Настоящая научно – исследовательская работа посвящена проблеме духовно – нравственного воспитания школьников, посредством художественного труда, которая указывает на актуальность проводимых автором исследований.
На основе проведённого анализа автором были выделены структурные компоненты духовно – нравственной сферы школьников. Рассмотрены способы формирования данной сферы воспитания посредством декоративно – прикладного творчества. Определена роль фенечки, как одного из видов декоративно – прикладного творчества, в формировании духовно – нравственной сферы школьников.
В своей работе исследователь в качестве наглядных примеров использует фотографии известных музыкантов, киноактёров, а так же фотографии сверстников и учителей, участвующих в эксперименте.
Безусловной заслугой автора является классификация духовно – нравственной сферы школьников, уточняющая это современное понятие. Кроме того, автором был предложен новый методический подход в решении старой проблемы.
1. Теоретические основы формирования духовно – нравственной культуры школьника
1.1. Духовно – нравственная культура личности в контексте общей культуры
Важную роль в процессе общественного развития играет духовная культура. Каждая из ее сторон: общекультурная, нравственная, эстетическая, этическая - находится в взаимосвязи и взаимодействии с повседневной практикой. Развитие духовной культуры и образования представляет собой единый неразрывный процесс.
Воспитание заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Воспитание можно разложить на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.).
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.
Л.П. Буева, , В.А. Лекторский, Анисимов С.Ф, и другие ученые пришли к осознанию того, что «духовность есть интегративное качество, относящееся к сфере смысла жизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия и образ человеческий в каждом индивиде» (Л.П. Буева), что «духовность исходит из того, что смысложизненные интересы личности укоренены в системе надындивидуальных ценностей» (В.А. Лекторский), что нравственная культура включает в себя всё нравственное, ценное в жизнедеятельности индивида или социальной общности (Анисимов С.Ф).
Все это создает необходимые научно-теоретические предпосылки для исследования проблемы воспитания духовно-нравственной культуры школьника.
1.2. Содержание и структура духовно – нравственной культуры школьника
Педагогическая наука на рубеже XX–XXI веков, провозглашая приоритет духовности и нравственности в воспитании личности, пришла к осознанию необходимости разработки понятия «духовно-нравственная культура личности школьника», а также создания теоретической базы для практико-ориентированных исследований в области формирования духовно-нравственной культуры молодого поколения (В.И. Андреев, и др.)
Ученые анализируют особенности воспитания духовно-нравственной культуры школьников. Так, С.А. Ефименкова раскрывает сущность, структуру и критериальные характеристики духовно-нравственных качеств личности младших школьников, предлагает модель их духовно-нравственного воспитания средствами православной культуры. Л.Д. Короткова исследует возможности использования авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников, разрабатывает модель и систему духовно-нравственного воспитания, определяет педагогические условия, формы и методы педагогического руководства процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников. Но все они единогласны в том, что содержание понятий «духовность» и «нравственность» должно быть включено в содержание понятия «духовно-нравственная культура школьника».
Опираясь на исследования авторов, мы в качестве структурных компонентов духовно-нравственной культуры как личностного образования школьника выделили мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты, каждый из которых обладает собственным содержанием и выполняет конкретные функции.
Мотивационно-ценностный компонент духовно-нравственной культуры школьников, выполняет регулирующую, направляющую, рефлексивную и мотивационную функции, образует нравственные представления о духовности, о нравственности, о правилах поведения и общения, о качествах человека, о человеке, о ценностях добра, «большой» и «малой» Родины, семьи, о взаимопомощи, доброжелательности; стремление быть духовным, нравственным, культурным.
Содержание эмоционально-чувственного компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего мотивационную функцию, образуют эмоциональная устойчивость и эмоциональная отзывчивость.
Поведенческий компонент духовно-нравственной культуры, выполняет оценочную и мотивационную функции (образует культуру поведения и культуру общения, или поступки-дела и поступки-слова.
1.3. Декоративно-прикладное искусство как основа для формирования духовно – нравственной культуры школьника
Большинство ученых, занимающихся проблемами формирования личности школьника, в том числе его духовно – нравственной составляющей считают, что воспитание немыслимо без художественного образа, художественного воспитания, художественного образования, художественно-творческого развития, цель которого - обогащение личности ребенка навыками и способами творческой деятельности, умением видеть прекрасное вокруг себя и использовать эту красоту в творческом труде.
Особую роль играет в этом процессе художественный труд, который формирует способность глубже чувствовать и понимать прекрасное в природе, в жизни общества, в искусстве, воспитывает художественный вкус, проявляющийся в умении отличать подлинно прекрасное, ценить его, наслаждаться им, пробуждает желание к творчеству, постепенно перерастающее в потребность создавать прекрасное. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью школьника.
Выявление значения и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства в процессе формирования и развития эстетически культурной личности нашло отражение в трудах З.А. Богатеевой, Неменского Б. М. и др. Значительный вклад в теорию и практику трудового воспитания, в раскрытие проблем взаимосвязи труда и художественной деятельности внесли классики отечественной педагогики П.П. Блонский, Сухомлинский В.А, A.C. Макаренко и др. Они рассматривают человека как творца прекрасного, который в процессе труда совершенствует свое мастерство, и не только воспринимает прекрасное, но и создает высокохудожественные вещи. В настоящее время проблемы трудового воспитания являются предметом исследования многих известных педагогов и методистов: так, В.Д. Симоненко, автор программы по технологии, реализуемой на уроках технологии в нашей школе, отмечает, что реализация творческой деятельности в обучении и воспитании школьников, воспитывает такие качества, которые помогают лучше адаптироваться к социально – экономическим условиям.
1.4. Место фенечки в декоративно – прикладном искусстве
Одним из видов декоративно – прикладного искусства макраме является фенечка (жарг. «фенька», предположительно, от англ. thing — «вещь, штука») . Это браслет ручной работы из бисера, кожзаменителя, шнурков, пеньки, лент, ниток или кожи. Фенечка или браслет дружбы — это браслет, который является символом дружбы и передаётся от одного друга другому. Эти браслеты сделаны вручную и обычно делают их из ниток. Существует множество разных узоров и стилей плетения. Ввиду своей универсальности браслет дружбы может носить как представитель женского пола так и мужского.
История плетения узелками зародилась у североамериканских индейцев. По местному обычаю тот, кому подарили браслет, должен носить его пока он не порвется сам. Человек, который плетет фенечку вкладывает свою любовь в неё и тот, кто получает фенечку должен быть благодарен за любовь и труд друга. Если же браслет снимается до того, как он сам рвётся означает, что дружба прекратилась. Позже эта традиция появилась в Америке у хиппи. После обмена фенечками хиппи считались названными братьями. Однако со временем братство стало пониматься как нечто само собой разумеющееся, и символическое значение фенечек вышло на первый план.
В России же фенечка может использоваться просто как украшение, однако так же может символизировать что-то, например музыкальные пристрастия, и так же разные цвета на фенечке имеют свою символику.
Сейчас они снова входят в моду. Даже многие знаменитости предпочитают эти незатейливые украшения. А ведь они служат не только стильным аксессуаром, но так же и особым символом.
В основе идеи ношения фенечек лежала именно идея одаривания, плелся браслет для конкретного человека, в него вкладывалась определенная мысль, пожелание, либо же он отражал характер и привязанности друга. Вручался он со своим ритуалом - завязывался на руке тремя узелками. На последнем узелке нужно было загадать желание для того, кому посвящался талисман.
Иногда фенечка передаривалась множество раз, в результате чего у нее складывалась длинная история путешествий и смен владельца, которая передавалась дальше вместе с самим браслетом. Ценители считают, что нынешняя мода продавать фенечки опорочила саму идею передачи частички своей души вместе с символом-браслетом. Современная фенечка плетется не только из ниток, но и из лент, бусин, делается из кожи, украшается бисером, камнями, металлом, деревом. На ней могут быть нанесены не только цветные узоры, но и имена, фразы, значимые словечки и символы.
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ духовно – нравственной культуры школьника
2.1. Основные показатели оценки уровня сформированности духовно – нравственной культуры школьника
В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в жизненных различных ситуациях. В целом, это можно определить как уровень нравственной культуры личности.
Учёные исследователи утверждают, что духовно-нравственная культура человека, в том числе школьника, есть характеристика не только единичного, но и особенного и общего уровней культуры.
Структурными компонентами духовно-нравственной культуры как личностного образования школьника являются мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты, каждый из которых обладает собственным содержанием и выполняет конкретные функции.
В начале работы над исследованием я вела наблюдение за поведением ребят- сверстников и учителями школы. В течении недели я наблюдала и делала записи в тетрадь все ли ребята здороваются приходя утром в школу. В результате наблюдения я выяснила, что из 25 человек, здороваются только 13, причём, среди не здоровающихся двое учителей. Проанализировав записи в тетради дежурства по школе, я выяснила, что замечания по поведению чаще всего получают 1 ученик из девятого класса, 5 мальчиков и 1 девочка из седьмого класса, 7 мальчиков из начальных классов. В беседе с классными руководителями этих ребят я выяснила, что эти дети слабо учатся, в жизни класса не проявляют творческой активности. Двое ребят из этого списка состоят на внутришкольном учёте.
В нашей школе проводятся ежемесячные тематические вечера, в которых принимают участие учащиеся 5 – 11 классов. Найти добровольцев участников всегда очень трудно. У ребят этой группы я выяснила причины, по которым ребята отказываются ходить на вечера. Оказалось, что из 25 опрошенных, 12 человек на вечера ходят с удовольствием, а 13 человек отказываются принимать участие в развлечениях из – за лени! (приложение 1).
Посетив школьную библиотеку, я выяснила, что читающих ребят очень не много: из 73 учащихся посещают библиотеку 20 человек в месяц, это в среднем 1 человек в день, что составляет 1%. Это очень низкий показатель, если сравнить с ребятами, посещающими компьютерный класс вне уроков, для онлайн игр. Всего в течении дня на переменах, после уроков, в компьютерные игры приходят поиграть 20 человек, что составляет 27 % от общего числа детей (приложение 1).
Так же, я предложила ребятам ответить на вопросы анкеты, которые помогут понять насколько у учеников нашей школы сформирован, каждый из трёх компонентов духовно – нравственной культуры. Ответы на вопросы предполагают односложные ответы: да, нет, не знаю. Уровень сформированности каждого компонента будет зависить от положительных ответов. Всего я опросила 25 учеников. По результатам опроса составила таблицу.
№п/п | Вопросы | да | нет | Не знаю |
1. | Знаешь ли ты как правильно вести себя в обществе? | 20 | 4 | 1 |
2. | Ты можешь отличить доброго человека от злого? | 20 | 5 | - |
3. | Ты любишь свою малую родину? | 25 | - | - |
4. | Твоя семья это ценность для тебя? | 25 | - | - |
5. | Ты поможешь человеку если он тебя об этом не просит? | 15 | 5 | 5 |
6. | Считаешь ли ты, что к людям всегда нужно относиться доброжелательно? | 10 | 15 | - |
7. | Ты считаешь себя культурным человеком? | 5 | 5 | 15 |
8. | Для тебя важно быть культурным? | 15 | 10 | - |
9. | Добро всегда побеждает зло? | 10 | 15 | - |
2. Определение эмоционально-чувственного компонента духовно-нравственной культуры.
№п/п | Вопросы | да | нет | Не знаю |
1. | Если тебе предложат совершить безнравственный поступок, ты откажишься? | 11 | 12 | 2 |
2. | Если твои друзья будут дразнить слабого, ты заступишься? | 10 | 15 | - |
3. | Считаешь ли ты, что подражать старшим не стоит? | 15 | 10 | - |
4. | Быть как все это важно, ты считаешь это утверждение не правильным? | 5 | 20 | - |
5. | Если ты увидишь, что бабочка не может взлететь, ты поможешь ей? | 20 | 5 | - |
6. | Ты жалеешь своих родных? | 22 | 3 | - |
7. | Тебя огорчают неудачи твоих родных? | 15 | 5 | 5 |
8. | Тебя огорчают неудачи твоих друзей? | 20 | 5 | - |
9. | Когда смотришь художественный фильм, испытываешь ли ты чувство жалости? | 10 | 10 | 5 |
№п/п | Вопросы | да | нет | Не знаю |
1. | Ты грубишь старшим? | 10 | 15 | - |
2. | Ты грубишь друзьям, если у тебя плохое настроение? | 10 | 10 | 5 |
3. | Ты бросаешь обертки на землю, если рядом нет урны? | 10 | 10 | - |
4. | Всегда ли ты убираешь рабочее место после выполненной работы? | 20 | 5 | - |
5. | Если тебе нужно о чем-то спросить, перебьешь старшего? | 15 | 10 | - |
6. | Когда звонишь по телефону, ты всегда здороваешься и представляешься? | 5 | 15 | 5 |
7. | Используешь ли ты в речи нецензурную брань? | 10 | 10 | 5 |
8. | Всегда ли ты выполняешь данные обещания? | 10 | 5 | 10 |
9. | Ты всегда убираешь за собой посуду? | 5 | 20 | - |
Исследование поведенческого компонента духовно-нравственной культуры, выполняющего оценочную и мотивационную функции, образуют культура
поведения и культура общения, или поступки-дела и поступки-слова (приложение 3).
Обработав полученные результаты я пришла к выводу, что мотивационно – ценностный компонент духовно-нравственной культуры сформирован на 64%, эмоционально-чувственный компонент на 56,8%, поведенческий компонент духовно-нравственной культуры, выполняющий оценочную и мотивационную функции, культура поведения и культура общения, или поступки-дела и поступки-слова сформирован на 42,2% (приложение 4). В целом вырисовывается картина общего уровня сформированности духовно – нравственного уровня школьников, из чего вытекает вывод, что духовно – нравственная культура наших школьников по трём составляющим не до конца сформирована. Самым слабо сформированным компонентом является культура поведения и культура общения.
2.2. Программа и технология формирования культуры духовно – нравственной школьника в процессе занятия декоративно – прикладным творчеством
Для проведения исследование я выбрала две группы ребят добровольцев по десять человек: одну контрольную, другую экспериментальную. Для ребят из второй группы я разработала программу и технологию формирования духовно – нравственной культуры школьника посредством фенечек. Программа включала в себя план проведения мероприятий(приложение 5), учёт и анализ полученных результатов. Согласно запланированным мероприятиям, первое, что было сделано, это проведён семинар под названием «Что такое фенечка, каково её предназначение». На семинар, кроме экспериментальной группы пришли все желающие. Здесь мы познакомились с историей возникновения фенечки, посмотрели готовые образцы фенечек, некоторые ребята, которые были знакомы с искусством плетения фенечек ранее, принесли свои работы.
В этом году, в школе проходила неделя технологии, где были организованы различные выставки декоративно – прикладного творчества. Я организовала авторскую выставку фенечек, в рамках общей выставки. В результате которой многие ребята обратились ко мне с просьбой научить их искусству плетения фенечек, кроме того, некоторые учителя, так же заинтересовались эти видом деятельности. После выставки, в результате устного опроса, проведённого мной, по поводу выставки все единогласно заявили, что им очень понравилось то, что они увидели (приложение 6).
Следующим шагом в реализации плана было организация и проведения мастер – класса по плетению фенечек. На первое занятие пришло более 10 человек, но после теоретического знакомства с технологией плетения, 4 человека с занятия ушли. На второе занятие пришло всего 5 человек, которые с успехом завершили начатое дело и с гордостью носили свои изделия. Из пяти оставшихся, четверо ребят являлись членами экспериментальной группы, среди них один человек, состоящий на внутришкольном учёте (приложение 6).
В качестве эксперимента я предложила людям, не умеющим плести фенечки поносить изделия, изготовленные мной в течении недели. Перед началом эксперимента я рассказала, что фенечка – это браслет дружбы, который несёт в себе энергетику человека сделавшего её. После чего я попросила поделиться своими ощущениями, возникшими в результате эксперимента. Все участники эксперимента заявили, что завязав фенечку на руку, они почувствовали связь с хозяйкой браслетов, т.е. со мной. В выходные дни эти ощущения не исчезли, а наоборот усилились, появилась ответственность за эту вещичку, два человека даже постирали изделия и снова надели их на руку. Двое ребят в выходные позвонили мне по телефону, чтобы поинтересоваться как у меня дела, одна девочка предложила провести вечер вместе: посмотреть фильм или сходить погулять. По окончания эксперимента я подарила всем участникам браслеты, которые раздала им ранее. На сегодняшний день все участники эксперимента продолжают носить фенечки.(приложение 7).
Кроме всего прочего, посетив множество сайтов, блогов в интернете, я выяснила, что много известных, творческих людей в обыденной жизни носят фенечки. Это: иностранные музыкальные исполнители: Майкл Джексон, Боб Марле, Джаред Лето, Канье Уэст, Солена Гомез, Шакира. Голливудские актеры: Орландо Блум, Киану Ривз, Хью Джекман, Джони Депп, Джерард Батлер. Российские актеры: Иван Охлобыстин, Владислав Галкин, Алексей Воробьев. Российские музыкальные исполнители: Влад Топалов, Иван Алексеев(больше известный как NoizeMS), Алексей Долматов(так же известный как ГУФ), Антон Ниженко, Евгений Мильковский (приложение 7).
2.3 Динамика формирования духовно – нравственной культуры школьника в процессе занятия декоративно – прикладным творчеством
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Основная задача в обучении декоративно-прикладному искусству – организация учебной деятельности школьника, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование творческих способностей, активной жизненной позиции, способности понимать истинную ценность предметов, а также вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий и методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, толерантности, чувства прекрасного
В течении экспериментальной работы в нашей школе совместная деятельность детей, педагогов была очевидной. Научившись плести фенечки, некоторые ребята делали это после уроков, менялись друг с другом своими работами, делились опытом. Учителя тоже не были в стороне: ребята показывали свои изделия им, они в свою очередь интересовались поделками ребят.
После окончания эксперимента было проведено контрольное анкетирование обеих групп.. В качестве контрольных вопросов нами были выбраны только те, на которые ребята ответили отрицательно или не знали ответа совсем.
Модель духовно – нравственной культуры школьников , показывающая слабые стороны.
Предложив ответить на вопросы, на которые в начале эксперимента ребята ответили отрицательно, и сравнив полученный результат, с результатом, который был до эксперимента, я отметила, что по некоторым параметрам показатели изменились даже у ребят контрольной группы (приложение 8).
1.Мотивационно – ценностный компонент. Контрольная группа.
Бескорыстная помощь | К людям надо относиться доброжелательно? | Ты считаешь себя культурным человеком? | Добро всегда побеждает зло? | |
До эксперимента | 60% | 40% | 20% | 40% |
После эксперимента | 60% | 60% | 20% | 60% |
Бескорыстная помощь | К людям надо относиться доброжелательно? | Ты считаешь себя культурным человеком? | Добро всегда побеждает зло? | |
До эксперимента | 60% | 40% | 20% | 40% |
После эксперимента | 70% | 80% | 30% | 80% |
Безнравственные поступки - это плохо | Подражание старшим | Реакции на неудачи близких | Не Быть как все | |
До эксперимента | 44% | 60% | 40% | 20% |
После эксперимента | 50% | 60% | 60% | 30% |
Безнравственные поступки | Подражание старшим | Реакции на неудачи близких | Не быть как все | |
До эксперимента | 44% | 60% | 40% | 20% |
После эксперимента | 60% | 70% | 60% | 60% |
Грубость, бескультурное поведение | Отсутствие вежливости | Нецензурная брань | Нежелание убирать за собой | |
До эксперимента | 40% | 60% | 40% | 40% |
После эксперимента | 40% | 60% | 40% | 50% |
Грубость, бескультурное поведение | Отсутствие вежливости | Нецензурная брань | Нежелание убирать за собой | |
До эксперимента | 40% | 60% | 40% | 40% |
После эксперимента | 50% | 60% | 50% | 70% |
Опросив ребят и учителей, которые в течении недели носили фенечки, я получила ответы, которые явно указывают, что все участники эксперимента получили удовлетворение от причастности к чему то единому, эмоциональное и эстетическое удовольствие, так как фенечки оказались удобными, красивыми, во время эксперимента напоминали о ребятах, сделавших их. Некоторые отметили, что стали терпимее, добрее к окружающим.
За время эксперимента оба ребёнка, стоявшие на внутришкольном учёте, были с него сняты, но скорее всего это просто счастливое совпадение, хотя один из них и являлся участником экспериментальной группы.
Заключение
Особую роль в формировании духовно – нравственной культуры школьников играет художественный труд, который формирует способность глубже чувствовать и понимать прекрасное в природе, в жизни общества, в искусстве, воспитывает художественный вкус, проявляющийся в умении отличать подлинно прекрасное, ценить его, наслаждаться им, пробуждает желание к творчеству, постепенно перерастающее в потребность создавать прекрасное. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью школьника.
Одним из видов декоративно – прикладного творчества - макраме является фенечка (жарг. «фенька», предположительно, от англ. thing — «вещь, штука»). Это браслет ручной работы из бисера, кожзаменителя, шнурков, пеньки, лент, ниток или кожи, является. Фенечка или браслет дружбы — это браслет, который является символом дружбы и передаётся от одного друга другому.
Анализ результатов наблюдения позволяет сделать вывод о том, что реализация плана по формированию духовно – нравственных ценностей школьников с помощью прикладного искусства, а именно посредством изготовления фенечек оказывает определенное положительное влияние на формирование культуры поведения учащихся, прежде всего через формирование толерантного отношения друг к другу.
Следует подчеркнуть, что декоративно-прикладное искусство благодаря своей эстетической уникальности, влияет на развитие у учащихся способности к самостоятельному осмыслению культурной реальности и моделированию своего поведения.
Такой вывод вытекает из сравнительного анализа сформированности духовно – нравственной сферы учащихся нашей школы. Эксперимент показал, что различные составляющие каждого из трёх компонентов духовно - нравственной сферы изменились в положительную сторону. Так, составляющие мотивационно – ценностного компонента изменились по всем пунктам: готовность оказания бескорыстной помощи возросла на 10%, показатель доброжелательного отношения к людям вырос на 40 %, считать себя культурными людьми стали на 10 % больше, утверждают, что добро побеждает зло на 40 % больше. Эмоционально – чувственный компонент в совершении безнравственных поступков улучшился на 16%, подражать старшим стали меньше 10% человек, огорчаться неудачами близких стали на 20 % больше, а стремятся быть индивидуальными на 40 % больше. Самый слабо сформированный поведенческий компонент, хоть и не много, но тоже изменился меньше грубить стало на 10% меньше, употреблять в речи нецензурную брань стали меньше на 10%, убирать за собой своё рабочее место стало на 30% человек больше. К сожаленью, совсем не изменился показатель отсутствия вежливости у 40% ребят.
Исследование показало необходимость дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы по следующим направлениям:
1) разработка научно-методических комплексов и иных пособий для реализации декоративно – прикладной деятельности во внеурочное время;
2) разработка программы реализации идей формирования духовно – нравственной культуры школьников посредством художественного труда.
Тезисы научно – исследовательской работы
по теме «Роль фенечки в формировании духовно – нравственной сферы школьников».
Цель: Выяснить степень влияния фенечки , как вида ДПИ, на развитие духовно – нравственных ценностей жизни школьников.
Задачи исследования:
- Выяснить с помощью литературы, факторы, влияющие на развитие духовно – нравственных ценностей школьников.
- Исследовать культурный уровень развития учеников нашей школы.
- Проанализировать историю возникновения фенечек, их роль в формировании духовно- нравственной культуры.
- Определить место и роль фенечки, в духовно – нравственном воспитании учеников нашей школы.
- Познакомиться с технологиями изготовления фенечек.
- Создать группу единомышленников, которых увлечёт искусство изготовления фенечек.
В ходе исследовательской работы автором была изучена научно – методическая литература по проблеме исследования, определены структура и содержание духовно – нравственной культуры школьников. Опираясь на научные источники, разработаны основные показатели уровня сформированности духовно – нравственной культуры школьников; разработана технология формирования духовно – нравственной культуры школьников посредством декоративно – прикладного творчества.
В качестве структурных компонентов духовно-нравственной культуры, как личностного образования школьника выделили мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный и поведенческий компоненты, каждый из которых обладает собственным содержанием и выполняет конкретные функции.
В результате эксперимента было доказано положительное влияние фенечки, как вида ДПИ, на духовно – нравственную сферу школьников.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Борисоглебская средняя общеобразовательная школа»
районная научно - практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Секция «социально-историческая»
РОЛЬ ФЕНЕЧКИ В ФОРМИРОВАНИИ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ
научно – исследовательская работа
в области культурологи
Автор: Дынер Евгения
МКОУ Борисоглебская СОШ, 9 класс,
с. Борисоглебка, Новосибирской области
Научный руководитель:
Дынер Инна Михайловна,
учитель технологии
первой квалифицированной категории
Контактный телефон руководителя:
_________________________________
с. Борисоглебка, 2013
Введение.
Актуальность. Среди моих сверстников, всё чаще проявляются интересы и склонности к девиантному поведению. Агрессия, невежество, лень, неуважение к старшим – вот для многих подростков жизненные ориентиры. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Это связано с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. В воспитательном пространстве нашей школы формирование этих качеств представлено в преподавании курса «Этика…» в четвёртом и пятом классе, а остальные учащиеся в этом вопросе предоставлены сами себе. Воспитательная система школы тоже ориентирована на воспитание этих качеств, но сложилось так, что то, что диктует школа и учителя многие отвергают, делают потому что надо или заставили. Ребята отдаляются друг от друга, общих интересов становится всё меньше и меньше. Унижение слабых, чувство собственного превосходства, самоутверждение за счёт других – вот что сейчас востребовано у подростков. Многие боятся выделиться из коллектива, чтобы не быть осмеянными другими, индивидуальность диктуется лидерами.
В старой классической школе, по рассказам родителей, учителей особое место отводилось творческому труду, коллективной деятельности, в результате которой формировались индивидуальные качества, доброе отношение друг к другу, сопереживание, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Из всего этого следует, что надо организовать такую деятельность, которая заинтересует многих ребят, объединит их, и как следствие, хоть немного поможет им стать ближе друг к другу.
Исходя из вышеизложенного мы сформулировали основную проблему исследования - «Роль фенечки в духовно – нравственном развитии личности школьника».
Цель: Выяснить степень влияния фенечки , как вида ДПИ, на развитие духовно – нравственных ценностей жизни школьников.
Гипотеза. С помощью вещей, выполненных своими руками и содержащих частицу души, вложенной в работу при её выполнении можно изменить мировоззрение подростка, скорректировать его отношение к жизни в положительную сторону, в соответствии с моральными принципами общества. Фенечка, это вещь, изготовленная своими руками, наполненная положительной, доброй энергией. Изготовление и ношение фенечки, способно повлиять на формирование духовно – нравственного отношения к жизни подростка.
Задачи исследования:
- Выяснить с помощью литературы, факторы, влияющие на развитие духовно – нравственных ценностей школьников.
- Исследовать культурный уровень развития учеников нашей школы.
- Проанализировать историю возникновения фенечек, их роль в формировании духовно- нравственной культуры.
- Определить место и роль фенечки, в духовно – нравственном воспитании учеников нашей школы.
- Познакомиться с технологиями изготовления фенечек.
- Создать группу единомышленников, которых увлечёт искусство изготовления фенечек.
Литература и источники использованные при исследовании проблемы формирования личности школьника, воспитания его духовно – нравственных качеств.
Так, проблемы формирования духовно - нравственной культуры личности школьника описаны в трудах Л.В. Богомолова, Н.В. Ефремичева, , Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, и др. Областью педагогики художественно-эстетического воспитания занимались А.П. Ершова, Т.С. Комарова, Е.И. Коротеева, Б М. Неменский, и др.). Выявление значения и места народного творчества, народной художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремёсел в процессе формирования и развития эстетически культурной личности нашло отражение в трудах Максимова, Т.Я. Шпи-каловой и др.
В раскрытие проблем взаимосвязи труда и художественной деятельности внесли классики отечественной педагогики П.П. Блонский, A.B. Луначарский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Они рассматривают человека как творца прекрасного, который в процессе труда совершенствует свое мастерство, и не только воспринимает прекрасное, но и создает высокохудожественные вещи. Труды классиков отечественной педагогики не потеряли своей актуальности и в современном образовательно-воспитательном процессе. В настоящее время проблемы трудового воспитания являются предметом исследования многих известных педагогов и методистов в их числе В.Д. Симоненко, автора образовательной программы по технологии, реализуемой в нашей школе.
Кроме того, в аналитической деятельности были задействованы материалы всемирной сети Internet о частной жизни знаменитых людей, свободная интернет – энциклопедия «Википедия».
Исследовательская работа проводилась на базе МКОУ Борисоглебская СОШ. К работе были привлечены ученики и учителя школы.
В ходе исследовательской работы была изучена научно – методическая литература по проблеме исследования, определены структура и содержание духовно – нравственной культуры школьников. Опираясь на научные источники, разработаны основные показатели уровня сформированности духовно – нравственной культуры школьников; разработана технология формирования духовно – нравственной культуры школьников посредством декоративно – прикладного творчества.
Личный вклад в решении проблемы заключается в том, что впервые в нашей школе был определён уровень духовно – нравственного развития школьников, выявлены слабые стороны духовно – нравственного развития школьников, разработаны и практически опробованы приёмы по формированию этого аспекта развития школьников. Так же, в ходе исследования, была доказана значимость декоративно-прикладного искусства, как содержательной основы развития духовно – нравственной культуры школьника.
Басня "Две подруги"
Самый главный и трудный вопрос
Без сердца что поймём?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
«Течет река Волга»