Характеристика современных жанров музыки
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_sovremennosti.docx | 43.21 КБ |
Фестиваль педагогического мастерства
«Творческий учитель – творческий ученик»
номинация «Творчество в моей жизни»
Музыка современности: многоголосие жанров
Выполнила:
Сахарава Екатерина
Ученица 8 класса муниципального общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы села Баскатовка, Марксовского района, Саратовской области
Руководитель:
Урядова Юлия Юрьевна
учитель МХК и ИЗО
МОУ-СОШ с.Баскатовка,
Марксовского района,
Саратовской области
Баскатовка 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Историческая характеристика музыкального искусства…………..5
1.2 Происхождение и этапы развития музыки…………………………7
1.3 История музыкального искусства в России ………………………9
2. Музыка современности: многоголосие жанров ………………….11
2.1 Причины появления новых жанров ……………………………….11
2.2 Стили, жанры направления музыки в современной России…12
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..
Введение
Искусство существует в различных видах: литература, театр, графика, живопись, музыка, архитектура, кино, фотография и т.д. Причиной такого разделения является многообразие образов в сфере художественного освоения мира, опирающегося на эстетическое разнообразие действительности. На основе всемирно-исторической практики возникло богатство человеческого духа, развились чувства человека, его глаз, умеющий воспринимать красоту, музыкальное ухо способное понимать мелодию и наслаждаться ей.
Во все времена люди искали и находили способы самовыражения: от наскальных рисунков до сложнейших компьютерных программ. Искусство сопровождало человечество на всех ступенях его развития и обретало различные формы. И одной из них является музыка – вид творчества, зародившийся в древние времена, претерпевший огромные перемены средств и видов, и по праву считающийся одним из наиболее любимых и значимых для человека.
Каждый вид искусства специфически влияет на формирование личности человека. Социологические исследования показывают, что в современной жизни, именно музыка все больше выдвигается на передний план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления, а также непосредственно чувственным особенностям воздействия. Именно этот факт и обуславливает актуальность нашей темы.
Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть музыку как вид искусства, рассказать о новых жанрах и стилях музыки России.
В процессе работы перед нами стояли следующие задачи:
1. Собрать, проанализировать и обобщить материал, связанный с музыкальным искусством
2. Рассмотреть и дать характеристику стилям и жанрам музыкальному искусству современности.
Основными источниками, использованными для написания нашей работы, являлись энциклопедические и интернет ресурсы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1.Историческая характеристика музыкального искусства
1.1 Происхождение музыки
Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль – ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе. В дальнейшем музыка стала неразрывно связана с литературой. Поэтические произведения – сказы, баллады и пр. интонировались мелодией, напевались. Музыка находилась и в синтезе с танцем.
«Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей»[1] , - так звучит одно из определений.
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п. Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос.
Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающая мелодию. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке.
По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств, музыкальные творения практически не уничтожаемы, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.
В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство.
У виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя, а также возможности используемых инструментов.
В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность, поэтому понятие фольклора ассоциируется, прежде всего, с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом. Таким образом, отличие музыки от большинства видов искусств заключается в том, что она по сути своей является процессом.[2]
В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется появление многоствольной свистковой флейты, встречающейся у многих народов мира. Бог Пан, имевший козлиный облик, погнавшись за прекрасной нимфой, потерял ее у берега реки и вырезал сладкозвучную свирель из прибрежного тростника. В этот самый тростник была превращена богами испугавшаяся его прекрасная Сиринга. Другой древнегреческий миф рассказывает об Орфее, прекрасном певце, покорившем злых фурий, которые пропустили его в царство теней Аид. Известно, что своим пением и игрой на лире (кифаре) Орфей мог оживлять камни и деревья. Музыкой и танцем отличались также праздничные свиты бога Диониса. В музыкальной иконографии присутствует немало дионисийских сцен, где наряду с вином и яствами в его окружении изображены играющие на музыкальных инструментах. [3]
После изучения музыки у разных народов, первейших истоков фольклора древнейших племён, было выдвинуто несколько научных гипотез, поясняющих происхождение музыки. По версии одной из них, музыка как вид искусства возникла на основе танца, опирающегося на ритм. Подтверждают эту теорию культура Африки, Азии и Латинской Америки, где в музыке главенствующая роль принадлежит ритму, подвижности, а важнейшие инструменты – ударные.
По другой гипотезе первенство также отдается ритму, лежавшему в основе появления музыки. Последняя же считается результатом трудовой деятельности человека в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда. [4]
«Лингвистическая» теория происхождения музыки рассматривает интонационные основания музыки, связь ее с речью. Человеку необходима была подача звуковых сигналов, что привело его к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент.
Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов[5] .
1.2 Этапы развития музыки
За всю историю существования музыки, выделяют три крупных этапа. Первый этап – фольклор. В Европе он чаще всего отождествляется с такими понятиями как «народный», «примитивный». Здесь не ведётся подразделения на исполнителя и слушателя – все совмещают обе эти роли и являются участниками некоторого общего действа, ритуала.
Он неразрывно связан с бытом человека, охотой, праздниками, играми. Пение и звучание тут параллельны, а в первобытных племенах он был неотделим и от движения.
Мы больше привыкли к крестьянскому музыкальному фольклору, потому что в России он наиболее выражен и сохранился. Но помимо этого существует и городской его тип, характерный для Европы. Это уже более профессиональный тип и характерен он для развитых сообществ. В целом же для фольклора характерна некоторая неорганизованность – тексты нигде не фиксируются, учений фактически нет, а те которые и существуют, передаются через уста, от поколения к поколению. [6]
У второй стадии нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». Здесь, в отличие от фольклора, ярко выражено стремление фиксации и сохранения музыкального текста, обычно с помощью слова, но не в процессе распивания безымянных народных стихов, а с помощью специально сочиненных стихов, прибегая к поэзии. На первый план выдвигается именно качественная составляющая музыки, искусство и техника её написания, что ведёт к появлению запоминаемых канонизированных структур, музыкальных моделей в виде особых метров и ладов.
Ярким примером этого типа музыки служит музыка в Древней Греции («мусическое искусство» – синкретическое явление, объединявшее поэзию, музыку и танец), исламская музыка (средневековая музыка арабов и персов). На этой стадии формируются первые учения о музыке, пишутся музыкальные трактаты.
На третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Этим музыка обязана Европе. Именно здесь первыми подчеркивают необходимость играть музыку, не прибегая к помощи её автора. Если раньше каждый композитор записывал созданную им мелодию на языке, понятном для себя, и, соответственно, никто не мог её исполнить без его консультаций, то сейчас же началось формирование универсальной формы записи, понятной как для записи, так и для чтения абсолютно всем.
Тут же происходит отделение исполнительного искусства и становление его как отдельной сферы, причём крайне важной в реализации музыки. Появляется отдельная категория исполнителей, которые совсем не обязаны являться композиторами, а должны просто у уметь воспроизводить музыку, написанную другими, по нотной записи. Но тут же возникает ярко выраженная потребность в индивидуальных трактовке музыки, варьировании и аранжировке музыкального произведения, записанного нотным языком. Тут начинают обращать внимание на наличие у музыкантов собственного стиля, манеры игры и в целом представления о том, как должна звучать та или иная композиция. Это сделало музыку более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится, манера этого исполнителя мне больше по душе и т.д.
1.3 История русской музыки
История русского музыкального искусства так же делится на этапы.
Эпоху Средневековья разделяют на 3 этапа: до монголо-татарского нашествия (11–13 вв.), московский период (14 – начало 17 вв.).
Основным и фактические единственно существовавшим видим профессионального музыкального искусства было. церковное пение. Эпоха перелома (от воцарения династии Романовых в 1613 по царствование Петра I, начало 18 в.) ознаменовалась укреплением нового стиля хорового многоголосия – партес, привезенный в Москву певцами украинского, белорусского и польского происхождения и основанный на нормах западноевропейского гармонического письма. Очень популярной становится духовная псальма (кант), затем появляются и светские хоровые канты – исторические, военные, любовные, шуточные. Затем идёт 18 в., который часто делят на два периода – послепетровский, в котором. после реформ Петра I происходит смена акцента с церковного песнопения на светское искусство, ориентированное на западный аналог с музицированием не только вокальным, но и инструментальным, и екатерининский (последняя треть века), в ходе которого зарождаются признаки национальной музыкальной школы.
Первая четверть 19 в. - эпоху классицизма и раннего романтизма, нередко это время называют также «доглинкинской» или «предклассической» эпохой. Основные жанры, музыкальный театр, развивается сказочный жанр,трагедия с музыкальными номерами и переводная мелодрама с музыкой разных русских авторов. Широкое распространение в это время получило домашнее музицирование; появилось много музыкальных кружков и салонов. С появлением опер М.И.Глинки (конец 1830-х – 1840-е годы) начинается классический период русской музыки, достигающий расцвета в 1860–1880-е годы. С середины 1890-х годов и до 1917 (вторую дату правильней отодвинуть несколько дальше, к середине или даже второй половине 1920-х годов) постепенно разворачивается новый этап, отмеченный сначала развитием стиля «модерн», а потом иных новых направлений, которые можно обобщить терминами «футуризм», «конструктивизм» и т.д. В истории русской музыки советского периода выделяют довоенный и послевоенный периоды, а во втором из них обозначают как рубеж начало 1960-х годов. С конца 1980-х годов начинается новый, современный период с его разнообразием и многогранностью. Так выглядело развитие музыки в России, самобытное и в то же время позаимствовавшее многое из мирового искусства.
2. Музыка современности: многоголосие жанров
2.1 Причины появления новых веяний в музыке
В настоящее время музыка накопила огромное количество жанров, стилей и направлений которые с ходом времени появляются и уходят в прошлое. Развиваются всё новые тенденции, в музыке отличающиеся от предшествующих совершенной новизной, смыслом, целью. Если начать перечислять жанры и стили музыки – список будет бесконечным, поскольку на границах разных направлений из года в год появляются десятки новых музыкальных течений.
Этому во многом способствует развитие технологий – появляются электронные инструменты и всё новые и новые средства воспроизведения, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь – с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Появляются новые жанры, вызванные изменившимися условиями жизни: музыка к кинофильмам, песни-марши борцов за мир, музыкальные аранжировки к рекламе и т.д Классические формы и жанры наполняются новым содержанием. Создаются произведения, вбирающие в себя особенности разных жанров. Рвутся границы музыкального мира – средства массовой информации и коммерция в этой сфере осуществляют творческий обмен между всеми странами и континентами. Организуются международные фестивали и мировые гастроли наиболее выдающихся музыкальных деятелей. Всё направлено на то, чтобы шёл непрерывный процесс обмена опытом между музыкантами разных стран и направлений, заимствуются музыкальные элементы совершенно противоположных стилей. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые, так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются.
2.2 Стили, жанры и направления современной музыки в России.
На данный момент Россия является одной из ведущих стран в развитии музыкального искусства. На территории нашей страны, развиваются и свободно «проживают» огромное количество музыкальных жанров и стилей. Все они интересны и разнообразны, требуют детального рассмотрения. Одним из крупнейших направлений в российской музыкальном искусстве современности является поп-музыка. Это не только направление, но и целая массовая культура. Песня – это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра. Ключевые моменты в создании pop-композиции – это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов. Поп-музыка – коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Яркими представителями данного направления в России являются такие известные музыканты: Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Валерия, Лариса Долина, Дмитрий Билан, Земфира, Глюкоза, Юлия Савичева, Вера Брежнева, Сергей Лазарев, Егор Крит, Сати Казанова, Стас Пьеха, Елена Темникова, Алсу, Валерй Меладзе. Многочисленные группы, рассчитанные в большей степени на молодое поколение: Иванушки International, Вельвет, Фабрика, Uma2rmaH, Чай вдвоём, Челси, Serebro, Smash, Ранетки, Винтаж, Отпетые мошенники, Дискотека Авария, БиС , Динамит и т.д.
Второе место в первенстве музыкальных направлений в русской музыке занимает рок – музыка. Главенствующая роль в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни, как правило, становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция – утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков. Рок – это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую. Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры: рок-н-ролл инструментальный рок хард-рок глэм-рок панк-рóк ме́тал альтернативный рок
Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений. К сожалению, в России он представлен не так часто, как в других станах, но все же имеет место быть. Джаз – музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование духовых инструментов. Исполнители джаза в России:
XXI век – эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука. Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление: ха́ус (David Guetta, Benny Benassi); техно (Adam Beyer, Juan Atkins); дабстеп (Skrillex, Skream); транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д. Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками
Заключение
Если мы обратим более пристальное внимание на музыку то увидим, что она зачастую начинает объединяться с другими видами творчества, имеющие способность более сильно конкретизировать содержание. Взять в пример синтетические жанры - песня и балет. Здесь музыкальные образы дополняются и конкретизируются другими образами – визуальными или слуховыми. Такое сочетание ведёт к большему и более точному пониманию смысла, заложенного автором. Идёт некоторое переведение на конкретные жизненные образы, ситуации, которые сами по себе воспринимаются людьми. Движение накладываемые на музыку в танце, несёт некий смысл, который, в сочетании с содержанием музыки, даёт более чёткое представление об области, в которой должны распространяться наши эмоции.
В развитии музыки можно выделить три этапа: первый – это фольклор, у второго нет одного точного названия, определяется она по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная», на третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Пройдя через эти три этапа, музыка становиться более разнообразной и «слушательной», началась оценка музыкантов, разделение их по личному восприятию – нравится или не нравится.
Рассмотрев музыкальные жанры, мы можем заметить, как сильно изменилась музыка, какие претерпела изменения ее первоначальная часть. И можно с уверенностью сказать, что благодаря развитию человечества развитие её будет продолжаться вечно, пока существует человек, в голову которого приходят порой самые необычайные идеи.
Музыка отражала все состояния человека – от праздничного до самого утопического, и никогда не оставляла человека, будь то семейные обряды или межнациональные войны. Она помогала людям от начала и по сей день. Гармонично она вписалась и во всю систему искусств – стала прекрасным дополнением ко многим из них и сама нередко была ими приукрашена. Музыка, превосходно вписалась в культуру человека и укрепилась там навсегда, распространившись во все стороны его жизни.
Список использованных источников.
1. Мамонтов, С.П. Основы культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320 с.
2. Финдейзен, Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1–2. М. – Л., 1928–1929
3. Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341 с.
5. Музыкальная эстетика стран Востока [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
6. Античная музыкальная эстетика [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
7. Каган, М.С. Музыка в мире искусств [Текст] – Санкт-Петербург, 1996, 232
8. Конен, В. Рождение джаза [Текст] – М., 1984, 342 с.
9. Гошовский, В.Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) [Текст] – М., 1972.
10. Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923
11. Харлап, М.Г. Народно-русская музыкальна система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства [Текст] – М., 1972
12. История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997
[1] Мамонтов, С.П. Основы культурологи [Текст] – М.: Олимп, 1999, 320 с.
[2] Асафьев, Б. Русская музыка XIX и начала XX века. – 2-е изд. / Б. Асафьев – Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1979. – 341 с.
[3] Античная музыкальная эстетика [Электронный ресурс]. ̶ 1 электрон, опт. диск (CD-ROM)
[4] Бюхер, К. Работа и ритм [Текст] – М., 1923
[5] Харлап, М.Г. Народно-русская музыкальна система и проблема происхождения музыки. Ранние формы искусства [Текст] – М., 1972
[6] Гошовский, В.Л. У истоков народной музыки славян (очерки по музыкальному славяноведению) [Текст] – М., 1972
[7] Финдейзен, Н.Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, тт. 1–2. М. – Л., 1928–1929
[8] История русской музыки [Текст] – тт. 5–10. М., 1983–1997
[9] , В. Рождение джаза [Текст] – М., 1984, 342 с.
На берегу Байкала
Любимое яичко
Дерево в снегу
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Огонь фламенко