Свою творческую работу я выполнила в технике изготовления кружевных изделий из тесьмы – сороконожки и показала использование кружева в различных вариантах: как самостоятельные изделия: воротник, жилет, шаль так и элементы отделки изделий: прошва, которую можно использовать, как по низу изделия или рукава, так и в середине детали швейного изделия, а так же можно получить изящные изделия, если тесьму настрочить на сетку. Тесьма – сороконожка – это тонкая полоска, по краям которой имеются небольшие петельки. После изучения ассортимента изделий я сделала выводы, что изделия можно изготавливать только из тесьмы, соединяя её нитками в тон, а так же можно укладывать тесьму на сетку и закреплять её нитками так же в тон тесьмы. По внешнему виду тесьма – сороконожка невзрачная, но изделия, которые из неё получаются красивые, изящные и модные.
Свою работу я продемонстрировала на летней школьной научной конференции «Юный исследователь».
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 232.99 КБ |
МКОУ Чухломская средняя
общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева
Восемнадцатая областная научная конференция молодых исследователей
« Шаг в будущее»
«Изготовление кружевных изделий из тесьмы - сороконожки»
Автор : Большакова Ирина Андреевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Чухломская средняя общеобразовательная имени А. А. Яковлева
8 класс
План
Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилище, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Именно одним из таких видов украшения является кружево. Кружева – не просто узорчатая сетчатая ткань, это произведение искусства. Слово “кружево” от глагола “окружать” издавна имеет два значения. Первое из них – это различные отделки в виде каймы на подолах, полах, рукавах одежды, которые могут быть ткаными, нашитыми из различной тесьмы, вышитыми. Во втором значении кружево – это узорное ажурное изделие, самостоятельный вид украшении одежды или предметов убранства. Техника изготовления кружева была разнообразной – его плели на коклюшках, вязали крючком и спицами, шили по тканой основе. В зависимости от назначения подбирался и материал для изготовления кружевных изделий. Для отделки предметов интерьера и верхней одежды использовались толстые нити, а для украшения платья и белья изготавливали изысканное кружево из тончайших нитей. История одного из самых изящных видов декоративно-прикладного искусства – кружевоплетения – уходит корнями в далекое прошлое. Зародившись в странах Европы более трехсот лет назад, оно совершенствовалось, завоевывая страны и континенты. В России наиболее известные кружева – вологодское, михайловское, елецкое. Кружевоплетение занятие очень трудоемкое, техникой плетения мастерица овладевали годами.
Цель работы: научиться делать элементы одежды из тесьмы - сороконожки.
Задачи: 1. Подобрать материалы и инструменты.
4. Изготовить изделия в технике кружева.
Я увидела работы из венецианского кружева, именно они вдохновили меня на создание жилетки. Плетение кружева работа очень кропотливая, тонкая и требующая много сил, терпения и умений. Я решила попробовать изготовить своё изделие из тесьмы –сороконожки и выполнить из неё кружевное изделие. Кружево из такой тесьмы получается тонкое и изысканное. Тесьма «сороконожка» широко применялась в изделиях с давних времён. Ей украшали народную одежду: сарафан, передник, рубаху, головные уборы. В своей работе я решила использовать тесьму иначе: не украшать ею одежду, а изготовить одежду из тесьмы. Тем более это востребовано временем. Тесьма – сороконожка – это тонкая полоска, по краям которой имеются небольшие петельки. После изучения ассортимента изделий я сделала выводы, что изделия можно изготавливать только из тесьмы, соединяя её нитками в тон, а так же можно укладывать тесьму на сетку и закреплять её нитками так же в тон тесьмы. Основную часть работы я выполняла на кружке «Хозяюшка», а так же во время работы летнего исследовательского отряда «Краеведы» в июне месяце.
Прежде чем начать работу над изготовлением кружевных изделий из тесьмы - сороконожки, я изучила различные виды кружева, узнала о их применении. Посетив городской музей, я узнала, что кружево использовали и в Чухломском районе. Это было вязаное крючком кружево и плетёное на коклюшках. Но как такового производства не было, кружевоплетением занимались мастерицы на дому по заказу.
После того, как я познакомилась с материалами о кружеве, мне необходимо было выполнить эскизы моих изделий. Я решила, что начну свою работу с небольших прошв, которые можно использовать для украшения одежды. Прошва – это полоска кружева, ткани или кожи вставленная между чем – либо. Я нарисовала эскиз прошвы и выполнила её по выполненному рисунку. Следующим моим изделием стал воротник – кружевной воротник может быть броской деталью в одежде, изюминкой модели.
Схему для выполнения воротника я взяла в журнале «Работница» за 1995 год. Далее необходимо было переходить к более сложным изделиям. Я решила, что это будет укороченный жилет – болеро. После его изготовления я решила попробовать сама составить рисунок для работы над лёгкой шалью на сетке.
Воротник. Воротник круглый для блузки, платья или лёгкого жакета. Выполнен из тесьмы –сороконожки, узором – пятилистник. Элементы воротника соединяются при помощи швейных ниток в цвет тесьмы.
Прошва. Прошва служит для украшения швейного изделия, может быть отделкой низа изделия, низа рукава. А так же может быть пришита в центр детали.
Жилет. Жилет – болеро выполнен из зелёной тесьмы – сороконожки. Жилет укороченный, его длина составляет 25 сантиметров. Изготовлен при помощи узора – цветы и листья. Без застёжки.
Шаль. Шаль выполнена из тесьмы – сороконожки, настроченной на сетку. Из тесьмы выполнены цветы и веточки с листьями. Можно использовать как украшение для одежды, или для защиты от солнечных лучей.
Мерки:
Ширина сетки: А0а1 = Сг3 + Пг = 42 +4 =44
Ширина спинки: А0а = Шс + Пшс = 17 + 1 =17,1
Ширина полочки: а1а2 = Шг + (Сг2 – Сг1) = 17 + (41 – 40) = 18
Уровень глубины проймы: А0Г = Впз + Псп = 20+1,5 = 21,5
Уровень линии талии: А0Т = Дст =36
Построение горловины спинки: А0А2 = Сш/3 +0,5 = 16,5/3+0,5 = 6
А0А = А0А2 / 3 = 6 /3 = 2
Соединить плавной линией точку А2 с точкой А
Построение линии плечевого среза спинки: Конец плечевого шва спинки определяется пересечением двух дуг: первая дуга из точки А2 R = Шп + посадка (0,7 см) = 12 +0,7 = 12,7 ; вторая из точки Т1 R= Впк +0,5 = 37 +0,5 = 37,5. Точка пересечения двух дуг – точка П1.
Построение проймы спинки: Из точки П1 провести перпендикуляр к вертикали аГ1, получая точку П2. Найти контрольную точку П3: Г1П3 = Г1П2 / 3 + 2 = 15 /3 +2 = 7. Найти вспомогательную точку 1: Биссектриса угла Г11 = 0,2 Г1Г4 + 0,5 = 2,3. Середина проймы точка Г2: Г1Г2 = Г1Г4 /2. Соединить плавно точки П1, П3,1, Г2.
Построение горловины:
Высшая точка горловины переда: Т3А3 = Дпт = 37
Ширина горловины переда: А3А4 = Сш / 3 + 0,5 = 16,5 /3 +0,5 = 6
Глубина горловины переда: А3А5 = А3А4 +1 = 7
Соединить плавно точки А4 и А5.
Построение проймы и плечевой линии переда:
Найти вспомогательную точку П4: Г4П4 = Г1П2 – 1 = 14
Найти контрольную точку П6: Г4П6 = Г4П4 /3 = 4,5
Из точки А9 провести дугу R = Шп = 12, из точки Т3 провести дугу R = Дпт = 37, точка пересечения дуг П5. Соединить точки А9 и П5.
Найти вспомогательную точку 2: построить биссектрису угла Г42 = 0,2 Г1Г4 = 1,8
Линия проймы переда проходит через точки П5, П6, 2,Г2.
Основные этапы моделирования:
2.Разрезать основу по намеченным линиям, получив детали кроя.
2.4 Рисунки – схемы для кружевных изделий (Приложение 3)
Для изготовления изделий нам необходимо разработать схемы изделий или перевести их из журнала, с интернета ил другого источника. Схемы для прошвы я попробовала нарисовать сама, а для воротника я взяла из журнала «Работница» за 1995 год. Для жилета схему я попробовала нарисовать сама, но для надёжности я решила использовать рисунок из Интернета. Для этого необходимо было данный рисунок перевести на выкройку жилета и подогнать её по размеру, соответствующему моему размеру. Для подгонки рисунка я использовала ноутбук и проектор. При передвижении проектора размер рисунка увеличивается или уменьшается, таким образом, я совместила выкройку и схему на доске и выполнила зарисовку схемы в соответствии с моими размерами. Для шали я подобрала готовые элементы из различных схем и составила свой рисунок. Это очень увлекательное занятие.
2.5 Технология изготовления изделия (Приложение 4)
Изготовление жилета. На кальку со схемой на выкройке жилета намётываем тесьму – сороконожку. Тесьма – эластичная, очень хорошо укладывается на рисунок с изгибами и переплетениями. После того, как тесьму наметали необходимо начинать соединение тесьмы - бридами. Для соединения круглых элементов используем приём «паутинка», для соединения овальных и удлинённых элементов используем приём «сетка». После того, как все элементы соединены, деталь жилета можно снимать с кальки: удалить нитки намётывания, надрезая их через каждые 10 сантиметров. По такому же плану обработать остальные детали жилета. Далее необходимо аккуратно через влажный проутюжильник выполнить влажно – тепловую обработку деталей. После ВТО необходимо соединить полочки со спинкой по плечевым и боковым срезам швом через край в каждую петельку тесьмы – сороконожки.
Изготовление воротника и прошвы. На кальку со схемой намётываем тесьму – сороконожку по рисунку. После того, как тесьму наметали необходимо начинать соединение элементов изделия. Для соединения круглых элементов используем приём «паутинка», для соединения овальных и удлинённых элементов используем приём «сетка». После того, как все элементы соединены, деталь жилета можно снимать с кальки: удалить нитки намётывания, надрезая их через каждые 10 сантиметров. Далее необходимо аккуратно через влажный проутюжильник выполнить влажно – тепловую обработку воротника и прошвы.
Изготовление шали. Нанести рисунок на кальку. Наложить на кальку сетку и закрепить смёточными стежками. Поверх сетки по рисунку укладывать тесьму и настрачивать. После того, как весь рисунок будет выложен, удалить нитки временного назначения и кальку. Изделие проутюжить. Изготовить круглые элементы из тесьмы и настрочить их в серединки цветов. Изделие приутюжить.
Материалы для работы: Тесьма – сороконожка – зелёного цвета 30 метров, белого, голубого, красного цвета по 5 метров, бордовая – 50 метров; нитки швейные: зелёные, голубые, белые, красные, бордовые №40 ЛШ, чёрная сетка мягкая – 2 метра
Инструменты и приспособления для работы: английские булавки, ножницы, карандаш, линейка, игла.
Оборудование: утюг, швейная машина Brother, предназначенная для шитья двухниточной челночной строчкой.
Вспомогательное оборудование: ноутбук, проектор
При пошиве изделий мы соблюдали следующие правила безопасности:
1. На рабочем месте для ручных работ: Соблюдать правильную посадку. Поверхность стола ровная, светлая, гладкая, чистая, светлых тонов, равномерно и достаточно освещённая. Инструменты лежат в коробке, иголки в подушечке. В начале работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице, такое же количество их должно быть и в конце работы. Иглы и булавки нельзя вкалывать в одежду и брать в рот. Поломанные иглы бросать нельзя. Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки. Ножницы держат в закрытом виде и передают кольцами вперёд. Работать в напёрстке, который не должен быть ржавым и проколанным. В конце работы убрать своё рабочее место.
2. На рабочем месте при работе с утюгом: Прежде чем включить утюг необходимо проверить исправность шнура, штепсельной вилки и розетки. Включать и выключать утюг сухими руками, за штепсельную вилку, придерживая розетку. Стоять на резиновом коврике. Нельзя оставлять утюг включенным без присмотра После работы выключить утюг. Утюг ставить на специальную подставку. Перед включением утюга установить регулятор нагрева на необходимую температуру. По окончании работ выключить утюг.
3. На рабочем месте за швейной машиной: Перед включением машины проверить исправность шнура, вилки, розетки. Включать и выключать швейную машину только за вилку и сухими руками. На машине не должны лежать посторонние предметы. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва. Не наклоняться к движущимся частям машины. Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой. Во время заправки машины убирать ногу с педали.
2.Рабочее место при работе с утюгом: Рабочим местом для выполнения влажно –тепловых работ является гладильная доска или стол со специальным тканевым покрытием. На столе (доске) должен находиться пульверизатор и проутюжильник. Утюжильные работы выполняют стоя. Корпус тела нужно держать прямо, слегка наклонив голову. Под ногами должен находиться резиновый коврик.
3. Рабочее место для работы на швейной машине: Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперёд. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед работающим. Расстояние между работающим и машиной должно составлять 20 – 30 см. Ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку. На платформе машины должны лежать только ножницы и изготавливаемое изделие.
3.Выводы
Работа была сложной, кропотливой и интересной. В процессе работы я освоила такую технику, как получение кружева из тесьмы. Мои изделия получились красивыми и современными. Мои подружки завидовали, что у меня есть такой жилет – болеро и шаль. Мои изделия смотрятся стильно и соответствуют современным направлениям моды. Свою работу я демонстрировала на летней школьной научной конференции «Юный исследователь».
Используемая литература:
Ночная стрельба
Рисуем домики зимой
Заяц-хваста
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"