В данном материале освещены вопросы актуальности занятий изобразительной деятельностью детей, корреляционная зависимость творчества и человека, кратко об анализах детских рисунков, перечислены методы художественно - эстетического воспитания.
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_u_detey.doc | 45 КБ |
Развитие творческих способностей у детей 6 - 7 лет на занятиях изобразительной деятельностью
Именно через творческую деятельность человек передает свои эмоции и переживает эмоции другого, может создать неповторимое, постоянно развивается и совершенствуется, усложняя себе творческие задачи, находится в поиске гармонии. Изобразительное искусство – один из видов творчества. Очень важно с малых лет знакомить ребёнка с языком прекрасного, формировать его созидательное отношение к миру.
Развитие художественно-изобразительных способностей у детей – сложный и длительный процесс. Об этом написано много ценных в методическом отношении научных работ и статей. Однако сегодня появилась необходимость изучить имеющийся опыт с современной позиции и актуализировать некоторые проблемы. Связано это, прежде всего с тем, что в настоящее время на занятиях изобразительной деятельностью ведущую роль занимает интегрированный подход, происходит тяготение к синтезу, синкретизму искусств. Также набирают силу аспекты творческого экспериментирования и арт-терапевтического подхода. Большое значение имеет личностно-ориентированное отношение между педагогом и дошкольником.
Что такое «творчество», «творческий процесс»? Если обратиться к толковому словарю Ожегова А. И.: «Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.
Выготский Л. С. в своём труде: « Воображение и творчество в детском возрасте» раскрывает корреляционную зависимость творчества и человека. Каждый способен воспроизводить действия, подражать, приспосабливаться и также может вести творческую деятельность, основанную на воображении, то есть приспосабливать, видоизменять. Существует версия определения понятия «талантливый человек» – это тот, кто видит существование, наличие проблемы, трудности. Талантливый человек пытается её решить, преодолеть и так в его голове возникают образы, идеи, фантазии. На основе своего жизненного опыта, он воображает пути решения проблемы, ищет целиком подходящий и одновременно самый простой путь.
Сакулина Н. П. подчёркивает тезис: обучение не препятствует развитию творчества, а способствует его прогрессивному становлению.
Комарова Т. С. делает вывод: «Обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей органически взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают одна другую».
Злотников В. Г. утверждает связь между познанием и воображением, практической деятельностью и психическими процессами, которая порождает продукт – произведение искусства.
Важно, что хорошее, правильное владение простым карандашом, кистью, восковыми мелками, фломастерами, пастелью и некоторыми навыками, техниками рисования свидетельствует о высоком развитии мелкой моторики пальцев рук, что непосредственно связано с работой головного мозга, ведь именно головной мозг координирует работу рук. Систематическое развитие мышц пальцев рук благоприятно влияют на обучение ребёнка в школе.
Ушинский К. Д. отмечал, что человеческое воображение не может создать что-то совершенно новое, так как мы можем представить себе только то, что уже имелось в памяти. Наличие часто только монотипных рисунков говорит об узости кругозора, малом жизненном опыте малыша и медленном развитии познавательного, произвольного интереса. Запоздалое развитие познавательного интереса может неблагоприятно повлиять на дальнейшее обучение в школе юного гражданина – необходимо обогащать и поощрять зачатки его любознательности.
Формирование полноценной, гармоничной, эстетически развитой личности должно происходить всесторонне под наблюдением профессиональных работников, учитывая психические, физиологические, возрастные особенности ребёнка.
Средства эстетического воспитания имеют положительное влияние в комплексном применении. В частности: рисование под музыку, рисование музыки, запечатлеть четверостишие. Большое значение имеет и вернисаж, мини - выставка и обсуждение работ в группе, с комментариями воспитателя.
Методы обучения – это целенаправленная система действий педагога, которая организует благоприятную практическую и познавательную деятельность воспитанников. При выборе метода обучения педагогу необходимо учитывать основные задачи предстоящего занятия, его специфику, возраст детей и их уровень владения изобразительной деятельностью.
Авторы пособия Солнцева О. В. и Гогоберидзе А. Г. предлагают современные методы художественно - эстетического воспитания:
Схожие методы рекомендует Комарова Т. С., но добавляет
Выбор методов и приемов художественного развития детей осуществляется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, поставленных задач обучения, воспитания и развития.
В настоящее время эстетическому воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание на всех ступенях образовательного процесса. Методом проб и ошибок, сомнений и поисков доказательств выявляется неоспоримая система, казалось бы, неподчиняющегося правилам и законам мира изобразительного искусства.
В 6-7 возрасте для ребёнка всё происходящее интересно, является открытием, если взрослый компетентно вмешивается в жизнь юного исследователя, то его отношение к окружающему останется конструктивным, пытливым и в будущем.
Ручей и камень
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рисуем "Осенний дождь"
Ворона
Красочные картины Джастина Геффри