Цель работы: представить особенности украшения пасхальных яиц и изготовить самим пасхальные яйца в технике квиллинг.
Задачи:
1. представить историю возникновения пасхальных традиций на основании разнородных источников;
2. определить особенности украшения пасхальных яиц в России;
3. исследовать технику квиллинг;
4. разработать авторский проект оформления пасхальных яиц в технике квиллинг.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_sovremennost_pashalnyh_yaits.doc | 218.5 КБ |
История и современность пасхальных яиц
Введение
В городе Омске уделяется большое внимание возрождению культуры и духовности. В последней трети ХХ века с возвращением религии в Россию, празднование Пасхи вновь приобрело большую популярность. На Пасху принято дарить выполненные своими руками яйца: деревянные, оплетённые бисером, украшенные камнями.
Тема нашего исследования направлена на развитие личностных и исследовательских способностей, на основе изучения традиций и приёмов украшения пасхальных яиц.
Актуальность поставленной темы основана на необходимости конкретного изучения истории псхального яйца, в связи с современными требованиями программ по возрождению праздников и обращению к традиционной культуре.
Цель работы: представить особенности украшения пасхальных яиц и изготовить самим пасхальные яйца в технике квиллинг.
Задачи:
1. представить историю возникновения пасхальных традиций на основании разнородных источников;
2. определить особенности украшения пасхальных яиц в России;
3. исследовать технику квиллинг;
4. разработать авторский проект оформления пасхальных яиц в технике квиллинг.
Источники: письменные [1] и интернет-источники [2].
Методика исследования: для написания работы применялись различные методы. Среди них методы сбора информации, сравнительного анализа разнородных источников, синтеза сведений, полученных из разных источников, методы творческого исследования, методы, связанные с созданием материального объекта по материалам исследований.
В ходе работы были использованы специальные термины:
- «крашенки», «писанки», «светики» – это расписанные воском и красками сырые яйца. Они писались ко всем основным праздникам солнечного года и по важным случаям: свадьба, рождение ребенка, оберег на дальную дорогу, начало нового дела, строительство нового дома и т.д. Для каждого случая были свои узоры, свои символы и свои цвета. Но наиболее известен обычай красить яйца на Пасху[3].
- «квиллинг» (другое написание «квилинг»), бумагокручение, бумажная филигрань, искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции[4].
Практическая значимость данной работы заключается в том, что ее результаты будут использованы при создании пасхальных яиц в технике квиллинг (вариант праздничного подарка или сувенира), а так же для оформления интерьера гимназии работами в в технике квиллинг.
Само название «пасха» представляет собой греческое видоизменение древнееврейского слова «pesah», которое по традиции толковалось как «прохождение». Смерть и Воскресение Христа по времени совпали с праздником Пасхи, а сам он в своей искупительной жертве уподобился невинному ягненку (агнцу), закалываемому по обычаю перед началом этого праздника. Подобно тому, как избранный Богом народ был избавлен от рабства, все человечество освобождено Христом от власти греха и смерти.
Таким образом, время празднования христианской Пасхи находится в прямой зависимости от солнечного и лунного календаря. С учетом этого составляются особые таблицы-пасхалии, в которых расписаны дни празднования Пасхи на много лет вперед. Если русская и ряд других православных церквей составляют пасхалии по юлианскому календарю, то католическая церковь – по григорианскому. Отсюда и разница в датах пасхальных праздников в разных странах. Тем не менее, у всех современных христиан день Воскресения Христова приходится на воскресенье. Во многих конфессиях праздник Пасхи предваряется длительным подготовительным периодом, именуемым Великим постом, или даже серией подготовительных периодов. Православная Пасха приходится обычно на период между 22 марта и 25 апреля и празднуется целую неделю (до 1 мая)[5].
С Пасхой связано много обычаев и традиций. Традиция церковной службы на утренней заре в Пасху восходит к древним весенним празднествам в честь восхода солнца. Пасхальному звону приписывался магический смысл. Так, украинцы и поляки считали, что пасхальный звон положительно влияет на рост гречихи, а также «пробуждает» пчел от зимнего сна. В России, где особой заботой традиционно были окружены лен и конопля, на колокольню в Пасху торопились в основном женщины. Считалось, что у той из них, которая зазвонит в колокола в первый день Пасхи, лен вырастет долгий и волокнистый. Люди не только сами звонили в колокола на Пасху, но и внимательно следили за правильностью пасхального звона. Если звонарь чуть запаздывал и звонил не тотчас после обедни, то ожидали неурожая[6].
Из других пасхальных забав выделяются качели, а также хороводы, в которых обычно назывались супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года. Обязательными для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников.
Традиция надевать новую одежду, как символ новой жизни, пришла от крещения в Пасху ранних христиан, которых вели в церковь, одев в новые широкие одежды из белого полотна. Привычные пасхальные шествия уходят корнями в Средние века, когда люди в Пасху ходили по сельской округе и останавливались в пути помолиться. Сейчас это даёт возможность людям увидеть и показать свои новые весенние наряды.
В славянском народном календаре время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», то есть старались незаметно украсть что-нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки вместо ответа «Воистину Воскресе!» говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.
Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, в течение года грозили неудачи.
По народным поверьям, в пасхальную ночь можно было распознать нечистую силу: придя в церковь в новой одежде - увидеть колдунов, стоящих спиной к алтарю; принеся в церковь специальным образом приготовленный творог или сыр - узнать среди прихожан ведьм по небольшим хвостикам. На Пасху, как и в Страстной Четверг, поднявшись на чердак или колокольню со свечой, горящей ещё с заутрени, можно было увидеть домового. Пасхальная ночь была временем, когда на земле появлялись умершие. Спрятавшись во время крестного хода в церкви, за алтарём, можно было наблюдать, как покойники молятся и христосоются между собой. Верили, однако, что человек, выдавший своё присутствие в церкви, мог поплатиться за это жизнью[7].
По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться до дома, чтобы в течение года опережать остальных во всех делах. Впрочем, часто, не заходя, домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.
Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу, так как ходить в гости в первый день Пасхи было не принято. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение. В частности, в первый день Пасхи священник и притч, а также домочадцы обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Но главным пасхальным символом было яйцо[8].
Что символизирует яйцо? Яйцо – предмет необычный, а мистический и
мифологический. С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней. В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Океании, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в в себе всемогущество творца. Многие столетия он томится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца), и наконец разбивает его скорлупу, чтобы начать творение. Яйцо воплощает в себе источник жизни и всей Вселенной, служит символом Солнца и бессмертия. Оно, как клетка жизни, микрокосм, в котором отражается жизнь, модель мира[9].
Тот же мотив повторяется и в славянских мифах творения. Космогоническая функция яйца соотносится с важной ролью яиц в ритуалах плодородия. В пасхальной обрядности у восточных славян яйцо не только занимает центральное место в празднике, но и выступает как его главный символ. Расписанные яйца, «писанки», издавна были символом весны, солнца, радости. В них играли дети, ими обменивались, дарили в знак примирения и дружбы. На Руси к пасхальному яйцу относились с особым почтением, считая его символом жизни. Им благословляли жениха и невесту, дарили родным и знакомым, опускали в воду для умывания, чтобы быть красивыми и здоровыми. Наши предки верили, что пасхальное яйцо, брошенное в огонь, потушит пожар[10]. Обычай делится с ближними пасхальным яйцом получил символические истолкования: например, чтобы найти дорогу домой заблудившемуся в лесу человеку достаточно было вспомнить, с кем он делил пасхальное яйцо[11].
Чем же объясняется такое почитание яйца, почему именно ему приписывалась столь важная роль в жизненном процессе? Задумаемся над многочисленными свойствами яйца. Оно чаще всего белое и хрупкое, из него появляется новая жизнь. Причем разбитое яйцо являет собой всего два вещества – желтое и белое (желток и белок), которые непостижимым образом образуют сложный живой организм. Из яйца появляются благородные орлы и коварные крокодилы, грациозные бабочки и опасные змеи, безобидные черепашки и ядовитые скорпионы. Какое разнообразие! Сотворение внутри яйца самых разнообразных существ и давало основание думать о нем как о предмете необыкновенном[12]. Наделенное особыми свойствами, яйцо становилось предметом ритуальным и магическим. С ним связаны многие обряды: катание яйца в кадке с зерном для посева, разбрасывание скорлупы освященного яйца по засеянному полю, подбрасывание яиц вверх, чтобы выше зерно росло. Яйцо применялось в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника по пути в потусторонний мир.
В христианстве яйцо стало знаком таинства воскресения. Мария Магдалина, которой первой явился воскресший Христос, после вознесения Учителя отправилась проповедать о нём на Запад. Встретив в Риме императора Тиберия, она преподнесла ему красное яйцо как символ страдания и вознесения Господа, сказав: «Христос Воскрес!». Красный цвет яйца напоминал о возрождении человечества ценою крови Иисуса Христа.
На Руси верили, что пасхальное яйцо дарит красоту, урожай, оберегает от дурного глаза, спасает от молнии, излечивает от болезней и т.д. После того как его освящали в церкви, яйцо считалось святым подарком. Его хранили как талисман до следующей Пасхи.
Яйцо – пасхальный символ, потому что это символ жизни. С незапамятных времён люди верили в способность украшенной яичной скорлупы оберегать их от всевозможных напастей. Яйцо, окрашенное в ярко-красный цвет, считалось символом Солнца, пробуждения к новой жизни и радости. C давних пор употребление на Пасху крашеных яиц и подношение их в качестве подарка, стало одной из самых распространённых традиций православного человека. На Руси о пасхальном яйце сложено много поэтических сказаний, существовало множество красивых обычаев. В каждой семье крашению и расписыванию пасхальных яиц уделялось много времени. «Крашенки» и «писанки» в старину нередко представляли собой настоящие шедевры народного искусства. Изначально яйца окрашивали только в красный цвет, позже их стали окрашивать в различные цвета, рисовать на них символические знаки, пейзажи и писать различные изречения, постепенно сложилась художественная традиция, появились коллекции из сахарных, шоколадных, деревянных, стеклянных, фарфоровых, глиняных, серебряных и золотых яиц с украшениями из драгоценных камней.
«Крашенки» можно назвать символом Мироздания, вечности, духовного просветления. Каждое яйцо неповторимо, индивидуально орнаментировано, несёт в себе определённую информацию. Исследуя геометрические орнаменты класса мифопоэтических знаков, можно провести анализ построения символической системы яйца, в которой встречаются общие черты узоров-орнаментов[13].
Проследив за развитием узорочья на расписанных яйцах, «светиках», несмотря на разнообразие встречающихся узоров, можно выявить общие композиционные и стилистические компоненты их построения. Каждый узорный поясок является символом вечной жизни. Эту своеобразную знаковую систему можно считать обереговой. Все рисунки можно условно разделить на три части, которые символизируют: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) мир.
Верхний (небесный) мир всегда начинается со светлого крестика, несущего идею центра. Его белый цвет выражает, по представлению наших предков, «тот неисповедимый белый свет», откуда идёт неведомая сила зарождения жизни. Крест здесь моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к Богу, вечности. От белого креста, как правило, исходит лучезарное сияние, свет переходит в солнечный, который лучами пронизывает всю землю. Небесную символику выражают белый, голубой, синие цвета, проявляющиеся в виде облаков, капель дождя. Энергетические потоки небесного мира постепенно переходят к миру земному. Крестообразный орнамент выступает как символ огня, солнца, единства духовного и материального аспектов бытия, символ активного мужского начала. Различно стилизованный солярный знак занимает большую часть небесного мира. Четырёхчастное деление узоров выражает четыре состояния природы, четыре времени года, четыре направления частей света[14].
В среднем (земном) ярусе крестообразный знак выступает в иных ролях, в зависимости от цвета. Светлый крест с расходящимися лучами (крест также воспринимается как ромб), выступает как модель человека с распростёртыми руками. Зелёные ромбы олицетворяют растительный мир. Присутствие жёлтых ромбов (древний солярный знак) указывает на солнечный свет в земном ярусе. Голубой цвет обозначает реки. Ромб издавна был символом пашни, земли, а отдельные точки - семена. В орнаменте это выражается коричневым, зелёным, жёлтыми цветами. Бутон – символ развития, цветы – символ процветания, ягоды – символ урожая. В земном мире крест акцентируется как символ плодородия, процветания, удачи. Сам строй орнамента земного яруса передаёт и выражает различные состояния и проявления природы. Постепенно (книзу) рисунок закругляется, и мы уже чётко можем увидеть круг – символ земли, женского начала, несущий идею единства, бесконечности и законченности, идею высшего совершенства.
Нижний (подземный) мир – все, что скрыто под землёй. Это полезные ископаемые и тот огромный полезный для человека потенциал, благодаря которому в единстве с Вселенной и возможна жизнь. Проанализировав рисунок самой нижней, завершающей части яйца, можно проследить возвращение к начальному крестообразному построению, что символизирует «возвращение на круги своя», то есть бесконечность бытия[15].
Орнаменты «светиков» выражают всю красоту окружающего мира во всём его многообразии, величии, гармонии (значения символов в росписи пасхальных яиц см. приложение № 1). Таким образом, орнамент можно назвать искусством ритмической организации мира. Всё это выражается не в сюжете, а в самом строе орнамента, где чувство упорядоченности, правильности, простой или сложной закономерности – это душа и смысл орнамента. Чтение, расшифровка узоров орнамента позволяет выявить общие, непреходящие, вечные символы и знаки, законы развития природы, Вселенной. Моделируя и варьируя ими, можно создать новую реальность, рукотворное продолжение природы.
«Квиллинг» – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Название этого рукоделия берет начало от английского слова «quill», т.е. «птичье перо». Это искусство бумагокручения возникло в конце XIV начале XV века в Европе. Европейские монахи Средневековья изготовляли медальоны из позолоченных по краям бумажек и закручивали ими кончик птичьего пера. Позолоченные бумажки создавали иллюзию того, что эти изделия были сделаны из тонких золотых полосок. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. Но, к сожалению, бумага недолговечный материал, и много таких изделий не сохранилось до наших дней. Однако сама техника дожила до современности и даже приобрела огромную популярность во множестве стран современного мира. Этот вид рукоделия очень быстро распространился по Европе. Но в силу того, что бумага, тем более цветная и качественная, была дорогим материалом, квиллинг стал достоянием для дам из богатых слоев общества. Большую часть ХХ века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство[16]. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению – не развалится и не сломается.
В наши дни квиллинг весьма известен и популярен как хобби в странах Западной Европы, особенно в Германии и Англии. Но пик своей популярности квиллинг получил, когда перекочевал на Восток. Там он получил новую жизнь. Надо заметить, что восточная школа бумагокручения несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей[17]. В общем, квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Мы любим, заниматься различными видами рукоделия, и поэтому решили попробовать себя в новом направлении бумажной пластики. В технике квиллинга нами были изготовлены следующие работы: картины, панно и др. Для своего проекта мы выбрали пасхальное яйцо. Этот предмет украсит любой праздничный стол и является отличным вариантом праздничного подарка или сувенира.
В своей работе нами были использованы: скальпель, ножницы, клей ПВА-М, пинцет, иголка, линейка, линейка-трафарет, Quilling Stick.
Украшенное в технике квиллинг яйцо является достаточно сложным в изготовлении уже потому, что бумажный узор должен абсолютно точно лечь на сферическую поверхность, повторяя форму тупого и острого концов яйца. При этом бумажная «рубашка» не должна быть мала, ни тем более велика, и отставать от яйца. Кроме того, нужно учесть, что все яйца разные по размеру и форме: от почти круглого до сильно вытянутого. Единого способа украшения яйца не существует. Выполнение каждого изделия носит индивидуальный характер.
Технологическая последовательность изготовления пасхального яйца
Работу по изготовлению яиц мы начали с выполнения эскизов на бумаге. Подбор цветов был остановлен на яркой и пастельной гамме. В таких цветовых решениях яйца будут праздничными и торжественными.
Чтобы украсить яйцо необходимо, в первую очередь, изготовить форму-основу. Она может быть деревянной, из папье-маше или, в крайнем случае, из укреплённой скорлупы настоящего куриного яйца. Мы изучили изготовление формы-основы для яйца из папье-маше, которое делается или на деревянной основе или на скорлупе куриного яйца, и лишь потом приступили к выполнению основ. Вначале мы сделали каркас из папье-маше на обычное куриное яйцо. Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Для изготовления массы мы использовали бумажные полотенца. Бумагу рвали руками на небольшие кусочки, складывали в глубокий сосуд и заливали горячей водой для размокания примерно на 3 часа. После чего вымешивали готовую массу руками до получения однородного состояния. Через сито, сцеживали излишки воды и в полученную гущу добавляли смесь обойного клея с клейстером (готовили следующим образом: смешали муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешали, чтобы не было комков и поставили на огонь, непрерывно помешивая довели до кипения, сняли с огня и дали остыть). Затем вымешивали до тех пор, пока масса не начнёт немного липнуть к рукам. После этого начинали оклеивание. Делали не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Обязательно следили за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились. Края изделия в этом случае получались тонкими и хорошо сглаживались в готовом изделии.
Следующим этапом являлась практическая работа в технике квиллинг. Для наших яиц мы выбрали цветную офисную бумагу, т.к. эта бумага достаточно прочная (чем прочнее бумага, тем крепче держится полученный «ролл» в технике квиллинг), хорошо режется и не сильно красится. При подготовке к работе для первого яйца нами была выбрана яркие цвета бумаги: желтая, оранжевая, голубая и зеленая. В таком цветовом решении яйцо получилось ярким и праздничным. Для второго яйца мы взяли бумагу пастельных цветов. В таком цвете яйцо получилось благородным и торжественным. Исходя из размеров маленьких цветочков, нами были подобраны полосы бумаги шириной 0,5 см. и длинной 29,5 см. Для ярких больших цветочков мы использовали полосы шириной 1 см. Готовые полосы мы скручивали на инструмент (Quilling Stick). Полученные детали вставляли в линейку-трафарет, закрепляли на клей и видоизменяли в форму, необходимую для работы. После получения деталей цветков и листьев, составили на плоскости орнамент. На яйца нанесли карандашный рисунок. Последним этапом работы стало наклеивание на папье-маше деталей в технике квиллинг.
Наши яйца выполнены в технике квиллинг, с использований таких деталей, как капля, квадрат, листок.
В конце работы мы предлагаем вам авторские варианты оформления пасхальных яиц в технике квиллинг (см. приложении № 2).
Заключение
В результате проделанной работы была изучена специальная литература по истории и традициям пасхальных яиц и проанализированы каталоги выставок.
На основании изученных материалов можно сделать следующие выводы: яйцо – символ зарождения жизни на Земле, символ её плодородия у многих народов мира. С незапамятных времён люди верили в способность украшенной яичной скорлупы оберегать их от всевозможных напастей. Яйцо, окрашенное в красный цвет, считалось символом Солнца, пробуждения к новой жизни и радости. В христианстве яйцо стало знаком таинства Воскресения, а красный цвет яйца напоминал о возрождении человечества ценою крови Иисуса Христа.
В нашей стране о пасхальном яйце сложено много поэтических сказаний, существовало множество красивых обычаев. В каждой семье крашению и расписыванию пасхальных яиц уделялось много времени. Проследив за развитием узорочья на расписанных яйцах, несмотря на разнообразие встречающихся узоров, можно выявить общие композиционные и стилистические компоненты их построения.
В результате исследования установлены общие черты пасхальных яиц:
- преемственность пасхальных символов,
- преемственность цветовых решений и орнаментов;
и различия:
- материал украшения яиц разнообразен;
- цветовое решение очень широкое.
Техник изготовления и украшения пасхальных яиц на сегодняшний день существует множество. Поэтому нам показалось оправданным изучить сравнительно малоизвестную в России, но весьма популярную в странах Западной Европы технику квиллинг и применить ее на практике в изготовлении и украшении пасхальных яиц. Изделия, изготовленные из скрученных длинных и узких полос бумаги, получаются объемными и очень эффектными.
Мы изучили изготовление формы-основы для яйца. Для работы мы выбрали цветную офисную бумагу, т.к. эта бумага достаточно прочная, хорошо режется и не сильно красится. Работу по изготовлению яиц мы начали с выполнения эскизов на бумаге. Нами были разработаны проекты и выполнены авторские варианты оформления пасхальных яиц в технике квиллинг. Такое глубокое изучение темы поможет в будущем подходить к выполнению изделий более профессионально и с применением творческой фантазии.
Список источников и литературы:
Приложение № 1
Значения символов в росписи пасхальных яиц
Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Голубь — символ души.
Дубок — символ силы.
Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Любая ягодка — символ плодородия; матери.
Сеточка — символ судьбы.
Сливы — символ любви.
Сосна — символ здоровья.
Точечки — символ плодородия.
Цветочки — символ девичества.
Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали «писанку» на вишневом фоне, а не на черном [18].
Приложение № 2
Авторские варианты оформления пасхальных яиц в технике квиллинг
[1] См. например. Великий пост и православная пасха. – М., 2005.; Рябцев Ю.С. История русской культуры. – М., 1997.
[2] См. например. Пасха. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Пасха и Пост. URL: http://www.packa.ru/about/; Пасха - Светлое Христово Воскресение. URL: http://www.zavet.ru; Писанки. URL: http://www.vedjena.ru/pisanki.htm; Квиллинг. Страна Мастеров. URL: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587; Квиллинг, техника квиллинга. URL: http://www.best-woman.ru/day/sun/10/; Квиллинг - искусство бумагокручения. URL: http://moikompas.ru/compas/quilling; Квиллинг, секреты квиллинга. URL: http://ejka.ru/blog/kvilling/616.html
[3] http://www.vedjena.ru/pisanki.htm
[4] http://images.yandex.ru/yandsearch
[7] Великий пост и православная пасха. – М., 2005. – С.19.
[8] Носовский Г., Фоменко А. Библейская Русь. Т. 1 – М., 2004. – С.11.
[9] Бирлайн Д. Параллельная мифология. – М., 1997. . – С.34.
[10] http://www.kulina.ru/articles/holy/pasha/krashenki/
[11] http://www.kulina.ru/articles/holy/pasha/krashenki/
[12] Бидерман Г. Энциклопедия символов. – М., 1996. – С.27.
[13] Ольховченко Э. Символика орнаментов пасхальных яиц // Внешкольник. – 1999. – № 4. – С.4.
[14] Ольховченко Э. Символика орнаментов пасхальных яиц // Внешкольник. – 1999. – № 4. – С.6.
[15] Ольховченко Э. Символика орнаментов пасхальных яиц // Внешкольник. – 1999. – № 4. – С.9.
[16] http://moikompas.ru/compas/quilling
Сказочные цветы за 15 минут
Денис-изобретатель (отрывок)
Учимся ткать миленький коврик
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши