В начале работы была поставлена проблема, определены цели и задачи. Затем начался процесс сбора информации. Авторы работали в областной библиотеке, Центре Народного Творчества, использовали данные Интернета. Полученная информация была проанализирована и систематизирована. После чего прорабатывались лучшие идеи. На последних этапах работы авторы и руководитель оценили достижения деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_promysly.doc | 360 КБ |
Содержание.
1.Введение1.1 Взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности человека в зоне лесов.
2. Деревянное творчество.
2.1. Плотничий промысел.
2.2. Кровельный промысел.
2.3. Столярный промысел.
2.4. Бондарный промысел.
2.5. Лозоплетёное ремесло.
2.6. Тележный промысел.
2.7. Лодочный промысел.
3. Декоративно-прикладное творчество.
3.1. Мглинская игрушка
3.2. Унечская игрушка
3.3. Гончарный промысел
3.4. Вышивальный и ткацкий промысел.
3.5. Валяльный промысел.
3.6. Стеклодельный промысел.
4. Практический выход.
5. Заключение.
6. Список литературы.
7. Приложение.
Введение.
Цели:
-сформировать целостное восприятие народного искусства и декоративно-прикладного творчества как части культуры народа;
-расширить знания учащихся о Брянском крае, изучая основные виды народных и декоративно-прикладных промыслов Брянского края;
-развить интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Брянской Земли;
-воспитать любовь, гордость и глубокое уважение к родному краю.
Задачи:
-дать представление о народных промыслах и промышленных зонах Брянского края;
-показать связь прошлого с современностью, влияние традиций народного искусства на обустройство современного быта.
-познакомить учащихся с историей возникновения и технологией изготовления изделий народного промысла и декоративно- прикладного искусства Брянского края;
-воспитывать любовь, гордость и уважение к родному краю, Родине, быть патриотом своей малой родины;
-способствовать развитию трудолюбия, воображения, творчества, художественного и эстетического вкуса, активизировать мыслительные процессы, побуждать желание самостоятельного воплощения своих идей.
Актуальность.
Народные художественные промыслы — одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий.
Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже образовались работающие на рынок кустарные промыслы, а также частные мастерские, вовлечённые в систему капиталистического рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции фабричных товаров.
Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т.д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. Другие промыслы происходят от деревенских ремесел. Например, многие виды гончарства, плотницкая резьба, набойка на тканях издавна были областью деятельности местных мастеров-ремесленников. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы. Некоторым промыслам предшествовали «светелки» - работа в помещичьих мастерских. Иные родились из городского ремесла. Например, холмогорская резьба по кости или великоустюжское черневое серебро связаны с искусством городских ремесленников, с привилегированным заказчиком, чей вкус влиял на содержание и характер назначения изделий.
Мастерство изготовления того или иного вида художественных изделий в народных художественных промыслах передавалось из поколения в поколение.
По словарю В. Даля: «Промысел – действие промышляющего что-либо. У каждого свой способ добычи, уменье и средство для жизни и заработков».
Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла», «Только воровство не промысел», «Работа хороша, если в ней польза и душа», «Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго».
В России известны: жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба, богородская резьба, ростовская финифть, палехская миниатюра, крестецкая строчка, дымковская игрушка, вятское кружево, абашевская игрушка, каргопольская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, тульское оружейное дело и многие другие.
Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и соответствующие им предприятия, предлагается таблица, после которой, следует краткая характеристика некоторых промыслов.
Мягкий и лиричный по своему историко-культурному климату облик старинных брянских деревень нельзя спутать ни с каким иным краем. Здесь в глухих брянских деревнях к концу XVII - началу XVIII веков исторически сложилась своеобразная культура, объединившая многовековые традиции. Крестьяне, жившие здесь, всегда чувствовали себя хозяивами в своем крае. Этим и объясняется традиционность местной народной культуры и искусства, удивительное постоянство народных промыслов и фольклора. Но, к сожалению, за последние десятилетия мы разучились кровно чувствовать родные места.
В начале работы была поставлена проблема, определены цели и задачи. Затем начался процесс сбора информации. Авторы работали в областной библиотеке, Центре Народного Творчества, использовали данные Интернета. Полученная информация была проанализирована и систематизирована. После чего прорабатывались лучшие идеи. На последних этапах работы авторы и руководитель оценили достижения деятельности.
Результат работы: теоретическая составляющая и презентация, поделки.
1. 1 Взаимосвязи и взаимозависимости природных условий и условий быта, трудовой деятельности человека в зоне лесов.
Особенности великорусского хозяйства, создавшиеся под влиянием природы страны:
1) разбросанность населения, господство мелких посёлков, деревень;
2) незначительность крестьянской запашки, мелкость подворных пахотных участков;
3) подвижной характер хлебопашества, господство переложного земледелия;
4) развитие мелких сельских промыслов, получивших название кустарных, усиленная разработка лесных, речных и других угодий.
Средняя полоса отличается особым рельефом (наследие оледенения) и распространением болот в понижениях. Среди лесов и болот открытые сухие места встречаются редко и очень малы по площади. Труд по поднятию целины был очень тяжёлым.
Доход от земледелия у крестьянина был скудным, поэтому он вынужден был обращаться к использованию лесных, речных, озёрных и болотных угодий. В связи с этим широкое развитие в лесной России получили местные кустарные промыслы.
Ремёсел, получивших распространение на Брянщине очень много. В данной работе мы остановились на промыслах, связанных с использованием дерева.
2. Деревянное творчество.
Для русских людей лес всегда был подлинной стихией.
Неудивительно, что в Брянском крае с лесом оказалась связанной вся жизнь его обитателей. Человек рождался в деревянной зыбке, играл деревянными игрушками. Впервые сев за стол, он видел такие же чашки, ложки, кружки, хлебницы. Лес человека кормил, одевал и обувал. Недаром народная пословица гласила: «Возле леса жить - голода не видеть". Человек, повзрослев, начинал заниматься каким-либо видом лесных промыслов.
2.1. Плотничий промысел.
Среди сельских ремесленников по обработке дерева первое место по численности занимали плотники, называемые в стародавние времена древоделами. Работали только взрослые. Оплата труда зависела от величины построек. Такой вид промысла требовал объединения нескольких плотников в артель.
Но в артели каждый плотник занимался своим делом: один - рубкой углов, другой обтесывал бревна, третий был занят посадкой окна, четвертый - обшивкой потолка. Рубкой и скоблением бревен занимались все. Рабочий день начинался с 4 часов утра и продолжался иной раз по тринадцать часов в сутки - под жгучим солнцем и среди пыли лета или под дождем и ветром осени.
Брянская земля была обязана плотникам сооружением крепостей, о грандиозности которых сообщали исторические источники.
Брянская земля была обязана плотникам сооружением крепостей, о грандиозности которых сообщали исторические источники.
Использование топора как орудия искусства можно проследить при изучении деревянных церквей и часовен.
В XVI-XVII веках, преобладали клецкие часовни и церкви, то есть построенные наподобие клетки, клети, без куполов, представляя собой обычный четырёхугольный сруб с чуть приподнятой кровлей на два ската. Их можно было спутать с хозяйственными постройками, если бы не стройная, словно еловая шишка, маковка на верхушке кровли с крестом, возвышавшимися над землёй на пять-шесть метров.
Такой тип архитектуры возник в глубокой древности и просуществовал до начала XIX столетия.
XVIIв. известен расцветом деревянной шатровой архитектуры. Для шатровых храмов были типичными массивные дверные косяки с живописной текстурой дерева, гладко стёсанные широкие половицы, стены из мощных золотистых венцов.
Все эти бревенчатые срубы были необычайно богаты бесконечными оттенками тёплого золота: от темно-бурого цвета старых брёвен, насквозь продублённых дождями и ветрами, до светлого, как слеза, янтаря.
Но была ещё одна, и, пожалуй, основная сфера приложения сил плотников-строителей жилых и хозяйственных построек.
Изба для русского крестьянина была также миром, в котором отражалась вся Вселенная. Стены избы, согласно поверьям, защищали не только от непогоды, но и от сил зла. Потолок олицетворял небосвод, а поддерживающая его широкая балка - Млечный путь.
Дома на Брянщине рубили в три топора. Основу любой избы составлял сруб. Он бывал квадратным или прямоугольным, поэтому назывался четырёхстенком. Два сруба с общей стеной составляли пятистенок, а соединенные шлюзом - шестистенок. Техника деревянного строительства не менялась многие века: горизонтальное или вертикальное положение бревна с хорошо известными каждому плотнику методами можно было встретить во все времена.
С окончанием строительства жилья плотники обычно принимались за возведение хозяйственных построек: амбаров, гумна, погреба, бани, конюшни, которые и в начале XX были такими же, как и много веков назад.
Легче всего было строить баньки. Деревенскую баньку представлял собой невысокий сруб, проконопаченный мхом, с крохотным оконцем, низкой дверью, высоким порогом, печкой-каменкой, топившейся по - чёрному, предбанником, в котором раздевались и отдыхали после мытья.
Основными элементами брянских городских жилых построек были: изба, сени, светлица и чулан – последний использовался как хозяйственное подсобье и как летнее жилое помещение. Постройки были деревянными.
2.2. Кровельный промысел.
После сооружения сруба жилого помещения настилали сразу крышу.
Основными кровельными материалами были тёс, дрань и солома. Соответственно этому и крыши, характерные для селений Брянского края, назывались тесовыми, драночными и соломенными.
Распространенным способом устройства крыши было покрытие её дором. В лесных деревнях они делались двускатными, с фронтонами по противоположным сторонам. Два ската крыши соединялись бревном, на конце которого выстругивали голову коня.
В безлесных местах кровли были четырехскатными - для лучшей обтекаемости при сильных ветрах. Крыша типичной малорусской избы делалась так, что со стороны красного угла был навес в три аршина, под которым в ненастье можно было заниматься хозяйственными работами.
Крыши, козырьками нависавшие над стенами, предохраняли их от дождя и снега. Изба, дом, хата служили обычно двум-трем поколениям, и под надежной защитой крыш могли простоять до ста лет.
2.3. Столярный промысел.
С конца ХVII века основными инструментами в работе столяра были топоры, скобели, бурова большие и малые, пилы столярные. Немного позднее появились струговая коса и другие инструменты.
Основной продукцией столяра были окна, двери, мебель. Выделывали они также рамки, полки, сундуки, ульи, люльки, ткацкие станы.
Оконный промысел особенно был развит в селе Орликовке Новозыбковского уезда. Русскую избу нельзя было представить и без ставней, которые со временем утратили свою полезность и стали просто традиционным украшением.
Занимались столяры и изготовлением мебели. Со второй половины восемнадцатого века в обиходе всё чаще стали появляться столы, большей частью дубовые.
Новым элементом в обстановке становились стулья, вошедшие в обиход с конца XVII века. И хотя в следующем веке они стали привычными, даже в городских домах их было не более двух-четырех.
В 1850-х годах непременной принадлежностью русского быта были сундуки, называемые в северных уездах Черниговской губернии скрынями, представлявшие собой прямоугольные ящики с крышкой, и кублы - ушаты, тоже с запирающимися на замок крышками.
В клетях зажиточных крестьян со второй половины XVIII века стали появляться широкие деревянные кровати.
С конца XVIII в. в крестьянских хозяйствах стали встречаться различные ткацкие станы. В Брянском крае искусными мастерами считались столяры Дроновской волости Карачевского уезда.
2.4. Бондарный промысел.
Для крестьянина важно было не только вырастить урожай, но и сохранить его, поэтому бондарный промысел был самым популярным и доходным.
Бондарный промысел делился на тесание клепки, выделку обручей и изготовление деревянной посуды.
Изготовлением клепок занимались больше всего в Краснослободской власти Трубчевского уезда.
Бочки возделывались на хуторе Заущербском Сурадского уезда, в Супоневской волости Брянского, Литовенской волости Севского и в Понуровской волости Стародубского уездов. Для хранения жидких продуктов использовались только дуб и клен.
Помимо бочек и всевозможных ушатов, традиционными изделиями у Бондарей были хлебные дёжки, ведра, корыта, тазы. Их производство с 1889 года было распространено в селе Белогорщь Мглинского уезда.
Выделкой деревянной посуды занимались во многих селениях Мглинского уезда, в посаде Клинцы, в Бошинской волости Карачевского, в Лыщинской волости. Стародубского, Голубовской и Петровобудской – Суражского уездов. Для производства мелкой посуды чаще всего использовалась осина.
2.5. Лозоплетёное ремесло.
Начало лозоплетению в Суражском уезде было положено в 1850 году двумя местными крестьянами из деревни Балдовки Голубовской волости.
В понятие лозоплетение включалось производство корзин и других изделий из лозы. В Суражском уезде в 1893 году выделывали кошели, шляпы. А повсеместно - плетеную мебель, люльки, детские коляски, корзины базарные, дорожные, для перевозки фруктов, сена, рыболовные (верши, морды, нереты), в которых рыба не промерзала зимой и не портилась от жары летом. А разве можно было обходиться грибникам без лукошек?
Работая в сутки по девять часов, кустарь выделывал три-пять мелких изделий и одно крупное. На производство люльки для ребёнка уходил целый день, на кровать взрослого человека - два.
Изделия из лозы пользуются большим спросом и сейчас.
2.6. Тележный промысел.
Средства передвижения создавались соответственно местным условиям. Одним из простейших таких средств для крестьян была телега.
В Брянском, Севском и Трубчевском уездах телега была невелика, соответственно росту лошадей, и состояла из двух узких досок, прикреплённых к осям. По их сторонам ставились на ребро ещё по одной такой доске, в итоге получалось что-то вроде корыта с колёсами. Борта телеги впереди и сзади соединялись двумя поперечными верёвками. Небольшими были и колеса: тоненькие и без шин. Однако, при всей своей простоте, эти телеги были незаменимы в езде, особенно в осеннюю и весеннюю распутицу, когда дорога напоминала собой сплошную топь.
В городском помещичьем быту средствами передвижения являлись экипажи, а предметом первой необходимости у помещиков была карета.
В большом употреблении были тарантасы. Удобные, вместительные и лёгкие, они, в городах и деревнях заменяли коляски и брички.
Популярными были и дрожки - маленькие открытые кареты, очень низко посаженные на четыре колеса.
Горожане и помещики зимой ездили в кибитках, похожих на хижину или карету, установленную на полозьях.
Зимой основное население пересаживалось в сани. Начало санного промысла затерялось в глубине веков. В 1913г. искусство изготавливать сани было развито в семи волостях Брянского уезда, в трёх Карачевского, в пяти – Трубчевского и только в одной Подывотской волости Севского уезда.
2.7. Лодочный промысел.
Со второй половины XVIII века типичным архитектурным пейзажем провинциальных городов Брянщины становилась набережная судоходной реки – с лодками, мачтами, парусами, барками и прочими судами, нагруженными товарами.
В связи с этим в нашем крае получил широкое распространение лодочный промысел. Лодки издавна выделывали в Брянске в Любохонской волости Брянского уезда, деревне Удолье и село Гнилёво Трубчевского уезда. Строили их из дуба, так как он не гниет в воде.
Важнейшей в развитии отечественного судостроения было устройство при Петре I (в 1698) Брянской верфи. Позднее, в 1709 году, в городе южнее Орловской заставы был заложен Галерный двор.
После смерти Петра I строительству судов в Брянске по-прежнему уделялось большое внимание.
В торговых делах продолжали выделывать помимо байдаков, берлины и барки.
Байдаками назывались судна в форме крытой лодки, длиной в 15-21 сажень, широкой в 2-4 высотой, в 1,75-2 аршина.
Барки, называемые брянками, были длинной от 12 до 14 сажени, шириной 3,5-4 сажени.
3.1 Мглинская игрушка.
Издревле славилась мглинская земля гончарами. Отзвуки глинного дела в названии самого города – Мглин. Нигде в России не найти кружку, из которой можно пить и присвистывать - это фирменная мглинская посуда.
Мглинская глиняная игрушка Брянской области – светло-коричневого золотистого цвета расписывается незначительными полосками, смесью ультрамарина с белилами.
Говоря о Мглинской игрушке нельзя не сказать о мастере, который возрождает этот промысел. Это Хомрачев Александр Владимирович. Родился в г. Мглин, Брянской области. Работает в области декоративно-прикладного искусства - керамика, графика, графика на бересте. Александр Хомрачев - постоянный участник выставок-ярмарок, посвященных праздничным мероприятиям, проводимым в г. Москве, г. Брянске (Свенская ярмарка, конкурс «Поет село Родное») и Брянской области (фестиваль славянской молодежи у Монумента Дружбы). Работы находятся в собственности Брянского областного управления Культуры, Костромском художественном музее, в частных коллекциях Германии, Бельгии, Англии, Японии.
3.2 Унечская игрушка.
Унечская глиняная игрушка, уходит своими корнями в Мглинскую народную игрушку. Отличительной ее особенностью является не только анималистическая тематика, но также изысканная обработка поверхности игрушки, украшение чеканным геометрическим орнаментом с добавлением минимальной росписи «теплым» цветом.
3.3 Гончарный промысел.
Технологический процесс производства керамики в древнерусскую эпоху состоял из четырех последовательных операций. Первая - это подготовка сырья для производства изделия, т.е. приготовления специальной глиняной массы. Вторая операция -это формовка, т.е. изготовление формы самого изделия. Третья операция - это разнообразная обработка поверхности, имеющая как техническое, так и декоративное назначение. Четвертая операция - это обжиг, обеспечивающий физико-химические превращения в материале и завершающий изготовление керамического изделия. Специальные технические приспособления применялись только во второй и четвертой операциях технологического процесса; это гончарный круг для придания формы самому изделию и гончарный горн для обжига.
Продукцией древнерусских гончаров была многообразная посуда, детские игрушки, кирпичи, облицовочные плитки и, наконец,
расписные глиняные яйца-писанки. Основной наиболее массовой керамической посудой были кухонные печные сосуды-горшки, крынки, жбаны, миски, сковороды. Из глины изготовляли также всевозможные светильники, рукомойники, корчаги, амфоры и ряд подобных изделий.
Подавляющее большинство посуды изготавливали на ручном гончарном круге (с X в.). Гончарные круги изготавливались из дерева и поэтому не сохранились. Гончарные горны раскопаны во Вщиже, Зарубе и Брянске (Чашин курган]. На Кветунском городище был обнаружен горн для обжига кирпичей-плинф толщиной 4-4,5 см (вторая половина XII в.). Рядом с ним находилась яма для выжигания извести. Во Вщиже одновременно работало 15-20 гончаров.
Керамическая посуда - целые формы, а чаще ее мелкие куски -одна из самых массовых находок в археологии, важность которой для ученых трудно оценить. Часто при проведении археологических разведок (поиски новых памятников] и раскопок фрагменты глиняной посуды - единственный материал, позволяющий датировать археологический памятник. Битые глиняные горшки - своеобразная летопись древней истории, прочесть которую позволяет изучение технологических особенностей гончарного производства.
Искусных гончаров в древней Руси называли «горшечниками». Народ говорил: «Деревня без гончара, что колодец без воды». На Брянщине этот промысел был распространен в Мглинском, Новозыбковском, Суражском, Карачевском, Трубчевском и с 1882 – в Брянском уездах. Работы новозыбковских и брянских мастеров.
3.4 Вышивальный и ткацкий промысел.
Трудно представить без ткачества крестьянский быт и культуру Брянщины. Ткачество и вышивка исстари имели в крестьянском быту два назначения – утилитарное и обрядовое.
В брянских поселениях старинные льнотканые изделия выполнялись традиционными узорами с богатым геометрическим орнаментом. Яркие подзоры, скатерти, покрывала придавали неповторимый вид и крестьянскому жилищу, и крестьянской одежде.
Ручное ткачество в деревнях области не утрачивало своего значения вплоть до середины 20 века. В настоящее время ручное ткачество и вышивка сохранились как род искусства; кроме того, ручная вышивка позволяет придать одежде неповторимую индивидуальность.
А полотенца до сих пор служат украшением деревенского дома, являясь необходимой частью приданного, подарком, напутствием, материнским благословением.
Ткачество занимало одно из важнейших мест в древнерусском ремесленном производстве Брянского региона. Это было массовое и повсеместно распространенное занятие, непосредственно связанное с изготовлением одежды.
Среди археологических материалов древнерусские ткани в виде фрагментов были найдены при раскопках курганов у с. Левенка. В кургане №3 были обнаружены «остатки шерстяного платья, застегнутого сверху серебряною пряжкою и опоясанного шерстяным поясом». Фрагменты этого платья представляли собой остатки 7 сортов шерстяных однообразных тканей, два украшены набойными узорами, а остальные с вшитыми цветными квадратами по темному фону. Еще один фрагмент льняной ткани был обнаружен в кургане №1. В этих курганах в какую-то ткань были завернуты [а может быть - зачехлены) боевые топоры, и она отпечаталась на их поверхности. Известны следы и сохранившиеся фрагменты тканей и из Кветуньского некрополя.
В Древней Руси ткани изготовляли из шерсти, льна и конопли. Они различались не только по материалу и его качеству, но и видам переплетений, фактуре и окраске. Обычная льняная ткань, которая шла на мужские и женские рубашки, убрусы, полотенца, называлась полотном. Грубая ткань из растительного волокна, применявшаяся для верхней одежды, называлась «вотола». Были и другие названия льняных тканей - частина, тончина и т.д. Из шерстяных тканей наиболее распространенными были понява и власяница, к грубым тканям относились ярига и сермяга. Для верхней одежды изготовляли сукно. Древнерусские ткачи изготовляли три сорта тканей: тонкошерстные, полугрубошерстные и грубошерстные. К тонкошерстным относятся разные виды сукон. Большая масса шерстяных тканей делалась красного цвета, потом шли черный, зеленый, желтый, синий и белый.
Все инструменты для прядильного и ткацкого дела, как и сам ткацкий станок, изготовлялись из дерева, кроме пряслиц - грузиков для веретен ткацких станков. Пряслице надевалось на нижний конец веретена и служило для усиления вращательного момента веретена при скручивании нити. Пряслица изготовляли из камня, глины, кости, металла. Они встречены почти на всех древнерусских поселениях. Особой популярностью пользовались пряслица из шифера (пи-рофилитового сланца), добываемого у г. Овруча (Западная Украина), которые мелкие торговцы распространяли по всей Руси. До конца XII в. на Руси и, конечно же, в Брянском регионе были распространены вертикальные, а с начала XIII в. - гораздо более совершенные горизонтальные ткацкие останки, которые практически не отличались от крестьянских кустарных станков XVIII-XIX вв.
Отделение ткачества от прядения также произошло в этот период древнерусской истории. Ткач в наших городах стал ремесленником, а прядение оставалось несколько столетий в сфере домашней деятельности женщин городов и сельской местности.
Говоря о традиционных промыслах Брянской области, нельзя не вспомнить о Верещакских ткачихах Новозыбковского района. Уникальные рушники, вышитые рубахи не без основания вошли в сокровищницу Российского народного искусства. Яркие «чернобровые» и более ранние по хронологии – красная нить по белому фону – рушники с разнообразными орнаментами, несут и обязательную смысловую нагрузку (свадебную, обрядовую, религиозную и т.д.)
3.5 Валяльный промысел.
Исследовав различные источники информации, я столкнулась с тем, что мнения о времени создания первого валенка, очень различны.
По одним источникам первые изделия из шерсти, обнаруженные на Алтае при раскопках Пазырлыкского кургана относятся к IV веку до нашей эры, упоминания о войлочных сапогах встречаются и в «Слове о полку Игореве» (XII в). По другим источникам есть свидетельства о том, что валенки в том виде, в котором мы привыкли их видеть, появились не так давно около 200 лет назад.
Валенки на Руси носили представители всех слоёв населения. Известно, что Петр I считал валенки эффективным средством в лечении радикулита. Зимой после бани и купания в проруби он требовал горячих щей и валенки. Лечебный эффект наступал от того, что овечья шерсть согревая ноги, вместе с этим расширяет сосуды, восстанавливая кровообращение по всему телу. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение.
Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на свои больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой черной шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью.
Однако, историки костюма считают широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.
В Почепском районе издавна занимаются изготовлением валенок. Изделия почепских мастеров известны в области и за ее пределами. Большим спросом пользуются валенки семьи Романовых - постоянных участников городских, районных и областных выставок, ярмарок.
3.6 Стеклодельный промысел.
Ещё в XVIIв. в Стародубье появились предприятия по производству стекла – «гуты». Вблизи многих из них возникли поселения, в названиях которых звучит или само слово «гута» (Старая гута), или слова связанные с производством стекла (Стеклянная Радица). На Брянщине около десятка населённых пунктов, в названии которых есть слово «гута» в Новозыбковском, Клинцовском, Суземском, Унечском районах, хотя делали «скло» и в деревнях с другими названиями: в1709г. в клинцовском селе Смолевичи или в суземских Карповичах Гута - от немецкого "der Hutte" (хижина, шалаш, горный завод, печь). Возможно, более древнее происхождение - от латинского "gutta" (капля). Так называли в Западной Европе, на Украине и на Брянщине небольшие стекольные производства. В современном значении «гута» - часть стекольного предприятия, где расположены стекловаренные печи и происходит варка стекла и выработка стеклянных изделий. Таким образом, "гутная работа" - метод формования изделий путем ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувания (в форму и без форм), лепки, сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т.п.. При этом цикл операций производится непосредственно возле очень горячей стекловаренной печи (!). Гутные инструменты - стеклодувная трубка, ножницы для резки горячего стекла, щипцы, пинцеты, катальники - с помощью которых выдувается, формуется и декорируется гутное стекло. Температура стекломассы во время формования около + 1000 С. Профессиональные навыки приобретаются только методом ученичества. Гутная техника - древнейшая стекольная технология, возникшая около 5000 лет назад. Сокращение лесов на западе Брянщины, уменьшение запасов минерального сырья привели к тому, что к середине XVIIIв. стекольные мануфактуры здесь приходят в упадок. В это время «гуты» появляются в Трубчевском и Севском уездах, где основные работы проводились малороссийскими мастерами. Но главным районом стекольного производства стал со второй половины XVIIIв. Брянский уезд. Начиная с первой четверти восемнадцатого столетия, здесь стали быстро подниматься заводы и фабрики. И хотя наш район наиболее известен как Мальцовский заводской, промышленное освоение земель, прилегающих к реке Болве, начали Гончаровы, Мосоловы, Демидовы. В 1752 г. братьями Мосоловами были построены Бытошский доменный и молотовые заводы. Опытный промышленник А.А. Гончаров ускоренными темпами развивает здесь металлургическое производство.
В России искусство стеклоделия зародилось в 10-11 веке. Первые заводы Гусевский и Дятьковский положили начало массовому изготовлению стеклянных изделий. Становление русского хрусталя шло по двум линиям (в зависимости от приемов обработки) – гравировкой и алмазной гранью. Основные материалы для изготовления стекла – кварцевый песок, сода, поташ, мел, известняк, доломит, свинцовый сурик. Мелодичный звон стеклу придает свинец. Красителями стекла служат: кобальт, марганец, хром, медь, золото.
Дятьковский хрустальный завод в Брянской области основан в 1790 г., выпускает 25 % всего хрусталя в России. Техника изготовления стекла – прессование с доработкой.
Стекло в наше время стало одним из самых распространенных материалов. Мы настолько привыкли к нему, что часто не замечаем его удивительных, ни с чем не сравнимых свойств.
Стекло было для человечества загадкой, но загадкой прекрасной и щедрой.
Развитие стекольной промышленности в России имеет многолетнюю историю, история развития стекольной промышленности на Брянщине свои особенности.
Безусловно для развития этой отрасли большое значение имели природные и сырьевые условия, но ещё большее влияние на её формирование оказали люди, занимающиеся развитием этого направления промышленности.
В этом отношении династия Мальцовых много сделала для становления стекольного и хрустального (и не только)производства.
Дятьковский хрусталь прославил Брянщину далеко за её пределами. В разное время для царских резиденций дятьковские мастера неоднократно исполняли сервизы на 200 персон, которые предписывалось употреблять при фаянсовых и фарфоровых гербовых сервизах в Зимнем Дворце, в Царском Селе, на Елагином Острове и в Гатчине. И сегодня приемы самого высшего уровня в Кремле сервируются Дятьковским хрусталем.
5. Заключение.
Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками.
Не зря во все времена мастера повторяли, что материал не глупее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен. Может быть, в этом одна из загадок вечности всех возникших, когда-то на Земли ремесел. И то, что не смогли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда…? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоит поверить.
И если самые древние из предметов и оружий сохранились да наших дней, разве это не грань вечности, в которой навсегда остается и сам мастер – вдохновленный своим ремеслом человек?
Наши предки, жившие давно и недавно, оставили нам в наследство бесценный дар – это свой богатый опыт, искусное мастерство народных умельцев и трудолюбие.
Выполнив данную работу, мы убедились, что сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из древесины, служат непременной частью повседневной жизнь человека, они вошли в быт как необходимые предметы (Приложение 1-5).
6. Список литературы.
1. Кизимова живое искусство народных умельцев. Из истории старинных ремёсел и народных промыслов Брянского края. - Белые Берега: «Белобережье», 2006 .
2. Ключевский портреты. Москва: Правда, 1990. С. 41-62.
3. По следам народного искусства. М: Просвещение, 1993.
4. Ресурсы сети Интернет.
7.Приложение
Народные промыслы Центрального района до 1917 г.
Народные промыслы Брянского района до 1917 г.
Народные промыслы Юго-Западного района до 1917 г.
Народные промыслы Северо-Западного района до 1917 г.
Народные промыслы Юго - Восточного района до 1917 г.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Климовская школа-интернат»
Проектно-исследовательская работа
«Мир народных промыслов
Брянской области»
Авторы: воспитанники семьи № 10
Руководитель: Щербакова Е.С.
2017г
10 осенних мастер-классов для детей
Девчата
Прекрасная арфа
Астрономический календарь. Май, 2019
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку