В данной работе представлена проектно-исследовательская работа учащейся 6-го класса по теме "Виды коми-национального костюма".
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_komi_natsionalnogo_kostyuma.docx | 548.62 КБ |
Автор работы:
Канева Анна
ученица 6 «а» класса МОУ СОШ № 19
УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ:
«Виды коми-национального костюма»
Направление: культурология
Руководитель: Марьинская Э.А.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Проблема и ее актуальность
2. Цели и задачи проекта
3. Теоретическое исследование
3.1. Народ коми и его основные группы
3.2. Анкетирование
3.3. Изучение истории коми костюма
3.4. Изучение отдельных видов женского коми
национального костюма
4. Отличительные признаки различных комплектов
коми костюма
5. Одежда коми в современное время
Вывод
6. Список используемых источников
ВВЕДЕНИЕ
автор: Станислав Пахтушкин
Заснеженная, щедрая, лесная,
Бурлящих рек крутые берега,
Таёжная от края и до края,
Земля зырян, ты сердцу дорога.
Республика Коми-это удивительный северный край, который завораживает своей красотой.
Своеобразна и неповторима природа этого края. Здесь много больших и малых рек и озёр. Леса богаты промысловым зверем и птицей, грибами и ягодами, а водоёмы различной рыбой. В долгие зимние месяцы в северных районах хозяйничают шалые ветры да лютуют сорокоградусные морозы. Зато летом над тундрой светит незакатное солнце, а земля одевает свой лучший наряд, расцвеченный удивительно яркими красками.
Без прошлого нет настоящего
Определяется тем, что на всех этапах истории человеческого сообщества «зеркалом» национального характера, нравственных устоев в значительной мере являлась одежда отдельного человека, социальной группы, народа.
Изучение истории Коми костюма актуализируется возрастающим интересом нации и общества к истории Коми края. Это выражается в восстановлении утраченных промыслов и ремесел, появлении кинофильмов на сюжеты Коми истории, организация многочисленных выставок на темы национального быта.
Костюм представляет собой один из важнейших элементов человеческой культуры. Он объединяет в себе различные функции, является показателем личных заслуг человека и хранителем наиболее ценных вещей хозяина. В костюме отражены биологические функции (защита от погодных условий), сокральные (магическая защита хозяина, обеспечение плодородия, модель мироздания) и эстетические (воплощение эстетического идеала этноса и личных вкусов мастера).
Актуальность исследования определяется тем, что изучение Коми национального костюма помогает понять культурное наследие народа, традиций. Помогает сохранить самобытность Коми народа в быту и одежде.
Мы с семьей часто приезжаем в район, навещаем родственников. И, конечно же, стараемся не пропускать традиционных праздников коми народа. Я видела участников праздника в коми национальных костюмах, они потрясли меня своей необычайной красотой, богатством и яркостью тканей и отделки. Я очень заинтересовалась историей коми костюма и решила провести исследование по теме: « Разновидности женского коми национального костюма»
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель исследования: определить, по каким признакам различается коми костюм в зависимости от территории поселения
Задачи:
- Собрать материал об основных группах населения коми
- Изучить историю коми костюма
- Выявить отличия коми костюма отдельных районов Республики Коми
гипотеза: во всех районах женские коми костюмы одинаковые.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3.1. НАРОД КОМИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ
Коми - древний народ, живущий в основной массе в современной Республике Коми, а также в Северо-3ападной Сибири и на Кольском полуострове. Заселение Вычегодского бассейна предками коми началось в глубокой древности. Археологические памятники (городища и могильники) бассейна pеки Вычегды и Выми XI - XII вв. близки к Камским и Чепецким городищам (принадлежащим предкам пермяков и удмуртов). Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне р. Вычегды, позволяет считать её исконно местной, сложившейся в результате развития более древних культур, комплексов, наметившихся ещё в первых веках н. э. Уже в 1-м тыс. Коми общались со славянскими племенами. Эти связи отразились в общем типе украшений, орудий, керамики.
Все население коми делится на насколько основных групп:
Висерса - самоназвание вишерцев (коми бассейна реки Вишеры).
Емватас - самоназвание вымичей (коми бассейна реки Выми (Емва).
Изьватас - самоназвание коми-ижемцев.
Пермяки, лузса - самоназвание коми верховьев реки Лузы.
Печераса - самоназвание печорцев (коми верховьев реки Печоры).
Сыктылса - самоназвание сысольцев (коми бассейна реки Сысолы).
Удораса - самоназвание удорцев (коми верховьев рек Мезени и Вашки).
Эжватас - самоназвание нижневычегодских коми.
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северно- русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малица (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и другое. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).
3.2. АНКЕТИРОВАНИЕ
Прежде, чем приступить к изучению женского национального костюма коми, я решила узнать, насколько просвещены жители нашей республики об одежде коренного населения. Для этого я провела опрос среди своих одноклассников по теме: « Что ты знаешь о коми костюме?» , в котором приняли участие 19 человек.
1.Знаешь ли ты национальную одеждукоми народа?
2.Знаете ли вы орнаменты коми? Какие?
3. Какие самые распространенные цвета в коми костюме?
4.Отличается ли одежда коми народа северных и южных районов?
Анкетирование показало, что только 7 человека из 19 знают, из каких элементов состоит женский коми национальный костюм. Ученики 6 «а» класса не все знают, из каких материалов шили коми одежду: 9 человек назвали шкуры оленя, и лишь 10 человека указали на шерсть, лен и кожу. Затруднений не вызвал вопрос об орнаментах коми: все 19 человек знают элементы коми орнамента, нарисовали «рога оленя», «солнце» и «избу». На вопрос о распространенных цветах в коми костюме большинство ребят называли только красный, по два человека – синий, коричневый и белый и один – черный.
В результате опроса, я пришла к выводу, что знания о коми национальном костюме у ребят очень скудные. Я считаю, что каждый житель нашей республики обязан знать все о ее коренном населении: об одежде, традициях и прикладном творчестве.
3.3. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО КОМИ КОСТЮМА
Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги издавна живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой. Народная традиционная крестьянская одежда коми XlX-начала XX века является ценнейшим памятником народного творчества.
Каждый женский костюм включал в себя рубаху, передник, головной убор, пояс, различные аксессуары и т.д. Но главной частью костюма был сарафан.
Традиционные женские рубахи были двух типов : в сборку у ворота и на кокетке с воротником – стойкой. Последние особенно характерны для коми-пермяков. По всей Вычегде рубаха шилась без ворота с широкой горловиной и более или менее широкой обшивкой, которая украшалась орнаментом, а также вставками из ткани контрастного цвета: на плечах под мышками. На груди, посередине, прямой разрез с застежкой у ворота на одну пуговицу. Ворот и кромка рукавов вышивались узором ( в районе Верхней и Средней Вычегды и в бассейне Сысолы была широко распространена вышивка крестом).
Рукава были длинными и широкими, для чего в них вставляли клинья. Верхнюю часть рукава и плечи старинных рубах отделывали браным тканым орнаментом в виде поперечных полос из красных хлопчатобумажных ниток. Нижнюю часть рубахи шили из трех прямых полотнищ. Подол - «боджор»,часто украшали красной полосой ,ширина которой доходила до 20-30 см. Особенно нарядными были подолы женских рубах в удорских селениях. Такие рубахи обычно носили по праздникам, во время жнитва без сарафана. С развитием товарно-денежных отношений в деревне, верхнюю часть рубахи стали шить из фабричных тканей. Изменился покрой рубахи и рукавов.
Поверх рубашки девушки и замужние женщины носили сарафан «сарапан», который подпоясывали узорным поясом
Сарафан – основная часть любого женского костюма. Общепринятая точка зрения, что сарафан – русская женская одежда. Но это не совсем верно. Ученые полагают, что сарафан пришел на Русь из Византии вместе с православной религией. Сначала сарафан был одеждой женщин из царских семей, знатных боярынь. В конце 17 века сарафан еще не был крестьянской одеждой и только в эпоху Петра I сарафан пришел в народ и стал любимой женской одеждой.
По покрою различались сарафаны косоклинные , прямые, со сборами на талии и с корсажем. Шились они из различного материала: из крашеного холста, набойки, домотканой пестряди, фабричных тканей.
Наиболее старинным был сарафан - шушун. Перед его был прямой, а спинка со сборками. Спереди у шушуна имелся шов, по обе стороны которого часто пришивали тесьму, а посередине – пуговицы. В Удорском н носили сарафаны, сшитые из синей набойки – « кунтей». Кунтей представлял собой длинную юбку на лямках. По покрою он относился к косоклинным сарафанам. К этой группе относится также « китайка». Сарафан « китаечник» или « китайка» шили из фабричной ткани китайки синего, красного или желтого цвета. Эти сарафаны носили девушки и молодые женщины как праздничные наряды. Их шили обычно на суровой холщовой подкладке, поэтому они были очень тяжелыми. Передний шов сарафана сверху до низу украшали нашитыми в два ряда цветными лентами и пуговицами.
Прямые сарафаны у коми появились позднее, с фабричными тканями. Они были двух видов: на лямках с лифом, или с корсажем. Спереди сарафан зачастую делали на вздержке, а сзади закладывали складки или собирали. На подоле сарафана нашивали бейки из цветной ткани, кружева и бахрому. Спереди сарафан не имел продольного шва и этим он также отличался от клинника. Длина сарафана достигала одного метра. В конце XIX- начале XX вв. прямой сарафан был широко распространен на Сысоле и Ижме. Для пышности под него одевали одну или несколько юбок, а на него передник, украшенный вышивкой, нашитыми оборками из разноцветных лент, полос сатина или кружев.
Очень важную роль в женском национальном костюме коми играют головные уборы. Они подразделяются на две группы: головные уборы девушек и головные уборы замужних женщин. Коми девушки носили длинные волосы, заплетая их в одну косу и вплетая в нее одну или несколько ленточек. Почти все девичьи головные уборы представляют собой обруч или твердый околыш, облегающий голову, или полоску ткани в виде ленты, повязываемую вокруг головы. Часто налобную часть убора украшали мелкими цветными камешкам, бисером, блестками.
Особый интерес представляют свадебные головные уборы. Старинный головной убор невесты называется «юр ной»(юр- голова, ной – сукно) представлял собой очелье (без дна) на твердой основе, обтянутое красным сукном, с несколько выступающей передней частью. Очелье было сплошь расшито разноцветным бисером, пуговицами и блестками. Согласно старинным народным обычаям, юр ной надевали на распущенные волосы накануне свадьбы после ритуального посещения бани. При этом головной убор покрывали мехом для того, чтобы уберечь девичью красоту от сглаза. После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Головные уборы замужних женщин более разнообразны. Они заплетали волосы в две косы и укладывали их вокруг головы. Для того, чтобы передняя часть убора стояла лучше и прическа была бы более высокой, непосредственно на волосы или в головной убор вкладывали валик из бумаги, льняных очесов или ткани. Этот валик в большинстве районов носил русские названия: «кичка» на Печоре, «рогуля» на Ижме, «клобук» на Вашке.
Более обширную группу составляют мягкие головные уборы и повязки типа волосника, повойника, а также разнообразные платки. Волосник представлял собой род чепца из пестрого ситца, дно его было овальной формы. В южных районах Республики Коми широкое распространение имели головные уборы сорока – «юр кортод».Он состоит из двух частей: мягкой шапочки, сшитой из ситца или связанной из ниток и одеваемой непосредственно на волосы, и верхнего убора, напоминающего русскую сорочку. Помимо мягких головных уборов замужние женщины носили и твердые: сборники и кокошники (юртыр, треюр, ошувка). Хотя головные уборы — составная часть народного костюма, стали исчезать из употребления в начале ХХ века по всей Республике Коми, пожилые ижемки все еще носят и сохраняют их бытование.
3.4. ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЖЕНСКОГ КОМИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОСТЮМА
В Республике Коми 22 района, и в каждом из них есть свой национальный костюм. Но я вам расскажу о самых красивых костюмах районов Республики Коми.
Для того, чтобы разобраться, в чем же состоят отличия женского национального костюма в зависимости от территории поселения, я изучила каждый его вид в отдельности.
Ижемский костюм
Ижемский женский костюм отличается прежде всего тем, что для его пошива всегда использовали покупные ткани, поскольку северная природа не позволяла выращивать на Ижме лен. Поэтому покупали в основном дорогие завозные ткани - шелк, атлас, саржу, альпак, кашемир. Женские рубахи, к примеру, шились из шелка. Для ижемского типа женской рубахи характерен специфический ворот: он высокий; застегивается на две пуговицы и выкраивается из широкой тесьмы.
Женщины Ижемского района носили так называемые круглые сарафаны. Для их пошива использовали шелка с растительным орнаментом преимущественно холодных оттенков – темно-фиолетовый, темно-зеленый. Подол украшали кружевом. До появления фабричных кружев подол сарафана обшивали самодельной бахромой, которую изготовляли из хлопчатобумажных нитей или гаруса, покрасив их в черны цвет. Богатством ткани, особенностью кроя выделяются ижемские рубахи сос-рукава. Ширина их в пройме может достигать 45 - 60 см. Рукав у запястья собран в двусторонние или односторонние складки, образующие манжету. Поверх сарафана надевается яркий шелковый фартук с полоской
черного кружева по подолу. Костюм дополняется цепочками и бусами. Головной убор - кокошник, расшитый бисером, перламутровыми пуговицами, надевался поверх большой шелковой шали с длинными кистями.
Удорский костюм
Удорский синяк, или кунтей. Бретели праздничного сарафана сверху обшивают полоской парчовой ткани, они красиво полукругом переходят на бока верхней части сарафана, а его шьют из тафты или парчи. Повседневный синяк шьют из грубого, крашенного в темно-синий цвет холста. На переднем полотнище сарафана центральному шву, соединяющему две полоски ткани, пришивают в два ряда широкую тесьму фабричного производства. Если это сарафан праздничный, то она может быть пришита и по подолу. Между полосами тесьмы пришивают мелкие металлические пуговицы на расстоянии 3-4 см по всей длине сарафана. Покрой удорской рубахи был аналогичен северовеликорусскому: с прямыми плечевыми вставками - ластовицами, или поликами. Стан рубахи состоит из четырех полотнищ прямоугольных клиньев. Клинья вшивают для ширения подола.
Костюм крестьянки Удоры.
Конец XIX – начало XX века.
Костюм состоит из рубахи и сарафана-косоклинника. Оплечья кумачовой рубахи украшены нашивками из яркой шелковой или парчовой ткани. Края рукавов обшивались узкой полоской черного кружева. Сарафан-косоклинник шился из темно-синей набойки. Лямки сарафана, край лифа и передний шов украшались позументом и пуговицами. Костюм дополняли узкий плетеный пояс и шелковая шаль или платок.
Вычегодский костюм
Комплекс верхневычегодского костюма сходен во многом с сысольским. Покрой рубахи, ее отделка и используемые ткани те же самые. А вот сарафан представлял собой своеобразный ансамбль: трапециевидную юбку и корсет высотой 14- 16 см. Для сарафана брали 8 полос холста – две широкие располагаются спереди, шесть полос – с боков и сзади. Эти шесть полос заужены кверху в виде трапеции. Корсет для удобства сбоку имел разрез, который застегивался на крючки , которые иногда могли быть расположены и спереди. Нижневычегодский комплекс отличался от верхневычегодского тем, что сарафан состоял не из юбки с корсетом, а был прямым со складками, как в сысольском районе. Рубаха по покрою ничем не отличалась. Разница была лишь в ее отделке вышивкой и стилизацией орнаментов.
Прилузский костюм
Прилузский женский костюм отличался от всех остальных комплексов богатством и разнообразием вышивки рубахи и передника. Вышивка, которая бытовала в бассейне реки Летки и в верховьях Лузы, очень интересна своей самобытной техникой, композиционным и колористическим решениями. Костюм состоит из домотканых рубахи и сарафана и ситцевого фартука в полоску. Рубаха по вороту, краям рукавов и оплечьям украшена мелкоузорной вышивкой темно-красными шелковыми или хлопчатобумажными нитками. Сарафан-косоклинник из синего холста,
украшенный позументом. На голову надевается «сорока» - мягкий головной убор из холста, сплошь украшенный вышивкой. Костюм дополняет узкий длинный пояс с большими кистями из ярких шерстяных ниток.
4.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧНЫХ КОМПЛЕКТОВ КОМИ КОСТЮМА
Изучив историю коми костюма, я узнала, что в каждом районе республики он имеет свои особенности. Таким образом, моя гипотеза не подтвердилась. Выполнив исследование, я выяснила, по каким признакам можно отличить костюм того или иного района.
Для южных групп коми – прилузских, летских, сысольских характерна вышивка, при которой застилается практически весь фон, а просветы ткани составляют узор. У северных групп наоборот, фон остается не вышитым. Вязаные изделия различаются характером орнаментации. Для каждого района характерен свой орнамент. У ижемцев наиболее распространены следующие мотивы: чум, рога оленя, рыба, конские головы, кочка с ягодами, ягель; у южных коми– гребешки, солнце, пирог
Ижемский сарафан выкраивается из нескольких прямых полос и имеет круглую форму, вычегодский – состоит из юбки в форме трапеции и корсета, а удорский имеет форму косоклинного сарафана.
В северных районах женщины могли себе позволить шить одежду из более дорогих тканей – шелка, атласа, кашемира, парчи. А в южных – из обыкновенного холста или сатина. В бассейне Вычегды использовали пестрядь в красно- синюю мелкую клетку, на Сысоле клетка была более крупной, в расцветке присутствует желтый цвет.
Сысольские женщины под сарафан надевали несколько юбок в отличие от других групп. В северных районах поверх сарафана женщины надевали передник без нагрудника, а в южных комплексах еще и повязывали пояском.
5.ОДЕЖДА КОМИ В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ
Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп. В настоящее время его можно встретить на традиционных коми праздниках или в художественно - самодеятельных коллективах.
Несмотря на то, что коми национальный костюм в наши дни полностью вышел из употребления, некоторые его элементы можно встретить в современной одежде и аксессуарах. В современном мире осталось мало мастеров в народно-прикладном искусстве, но все равно можно найти островки, где по –прежнему живет коми орнамент. В основном это отделка изделий элементами коми орнамента или вышивки. Выставки работ проходят в Национальной галерее, ежегодно на празднованиях Дней Республики Коми, день города проходят ярмарки – продажи, где люди могут купить изделия народно-прикладного искусства, одежду ( рукавички, шапочки, носочки, свитера) с коми орнаментом, пимы. В городах Республики Коми есть магазины, где постоянно имеются в продаже предметы быта, одежда, сувениры, выполненные в Коми национальном стиле. В городе Инта есть промышленное предприятие, на котором выращивают оленей, шьют из шкур красивые пимы, сувениры, сумки. В качестве украшения на женских пимах используется аппликация, очень часто встречаются женские пимы с ромбовидным узором, которые нося названия «телячьи рожки».
ВЫВОД
В результате проделанной работы я узнала, какие бывают разновидности женского коми костюма, чем различается одежда северных и южных коми и как мотивы народного костюма используют современные дизайнеры одежды.
Результаты: в ходе проделанной работы я сшила коми костюм для куклы.
В дальнейшем я планирую продолжить свое исследование, в котором особую роль будет занимать декоративно – прикладное творчество коми народа в современном мире.
Список использованной литературы
Москва 1992 г.
Эта весёлая планета
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Сорняки
Сказка об одной Тайне
Рисуем ананас акварелью