Самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Данная работа – это ещё одна попытка решения отмеченной проблемы. Таким образом, актуальность данного исследования очевидна.
Цель исследования - изучить историю лепки; ознакомить с материалами лепки; изучить приёмы и технику лепки из пластилина.
Объектом исследования данной работы является деятельность учащихся на уроках трудового обучения и во внеурочное время.
Предмет исследования: техника лепки.
Анализ решения проблемы позволил сформулировать гипотезу: последовательная и систематическая лепка из пластилина, действительно влияет на развитие творческих способностей учащихся, что благотворно отражается на процессе учебной деятельности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДАЛЕКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Направление: технология
ЧЕМ ПОЛЕЗНА ЛЕПКА?
Работу выполнили: Колеснёв Михаил, Османов Руслан - ученики 2 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далековская СШ» муниципального образования Черноморский район Республики Крым Научный руководитель: Сулейманова Лемара Февзиевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Далековская СШ» муниципального образования Черноморский район Республики Крым |
с. Далекое – 2015 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………. 3 - 6
Основная часть:
Раздел 1. История лепки из пластилина
1.1. Инструменты для лепки………………………………….....7 – 10
1.2. Правила поведения и меры предосторожности………...…10
Раздел 2. Основные приёмы и техника лепки
2.1. Основные приемы лепки пластилином………………...…10-11
2.2. Техника лепки из пластилина……………………………….11-14
2.3. Способы лепки пластилином ………………………………. 14-16
Раздел 3. Экспериментальная работа
3.1. Виды работ…………………………………………………………...16
Заключение ………………………………………………………………………….. 17-19
Список литературы …………………………………………………………..... 20
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Чем полезна лепка?
Введение
У всех людей есть дело, которым они занимаются с удовольствием: кто-то поёт, кто-то рисует, а мы любим лепить из пластилина. У нас есть книжки, которые нам помогают в этом деле, но частенько мы лепим то, что видим вокруг. И знаете, у нас неплохо получается. Нам нравится лепить, и мы делаем это с увлечением.
А началось всё с того момента, когда наша учительница принесла в класс детскую энциклопедию. Больше всего нас заинтересовали книги о животных. Сначала мы рассматривали картинки, затем, когда научились читать, читали о животных разных стран. Пробовали срисовывать понравившееся животное, потом начали лепить. Лепка оказалась интересней. Так мы и втянулись. Лепка занимает все наше свободное время. Лепим дома, в школе. Нашим родителям очень нравится наше увлечение. Хотя, многие родители считают пластилин весьма «опасным» для домашней обстановки материалом: липнет ко всему и оставляет жирные пятна.
А ведь лепка - чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т.е. при работе с пластилином массируются определенные точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. Таким образом, польза от занятий лепкой огромна.
В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.
Дети обязательно должны выражать свои чувства, эмоции и фантазии, свое отношение к окружающему миру. Пластилин – это удивительный материал. Он не только дает нам возможность реализовать свой творческий потенциал, помогает сформировать эстетический вкус, но и учит нас жить в гармонии с природой.
Некоторые родители считают, что вполне достаточно занятий лепкой в детском саду, в школе, а дома можно и не лепить.
Давайте не будем бояться беспорядка в доме. Дайте детям в руки пластилин, тесто ... Сядьте рядом с ребенком, и Вы окунетесь в детство, а Ваш ребенок будет счастлив, лепить вместе с вами.
Специалисты, которые занимаются изучением детской речи, давно установили, что центры мелкой моторики тесно связаны с речевой функцией. Ученые рекомендуют стимулировать речевые навыки ребенка путем тренировки пальцев рук, что в свою очередь подготавливает кисть и пальчики к письму. Практика показывает, что многие первоклассники сталкиваются с большими трудностями при овладении письмом. У них быстро устают руки, им тяжело писать, появляется боль, дрожь и слабость в кистях рук. Поэтому дети становятся нервными, часто плачут и отказываются выполнять письменные задания. Большинство младших школьников теряют интерес к письму из–за чувства неудовлетворенности своими результатами и возникающих болевых ощущений.
Лепка дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления и, что самое главное, для улучшения тонкой моторики пальцев и кистей рук.
Кроме развития моторики, мышления и речи, занятия лепкой помогают ребенку проявить себя в творческом процессе и закладывают фундамент креативной и самостоятельной личности.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия учителей и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Данная работа – это ещё одна попытка решения отмеченной проблемы. Таким образом, актуальность данного исследования очевидна.
Цель исследования - изучить историю лепки; ознакомить с материалами лепки; изучить приёмы и технику лепки из пластилина.
Объектом исследования данной работы является деятельность учащихся на уроках трудового обучения и во внеурочное время.
Предмет исследования: техника лепки.
Анализ решения проблемы позволил сформулировать гипотезу: последовательная и систематическая лепка из пластилина, действительно влияет на развитие творческих способностей учащихся, что благотворно отражается на процессе учебной деятельности.
В соответствии с поставленной целью определились следующие задачи:
При проведении исследования были использованы следующие методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, описание, эксперимент, обобщение, поисковый метод.
Пластилин - материал для лепки, состоящий из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих его высыханию. Само же название «пластилин» происходит от итальянского plastilina и древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Пластилин – один из первых материалов для детского творчества, и к тому же самый простой способ организовать досуг ребенка.
Изобрели пластилин не так давно, это произошло в позапрошлом веке в Англии. В 1897 году учитель Вильям Харбатт задался целью придумать для своих учеников материал для лепки, который можно было бы применять много раз, лепить из которого было бы легко и приятно. Получившийся в результате химических опытов пластилин мистера Харбатта был серым и скучным на вид, однако быстро обрел популярность. Его стали делать массово, на заводах, раскрасили его с помощью красящих пигментов.
Пластилин имеет множество преимуществ – он почти не вымазывает кожу рук, может быть мягким и почти застывшим, в зависимости от температуры воздуха, его можно применять многократно, он не портится и не теряет мягкости.
Каким же должен быть хороший пластилин? Хороший пластилин не должен липнуть к рукам, крошиться и трескаться, в то же время он легко разминается и хорошо держит форму. Кроме обычного пластилина в наше время на прилавках магазинов можно встретить и всевозможные его разновидности: шариковый пластилин; пластилин, затвердевающий на воздухе; светящийся пластилин; скульптурный пластилин; пластилин на растительной основе для годовалых малышей и др.
1.1. Инструменты для лепки
Хорошие инструменты и приспособления, нужные для осуществления творческого процесса, приносят радость и удовольствие от самой лепки, позволяют скрупулезно проработать детали определенной фигуры.
Важным инструментом для лепки является рабочая доска, которая служит не только для того, чтобы предохранить поверхность стола от пластилина, но и для образования базовых форм. Исходные заготовки из пластилина, раскатанные на хорошей рабочей доске, имеют гладкую и ровную поверхность, чего весьма трудно добиться только руками. В продаже имеются специальные пластиковые доски для занятий лепкой, но они больше подходят для уроков труда в школе. Деревянная доска может быть круглой или прямоугольной. Оптимальные размеры для нее – квадрат со сторонами по 25–30 см и толщиной доски 2–3 см. Для того чтобы доска не скользила по поверхности стола, можно приклеить с ее обратной стороны кусочки мягкой ткани.
Одним из главных инструментов при лепке является стека, которая должна быть легкой, небольшой, а главное – безопасной. В продаже имеются целые наборы стек различной формы, которые позволяют прорабатывать детали поделок из пластилина. Практически каждая коробка с пластилином содержит как минимум одну стеку из пластмассы, которой можно разрезать бруски материала на кусочки. Также можно пользоваться обычным одноразовым ножом из пластика, который имеет лезвие с мелкими зубцами или, наоборот, ровное, а обратная его кромка – прямая. Она может использоваться как линейка и для проработки определенных форм и пропорций.
Стеки изготавливают из пластмассы или дерева. Пластмассовой стекой очень удобно удалять прилипший к поверхности пластилин, не боясь при этом поцарапать покрытие стола или пола.
В некоторых случаях для разрезания пластилинового бруска стека не подойдет, так как может потребоваться тонкий и точный разрез или расслоение. В таком случае пользуются резачком, который можно приобрести в магазине для творчества или изготовить самостоятельно. Таким резачком легко формовать тонкие заготовки для какой-либо поделки.
Мелкие детали на пластилиновых заготовках, тонкие прожилки на листочках, глаза, узорные линии и пр. неудобно выполнять стекой, а лучше использовать для этого остро отточенный карандаш или зубочистку.
Пластмассовая скалочка – замечательный инструмент, которым очень удобно раскатывать пластилин на тонкие пластины. Такие скалочки могут входить в комплект с пластилином или продаваться отдельно. Самое главное, чтобы пластилин при работе не прилипал к ее поверхности.
Часто в комплекте к скалочке прилагается набор пластмассовых или металлических формочек. Они могут выполняться в виде фигурок различных животных, а также листьев, фруктов, овощей и пр. Готовые формочки – прекрасный вариант для тех, кто любит создавать картины из пластилина. К тому же формочки помогут выполнить фигурки из затвердевающего пластилина, которые затем можно использовать для декорирования каких-либо поверхностей.
Для раскатывания ровных и длинных пластилиновых жгутиков или валиков пригодится деревянная или пластмассовая дощечка. А для того чтобы получить длинные и ровные жгутики, можно использовать одноразовый шприц без иглы.
Для хранения пластилина следует использовать пластиковые контейнеры или ведерки из-под майонеза. Пластилин в них будет защищен от пыли и мусора. В таких контейнерах также удобно хранить небольшие поделки.
Для получения рельефной поверхности можно использовать пластмассовую расческу, которой удобно наносить, к примеру, волны на пластилиновой картине или прорисовывать ствол дерева.
Для выставки детских работ потребуется картон, который должен быть достаточно жестким для того, чтобы не прогнуться под тяжестью поделки или целой композиции.
Подставка из картона также предохранит поверхность полки от пятен. Для этой цели прекрасно подходят упаковочные коробки, которые можно сразу нарезать на отдельные заготовки. Для маленьких работ, например фигурки человека, можно использовать жестяную крышку для консервирования. Пластилин к ней прилипает легко, а сама крышка довольно устойчива на поверхности стола или полки.
Немаловажным предметом является тряпка, которой после работы оттирают рабочие инструменты и руки от пластилина. Она должна быть из мягкой хлопчатобумажной ткани, которая легко впитывает пластилин.
При занятиях с пластилином следует предохранять одежду ребенка от пятен и кусочков материала, поэтому работать следует в специальном рабочем халате.
1.2. Правила поведения и меры предосторожности
При работе с ним следует следить, чтобы он не падал на пол, а лучше всего застелить пол вокруг мастера старыми газетами, которые потом можно будет просто выбросить и избавить себя от необходимости очищать с ковра и пола прилипший пластилин.
Нельзя брать пластилин в рот, а во время лепки не следует трогать руками лицо, глаза и одежду. После работы с пластилином следует тщательно вымыть руки с мылом и вытереть их сухим полотенцем. Не стоит трогать тетради, книги и другие принадлежности грязными от пластилина руками, так как на предметах останутся жирные пятна.
Не стоит лепить из грязного пластилина, а чистый пластилин можно использовать несколько раз, даже если он стал непонятного цвета.
Поделку, которая не получилась, не стоит сминать в один комок; нужно аккуратно разобрать ее по цветам, так как чистые цвета всегда могут пригодиться для другого изделия.
После занятий лепкой всегда нужно убирать свое рабочее место. Рабочую доску следует очищать от пластилина стекой, а с пола собрать пластилин и по возможности рассортировать его по цветам или убрать в отдельный контейнер, в котором хранятся чистые остатки разноцветного пластилина.
Готовую или неготовую поделку убирать в коробку для поделок.
Стеки протирать чистой тряпкой и убирать в коробку или пакет.
2.1. Основные приемы лепки пластилином
Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
2.2. Техника лепки из пластилина
Кусок пластилина, отделенный от бруска, попав в руки мастера, начинает оживать, и теперь ему можно придать любую форму. Предварительно пластилин следует хорошо размять в руках до такого состояния, чтобы из него легко было скатать самую простую форму – шар, конус или цилиндр.
Шар, пожалуй, основная форма, из которой легко получаются все остальные. Несмотря на то, что это самая простая форма, но скатать идеально ровный шар получится не сразу и не у каждого.
Шар большого диаметра (около 3–3,5 см) лучше катать на поверхности (рабочей доске) круговыми движениями ладони, но давить на комок пластилина следует так, чтобы постоянно чувствовать толщину материала под рукой. Катать пластилин по доске следует равномерно, касаясь каждой его точкой, и придавливать ладонью более выпуклые и толстые места для того, чтобы выровнять комок во всех направлениях. Придать идеальную форму шара комку пластилина также помогают глаза, которые хорошо знают его форму и всегда заметят неровности и ошибки.
После того как шар скатан на доске, его следует обкатать в ладонях, для того чтобы он стал совершенно гладким. Каждый раз, катая в руках комок пластилина, получают совершенно другой шар по сравнению с предыдущим. Иногда шарики получаются похожими на яйцо или камешек с морского побережья, но со временем можно достигнуть идеальной формы; главное – постоянно тренировать руки, и тогда шары будут получаться идеальной формы.
Цилиндр. Шар является главной из всех исходных форм, теперь из него может получиться цилиндр, для чего необходимо раскатать шар между ладоней в направлении туда-сюда. Такой цилиндр, скорее, будет похож на «колбаску» и подойдет для поделки, в которой не требуется идеальной формы цилиндр.
Для того чтобы получить цилиндр с достаточно ровной и гладкой поверхностью, можно воспользоваться дощечкой, прокатывая кусок пластилина между двух поверхностей также в направлении туда-сюда.
Цилиндр удобно раскатывать на доске прямыми пальцами рук, нажимая на его середину и перекатывая пластилиновый шар в направлении туда-сюда. Постепенно под давлением рук шар превратится в цилиндр. Раскатывая цилиндр на доске с помощью рук, можно получить достаточно гладкую и ровную поверхность. При раскатывании шара в цилиндр его длина увеличивается, а диаметр уменьшается, а для того чтобы цилиндр получился ровным, нужно равномерно нажимать на пластилин по всей длине. Пальцам рук следует своевременно менять свое положение и силу надавливания, для того чтобы добиться идеальной формы.
Катание продолжается до создания цилиндра нужного размера.
Конус. Базовая форма конуса также получается из шарика. Для чего его кладут на доску и пальцами перекатывают одну половину шара по доске в направлении туда-сюда.
Одна часть шара сохранит первоначальную форму, а вторая вытянется и станет длиннее и тоньше. Таким образом, рабочая доска выполнит боковую поверхность конуса. При раскатывании шара в конус следует давить на пластилин не сильно и равномерно. Полученный конус сначала имеет сферическое основание, на котором он стоять не может, но такой конус можно использовать в качестве кроны дерева. А для того чтобы основание стало плоским и устойчивым на поверхности, необходимо пальцами взять конус за вершину, поставить выпуклым основанием на поверхность, слегка прижать и повернуть вокруг оси.
Пластина или лепешка. Кажется, что нет ничего проще, чем раскатать пластилин в лепешку, но для этого также следует приложить старание и приобрести некоторый опыт. Пластина в большинстве случаев должна быть достаточно плоской, ровной, гладкой и одинаковой толщины. Очень удобно раскатывать из пластилина пластину с помощью специальной скалочки, но если таковой нет, то можно воспользоваться любым пластмассовым предметом цилиндрической формы. В таком случае получается достаточно ровная и гладкая пластина, из которой стекой или формочками легко вырезать нужные детали.
Пластину или лепешку можно выполнить руками, для чего следует изначально скатать шар нужного размера, а затем расплющить его руками – большим и указательным пальцами. При этом пластилин следует равномерно оттягивать во всех направлениях, для того чтобы получить аккуратную и одинаковую по толщине пластину. А для того чтобы поверхность пластины стала более ровной, ее нужно положить на рабочую доску и придавить сверху дощечкой.
Жгуты и жгутики. Жгуты и жгутики получаются из исходной формы – цилиндров, для чего их раскатывают до нужной толщины и длины.
При раскатывании длинного жгута средней толщины пользуются дощечкой или всей ладонью, стараясь равномерно надавливать на материал, для того чтобы получить ровную заготовку.
Маленькие тонкие жгутики раскатывают кончиками пальцев; и чем сильнее давить на пластилин, тем тоньше получится жгутик. Жгуты и жгутики часто используют в самых разных пластилиновых поделках, из них прекрасно получаются контурные рисунки и узоры на различных поверхностях. Полоска. Полоски разной толщины, длины и ширины легко получить из скатанных жгутов, для чего их просто нужно расплющить руками, прокатать скалочкой или придавить дощечкой.
Для того чтобы большой кусок легче было размягчить, его следует разрезать на несколько более мелких и разогреть каждый в отдельности, а затем соединить в единый комок.
2.3. Способы лепки пластилином
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Формы организации детей на занятиях разнообразны: индивидуальное выполнение, в парах, когда двое договариваются и планируют совместную деятельность, в группах. При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении, диагностика проводимая в конце года, всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей.
Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.
3. Экспериментальная работа
3.1. Виды работ.
Мы очень любим лепить из пластилина, поэтому дома в свободное время занимаемся лепкой. Хотим предоставить наши работы для просмотра, и рассказать на какие наши способности повлияла лепка из пластилина.
Заключение
Как было сказано ранее, из всех видов детского творчества максимально стимулировать развитие творческих способностей у детей способно либо рисование, либо лепка из пластилина. И кое в чем лепка оказывает на ребенка даже лучшее воздействие, чем то, же рисование – во время нее происходит развитии правого полушария головного мозга, отвечающего за творческое мышление, мелкую моторику рук и пространственное воображение. Целью нашей работы было доказать на примере, что систематическая и последовательная лепка из пластилина имеет не маловажное значение на развитие творческих способностей младших школьников.
В процессе данной работы была проанализирована и проработана методическая и теоретическая литература. Нами были изучены различные техники лепки и способы.
Задачи поставленные в начале исследовательской работы решены. Их выполнением нам удалось подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы: последовательная и систематическая лепка из пластилина действительно влияет на развитие творческих способностей, что благоприятно отражается на процессе учебной деятельности.
Результаты исследовательской работы подтвердились, так как мы уже долгое время занимаемся лепкой из пластилина, это благотворно влияет на процесс учебной деятельности.
Для развития с психологической точки зрения
Для эстетического развития:
Для развития художественных способностей:
Для самовыражения:
Для решения воспитательных задач:
Лепка помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость.
Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, что очень важно для выполнения разнообразных бытовых и учебных действий. Благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге), отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Занятие лепкой нам очень хорошо помогают в учебном процессе. Учимся отлично, замечательная память, красиво и аккуратно пишем в дневнике и тетрадях, развита речь и другие психические процессы.
Тетради Патюка Руслана – левша.
Список литературы
1. Расщупкина С.Ю. «Лепка из пластилина», 2010. -219с.
2. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Уроки творчества» – Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004.
3. «Пластические искусства: краткий терминологический словарь».- М., 1995.
4. Комарова Т. С. « Детское художественное творчество». - М., 2005.
5. Оралбекова Т. Ш. «Методическое пособие». – Ал. 1998.
6. Сухомлинский В. А «Педагогика»
7. Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)
8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965. С. 318.
9. Давыдова Г.Н. Пластилинография. - М., 2006.
10. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. М.: Просвещение, 1980.
Всему свой срок
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Сказка "Узнай-зеркала"
Сочные помидорки
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?