Совок, сделанный своими руками из материалов, которые имеются в школьной мастерской – обрезки листовой жести, остатки брусков и досок.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sovok_3.docx | 332.81 КБ |
Творческий проект
«Совок для сыпучих продуктов».
Содержание:
1 .Обоснование возникшей проблемы. …………………………………….стр.3
2. Цель проекта. .............................................................................................стр.3
3.Задачи проекта. ..........................................................................................стр. 3
4. Основные требования и ограничения к изделию. ……………………..стр. 4
5. Выбор формы совка. …………………………………………………….стр. 4
6. Используемый материал. ……………………………………………….стр.. 5
7. Расчет емкости совка. ……………………………………………………стр. 7
8. Оборудование и инструменты. …………………………………………..стр.8 9. Технологическая карта изготовления совка. …………………………..стр..9
10. Время изготовления. …………………………………………………...стр.12
11. Правила техники безопасности во время работы. ………………… .стр.12
12. Экономический расчет. ……………………………………………… .стр.12
13. Контроль качества и самооценка. …………………………………… стр.13
14. Литература. ……………………………………………………………..стр.14
Обоснование возникшей проблемы.
Каждый день в нашей школе мы ходим в столовую, где нам повара готовят вкусные обеды. На кухне есть много различной бытовой техники, которая облегчает труд работников столовой. А вот такой простой предмет как совок для развешивания сыпучих продуктов вызывает нарекание с их стороны. Совки, приобретенные в магазине, очень неудобны в работе, их емкость бывает слишком мала. Они сделаны из пластмассы, часто ломаются, поэтому приходится тратить деньги на их покупку, к тому же совки выглядят неэстетично. Поэтому я решил сделать совок своими руками из материалов, которые имеются в школьной мастерской – обрезки листовой жести, остатки брусков и досок.
Изготовление совка способствует закреплению ранее изученных тем «Технология точения древесины на токарном станке», «Изготовление цилиндрических деталей ручным инструментом», «Технология обработки листового металла». Оснащение школьной мастерской позволяет выполнить этот проект.
Цель проекта.
Изготовить совок для школьной столовой для развешивания сыпучих продуктов.
Задачи проекта.
Основные требования и ограничения к изделию.
Выбор формы совка.
Варианты совков, представленные в приложении 1 , не удовлетворяют основным требованиям к изделию. Совки на фото 1 и 4 сделаны из пластмассы, первый слишком широкий, а второй мал объемом. А совок на фото 4 вырезан из цельного ствола дерева, что предполагает большие затраты труда и применение специальных инструментов. Совок на фото 2 сделан из алюминия, поэтому он сравнительно тяжелый. Проектируя объект, следует учитывать его надежность, долговечность, эстетичный вид, легкость и простоту изготовления. Исходя из перечисленных требований, я разработал конструкцию совка полуцилиндрической формы, состоящего из трех деталей - лотка, спинки, ручки и сделал его эскиз.
Используемый материал.
Теперь необходимо определить, из каких материалов я буду изготавливать лоток, спинку и ручку.
Для лотка наиболее подходит оцинкованная жесть, так как черная жесть будет ржаветь, что недопустимо при соприкосновении с продуктами, а фанера будет расслаиваться. Жесть толщиной 0,4 мм хорошо режется ножницами, гнется и обрабатывается.
Спинку лучше изготовить из доски хвойных пород - сосны, потому что ДСП и фанера могут содержать вредные для здоровья вещества и могут расслоиться при забивании в них гвоздей.
Ручку лучше сделать из древесины сосны или березы, выточив на токарном станке по дереву любой конфигурации. Металлическая ручка сделает совок слишком тяжелым, а пластмассовая - будет непрочной. Для соединения лотка и спинки совка можно использовать гвозди 1,5x25 мм. Ручка цилиндрической частью на конце вставляется в отверстие спинки и фиксируется гвоздем 1,5 x 35 мм.
Расчет емкости совка.
Так как форма совка представляет собой открытый полуцилиндр, то расчет емкости совка будем производить по формуле V = ПRRL/2 , где V – объем совка, П = 3,14 , R - радиус спинки совка, L – длинна лотка. Исходя из того, что в мастерской имеется заготовка жести размером 21x22 см, произведем расчет радиуса спинки. Длина полуокружности будет равна С=2ПR/2 или С=ПR. Тогда R=С/П R=20/3,14=6,36 см. Округляем в меньшую сторону и принимаем R=6см. При радиусе 6 см. ширина заготовки будет равна 3,14x6= 18,84см. Округляем и принимаем ширину 19 см. По требованиям к изделию объем совка должен быть 800-1000 куб.см. Берем максимальное значение и находим длину лотка. L=2V/ПRR. L=2x1000/3,14x6x6=17,69 см. Так как толщина спинки равна 1,6 см. то общая длина будет равна 17,69+1,6=19,29 см. Округляем до целого числа и принимаем длину равной 19 см. Тогда длина лотка будет 19-1,6=17,4 см. Производим проверку объема совка:
V = 3,14 x 6 x 6 x 17,4/ 2 = 983,44 куб.см., что соответствует требованиям к изделию.
Зная конструкцию и определив материалы изделия, представим данные в спецификации. ( табл. 1)
Таблица 1
№ | Наименование детали | Количество | Материал | Размеры |
1 | Лоток | 1 | Жесть оцинкованная | 190х190 |
2 | Спинка | 2 | Древесина | R60 S16 |
3 | Ручка | 1 | Древесина | 0,32х110 |
4 | Гвоздь | 4 | Сталь | 1.5х25 |
5 | Гвоздь | 5 | Сталь | 1.5х35 |
Оборудование и инструменты.
При изготовлении совка в школьной мастерской необходимо использовать следующее оборудование и инструменты:
Технологическая карта изготовления совка.
Таблица 2.
№ | Последовательность выполнения операции. | Графическое изображение. | Инструменты приспособления. |
1 | Вырезать заготовку из жести, правка, зачистка, разметка. | Линейка, чертилка, киянка, молоток, ножницы по металлу, наждачная шкурка. | |
2 | Обрезать углы, обработать напильником. | Ножницы по металлу, тиски, напильник. | |
3 | Просверлить отверстия 1,5 мм. | Сверлильный станок, ручные тиски. | |
4 | Сгибать жесть R=60 мм | Киянка, тиски, оправка. | |
5 | Выбор заготовки для спинки толщиной 16 мм. Разметка R60 мм | Циркуль, линейка. | |
6 | Вырезать спинку, просверлить отверстие 16 мм | Ножовка, рашпиль, сверлильный станок. | |
7 | Выточить ручку. | Токарный станок по дереву. | |
8 | Соединить детали 1 и 2,закрепить гвоздями 1,5x25мм. | Слесарные тиски, молоток. | |
9 | Соединить детали 2 и 3, зафиксировать гвоздем. | Киянка, молоток тиски. | |
10 | Покрыть лаком деталь 2 с внешней стороны и деталь 3 лаком 2 раза с промежуточной просушкой. | Кисть для рисования. |
Время изготовления.
Изготовление совка не требует много времени. На это я затратил 2 часа 30 минут.
Правила техники безопасности во время работы.
Так как работы по изготовлению совка проводились в школьной мастерской, то техника безопасности соблюдалась согласно инструкциям, утвержденным в МОУ СОШ. Это инструкции по металлообработке, ручной обработке древесины и работе на сверлильном станке, которые находятся на рабочих местах.
Экономический расчет.
Если учесть, что ручка, спинка и лоток были изготовлены из отходов, то затраты на изготовление совка в основном были вызваны на электроэнергию, покупку 6 гвоздей и мебельного лака.
При точении ручки на токарном станке в течении 30 минут электродвигатель мощностью 1,5 кВт израсходовал электроэнергии 1,5кВт. x 0,5ч. = 0,75кВт/ч.
Стоимость 1 кВт/ч. – 1,46 рубля, значит затраты на электроэнергию будут
0,75кВт. x 1,46 руб. = 1,1 рубля.
Гвозди 0,01 x 40 руб. = 0,4 рубля.
Лак 0,03 кг x 120 руб/кг = 3,6 рубля.
Всего затраты составили 1,1 +0,4 + 3,6 = 5,1 рубля, что в 3- 5 раз меньше стоимости совков, продающихся в магазине.
Контроль качества и самооценка.
Совок отвечает всем предъявленным требованиям: он получился легким, с гладкой удобной ручкой, без острых углов, с благоприятным внешним видом, безопасным для сыпучих продуктов, с невысокой стоимостью. При работе над этим проектом я узнал, что прежде чем сделать любое изделие, нужно проделать большую подготовительную работу – сконструировать, сделать эскиз, произвести технические и экономические расчеты. Я с большим интересом работал над этим совком, и когда он был готов, я с большой гордостью передал его директору школы. Я очень рад, что принес пользу школе.
Если бы я заново начал выполнять этот же проект, то я сначала бы расписал ручку и спинку совка разноцветными узорами, а только потом покрыл лаком.
Литература:
1. Коваленко В.И., Кулененок В.В.. Объекты труда. Пособие для учителя. М. Просвещение, 1993.
2. Cимоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 6 класса. Москва. «Вентана – Граф» 2005.
3. Теляковский С.А.Алгебра. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2009.
Рисуем подснежники гуашью
Самый богатый воробей на свете
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Муравьиная кухня
Разлука