Точение из дерева булавы.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект "Булава - оружие русскиз воинов" | 148.5 КБ |
Управление образования администрации
муниципального образования Вязниковский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мстерская средняя общеобразовательная школа
Вязниковского района»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
« Булава – оружие русских воинов»
Выполнил: Саламатов Максим
Ученик 8 «А» класса
Проверил: Новожилов
Евгений Леонидович
Мстёра
План
| 3 |
| 4-5 |
| 6-15 |
| 16 |
| 17 |
| 18 |
| 19 |
1. Обоснование темы.
Я давно занимаюсь изучением древнерусского оружия. Все началось еще с раннего детства, когда я начал изготавливать из деревянных досок копии боевых мечей и игрушечных сабель. Позже моё увлечение переросло в неподдельный интерес. На уроках истории в 5,6,7 классах я познакомился с древнерусским зодчеством, в том числе и с видами изготавливаемого в то время оружия. Позже неоднократно были совершены экскурсионные поездки в города Древней Руси: Суздаль, Владимир, Муром, Нижний - Новгород. В городе Муроме я побывал в музее. Рассматривая экспозицию музея я увидел на стене табличку с надписью «Оружие и доспехи русского войска 9-16 в.в». Моё увлечение не дало пройти мне мимо этого зала. Он был разделён на две части: на оружейную и экипировочную. Конечно же, сначала я направился в сторону первой половины. На витринах лежало множество мечей, кинжалов, сабель, топоров, кистеней, но моё внимание привлекло шипастое шарообразное металлическое изделие на деревянной ручке. Я не мог не узнать - это была булава. Покрытая лаком рукоять создавала эффект потертости и старости вида, а металлический шар с шипами издали напоминал свернувшегося в комочек ёжика. В автобусе по дороге домой у меня не выходила из головы мысль о том, где бы приобрести такую булаву? И вдруг меня осенило, а почему бы мне не сделать булаву своими руками? Именно эта поездка вдохновила меня на изготовление этого старого, прошедшего через многие века и поколения, но столь важного для того времени оружия. Было решено выточить ее из дерева на токарном станке.
2. Историческая справка
Булавы появляются еще в древности, распространение их в русском войске в одиннадцатом веке – результат юго-восточного влияния.
Железных и бронзовых наверший древнерусских булав найдено более 100.Их собирательное древнерусское название – кий.
К числу древнейших древнерусских находок относятся железные
навершия (реже – бронзовые) в форме куба с четырьмя крестообразно расположенными массивными шипами.
Производство булав достигло рассвета в 12-13 веках, когда появилось бронзовое литье навершия совершенной и сложной формы с четырьмя и двенадцатью пирамидными шипами.
Они датируются ещё в 9-11 веками. Немногим позднее появляется их упрощенная форма - куба со срезанными углами. Роль шипов играли пирамидные выступы. Такие булавы были наиболее распространены в 12-13 веках (почти половина находок), применялись и простым населением, включая крестьян. Вес наверший составлял 100-350 г. Иногда встречались булавы- клевцы.
Они были такой же формы, как предыдущие, но с одной стороны снабжались клювовидным выступом. В 12-13 веках распространяются бронзовые, залитые свинцом булавы сложных форм с 4-5 пирамидными шипами. Иногда они золотились. Масса
их наверший составляла 200-300 г. Распространяются и бронзовые
навршии шипами того же веса, иногда с декоративными выпуклостями вокруг шипов. Это был второй по распространенности тип - более четверти находок. Помимо булав с шипами, применялись булавы с шаровидными навершиями, чаще
железные, а также многолопастные булавы. Их вес был 150-180 г.
Оружие преимущественно конных воинов, предназначенное для
нанесения быстрых ударов в любом направлении. Конструктивно,
булава представляет собой металлический набалдашник, закрепленный на деревянной рукояти. Следовательно, ее изготовление сводиться к изготовлению набалдашника и рукояти,
с последующим креплением набалдашника на рукоять.
С 13 века начинается использование шестоперов.
Булавы были более распространены на юге Руси, особенно в Киеве,
чем на севере. Они были оружием, как конницы, так и пехоты. Длинна рукояти в среднем была не менее 50-60см. Булава (от общеславянского bula — шишка, желвак, ком, набалдашник) — холодное оружие ударно- раздробляющего действия с деревянной или металлической рукоятью (стержнем) и шаровидной головкой — ударной частью, нередко снабжённой шипами (такое оружие ещё называют Моргенштерном).
Различают обычную шарообразную булаву и шестопёр или пернач, к головке которого приваривались рубящие кромки.
Булава является вполне логичным развитием палицы. Первые булавы с каменной головкой появились в неолите, с металлической — в бронзовом веке. Это оружие характерно для Древнего Востока.
Булава получила широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в 13-17 вв., но постепенно утратила боевое значение и стала символом власти военачальника.
До 19 века она служила символом власти и достоинства у турецких пашей, польских и украинских гетманов. У казаков сохранилась до начала 20 века под названием насеки, как принадлежность станичных и поселковых атаманов. В 20 веке служила знаком отличия.
3. Технологическая и техническая документация
Техника безопасности при работе
на токарном станке по обработке древесины.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при работе
на токарном станке по дереву.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К работе на токарном станке по дереву допускаются лица, прошедшие инструктаж по
охране труда.
К работе на токарном станке по дереву допускаются учащиеся с 6-го класса.
1.2. Опасные и вредные производственные факторы:
— травмирование глаз отлетающей стружкой при работе без защитных очков и без
защитного экрана;
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
Правила техники безопасности при ручной обработке древесины.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при ручной
обработке древесины.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
1.1. К работе по ручной обработке древесины допускаются лица, прошедшие инструктаж
по охране труда.
К работе по ручной обработке древесины допускаются учащиеся с 5-го класса.
1.2. Опасные и вредные производственные факторы:
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
3.8. Не допускать захламленности верстака отходами и стружкой.
3.9. Очищать струги (рубанок, фуганок, шерхебель) от стружки необходимо не рукой, а
деревянными клиньями
3.12. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
4.1. В случае неисправности рабочего инструмента, его затуплении прекратить работу и
сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру).
4.2. При возникновении пожара в помещении мастерской эвакуировать учащихся.
сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага
возгорания огнетушителями, водой или песком.
4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю, мастеру), оказать
первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное
учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ.
5. Экономическое и экологическое обоснование.
При изготовлении булавы мы использовали древесину, которая в отличие от пластмасс, является экологически чистым продуктом. При работе не происходило загрязнения окружающей среды вредными выбросами, как от химического производства.
Стоимость изготовленного изделия можно вычислить следующим образом:
С = С лака + С эл.энергии
Все работы по изготовлению деталей и сборке изделия проводились в дневное время без принудительного освещения. Сушка изделия проводилась естественным путем, поэтому затраты на освещение и сушку я рассчитывать не буду.
Общие затраты на изготовление булавы составили:
С = 14,00 + 9,66 = 23,66 руб.
Э.В. Рихвк «Обработка древесины в школьных мастерских», Москва, «Просвещение», 1984 г.
М.И. Негримовский « В школьной мастерской», Москва, «Детская
литература», 1965 г.
В. Калашников Энциклопедия тайн и загадок «Чудеса света», Москва,
«Белый город», 2008 г.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как нарисовать лимон акварелью
Что общего у травы и собаки?
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Выбери путь
Философские стихи Кристины Россетти