Проектно-исследовательская работа по изобразительному искусству.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: "Чем и как можно рисовать?" | 2.56 МБ |
Проектно-исследовательская работа на тему: "Чем и как можно рисовать?" | 986.5 КБ |
Слайд 1
«Чем и как можно рисовать?» Проектно-исследовательская работа по изобразительному искусству ученика 4 -В класса Комолова НикитыСлайд 2
К искусству нет готового пути. Будь небосвод и море только сини, Ты мог бы небо с морем в магазине, Где краски продают, приобрести. Самуил Маршак
Слайд 3
г.Царицыно
Слайд 5
г. Москва
Слайд 6
Третьяковская галерея Красная Площадь
Слайд 7
г. Сергиев-Посад г. Коломна
Слайд 8
д. Бывалино кузнечный фестиваль
Слайд 9
д. Большие Дворы- Княжий двор
Слайд 11
г. Владимир
Слайд 13
г. Нижний-Новгород
Слайд 14
г. Суздаль г. Суздаль
Слайд 17
Цель : найти различные способы выполнения рисунков. Гипотеза : для чего человеку нужны рисунки?
Слайд 18
Задачи: Изучить литературу по данной теме; Познакомиться с историей рисунка; Исследовать разные приемы и техники рисования; Поделиться с одноклассниками своими открытиями; Организовать выставку своих работ; Воспитать эстетический вкус, любовь к творчеству.
Слайд 19
Работа с литературой по данной теме
Слайд 20
Рисунок - какое-либо изображение на плоскости, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, пятна, штриха
Слайд 21
Материалы для выполнения рисунка Все материалы делятся на графические и живописные. Карандаши Фломастеры
Слайд 22
Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также традиционные в графике тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть . Уголь Пластик для 3Д ручки
Слайд 23
Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой. Пастель Масляные краски
Слайд 24
Живописные материалы Акварель Гуашь
Слайд 25
Урок в художественной школе
Слайд 26
Тушь и кисть
Слайд 27
Советы педагога
Слайд 28
Вот, что получилось!
Слайд 29
Традиционная техника Нетрадиционная техника Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых художником. Техники бывают традиционными и нетрадиционными
Слайд 30
Уголь служит материалом для рисования
Слайд 31
Мой эксперимент- это рисунок 3Д ручкой
Слайд 33
Выставка в классе
Слайд 34
Представление работ
Слайд 35
Знакомство ребят с 3-Д рисунком
Слайд 36
Знакомство ребят с техниками рисунка
Слайд 37
Заключение Поставленные задачи выполнены и цель достигнута. Я познакомился с историей рисунка, исследовал и освоил разные приёмы и техники рисования, изучил литературу по данной теме. Поделился с одноклассниками своими новыми знаниями. Организовал выставку, которая очень понравилась одноклассникам, а одного из них вдохновила на поступление в школу искусств. Искусство творит чудеса!
Слайд 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Астрель . Полиграфиздат . Москва 2010г. 2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г. 3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г. 4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва 5. Изобразительное искусство, 1986г. 6.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ISBN 978-5-273-00780-2; 2010 г. 7. http://amideo.ru/historyrisunok.html 8. http://art.1september.ru/article.php?ID=200802303 9. http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya-risunka 10. http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2360-drawing 11. http://svoimi-rukami-club.ru/техники-рисования.
Слайд 39
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Проектно-исследовательская работа по
изобразительному искусству на тему:
«Чем и как можно рисовать?»
Исполнитель: Комолов Никита, 4-В класс
Руководитель: Сиротинкина О.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………….4
1.1Актуальность исследовательской работы.
Цель, гипотеза, задачи, ………………………………………………................4
1.2.Методы исследования…………………………………………………….....5
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………..5
2.1.Цель практической части и методика исследования……………………….5
2.2. Работа с литературой по данному вопросу……………….. ………………5
2.3. История рисунка. ………………………………………………….……… . 7
2.4. Материалы для выполнения рисунка. …… ………………………………..7
2.5. Урок в художественной школе ………..…………………………………...14
2.6. Техники рисования для презентации работы … ……………………...….17
2.7. Вывод по практической части ……………………………………………17
2.8. Организация выставки ……………………………………………………..17 Заключение……………………………………………………………………… 19
Список используемой литературы ………………………… …………. ……..20
ВВЕДЕНИЕ
К искусству нет готового пути.
Будь небосвод и море только сини,
Ты мог бы небо с морем в магазине,
Где краски продают, приобрести.
Самуил Маршак
Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце.
Рисование развивает интуицию, образное мышление, ассоциативное мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый ,кто смотрит , умеет видеть. А художник умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.
Когда появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому. Я пробовал рисовать разными материалами и инструментами в разных техниках. Ведь рисовать можно не только карандашами и красками. Увлекла меня нетрадиционная техника рисования. А потом решил провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя одновременно разные материалы и техники рисования, а также новые технологии.
Подробнее знакомясь с разными материалами, я захотел узнать историю рисунка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Тема моей работы, выбрана не случайно. Я – творческий человек, люблю рисовать, рассматривать и изучать произведения искусства выдающихся художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Во внеурочное время посещаю художественную школу. Принимаю участие в различных конкурсах, олимпиадах. Неоднократно были отмечены мои работы грамотами. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, что-то новое о изобразительном искусстве.
Работа с рисунком дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир образов, стиля, изящества композиции. На уроках изобразительного искусства мы выполняем рисунки кисточкой, карандашом, зубной щёткой, использовали кляксографию. Естественно возник вопрос, а чем ёщё можно рисовать. Так появился исследовательский проект.
Цель: найти различные способы выполнения рисунков.
Гипотеза: для чего человеку нужны рисунки?
.
1.2 Методы исследования
1. Анализ научной литературы
2 Исследование разных приемов и техник рисования.
3. Выполнение рисунков разными приёмами и использование новых технологий.
4. Анализ полученных результатов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Цель практической части и методика исследования.
Цель практической части : изучить разные приёмы и техники рисования.
Для этого были поставлены следующие задачи:
- познакомиться с историей рисунка;
- исследовать разные приемы и техники рисования;
- изучить литературу по данной проблеме;
- поделиться с одноклассниками открытиями;
2.2 Работа с литературой по данной теме.
Согласно энциклопедии рисунок - какое-либо изображение на плоскости, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна.
Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна (рисунок научно-вспомогательного, прикладного, технического характера); художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф, гравюра, офорт).
Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объёма предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "рисунок" обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм.
Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным её видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования.
2.3. История рисунка.
Принято считать, что история рисунка началась с истоков происхождения человека. Первой живописи на старинных скалах более 10 тысяч лет. Такова природа человеческая, что даже с древности мы стремимся выразить свои мысли и чувства посредством рисунков. Чтобы вникнуть в природу создания рисунка, важно знать его историю, чтобы приобщиться к становлению живописи.
Пик развития и совершенствования рисунка приходится на эпоху Возрождения. Именно в это время была разработана уникальная техника рисунка. В 14 веке художникам приходилось работать на износ. Они не справлялись со всеми заказами. Обустраивались многочисленные мастерские, в которых трудились десятки помощников художников. Как только основная работа была готова, наброски уничтожались. Если бы наши предки знали, что сейчас эти наброски являются для нас невероятно ценным наследием, то они бы не поступали столь неосмотрительно.
В это же время рисунки служили предварительными набросками для портретов. Если какому-то великому живописцу заказывали портрет, то сначала он предлагал несколько вариантов рисунков, из которых выбирался окончательный.
Материалом для красок служили органические красители ( растения, кровь).
Рисунки в древности.
Рисунки в древности представляли собой пиктограммы, в которых был выражен графический способ передачи мысли. Напомним, что еще до того, как появилась письменность, и даже до того, как люди стали свободно выражаться в устной форме, рисунки помогали им общаться между собой. Позже графические рисунки применялись как средство отправки писем. До сих пор такие пиктограммы не всегда получается расшифровать.
Не взирая на тот факт, что рисунки древности не способны в полной мере передать очертание и свойства предмета, они дают нам визуальное восприятие предметов, которые мы уже не сможем лицезреть в современном мире. Например, всем известный Софийский собор, был полностью восстановлен по сохранившимся рисункам.
Материалом для красок служили органические красители ( растения, кровь).
История рисунков на Руси
На Руси рисунки больше напоминали графические изображения. Многие из них сегодня используются в учебниках истории. Рисование доверялось только художникам, или, как их еще называли, чертежникам. Они могли изготовить чертеж станков, пушек и других сооружений. В дальнейшем рисунки на Руси стали больше отражать национальный колорит. Большинство идей графики использовалось для нанесения их на ткани. Так началось развитие национальной одежды.
Рисунки карандашом.
Первооткрывателями карандашного рисунка стали художники Тернер, Констабел, Делакруа. Изначально они отдавали предпочтение больше архитектурной живописи. Среди их работ можно найти множество примеров с изображением соборов, старинных жилых кварталов и другие. Но не становились менее популярными портреты. Они были невероятно реалистичными. Если сегодня карандашные портреты считаются редкостью, поскольку не каждый художник берется за такое дело, то в древности портреты карандашом были практически в каждом доме. Не удивительно, что сегодня, при наличии современных гаджетов – фотографий и видеосъёмки, мы уже не обращаем внимания на искусство портретистов.
Становление живописи и письменности началось с появления первых рисунков. Это неоспоримый факт, доказанный историками. Именно рисунки в древности служили средством передачи собственных мыслей и чувств. Только благодаря рисункам мы теперь можем узнавать много нового о наших предках, о том, как они жили, как строили свой быт.
2.4. Материалы для выполнения рисунка
Все материалы делятся на графические и живописные.
Графические – это карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого
древесного угля, фломастеры, различные ручки, а также традиционные в графике тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть. Карандаш - самый обычный и распространённый, знакомый всем и необходимый в работе графический материал. Графитные, или, как говорят, простые карандаши различаются своей твёрдостью.
Мелки (восковые) предназначены для рисования по бумаге. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей блёстками, оставляют блестящий след, легко смываются с поверхности тёплой водой с мылом.
Тушь чёрная краска (жидкая или в виде твёрдых плиток- т.н. сухая тушь), не теряющая со временем чёрного цвета. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, в 20 веке также их газовой копоти, сажи, получаемой при сжигании нефти и её нефтепродуктов.
Флома́стер (слово происходит от торговой марки «Flo-Master» (англ.)) — инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара к наконечнику из пористого материала (нейлон или войлок). В Европу был привезён из Японии немецкой фирмой «Edding» в 1960 году.
Фломастерами называют несколько видов пишущих принадлежностей: перманентные маркеры, смывающиеся (стираемые) маркеры для досок, текстовыделители, капиллярные ручки и собственно фломастеры. Различаются они составом красящего вещества, формой и назначением. Не существует общего термина для обозначения фломастера, в разных странах для этого часто используются имена брендов их изготовителей.
Уголь служит материалом для рисования. Его получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют мирт, орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы.
Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого
цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой.
Акварель приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели- её прозрачность.
Пастель - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного
карандаша. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества,
истёртого в тончайший порошок, с примесью связывающих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара или овсяный отвар и молоко. Получается очень мягкий мелок.
Гуашь - краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил, а также живопись этими красками. Употребляется преимущественно для живописи по бумаге, шёлку и др., даёт непрозрачный слой.
Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью. Они
густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.
Пластик для 3Д ручки – полимерная проволока, которая продается для принтеров с технологией послойного плавления. В ручке для 3D рисования есть специальное отверстие, в которое вставляется пластиковый прутик.
2.5. Урок в художественной школе.
Я посетил урок в художественной мастерской своего педагога Анны Львовны. Она рассказала мне о том, что такое техника рисунка.
Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых
художником. Художники включают в это понятие технику линии, тушёвки,
определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных
материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.
Я узнал о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный графический рисунок.
Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных
инструментов (кисточка, карандаш, фломастер), будут использоваться нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, спица для вязания, зубная щётка, крупа. Пробки от пластиковых бутылок, листья деревьев, травы, целлофан, соломка, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин и даже шоколад. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментировать. Мой эксперимент- это рисунок 3Д ручкой.
2.6. Техники рисования для презентации работы.
Для представления своей работы я выбрал самые интересные техники рисования.
Техника рисунка акварелью. В акварели существует множество приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, использование мастихина, соли, многослойная живопись и др. Прозрачность акварели даёт особый приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоёв краски одного на другой даёт способ составления новых тонов труднодостижимых другими приёмами.
Гуашевая техника. Рисовать гуашью лучше на картоне хорошего качества, так как обычная бумага тонка для этого. Чтобы разводить гуашь или смешивать цвета краски, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Если планируете наносить слой гуаши поверх другого- дождитесь, пока первый слой высохнет, а затем быстро нанесите второй слой, не давите при этом сильно на кисть.
Рисунки карандашом обычно выполняются на гладкой бумаге. В рисунке карандашом желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стиральную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Для нанесения тона используется приём штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша. Передвинуть ближе к острию карандаша. Движения руки должны быть смелыми, энергичными.
Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую
форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.
При создании рисунка сначала наносится рисунок по контуру. Затем подбирается цвет пластилина. Отщипываются пальцами маленькие кусочки и размазываются пальчиками по поверхности рисунка. Вмазываются другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор.
Уголь служит материалом для рисования.
Уголь высокого качества получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют мирт, орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы. В 19 веке уголь получил название «спрессованный» -от спрессовки угольного порошка, зафиксированного клеем растительного происхождения. Т.о. ,получили твёрдый уголь. Такой уголь формируют в виде карандаша, но без деревянной оправы. На рисунке твёрдый уголь оставляет насыщенный чёрный цвет.
3D ручка – это прорыв в технологии рисования. Теперь каждый может быть волшебником и создавать объемные рисунки прямо в воздухе! И все это – рисунки 3Д ручкой. Она работает по принципу 3D принтера, только создана для более мелких целей. Эта ручка рисует не чернилами, а пластиком. Он нагревается, расплавляется. Густая масса превращается в рисунки! Пластик для 3Д ручки – полимерная проволока, которая продается для принтеров с технологией послойного плавления. В ручке для 3D рисования есть специальное отверстие, в которое вставляется пластиковый прутик. Внутри ее – экструдер, где и плавится филамент, а затем подается наружу. Наконечник ручки является, по сути, печатной головкой: именно он отвечает за создание поделки 3D ручкой.
2.7.Вывод по практической части.
Поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
Я познакомился с историей рисунка, исследовал разные приёмы и техники рисования, изучил литературу по данной теме. Поделился с одноклассниками своими новыми знаниями. Выяснил, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.
2.8. Организация выставки.
Используя изученные техники рисования, я нарисовал рисунки и устроил школьную выставку для своих одноклассников и учителей. Мои работы очень понравились сверстникам, а одного из одноклассников они вдохновили на поступление в школу искусств. Искусство творит чудеса!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнал интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнал о разных приёмах и техниках рисования, о людях занимающихся живописью.
Сделал такой вывод:
исследовательская работа помогла мне стать ещё более трудолюбивым, активным, ответственным; научила любить и видеть красоту. Рисование помогает нам учиться, развивает творческие способности. Рисование улучшает настроение, помогает успокоиться. Рисование – увлекательный, занимательный, сложный и, в то же время, очень интересный процесс. Каждый человек в любом возрасте может научиться рисовать, если у него есть непреодолимая тяга к искусству, чему-то прекрасному, созданному собственными руками. При этом в процессе рисования можно использовать самые разные материалы, ведь существует множество техник рисования, которые являются как традиционными, так и нетрадиционными. Создавать свой шедевр можно акварелью и гуашью, масляными красками и цветными карандашами, простым карандашом, 3Д ручкой. В каждом отдельном случае рисунок или картина получается по-своему красивой и оригинальной. Нетрадиционные техники рисования особенно подходят детям разного возраста, ведь можно творить и фантазировать даже без использования кисточек.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Астрель. Полиграфиздат.
Москва 2010г.
2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.
3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.
4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва
5. Изобразительное искусство, 1986г.
6.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ISBN 978-5-273-00780-2; 2010 г.
7. http://amideo.ru/historyrisunok.html
8. http://art.1september.ru/article.php?ID=200802303
9. http://way-art.ru/istoriya-zhivopisi/istoriya-risunka
10. http://www.art-drawing.ru/terms-and-concepts/2360-drawing
11. http://svoimi-rukami-club.ru/техники-рисования.
Есть в осени первоначальной...
Загадочная система из шести экзопланет
Кто чем богат, тот тем и делится!
Астрономический календарь. Март, 2019
Как Дед Мороз сделал себе помощников