В исследовательской работе рассказывается об изготовление красок из натуральных материалов.
Вложение | Размер |
---|---|
Секреты акварели. | 848.98 КБ |
Оглавление:
1. Введение
1.1 Актуальность и новизна. 2
1.2 Цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, гипотеза. 2
2. Основная часть 3
2.1 Теоретическая часть.
2.2 Практическая часть.
3. Заключение.
4. Список литературы.
1. Введение
Актуальность. «Засевали семь сестёр поля белого простор чудесами, словно в сказке, а зовут волшебниц…» (краски). Именно краски занимают огромное место в нашей жизни…
Мы порой их даже не замечаем, а ведь даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим, наверное, стать великим художником... Кому при этом не известны акварельные краски? Смочишь водой мягкую кисть, наберёшь в неё краску… Потом коснешься бумаги – и загорится весёлый мазок. Ещё мазок, ещё! И получается изображение. Акварелью можно написать картину о природе. Каждую осень я наблюдаю, как листья на деревьях из зеленых превращаются в разноцветные. Эти явления я описал в проекте «Кто раскрасил листья». В процессе своих исследований я узнал, что в листьях изначально находятся красящие вещества, а под воздействием различных реакций они меняют цвет из-за пигментов, находящихся в них. Я решил продолжить исследования и узнать, как из разных растений получаются различные оттенки цвета и попробовать сделать природные (естественные) краски в домашних условиях…Но вот проблема: Из каких растений получатся натуральные краски для рисования? Каков срок годности таких красок?
1.2 Цель, задачи, объект исследования, предмет исследования, гипотеза:
Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я поставил перед собой цель: Узнать, можно ли изготовить акварельные краски в домашних условиях, используя только природные материалы. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: 1.Изучить и проанализировать различные источники по данной теме. 2.Провести собственные исследования по выделению из растений красящего пигмента и получить природные (естественные) краски в домашних условиях. 3.Провести социологический опрос (анкетирование) среди одноклассников. 4.Сопоставить полученные результаты теоретического и эмпирического исследования. 5.Сравнить преимущества и недостатки акварели (натуральных красок) и синтетических красок, которыми пользуются дети. 6. Сделать выводы. Перед началом работы я выдвинул гипотезу: Природные краски можно приготовить самостоятельно, если узнать секрет способа их изготовления.
Объект исследования: различные растения, ягоды, корнеплоды.
Предмет исследования: процессы, влияющие на способы получения из растений красящих веществ. Методы: Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Теоретические: поисковый (изучение и анализ литературы и Интернет -источников), сравнение, причинно-следственный анализ, обобщение.
2. Основная часть
2.1Теоретическая часть.
Изучая теоретический материал я узнал, что термин «акварель»
(от латинского agua –вода, водяные краски) имеет несколько значений. Во-первых, он означает живопись специальными водорастворимыми красками. Во–вторых, его употребляют для непосредственного обозначения самих акварельных красок. И, наконец, в-третьих, так принято называть сами работы, выполненные акварельными красками. Акварель была известна еще в глубокой древности. Её история начинается с Китая после изобретения бумаги во втором веке нашей эры. Там же появились первые рисунки акварелью Рис 2 . В Европу акварельная живопись вошла в начале 19 века. Большим шагом в развитии русской акварели явилась организация и открытие в 1880 году «Общества русских акварелистов», первым председателем которого стал Альберт Бенуа (Приложение I,рис 1). В 1918 году Общество акварелистов к большому сожалению прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не умерла — ею занимались и занимаются художники всех существующих союзов и объединений. В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок:
1.Твёрдые краски, имеющие вид плиток различной формы. Их используют для выполнения чертёжных работ, плакатов. Хотя высшие сорта этих красок пригодны и для живописи. Более дешёвые предназначены для детей и школ Рис. 3.
2. Мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки или тюбики. Такие краски отлично подходят для создания картин большого формата, они практически не пачкаются друг об друга, так как выдавливаются на палитру по мере необходимости Рис. 4.
3. Жидкие акварельные краски идеальны для работы с аэрографом. Их выпускают в небольших баночках и пузырьках (от 29 до 35 мл) или в более крупных бутылочках. Годны к применению непосредственно из баночек или после разведения водой. Рис. 5.
Акварель –единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Связующим акварельных красок являются растительные прозрачные клеи — гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Кроме того, связующими являются мёд, сахар –леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы –бальзамы. Смолы придают краскам способность не так легко размываться при высыхании. Акварельные краски содержат также глицерин и инвертированный сахар, что делает их пластичными. Глицерин удерживает влагу, не даёт краскам пересыхать и становиться хрупкими.
Краски делятся на две группы — теплые и холодные. К теплым относятся желтые, оранжевые, красные, коричневые, то есть все краски, которые в основе своей содержат то или иное количество красного или желтого цвета.
К группе холодных — голубые, синие, зеленые, фиолетовые, если в них преобладают холодновато-синие оттенки. Зеленые, фиолетовые, серые и черные цвета могут быть как холодными, так и теплыми в зависимости от особенностей колера и влияния окружения.
Цвета синий, желтый, красный — основные, остальные, полученные путем смешения, считаются производными — теплыми или холодными в зависимости от состава красок. Даже такие нейтральные цвета, как серый и черный, содержат бесчисленное множество нюансов, которые подчас трудно определить по качеству цвета.
Итак, я узнал, что такое акварельные краски, где они появились впервые, какие виды их бывают, из каких веществ их делают. Воспользовавшись этими знаниями, я сделаю свои краски.
2.2 Практическая часть.
Из теоретических источников я узнал, что существует несколько способов изготовления красок. Попробуем доказать это практическим методом.
Исследование № 1. Извлечение красящих веществ из растений.
Для этого нам понадобились:
1. Растительное сырье: Луковая шелуха, капуста краснокочанная, капуста брокколи. морковь, свекла, клюква. Рис.
2. Оборудование: плита, кастрюля, блендер, стаканчики, сито, палитра- 2 штуки.
Извлечь из клеток растений красящее вещество можно с помощью изготовления отваров. При нагревании оболочка клеток разрушается, и вещества выходят из клеток в воду. Для этого растения измельчил в блендере. Рис. Брал каждое измельченное растение в количестве 50 гр на 100 гр. воды Рис Чтобы отвар был концентрированным и густым, кипятил его 10 минут, Рис для получения насыщенного цвета, а затем процеживал через сито Рис. Отвар разлил по стаканчикам и пронумеровал. Рис. Затем разлил по ячейкам в палитре. Таким образом, я получил несколько окрашенных отваров. Рис.
Вывод: я смог извлечь из растений красящее вещество, увидел, как при нагревании растения окрашивают воду, что говорит о разрушении оболочки клеток растений и выхода красящих веществ.
Исследование № 2. Анализ цветов и красок.
Чтобы нагляднее видеть, что у меня получилось, составил таблицу.( Приложение II,Таблица №1. А чтобы дать название цвета каждому растению, применил таблицу цветов (Приложение II, Рис. )
Краски получились матового цвета Рис. Заметил, как меняется цвет клюквы №2: в палитре он красный, а на бумаге, пурпурно- красный, на мой взгляд, с фиолетовым оттенком. Также цвет № 4: отвар краснокочанной капусты тоже изменил цвет на бумаге Рис. Так как я уже работал с антоцианами в предыдущем проекте, сразу понял, что произошла реакция антоциана с водой. Вода - это нейтральная среда и при попадании антоцианов цвет меняется на фиолетовый. Позже и в палитре №1 цвет, полученный из краснокочанной капусты – фиолетовый, поменялся на изумрудно- зеленый.
Отдельно я решил сделать краски зеленого цвета. Я взял еловые иголки и сделал отвар Рис.. Цвет получился бледно-зеленый. А на бумаге его вообще не видно. Укроп у нас тоже зеленого цвета. Тут я попробовал добыть цвет двумя способами: Рис 1. Отвар, как обычно делал и 2. С помощью нагретого спирта сделал вытяжку из укропа. Сначала цвет отвара получился бледнее, чем вытяжка Рис. Но позже, дня через три, цвета стали одинаковые Рис. Для меня важно получить безопасные краски, поэтому я выбираю отвар укропа.
Нарисовал рисунок красками №1, бумага не размокла, цвета получились яркими, но сама цветовая гамма не настолько насыщена цветами, как бы того хотелось Рис.
Я решил получить новые цвета красок путем смешивания отваров. Знаю, что цвет отваров может меняться, если добавить в него кислоту. Для этого беру новую палитру, присваиваю ей № 2 Рис ?. В каждую ячейку с отваром добавил лимонный сок. Попробовал нарисовать на бумаге и увидел разницу с цветом красок в палитре №1. Результаты опыта в таблице (Приложение II, Табл. 2). На следующий день краски мои подсохли. Я еще раз нарисовал образцы на листе бумаги Рис и увидел, что цвета из той и другой палитры стали насыщеннее. (Приложенние II, Рис).
Вывод: В палитре 1 краски получились матового цвета, а в палитре 2 глянцевые и на бумаге выглядят насыщеннее. Для изготовления красок выбраны все краски, кроме клюквы, так как цвет отвара постоянно меняется. У капусты брокколи цвет отвара получился очень бледным и едва виден на бумаге, поэтому отвар из брокколи заменил отваром укропа.
Исследование № 3. Изготовление красок (первый способ).
Для изготовления этих красок мне понадобились: мука, вода, масло растительное, клей ПВА, соль. Рис. Муку смешал с солью и налил воду тонкой струйкой, сразу размешивая, чтобы не образовывались комочки. Затем добавил соль и масло Рис. Масса получилась не густая, чуть жидкая. Когда основа готова, смешал основу со своим красками Рис. У меня получилось семь цветов. После смешивания всех компонентов, разлил все в палитру, каждый цвет в свою ячейку. Рис Хранить готовые краски нужно в холодильнике в плотно закрывающихся контейнерах. При необходимости разбавлять немного водой. Перед тем, как поставить в холодильник, сверху залить тонким слоем воды, смешанной с растительным маслом.
Вывод: краски, замешанные на мучной основе, хранятся недолго, быстро засыхают, требуют хранения в холодильнике. Комочками ложатся на бумаге, но после того, как высохнут, придают рисунку объем.
Исследование № 4. Продолжение изготовления красок (второй способ)..
Нам понадобились: растительное сырье: луковая шелуха, капуста краснокочанная, морковь, свекла, укроп, уголь, мел, лимон, сода.
Оборудование: плита, кастрюля, блендер, стаканчики, сито, палитра 1 штука.
Эти краски я изготовил аналогично исследованию №1, только взял в большей пропорции количество растений и дольше выпаривал отвар. Отвар получился густым и насыщенным. Чтобы на бумаге смешивать краски, я решил добавить еще два цвета: черный и белый. Черный получил с помощью угля Рис. Белый цвет-измельченный мел, смоченный в воде.
Вывод: краски хорошо хранятся, ложатся на бумаге, после высыхания с помощью воды и кисти рисуют замечательно.
Исследование № 5. Продолжаем эксперимент по изготовлению красок (третий способ).
Для изготовления этих красок мне понадобились: мёд, отвары растений, глицерин Рис. Глицерин – это вещество, представляющее собой вязкую жидкость сладковатого вкуса и прозрачную на вид. Очень хорошо растворяет многие вещества. Именно поэтому он применяется во многих отраслях. Глицерин пользуется популярностью также в кондитерской отрасли, поэтому я могу смело применить его для изготовления своих натуральных красок.
Для начала я смешал в небольших пропорциях мёд и глицерин Рис., затем добавил отвар растений Рис.. Глицерин использовал для того, чтобы краски не высыхали быстро и ровно ложились на бумаге. Мёд нужен как связующее вещество. Затем добавил свои краски Рис. . Отвар обогатил палитру цветов. Вот такие замечательные краски у меня получились! Рис.
Вывод: краски, замешанные на основе меда и глицерина, дольше хранятся, ровнее ложатся на бумаге и просты в приготовлении.
Исследование № 6. Сравнение красок из природных материалов и магазинных.
Сравним краски из природных материалов с красками, купленными в магазине. Рис.
В состав красок, купленных в магазине, входят: вода питьевая, глицерин, декстрин, сахар, органические и неорганические тонкодисперсные пигменты – это красящие вещества. В моих красках только растительные отвары. Есть у меня краски с добавлением мёда и глицерина, но это не вредные вещества. Срок годности магазинных красок не ограничен. Получается, в эти краски добавляют химические вещества, которые продлевают срок службы красок. Мои краски без добавления химических веществ, поэтому долгому хранению не подлежат, засыхают. Внешне и те, и другие краски совсем не отличаются друг от друга. Но на бумаге рисуют по- разному. Рис.
Исследование №7. Социологический опрос.
Чтобы изучить мнение одноклассников о красках, изготовленных мною, было решено провести анкетирование не обычным способом, а по принципу передачи «Контрольная закупка». Все виды красок мы пронумеровали по способу их изготовления. На уроке изобразительного искусства детям сначала было предложено по внешнему виду определить, где самодельные краски, а где-купленные в магазине. Многие ребята не сразу догадались, где какие краски, потому что они все были в одинаковых упаковках. Ребят распределили в четыре группы (по количеству экспериментальных групп красок). Каждая группа могла использовать только один вид красок. По окончании работы ребята высказали свое мнение о каждой группе красок. Некоторым не понравились краски, изготовленные первым способом (на мучной основе-8 человек), так как они не ровно легли на бумаге и скатывались. Но очень понравились краски, изготовленные вторым и третьим способом (только из растительного сырья и на медово-глицериновой основе-14 человек). Кому-то понравились магазинные краски (5 человек). Было проведено анкетирование среди ребят. Цель исследования: Узнать, знают ли ребята: 1. Что такое краски? 2. Что такое акварель? 3. Из чего сделаны краски? Ответы приведены в виде диаграммы в приложении.
Вывод: Краски собственного производства – экологически чистые, их можно давать маленьким детям. Но они быстро высыхают, есть свои недостатки при рисовании. Краски магазинные хорошо рисуют, долго хранятся, но в их состав входят химические вещества, следовательно, они в какой-то мере вредны для детей. В результате анкетирования я выявил, что не все ребята знают, что такое краски и из чего они сделаны.
Исследование № 8. Применение моих красок в быту.
Свои краски я решил применить для окраски крема для торта. Из литературы я узнал, что в кулинарии используют натуральные пищевые красители (группа природных красителей, пригодных для окрашивания пищевых продуктов, или красящие вещества, выделенные из растительных источников). Такими красителями можно красить и продукты питания, и различные напитки. Так, с красками для напитков, мы очень часто сталкиваемся в жизни. Все мы делали морс из воды и ягодного или фруктового варенья. Решил и я испробовать свои натуральные краски. Мама испекла торт Рис, я взял крем, приготовленный для украшения торта и смешал его со свекольным отваром Рис, Таким образом, я поступил с морковным, краснокочанным отваром Рис. И украсил торт Рис. Торт получился и красивый, и очень вкусный! Рис. Все мы здоровы! Краски не растеклись, остались такими же красивыми и насыщенными и на следующий день.
Вывод: Естественные пищевые красители содержат в своем составе не только красящие вещества, но и витамины, микроэлементы полезные для здоровья человека. А также имеют различные ароматы. Поэтому их использование в пищевой промышленности не только насыщает цветом готовые продукты, но и повышает их пищевую ценность.
3. Заключение.
В природе много тайн, которые она открывает только любознательным! А еще она многому нас учит, было бы желание учиться.
В ходе исследовательской работы я выяснил: краски везде вокруг нас! В растениях, которые рядом, есть красящие вещества и из них можно сделать краски, но это очень хлопотно, можно получить совершенно не тот цвет, какой хотелось бы. А, следовательно, синтетические краски просто необходимы. Хотя бы для того, чтобы жила природная красота вокруг нас, чтобы мы не губили растения.
А натуральные, самодельные краски нужны для художественного вдохновения, для любования природой и просто для красоты! К тому же они совершенно безопасны для здоровья в отличие от синтетических красок.
Я доволен своими наблюдениями и проведёнными экспериментами, потому что научился получать краски разными способами (составил палитру природных красок). Когда вырасту и буду делать краски по своему рецепту для продажи, укажу обязательно в примечании, как краски могут менять свой цвет. А еще в набор добавлю три баночки с жидкостью нейтральной, кислой, щелочной, чтобы маленькие дети учились экспериментировать и исследовать.
Гипотеза: «Природные краски можно приготовить самостоятельно, если узнать секрет способа их изготовления» - подтвердилась. Я сделал краски своими руками тремя способами.
Больше всего мне понравились краски, сделанные 3 способом (с глицерином и мёдом): делаются быстро, долго хранятся, красиво рисуют. Не понравились краски, изготовленные первым способом (на мучной основе), так как делаются сложно, срок хранения короток.
В процессе работы над проектом я увидел, как обычным вещам придают яркость и оригинальность разноцветные краски. Например, апельсин с пигментами антоциана ().
Еще один пример — голубая роза, мечта садоводов. В 2004 году методами генетической инженерии впервые в мире была получена настоящая голубая роза.
Задачи, поставленные в проекте, выполнены. Мне очень понравилось работать над изготовлением красок. В следующем проекте я с помощью своих красок постараюсь изменить цвет картофеля, помидор и моркови, а также цветов в саду у деда.
Литература:
1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 1998. 224 с.
2. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.
3. Калашников В. И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.
4. Тайны живой природы. Перевод с англ. А. М. Голова – Москва: "Росмэн", 1997. – 117 с.
5. Интернет:
http://usefulness.ru
Приложение 1.
Рис 1.
Рис 2. Церковь святого Иоанна, акварель и гуашь, 1489.
Рис 3
Рис 4
Приложение 2.
Исследование 1. Извлечение красящих веществ из растений.
Исследование 2. Анализ цветов и красок.
Таблица № 1
№ | Цвет | Растения | Полученный цвет | ||
1 | Темно -коричневый | Луковая шелуха | Светло- коричневый | ||
2 | Красный | Клюква | Пурпурно -красный | ||
3 | Зеленый | Капуста брокколи | Бледно- зеленый | ||
4 | Темно -фиолетовый | Краснокочанная капуста | Светло- фиолетовый | ||
5 | Ярко -оранжевый | Морковь | Светло- оранжевый | ||
6 | Пурпурно -красный | Свекла | Ярко- красный | ||
7 | Зелёный | Еловые иголки | Бледно -зелёный (на бумаге не виден) | ||
8 | Зелёный | Укроп (отвар) | Темно -болотный | ||
9 | Зелёный | Укроп (вытяжка, с помощью спирта) | Темно- болотный |
Таблица 2
№ | Растения | Исходный цвет отвара | Цвет отвара полученный | |
смешивание | Добавление кислоты | |||
1 | Луковая шелуха | Светло- коричневый | - | Ярко- желтый |
2 | Клюква | Пурпурно- красный | - | Ярко -красный |
3 | Капуста брокколи | Бледно -зеленый | - | Не изменился |
4 | Краснокочанная капуста | Светло -фиолетовый | - | Ярко- фиолетовый |
5 | Морковь | Светло -оранжевый | - | Ярко- оранжевый |
6 | Свекла | Ярко- красный | - | Бордовый |
7 | Лук. шелуха+клюква | Светло- коричневый +Пурпурно- красный | на палитре красный, на бумаге коричневый | - |
8 | Капуста краснок.+свекла | Светло -фиолетовый | Бордовый | - |
9 | Капуста краснокочанная+морковь | Светло оранжевый + Светло фиолетовый | на палитре коричневый цвет, на бумаге светло фиолетовый | - |
10 | Морковь + свекла | Светло -оранжевый+ Ярко -красный | Вишневый | - |
Исследование 3. Изготовление красок, способ № 1.
Исследование 4. Изготовление красок, способ № 2.
Исследование 5. Изготовление красок, способ № 3.
Исследование 7. Применение моих красок.
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Усатый нянь
Именинный пирог
Развешиваем детские рисунки дома
Невидимое письмо