаем оживки, белые мазки бывают нескольких видов. Это дуги, капельки, штрихи и точки. Главное, делая оживки, кисть надо держать в руке отвесно и касаться изделия самым тонким кончиком кисти, чтобы мазки получались аккуратные, изящные и упругие: от оживок зависит вся красота городецкой работы.
3. Вывод: «Повсюду химия просунула свои руки в дела человеческие», – так говорил Бертло о химии. После написания своей работы я осознала насколько был прав Марселен Бертло в своем изречении. Ведь и вправду, химия окружает нас повсюду. И особенно она видна в искусстве. Благодаря химическим исследованиям учёным удалось установить, какой техникой нужно пользоваться для создания того или иного произведения искусства и для того, чтобы он сохранился до наших дней и более.
Анализируя свою работу, я могу сказать, что справилась с поставленною мной задачей. Я изучила влияние химии на искусство, определила её роль в искусстве, а также рассмотрел взаимосвязь этих двух понятий. Моя работа несет исследовательский характер и может быть использована на уроках химии.
4. Практическая работа.
Тема: «Приготовление натуральных красителей»
Цель: Приготовить натуральные красители.
Оборудование: Морковь, сковорода, сливочное масло, тёрка.
Ход работы:
1. Начистить морковь и натереть на крупной тёрке.
2. Выложить всё на сковороду.
3. Залить содержимое растопленным сливочным маслом объемом равным объему моркови.
4. Обжаривать 5 минут на медленном огне.
5. Снять сковороду с плиты и дать ей остыть.
6. Отжать смесь через марлю.
Вывод: Я приготовила натуральный краситель оранжевого цвета из моркови.
яя
3-4. я
5.
6. я
5. Список литературы:
Слайд 1
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ГОРОДА МОСКВЫ Колледж связи №54 им. П.М. Вострухина Исследовательская работа на тему: «Химия и искусство» Автор работы : Лапшина Кира Михайловна Студентка 1 курса группы ОТЗ9 -3 Руководитель : Преподаватель химии Бурбело Ирина Александровна г. Москва 2017Слайд 2
Содержание 1. Химия на службе искусства 1.1. Бумага 1.2. Карандаш 1.3. Книгопечатание 1.4. Краски 1.5. Виды живописи 1.6. Синтетические красители 2. Химия и прикладное искусство 2.1. Золотая хохлома 2.2. Городецкая роспись Список литературы 3. Практическая работа
Слайд 3
Цель: Проанализировать работу, изучить влияние химии на искусство, определить ее роль в искусстве, рассмотреть взаимосвязь этих двух понятий.
Слайд 4
1. Химия на службе искусства Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе. © Марселен Бертло
Слайд 5
1.1. Бумага Бумага – волокнистый материал с минеральными добавками. Представлен в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы: растений, а также вторсырья (тряпья и макулатуры). Бумагой также называют использовавшуюся ещё в древней Центральной Америке бумагу амате , на которой были написаны месоамериканские кодексы. Амате изготавливают из луба фикуса или тутового дерева, который вымачивают в холодной и кипящей воде, затем волокна отбивают и высушивают.
Слайд 6
1.2. Карандаш Карандаш – инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу. Производство: Несмотря на кажущуюся простоту карандаша, процесс его производства является комплексным, требует разнообразных материалов для изготовления (в зависимости от способа производства, требований к конечному продукту).
Слайд 7
1.3. Книгопечатание Книгопечатание – процесс создания печатной продукции. Термин обычно употребляют в историческом контексте. Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века.
Слайд 8
1.4. Краски Краски — общее наименование для группы цветных красящих средств предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быты . По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические ( весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими).
Слайд 9
Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. Можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета. Гуашь – в переводе с французского означает «водяная краска». Гуашевые краски обладают большими кроющими возможностями, непрозрачны, хотя и разводятся водой. В технике гуаши художники пишут по бумаге, картону, фанере, плотному шёлку. Работы имеют матовую, бархатистую поверхность.
Слайд 10
1.5. Виды живописи Недостаточно знать различные виды красок, виды грунтов. Необходимо также уметь различать виды живописи и технику их использования. Один из самых удивительных видов живописи – энкаустика . Это живопись расплавленными твёрдыми красками, связующей основой которого является воск. В Древней Греции, особенно в период расцвета её искусства ( VI-V вв. до н.э. ), энкаустические картины ценились необыкновенно высоко. Древние картины, написанные энкаустическими красками, дошли и до нашего времени. в этой технике применяются твёрдые краски, и для нанесения их на основу (специально подготовленную доску) используют не кисть, а особые инструменты, каутерии – бронзовые ложечки разных размеров, дно которых имеет килевидную форму.
Слайд 11
Из курса истории все хорошо знают: стенная роспись, которой обычно украшались русские православные храмы, называется фреской . Первые киевские церкви – Десятинная, собор Святой Софии – были богато украшены мозаичными изображениями, выполненными из смальты. Однако создание мозаик – очень длительный и дорогой процесс, поэтому во второй половине XI века они были вытеснены росписями, выполненными по сырой штукатурке.
Слайд 12
До XV века наиболее распространённой техникой живописи была темпера . Готовые темперные краски можно развести водой. Но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается. Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температуры, влажности) живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр).
Слайд 13
1.6. Синтетические красители Красители – химические соединения, обладающие способностью интенсивно поглощать и преобразовывать энергию электромагнитного излучения в видимой и в ближних ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра и применяемые для придания этой способности другим телам. Отличительная особенность красителя — способность пропитывать окрашиваемый материал (например текстиль, бумагу, мех, волосы, кожу,древесину , пищу — пищевые красители) — процессы диффузии и давать цвет по всему его объёму, фиксируясь тем или иным способом на активных центрах.
Слайд 14
2. Химия и прикладное искусство 2.1. Золотая хохлома Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры. Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Слайд 15
2.2. Городецкая роспись Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой , украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 16
Вывод: «Повсюду химия просунула свои руки в дела человеческие», – так говорил Бертло о химии. После написания своей работы я осознала насколько был прав Марселен Бертло в своем изречении. Ведь и вправду, химия окружает нас повсюду. И особенно она видна в искусстве. Благодаря химическим исследованиям учёным удалось установить, какой техникой нужно пользоваться для создания того или иного произведения искусства и для того, чтобы он сохранился до наших дней и более. Анализируя свою работу, я могу сказать, что справилась с поставленною мной задачей. Я изучила влияние химии на искусство, определила её роль в искусстве, а также рассмотрела взаимосвязь этих двух понятий. Моя работа несет исследовательский характер и может быть использована на уроках химии и искусства.
Слайд 17
3. Практическая работа. Тема: «Приготовление натуральных красителей» Цель: Приготовить натуральные красители. Оборудование: Морковь, сковорода, сливочное масло, тёрка, марля (ткань). Ход работы: 1. Начистить морковь и натереть на крупной тёрке. 2. Выложить всё на сковороду. 3. Залить содержимое растопленным сливочным маслом объемом равным объему моркови. 4. Обжаривать 5 минут на медленном огне. 5. Снять сковороду с плиты и дать ей остыть. 6. Отжать смесь через марлю (ткань). Вывод: Я приготовила натуральный краситель оранжевого цвета из моркови.
Слайд 18
1.
Слайд 19
2 - 4.
Слайд 20
5.
Слайд 21
6.
Слайд 22
Список литературы: А.О. Барщ «Техника реставрации», издательство «Искусство», Москва, 1970 год Большая Советская энциклопедия, издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва, 2001 год Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 10 класс», издательство «Просвещение», 1999 год Справочник химических терминов, Бусев А.И., Ефимов И.П., издательство «Просвещение», 1971 год Энциклопедический словарь искусствоведческих терминов. Т, 1.- Л.,1986 год.
Композитор Алексей Рыбников
Сорняки
Мост из бумаги для Киры и Вики
Медведь и солнце
Лист Мёбиуса