Целью исследовательской работы является изучение изделий народных ремесел родного края, сравнительный анализ художественного творчества коренных народов Дырена.
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannye_igrushki_konf.shag_v_budushchee-2015.docx | 45.72 КБ |
МБОУ «ДЫРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция «Технология»
ТЕМА: ТРАДИЦИОННЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ
КОРЕННЫХ НАРОДОВ ДЫРЕНА»
Автор: Майоров Даниил, ученик 9 класса МБОУ «ДСОШ»
Руководитель: Бадмаев З.З.,
Учитель технологии МБОУ «ДСОШ»
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Целью исследовательской работы является изучение изделий народных ремесел родного края, сравнительный анализ художественного творчества коренных народов Дырена.
В соответствии с выбранной темой я поставил следующие задачи:
В работе использованы методы исследования:
Cуществование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Поэтому все это находит отражение в произведениях народного искусства. Разные виды народных промыслов определяются той природной средой, тем ландшафтом, в условиях и в пределах которых они получили свое развитие.
Мы живем в удивительно прекрасном краю- Прибайкалье, уникальном по своей природе. Наше село – село Алла одно из самых отдаленных уголков Баргузинской долины, расположено в северо-восточной части Курумканского района. Село Алла расположено у подножья Баргузинского хребта, покрытого вечным снегом и с труднодоступными скалами, в долине между Баргузинским и Икатским хребтами, окруженное тайгой.
И, пожалуй, самым особенным и уникальным местом является ущелье реки Алла, неслучайно оно названо одним из семи чудес Бурятии. Это красивое место, где высоко в горах у подножья священных гор Бууралтаар и Сахилтаар берет начало речка Алла, впадающая в Баргузин, с водопадами, источниками, имеющими целебную силу. На Аллинских источниках находится база отдыха «Алла», известная в народе как священное место, с его неповторимой природой, лечебными свойствами горячих источников и где « звенит воздух». Здесь есть все ресурсы для развития лечебно-оздоровительного туризма.
И, живя в такой прекрасной местности, когда Баргузинская долина , озеро Байкал и его окрестности стали сегодня одними из самых популярных маршрутов для туристов и путешественников со всего света, мы стараемся побольше узнать, исследовать наш край ,чтобы мы могли рассказать историю своего края, показать народное творчество. В современном мире информационных технологий мы, сельские жители, стараемся сохранить традиционные, исконно народные ремесла. Поэтому с детских лет нас приучают такому ремеслу.
Издавна дерево было самым доступным, удобным и любимым материалом многих поколений мастеров. Широко применяется как уникальный и незаменимый материал. Дерево способствовало обогащению материальной культуры народов, послужило основой возникновения декоративно- прикладного искусства, роста и полета фантазий народно- художественного творчества. Люди издревле из дерева возводили дома, надворные постройки, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Дерево связано с духовной культурой и религией народов, оно обожествлялось и становилось предметом культа.
В традиционных религиях у народов Азии, шаманизме существует комплекс мировоззренческих представлений о земле, воде и лесе. Все, что нас окружает, считается одухотворенным, и дерево в том числе. Поэтому и буряты, и эвенки наших мест воспитывали в детях уважение к окружающему миру. Нельзя рубить, выкорчевывать деревья без надобности. Если нужда требует рубки деревьев для строительства дома, то принято было просить у духов земли и лесов согласия на их вырубку.
У нас в краю художественная обработка дерева издавна была распространена. Художественная обработка дерева осуществляется резьбой, отделка- росписью.
Буряты имели хорошо налаженную, самобытную, бытовую материальную культуру, веками сложившийся уклад кочевого образа жизни, которые впоследствии повлияли на развитие прикладного искусства. Прикладное искусство во многом связано с деревом, металлом, костью и обработкой продуктов животноводства. Народные умельцы в совершенстве владели технологией обработки различных материалов. Они изготовляли сундуки, божницы, чашки, игрушки, ножи, огниво, украшения. У бурят бытует мнение, что ребенок, выбирая для игры те или иные игрушки, выражает предначертанность своей дальнейшей судьбы, карьеры в жизни.
У эвенков были развиты художественная резьба по кости и дереву, вышивка бисером, у восточных эвенков - шелком, аппликация мехом и тканью, тиснение по бересте.
В старину резьба по дереву это не только красивый узор, но и заключенный в нем глубокий смысл.
Процесс работы с деревом захватывает, доставляет эстетическое наслаждение, развивает вкус к творчеству. В каждую деталь вложен труд человека, и готовое изделие расценивается как собственное произведение.
II. Детские деревянные игрушки народов Дырена
Своеобразной областью пластического творчества народных резчиков является деревянная игрушка. Своей простотой и наивностью народная игрушка во все времена привлекала внимание людей и завоевала наибольшую популярность. Исследователи связывают ее зарождение с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Женская фигура у многих народов символизировала Мать- землю, конь- солнце, птица – воздушную стихию. Есть и другое мнение, которое утверждает, что игрушки не обладают мифологическим смыслом и являются лишь образным отражением окружающего мира ребенка.
В прошлом деревянные игрушки занимали основное место в детской игре. Чаще всего вырезали из дощечек кукол- барынь, птиц, коней, оленей, медведей, домашних животных, всадников. В воображении ребенка конек мог с легкостью превратиться в лихого коня, в сказочного скакуна. Условность, свойственная народной игрушке, всегда оставляла место фантазии.
В нашем селе дружно живут и работают русские, буряты и эвенки. На примере коренных жителей села - бурят и эвенков исследуем, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки, из чего их делали.
В жизни эвенкийского ребенка большое значение имеют игрушки и игры, через которые познавался окружающий мир. Детям, начинающим говорить, делали игрушки. Это были ветки в виде оленей, кости плюсны , которые изображали животных без «одежды»), людей в «одежде»). Для таких кукол делали маленькие колыбели . Или вырубали из дерева маленьких оленей без рогов, вырезали из бересты животных в движении. По их размерам и общему облику дети различали возрастные особенности оленей: важенку (олениху), быка, бычка, олененка. Этими игрушками дошкольники играли в подражательные игры, в которых находят отражение ситуации из жизни взрослых. У эвенков украшением предметов бытового назначения из кожи, меха и материи занимались женщины; тиснением на бересте, вырезанием по дереву и по кости – мужчины. Декоративное искусство носило массовый характер. Мастеров – ремесленников не было, хотя и выделялись отдельные мастерицы, которые заслуженно пользовались большим уважением среди сородичей. Эвенки создали замечательный по красочности орнамент, который наносится на различные предметы материальной культуры: посуду, одежду, утварь и на другие предметы бытового назначения. Общение с другими народами благоприятно отразилось на их культурном развитии. Появившиеся с приходом русских, цветные нитки, шелк, бисерные нити и т.д. широко использовались при изготовлении орнаментов и рисунков. Орнамент эвенков представляет форму сочетания геометрических фигур: чередующихся полос и квадратов, прямоугольников и кругов. Многие компоненты не имеют своего названия. В отличие от бурят в орнаменте не встречаются растения, а также волнообразные, меандровые украшения, распространенные у бурят. Орнамент наносится на предметы как утилитарного, так и художественного назначения: на шкатулки , сумы , одежду, берестяные сосуды (туесы), коврики (кумаланы), на луки оленьих седел . Способ нанесения орнамента на поверхность предмета обуславливается определенным свойством того или иного материала. Посредством резьбы выполняется работа на дереве, тиснением – на бересте, вышиванием и аппликацией – на коже. При этом орнамент изделия часто служит украшением, реже является составной его частью.
По воспоминаниям старожила нашего села Бубеевой Намжилмы Эрдыниевны (1929г.р.), в ее детском возрасте игрушек было мало. В основном играли игрушками из костей домашних животных и дерева. Она помнит, что игрушки делали в основном из березы и сосны. Игрушки олицетворяли домашний быт: для детей вырезали предметы дома: стол, кровать, сундук, люльку, фигуры домашних животных – все игрушечного размера. Вырезали посуду для детей: туески из березовой коры с орнаментом, а также из корней деревьев вырезали деревянные ложки, черпаки, мешалки и т.д. Изделия из корней деревьев и лиственницы имели естественный темный цвет. Деревянные куклы «одевали» в лоскутки тканей. Игрушки складывали в маленькие сундучки (хобто), у девочек были шкатулки с резными узорами, в которых хранились простые детские украшения. Мальчики играли в детстве настоящих мужчин. Они, как и взрослые, имели игрушечные ножи, они были вырезаны из дерева, рукоятки были узорчатые, нарезные, также имели маленькие кнутики. «Оседлав» прутики (улан бургааhан), они олицетворяли коней,
« гоняли» их самодельными кнутиками. У ребят были луки со стрелами из гибкого прутика, тетиво было сделано из полоски сыромятной кожи, а стрелы были вырезаны из дерева. Пиалы и чашки мастерили из лиственничного нароста (улха). Используя технику долбления, делали поварешки, ложки большие и маленькие. Изготовленные из лиственницы, они со временем приобретали красивую красноватую окраску. Также выдалбливанием изготовляли кадки (торхо): от ствола дерева отсекали кусок нужной длины( ствол должен быть толстым) и извлекали из него теслом сердцевину, выдалбливали внутренний слой древесины.
Эвенки, в отличие от бурят, вырезали для детей фигурки зверей, птиц, солнца, луны и поклонялись им, считая, что фигурки приносят счастье, отгоняют нечисть и оберегают хозяев от несчастий. Строили детские чумы из жердей и коры лиственницы. ( по воспоминаниям Елбоновой Марии Куркановны,1930 г.р.).
В отличие от бурят эвенки любили красочные игрушки. Для кукол- игрушек одежду шили из лоскутков меха, одевали игрушки в национальные костюмы.
Существует предание, что еще в 18 веке один житель вырезал из липы куклу размером 40см. и продал ее купцу, а тот поставил ее как украшение в лавке. Игрушка тут же была куплена с большой выгодой для купца. После этого купец заказал целую партию таких игрушек. Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые образы окружающей действительности. И наши сувениры будут украшением выставок, будут радовать глаз, поднимать настроение.
III. Заключение
Исследовав историю художественного искусства, наши земляки стараются возродить быт, культуру, традиции коренных народов Дырена. При нашей школе, при детском экологическом центре «Юктэ» проводятся занятия по изготовлению традиционных сувениров. Наши изделия – не для продажи, мы пока к этому не стремимся, хотя они пользуются спросом у туристов.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными "действующими лицами" в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Почти каждая вещь, созданная мастерами художественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие художественные вещи - сувениры - знаки памяти о национальной культуре народа .
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части самобытной культуры и важного элемента национального наследия является важной государственной задачей. Высокая сохранность природных и культурных комплексов является непременным условием устойчивого развития нашего района, которая определит формирование нового туристского бренда. Возродить традиционные промыслы и ремесла, не утратить сложившиеся веками традиции народного художественного искусства – это наша задача.
Это имеет также этнографическое значение, показывает материальную, духовную культуру народов нашей местности.
Лепесток и цветок
Снег своими руками
Рисуем домики зимой
О путнике
Чья проталина?