Презентация исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
kushnir_ekaterina_traditsii_i_sovremennost.pptx | 2.97 МБ |
Слайд 1
Научно-практическая работа «Связь времён и поколений» (на примере дымковской игрушки) Автор работы: Кушнир Екатерина – учащаяся 2 «в» класса МОУ «СОШ №21с углубленным изучением немецкого языка», г. Сыктывкар , Республика Коми Классный руководитель: Клековкина Екатерина Дмитриевна Педагог ГАУДО РК «РЦДО»: Толмачёва Лилия Григорьевна г. Сыктывкар 2017 годСлайд 2
Цель проекта: в оспитание любви к Родине через народное творчество . Задачи проекта: знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства – дымковской глиняной игрушкой; познакомить современников с полученными теоретическими и практическими знаниями; воплотить свою мечту – стать «народным умельцем» по изготовлению дымковской игрушки. Введение : почему я выбрала эту тему Этапы проекта: 1 этап –подготовительный Подобрать необходимую литературу, иллюстрации, наглядные пособия, разработать анкету-опрос на тему. 2 этап –исследовательский История дымковской игрушки. Старейшие мастерицы. Какие бывают фигурки дымковской игрушки. Узоры при росписи игрушки. Сравнить дымковскую игрушку с филимоновской и каргопольской игрушкой. 3 этап – практический Слепить самой дымковскую игрушку. Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор. Расписать дымковскую игрушку. 4 этап – итоговый Обобщение результатов работы: теоретические выводы, результаты анкетирования, презентация своей работы.
Слайд 3
Введение Начну с того, что я очень люблю лепить. Не важно, из какого материала (глина, соленое тесто, пластика, пластилин), главное сам процесс лепки. Когда я была совсем маленькая, то дома пластилином залепила всё, что только могла: пол, стены, двери. Родители, понимая, что это не баловство, а творческий процесс, меня не сильно ругали , но как только мне исполнилось 4 года, записали на кружок глинопластики в РЦДО (Республиканский центр дополнительного образования). В РЦДО глиной я занимаюсь 5 год (в данный момент обучаюсь в студии «Керамика» под руководством педагога дополнительного образования Лилии Григорьевны Толмачевой). Несколько лет назад, в составе танцевального коллектива, я ездила в г. Киров на хореографический конкурс «Вятская карусель». В Кирове я побывала в музее дымковской игрушки, посетила мастер-класс старейшей мастерицы дымковской игрушки, студию учениц дымковской игрушки . Я была под большим впечатлением от всего увиденного в музее и решила еще больше узнать о дымковской игрушке и рассказать о ней другим. Так возникла идея этой работы.
Слайд 4
В музее дымковской игрушки
Слайд 5
1 этап – подготовительный Чтобы подготовить научно-практическую работу мне потребовалось: найти необходимую литературу по теме; подобрать иллюстрации фигурок дымковской, филимоновской , каргопольской игрушек; найти наглядные пособия ; разработать анкету-опрос на тему; подготовить макет презентации и доклад по теме.
Слайд 6
2 этап – исследователь ский История дымковской игрушки и её развитие. Как появилась дымковская игрушка, как она развивалась от начала до наших дней ? Почему игрушку называли дымковской? Дымковская игрушка – самый известный из глиняных промыслов России. Появилась она примерно 500 лет назад в слободе Дымково, на берегу реки Вятки, на котором стоит город Киров. Игрушки лепили в основном женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов. Изготавливали игрушки в Дымково целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотёрках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к весеннему празднику «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками , разведенными на квасе, украшали ромбиками золотистой потали. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.
Слайд 7
Первыми дымковскими игрушками были свистульки. На весеннем празднике «Свистунья», который проходил в четвертую субботу после Пасхи, все свистели в расписные дымковские свистульки, веря, что отгоняют накопившихся за зиму злых духов. Во время праздника «Свистунья» катали глиняные шары с высокого берега реки Вятки и бросали их в воду, были кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились торговые ряды с разными сладостями и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек. На ярмарке всегда можно было услышать прибаутки, считалки, стихотворения.
Слайд 8
А для чего нужны дымковские игрушки? Есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Давным-давно , люди не могли объяснить происхождение многих явлений. И народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Эти игрушки называются оберегами. Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость. Женская фигурка с детьми оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
Слайд 9
Развитие дымковской игрушки. Старейшие мастерицы . В 20 веке возникла угроза существованию дымковского промысла. Изготовление игрушки пошло на убыль и уже не кормило мастериц, как раньше. Даже потомственные мастерицы прекращали работать, сосредоточиваясь на поисках другого заработка. В результате в слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. Она обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874–1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886–1979 ).
Слайд 10
Решающую роль в судьбе всего промысла сыграл вятский художник-пейзажист Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948 ) . С пятнадцати лет он увлекся дымковской игрушкой, зарисовывал их, изучал процесс работы. Художник создал рукописные альбомы «Вятская глиняная игрушка в рисунках» (1917), «Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные» (1919), «Вятские старинные глиняные игрушки» (1926).
Слайд 11
Алексей Деньшин собирал и отвозил в музеи Москвы и Петербурга коллекции дымковских игрушек. Так игрушка стала популярной. Мастерицы: Зиновия ФедоровнаБезденежных (1901–1964) Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина (1901-1979) Зоя Васильевна Пенкина (1898-1988)
Слайд 12
Традиции и современность Изготовление дымковской игрушки передается от поколения к поколению: основные сюжеты и образы, технология, приемы лепки и росписи, формы и элементы орнамента. Основа создания дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась неизменной. Но прогресс снес некоторые изменения: Современная мастерица не копает глину, не месит и не очищает её от примесей. Все это делают машины на одном из местных керамических производств под руководством технолога, и глина поступает в дымковский промысел готовой к работе, упакованной в полиэтилен брикетами по 5-10 килограмм. Изменился состав побелки. До середины 20 века дымковские мастерицы использовали мел, разведенный на снятом молоке, куда окунали игрушку целиком. Сегодня для беления дымковской игрушки используется сложный химический состав, который наносится кистью. Поменялись краски для росписи: от самодельных (пигмент с яйцом и водой) до фабричных (казеиново-масляная и темпера ПВА, гуашь), в состав которых по-прежнему добавлялось яйцо. С появлением не так давно новых акриловых красок, ярких по цвету и стойких, многие мастерицы заменили ими не прочные традиционные краски «фуксин» (малиновый) и « розовку », а некоторые взяли в свою палитру и другие цвета. Не раз происходила замена потали (сплав меди и цинка) на сусальное золото. Сейчас оба этих материала используют мастерицы. Изменились и инструменты, которыми красили игрушки: от самодельных до фабричных. Произошли некоторые изменения и в форме организации производства. Это по-прежнему индивидуальное художественное производство, где каждая игрушка от начала и до конца выполняется вручную одним мастером. Но современная мастерица освобождается от всех не творческих процессов (обработка глины, изготовление побелки, обжиг), отдавая все свое время непосредственно искусству создания дымковской игрушки — творчеству. В 20 веке преобладала « помомственность » передачи знаний изготовления игрушек от матери к дочери. В 21 веке перешли к набору учениц «со стороны» - стали профессионально обучать мастериц на керамическом отделении Кировского художественного училища имени А. А. Рылова. Изменился ассортимент игрушек по назначению: на продажу (сохранены все традиции) и на выставку (поиски творческих решений).
Слайд 13
Узоры и роспись дымковской игрушки 2.3. В росписи дымковской игрушки используются яркие цвета: синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, голубой, изумрудный, зеленый и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополняется кусочками золотой и серебряной потали. Роспись игрушки начинают после обжига с самой светлой краски, затем более темным цветом. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый цвет связан с понятием чистоты, правды и добра. Черный цвет говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.
Слайд 14
Узоры и роспись дымковской игрушки Каждый элемент росписи игрушки что-то обозначает. Оказывается, синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг со звездчатой серединкой – солнце. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звёзд. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.
Слайд 15
Узоры и роспись дымковской игрушки Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках, точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями, то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Земля и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.
Слайд 16
Сравнение дымковской игрушки с филимоновской и каргопольской игрушками. 2.4. Дымковские игрушки, филимоновские игрушки, каргопольские игрушки:
Слайд 17
Сравнительная таблица № п/п Показатель Дымковская игрушка Филимоновская игрушка Каргопольская игрушка 1. Родина игрушки Кировская обл., д. Дымково Тульская обл., д. Филимоново Архангельская обл., Каргопольский р-н, д. Гринёво 2. Фигура игрушки нормальные пропорции вытянутая форма приземистая форма 3. Способ лепки по отдельным частям из целого куска из целого куска 4. Цвет глины красная чёрно-синяя красная 5. Отбеливание отбеливают не отбеливают, так как после обжига игрушка становится белой отбеливают 6. Роспись используют до 10 цветов используют 4-5 цвета используют 4-5 цвета 7. Использование золотой, серебряной фольги используют не используют не используют
Слайд 18
3-й этап – практический: Слепить самой дымковскую игрушку. Применить знания об узорах при росписи игрушки; продумать свой узор. Расписать дымковскую игрушку. Для практической работы я выбрала самую сложную и на мой взгляд, самую красивую фигуру дымковской игрушки – индюка . Сначала берём ком глины, обминаем, делаем шар и из него с одной стороны вытягиваем « морковочку », а с другой стороны готовим основу веерообразного хвоста:
Слайд 19
3-й этап – практический: Формирую волнистый хвост, готовлю основу для лепки крыльев:
Слайд 20
3-й этап - практический Два одинаковых шарика расплющиваю блинчиками, по краям оформляю волнообразную оборочку – это крылья индюка. Следующий этап – формирую заготовки для бородки индюка.
Слайд 21
3-й этап - практический Прикрепляю бородку индюку, делаю дополнительно украшение на внутреннюю сторону хвоста, готовлю головной убор. Все детали индюка прикрепляю и сглаживаю жидкой глиной и мокрой тряпочкой. Готовое изделие на один день ставится на просушку, после этого обжигается в печи.
Слайд 22
3-й этап - практический Когда соединила все детали игрушки, начинаю её отбеливать и расписывать:
Слайд 23
3-й этап - практический
Слайд 24
РЕЗУЛЬТАТЫ проведенного анкетирования (%) № п / п Наименование вопросов анкеты Учащиеся 1-4 классов Учащиеся 5-8 классов Учащиеся 9-11 классов Взрослые да нет да нет да нет да нет 1. Известно ли Вам понятие «Народные промыслы» 65 35 70 30 90 10 100 - 2. Какие из вышеперечисленных народных промыслов Вы знаете: 2.1. жостовская роспись - 100 15 85 35 65 90 10 2.2. хохломская роспись 70 30 85 15 85 15 90 10 2.3. городецкая роспись - 100 15 85 15 85 65 35 2.4. глиняные игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская) 90 10 80 20 95 5 100 - 3. Глиняная игрушка это: 3.1. сувенир 70 Х 65 Х 90 Х 70 Х 3.2. просто игрушка 5 Х 5 Х - Х - Х 3.3. магический символ 1 Х - Х - Х 5 Х 3.4. оберег 1 Х - Х - Х 10 Х 3.5. элемент украшения 23 Х 30 Х 10 Х 15 Х 4. Знаете ли Вы откуда родом дымковкая игрушка 5 95 15 85 15 85 20 80 5. Хотели бы Вы больше узнать о дымковской игрушке 90 10 85 15 85 15 90 10 6. Хотели ли Вы сами попробовать слепить игрушку из глины 70 30 60 40 50 50 30 70 7. Были бы рады, если бы Вам подарили глиняную игрушку 100 - 100 - 85 15 100 - 8. Знаете ли Вы, где в нашем городе можно научиться лепить из глины 20 80 70 30 75 25 30 70 (в %)
Слайд 25
4-й этап - итоговый Обобщение результатов работы: теоретические выводы, результаты анкетирования, презентация своей работы. По окончании работы я пришла к выводу, что изучая народное творчество любого направления знакомишься с историей своей страны, начинаешь её лучше понимать и чувствовать, возникает чувство гордости за нашу прекрасную и самобытную Родину. На примере изучения дымковской игрушки я поняла, что каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима. Теперь я могу не только сама лепить игрушки из глины и украшать их дымковской росписью, но и научить других. Проведенное мной анкетирование детей и взрослых, показало, что большинство опрашиваемых знают о русских народных промыслах, в том числе о дымковской игрушке, хотели бы научиться лепить такие игрушки и получать их в подарок. В настоящее время глиняные игрушки востребованы как предметы, украшающие дом, как подарочный сувенир детям и взрослым, их с радостью приобретают туристы из других стран. Дымковская игрушка была интересна и востребована 500 лет назад и в наши дни она интересна и востребована. Она является своеобразным символом времен и поколений. К сожалению, современные дети недостаточно знают историю своего народа, традиции, увлечения. Забыты свистульки и глиняные игрушки, их вытеснили роботы и Барби. А телефоны, компьютеры и плееры пришли на смену хороводам и народным играм. Хотелось бы, чтобы с самого раннего детства детей знакомили с народным творчеством (изучение народных песен, танцев, изготовление поделок из природного материала, театральные зарисовки), чтобы в школе больше было внеклассных тематических мероприятий, посвященных исконно русским традициям, что в свою очередь будет способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Мы – как новое поколение россиян – просто обязаны знать, хранить и уважать то, что наши предки создавали веками и передавали через поколения!
Слайд 26
Литература и Интернетресурсы И . Я. Богуславская Русская глиняная игрушка.- Л., 1975 Н. М. Конышева Лепка в начальных классах.- Книга для учителя. Из опыта работы. — 2-е изд., дораб . — М.: Просвещение, 1985. Рогов А.П. Кладовая радости: Юному читателю о русском народном искусстве и его творцах – М.: Просвещение, 1982. Дьяконов Л.В. Дымковские глиняные расписные.- Л.: «Художник РСФСР»,1965. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/ http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/proekt-remyosla-narodov-rossii-dlya-i-klassov.html http://festival.1september.ru/ http://ped-kopilka.ru/ http://dymkatoy.ru/Istoriya.htm ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дымковская_игрушка
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Стеклянный Человечек
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рыжие листья
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Две снежинки