Представленный материал является исследовательской работой, представленной на научно-практической конференции "Шаг в будущее". В работе содержится историческая справка о создании Верхнеудинского острога, архитектурном облике Верхнеудинска и современного Ула-Удэ.
Вложение | Размер |
---|---|
ot_verhneudinskogo_ostroga_do_ulan-ude.docx | 740.21 КБ |
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «СОШ №35 г. Улан-Удэ»
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Номинация: краеведение
Тема: «От Верхнеудинского острога до Улан-Удэ»
Авторы: Попов Симеон, Попов Виталий,
ученики 8 класса МАОУ «СОШ №35»
Руководитель: Лопсонов Николай Гомбоевич
г.Улан-Удэ
2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | Исторические предпосылки создания Верхнеудинского острога…... Место основания острога……………………………………………… Острог в конце XVII века……………………………………………… От острога к городу…………………………………………………….. Деревянный облик Улан-Удэ…………………………………………. Литература……………………………………………………………… Отзыв научного руководителя………………………………………... | 3 3 4 5 6 8 9 |
Основание города Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) было связано с присоединением Бурят - Монголии к русскому государству.
В сороковых годах XVII века русские казачьи отряды стали проникать в Забайкалье и по мере продвижения вперед, на восток, ставили остроги. Забайкальские буряты добровольно приняли русское подданство, и остроги на их землях строились для защиты от набегов монгольских ханов. В те времена забайкальские буряты находились в зависимости от монгольских ханов, которые устраивали хищнические набеги на бурятские улусы и эвенкийские стойбища, сжигали селения, убивали мирных жителей и угоняли их скот. Переход в русское подданство избавлял бурят и эвенков от тяжелого гнета деспотичных и властолюбивых монгольских ханов.
Проникновение русских в Забайкалье затрагивало интересы ханов, которые смотрели на земли, населенные бурят - монголами, как на свою вотчину. Отношения между русскими военоначальниками и монгольскими, ханами были крайне натянутыми, и в любое время могли возникнуть военные осложнения. Обстановка еще более обострилась в связи с вероломным убийством монгольскими феодалами на берегу Байкала русского посла Заболотского, который ехал к монгольскому Цесен-Хану, чтобы мирно урегулировать все спорные вопросы между монгольским и русским государствами. Все это заставляло русских в стратегически важных пунктах строить остроги.
Русские казачьи отряды проникли в Забайкалье, обогнув озеро Байкал с севера. В 1648 г. ими был поставлен Баргузинский острог, ставший одним из важных опорных пунктов русских в Забайкалье. В 1653 г. возник Иргенский острог, в 1656 - Баунтовский, в 1658 - Еравнинский, затем Кабанский и Итанцинский остроги. В 1665 году на реке Селенге, у места впадения в нее реки Чикоя, был построен Селенгинский острог, ставший на некоторое время военно-административным и политическим центром Забайкалья.
В 1666 г. в устье реки Уды возникло маленькое зимовье, названное Удинским. Как видно из документов тех времен, Удинское зимовье было поставлено для сбора ясака с эвенков, приписанных к Селенгинскому острогу.
Русские казаки, основавшие зимовье, выбрали для него очень удобное в стратегическом отношении место на высоком холме у устья реки Уды. С юга зимовье прикрывала Уда, с запада Селенга, а с севера и востока - горы. С холма открывался великолепный вид на горы, обе реки, долины которых были пригодны для земледелия и скотоводства. В честь знаменательного события в Улан-Удэ был поставлен крест на месте основания острога. |
Очевидно, в первое время Удинское зимовье представляло собой небольшую избушку, не привлекавшую к себе внимания путешественников. Так, русский посол Николай Спафарий, в 1675 г. дважды проезжавший через низовья, р. Уды, в своих дневниках не упоминает об Удинском зимовье. В его записи от 9 ноября говорится: "...и ехали по лугам верст с 20 возле реки Селенги и ночевали на устье реки Уды". Возможно, Спафарий ночевал в самом Удинском зимовье, но о нем не говорит ни слова, хотя он и учел стратегическое значение этого пункта. Спафарий писал, что "подле реки. Уды можно и острог поставить и суды делать и места хлебородного сыскать можно". Другой путешественник - Исбрант Идее называл это место "ключом Даурий", т. е. всей Селенгинской долины.
Быстрое развитие Удинского зимовья определялось, прежде всего, его удобным географическим положением. Зимовье оказалось на перекрестке торговых путей России с Китаем и Монголией. До основания Удинского зимовья и в первые годы после его возникновения торговые караваны, идущие в Китай, направлялись из Иркутска в Нерчинск путем по Витиму. С конца XVII века караваны двигались более прямым и легким путем - по р. Селенге, мимо Удинского зимовья по р. Уде и дальше по р. Читинке, попадая в Нерчу, а оттуда - в Китай. В связи с этим значение Удинского зимовья возросло настолько, что в 1689 г. оно было преобразовано в острог.
Уже в 1684 г. в Москве, в Сибирском приказе, встал вопрос о переводе административного центра Забайкалья из Селенгинского острога в Удинский. В одном из документов того времени говорится, что "В Удинском за государевою казною и другими делами бывает большой проезд в Даурские остроги и обратно. Ездят через Удинск много торговых и промышленных людей и в Удинском остроге собираются пошлины...".
В этом документе об Удинском зимовье говорится уже как об остроге. Видимо, к этому времени зимовье фактически стало играть роль острога, но в нем не было еще "воинских людей", т. е. воинских частей, как например, в Селенгинском остроге.
3. Острог в конце XVII века
В 1689 г. Удинский острог стал административным и военным центром Забайкалья и получил название Верхнеудинский, в отличие от острога Нижнеудинского, расположенного намного западнее Байкала. В конце XVII века Верхнеудинский острог, по документам тех времен, выглядел следующим образом: на правом берегу Уды стоял "Удинский город в близости от Удинского устья. У города часовня. Посад над горою. На посаде дворов жилетцких людей и казачьих изб со сто. В городе строены четыре башни четвероугольные, пятая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный и над ним сарай". Острог был выстроен в форме пятиугольника, по углам находились сторожевые башни. Он просуществовал до 80-х годов XVIII века.
Острог, расположенный на горе, круто обрывающейся к Уде, занимал сравнительно небольшую, площадь (на ней сейчас расположены городской парк культуры и отдыха, школа № 1) и был обнесен деревянным частоколом. Монгольские ханы, не признававшие присоединения Бурятии к русскому государству, продолжали тревожить русские казачьи части, расположенные в Селенгинском и, частично, в Верхнеудинском острогах.
Об этом говорится, например, в донесении иркутского воеводы царю. В 1681 г. он сообщал, что "В нынешнем году в разных месяцах и числах подходят к Селенгинскому и Удинскому острогам и Селенгинскому уезду, на заимки мунгальских и табангутских тайшей люди, и русских служилых и всяких чинов людей под городом и на заимках, и на проездах до смерти побивают".
Селенгинский и Верхнеудинский остроги были осаждены монгольскими войсками, предводительствуемыми тайшею Гыганом. Положение осажденных русских казаков было тяжелым, и они, возможно, не выдержали бы долгую осаду, если б на помощь им не пришли хоринские буряты, которые создали свой военный отряд и неожиданно, с тыла, напали на монгольские войска. Среди осаждавших возникло замешательство. Этим воспользовались казаки: они сделали вылазку и в свою очередь напали на неприятеля. Войска Гыгана, потерпев поражение, бежали в Монголию.
В 1689 г. русский посол Федор Головин подписал с представителями китайского Богдыхана так называемый Нерчинский договор, установивший границу между Россией и Китаем.
Возвращаясь из Нерчинска в Москву, Федор Головин приказал местным властям обнести Верхнеудинский острог новыми деревянными стенами с бойницами. Чтобы усилить гарнизон, он оставил здесь 150 стрельцов и 50 казаков. Кроме того, к острогу было приписано местное население, в том числе хоринцы, которые в случае военных осложнений с Монголией могли выставить дополнительную военную силу.
Чтобы поднять значение Верхнеудинского острога, Головин предлагал переименовать его в город Верхнеудинск.
После заключения Нерчинского договора установились добрососедские отношения не только с Китаем, но и с Монголией. Прекратились набеги монгольских ханов на русские остроги, на мирные русские села и бурятские улусы.
В 1727 г. Буринским (Кяхтинским) договором с Китаем была установлена точная граница с Монголией и за вязаны прочные торговые связи не только с Китаем, но и с Монголией. С каждым годом росло и крепло взаимное доверие между Россией, Китаем и Монголией, и поэтому стало падать военно-стратегическое значение таких острогов, как Селенгинский, Верхнеудинский, Кабанский и другие, и они постепенно пришли в негодность. Жители переселились в нижнюю, подгорную, часть территории, заключенной между Удой и Селенгой. Казаки же поселились за Удой, образовав Заудинскую станицу. Они занимались земледелием и несли посменную охрану границы. Новый Верхнеудинск строился по определённому плану. Широкие и прямые улицы были застроены красивыми деревянными и каменными домами в один-два этажа, были построены две деревянные и одна каменная церкви.
С восьмидесятых годов XVII века Верхнеудинск входил в состав Иркутского воеводства и управлялся назначенными иркутским воеводой приказчиками (крупными чиновниками), которые пользовались широкими административными правами.
В 1697 году к острогу было приписано 340 служилых людей. В 1697 или 1698 году по «наказу № 206» казачим головой Удинска (Удинским приказчиком) назначен Афанасий Бейтон, а его сын Андрей Бейтон — "в товарищах отцу... для старости и многих служб". Вероятно, Андрей Бейтон оставался в Удинске и после 1709 года. В 1711 году казачим головой Удинска был назначен Фёдор Рупышев.
В «Ведомости сибирских городов» 1701 года Удинск перечислен среди острогов Иркутского уезда. В 1710-е годы идёт интенсивное развитие слобод. К 1716 году с запада к пятибашенному острогу пристроили новую стену. На новой площади расположились строения с плотной квартальной застройкой. С возведением стен вокруг поселения Удинск превратился в крепость наиболее распространенного в Сибири типа — «двойной острог».
В 1730-е годы Удинск переименован в Верхнеудинск.
В 1735 году И. Г. Гмелин насчитал в Удинске 116 жилых домов и за Удой ещё 4 дома.
По свидетельствам П. С. Палласа в 1770-е годы острожная крепость всё ещё стояла на горе, но все её жители переселились в слободу. В 1775 году в Удинске вместо комендантского правления вводится Воеводское правление. Первым воеводой Удинска стал майор артиллерии Тевяшов Иван Васильевич.
С 1780 года проводятся две ежегодные ярмарки.
В 1783 году Верхнеудинск становится уездным городом.
В 1792 году город делился на две части: городовую и слободскую. В городовой части сохраняется острог, в слободской части располагались пять провиантских магазинов, канцелярия, казармы, винный подвал, питейные дома, торговые лавки, богадельня, четыре административных здания, 110 обывательских домов, две деревянных и одна каменная церкви.
В 1810 году верхнеудинский городничий П. Е. Решетников обратился к Иркутскому гражданскому губернатору Н. И. Трескину с просьбой разрешить слом наиболее старинных зданий и сооружений города, пришедших в полную негодность, в том числе и острога. Указом императора России от 6 мая 1812 года предписывалось очистить территорию города от ветхих строений для сооружения на их площади новых каменных зданий согласно Генерального плана застройки. В течение ряда десятилетий крепостные сооружения постепенно растаскивались жителями Верхнеудинска на дрова. На данный момент от крепостных сооружений ничего не сохранилось.
Деревянное зодчество — это часто самое ценное, чем обладают старинные сибирские города, и его сохранение, по крайней мере, еще на 100—200 лет — неотложная задача. В Улан-Удэ — Верхнеудинске памятников деревянной архитектуры всего несколько десятков, но в более или менее сохранившемся виде два-три, в том числе единственные отреставрированные — дома Голдобина и Мордовского, не считая перенесенных ранее в Этнографический музей нескольких зданий.
Стремительно меняется облик Улан-Удэ. К сожалению, уходят в небытие многие памятники архитиктуры. С площади Революции исчез некогда являвшийся украшением города дом Лосева. Такая же печальная судьба постигла первый в Верхнеудинске каменный жилой дом Пахолкова. Деревянные здания в центре города до сих пор привлекают внимание горожан и гостей. А их декоративные элементы - отдельная страница архитектурной истории города. Несмотря на разрушительное действие времени и катастрофический пожар в июне 1878 года, в облике центральной части современного Улан-Удэ еще можно встретить черты первой половины XIX в. - периода архитектуры русского классицизма. Многие деревянные дома в городе простояли сто и более лет. Ибо, используя в течение многих веков лесные материалы, жители Забайкалья прекрасно изучили особенности пород деревьев и возможности их применения для тех или иных работ. Обычно лес заготовляли в марте, желательно в новолуние, когда по стволу еще не поднялась влага, и срубленные деревья при сушке не коробились. Но мартовское солнце уже пригревало кору и вызывало интенсивное движение смолы, а смолистое дерево, как известно, меньше поддаётся гниению, прочнее и долговечнее.
Лиственница использовалась на первые три венца строения. Она не боится сырой земли, тающего снега, служит надёжной основой всему сооружению. Лиственница использовалась и на черепной венец избы, поддерживающий потолок, здесь собиралось больше всего внутренних испарений и требовалось применение устойчивой против сырости древесины. |
Из лиственницы изготовляли желоба-водостоки, охлупень, воротные столбы, строили бани и погреба. Весь остальной сруб делали из сосновых брёвен, более лёгких и «тёплых». Из ели выполняли конструктивные части кровли - курицы. На крышу кололи пихтовик. Чистый и гладкий в обработке кедр шёл на наличники, отделку избы и воротные полотна. Широкое применение находила береста - она употреблялась как прокладка при строительстве, все верхние брёвна сруба имели в нижней части продольные углубления - пазы - и плотно охватывали округлость нижнего бревна. Между брёвнами были прокладки из бересты или мха. Обычно сруб был рублен «в обло», такое соединение стен делает их более устойчивыми при землетрясениях. Пол в домах делался из половинок брёвен, положенных плоской поверхностью вверх, а кругляком вниз. Земляных полов в Сибири, как в центральной России, никогда не было. Чем ближе к нашему времени, тем чаще встречается несколько иная кладка стены: паз-желоб вырубался в нижнем бревне, и в этот паз-желоб вкладывалось верхнее бревно.
Характерным элементом жилых зданий Верхнеудинска конца XIX – начала ХХ в. являются открытые галереи и веранды на столбах. Этот строительный приём, заимствованный из Европейской России, встречается и в других городах Сибири, но в Верхнеудинске он получил особое распространение и характерную особенность: веранды и галереи, как правило, не имели ограждающих стенок и остекления – только крышу на колоннах. Если раньше в двухэтажных домах лестница размещалась в закрытой холодной пристройке, то позже её устраивают в пределах галереи или совершенно открытой.
Эти большие крытые веранды-галереи стали настолько излюбленными, что ими дополнялись дома более ранней постройки (например, дом Курбатова-Кобылкина). Распространение этого приёма в Верхнеудинске объясняется климатическими условиями города. После продолжительной зимы горожанину хотелось максимально полно использовать короткое, но жаркое лето. При сильном перегреве закрытых помещений веранда являлась весьма желательным местом вечернего отдыха. При незначительности количества снега, выпадающего в Забайкалье, открытый характер веранд и галерей не вызывал неудобств в зимнее время. Таким образом, этот приём обеспечивал значительное улучшение эксплуатационных качеств жилища. Помимо устройства веранд в это же время широко распространяется приём, применявшийся уже с начала XIX века и состоявший в дополнении одноэтажного жилого дома мезонином, который обязательно снабжался балконом со стороны уличного и дворового фасадов. В обилии открытых в окружающее пространство площадок, характерном для жилых домов Верхнеудинска конца XIX–начала ХХ века, нельзя не увидеть стремления к обеспечению возможно большей связи жилища с внешней средой.
Это же желание проявилось в исключительном увеличении количества и размеров оконных проёмов. Этим жилые комнаты максимально раскрывались свету и солнцу, что позволяло людям легче переносить длительность зимнего пребывания в помещениях.
В архитектуре фасадов жилых домов Верхнеудинска конца XIX века и особенно первых десятилетий ХХ века всё большее значение придавалось декоративному убранству. Простота и скромность времён классицизма уступили место богатству резных украшений. Ранее некоторые дома в городе были буквально покрыты резьбой, как с главного фасада, так и со двора. Резьба выполнялась преимущественно сквозной выпиловкой. Вместе с ней, в разнообразнейших сочетаниях, применялась и глубинная резьба. Создавались сложнейшие многоярусные резные карнизы, разнообразные по композиции и рисунку наличники, украшались резьбой крыльца, галереи, балконы, доски-лопатки, прикрывающие стыки срубов. На крышах устраивались ажурные резные парапеты. Не оставались без внимания дымовые и водосточные трубы, декорируемые кружевами из жести и кованого железа. Дома украшали разнообразные фронтоны, вышки и слуховые окна.
Орнаментальное богатство резных украшений являлось результатом усвоения и переработки разнообразнейших элементов, в том числе привнесённых переселенцами из Европейской России и других городов Сибири. Выделялись и мотивы, выработанные под влиянием бурятского художественного творчества. Таков, например, ряд наличников, в композиции которых включены бурятские орнаментальные мотивы. К сожалению, домов с резными украшениями - всё меньше и меньше.
на исследовательскую работу
учеников 8 класса МАОУ «СОШ №35»
Попова Симеона, Попова Виталия
Тема исследовательской работы Попова Симеона, Попова Виталия «От Верхнеудинского острога до Улан-Удэ» имеет насущную актуальность, отличается своеобразной новизной, отражает местную специфику г.Улан-Удэ и имеет прикладной характер, т.е. собранные данные могут быть использованы для дальнейших научных изысканий и газетных публикаций.
Авторы сумели собрать большой объем данных для исследования и систематизировать материал. Исследовательская работа содержит необходимый эмпирический и практический материалы, разделенные согласно логике научного повествования. Попов С., Попов В. использовали в своей работе различные методы исследования: наблюдение, анализ.
Работа соответствует требования, предъявляемым к исследовательским работам.
17.03.2015 г. Научный руководитель: _____________
Лопсонов Н.Г.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
А теперь — мультфильм
Проказы старухи-зимы
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды