Свою работу мы выполнили в лоскутной технике и с её элементами из полосок ткани, переплетённых между собой в технике полотняного переплетения. Изучая тему «Материаловедение» мы проходили различные переплетения в тканях. Выполняли творческую работу по выполнению того или иного переплетения. Тогда мы и решили, что можно поработать с полосками ткани и изготовить изделия в такой технике и с её элементами. Швейные изделия из полосок выглядят очень интересно и нестандартно. Две модели: топ и юбку мы выполнили полностью из полосок ткани, а ещё два детских костюма выполнили с элементами из переплетённых полосок.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 234.33 КБ |
МКОУ Чухломская средняя
общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева
Восемнадцатая областная научная конференция молодых исследователей
« Шаг в будущее»
«Изготовление одежды из полосок ткани в технике полотняного переплетения »
Авторы : Румянцева Виолетта Константиновна
Колесова Варвара Алексеевна
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Чухломская средняя общеобразовательная имени А. А. Яковлева
7 класс
План
В современном мире предъявляют большие требования к одежде. Одежда должна быть не только удобной, красивой, но и соответствовать требованиям моды. В настоящее время всё чаще используется при изготовлении одежды лоскутное шитьё. Мы решили изготовить одежду из полосок, переплетённых между собой полотняным переплетением. Шитье из полос - самый распространенный вид лоскутной техники. Старинные лоскутные изделия собирались вручную из различных геометрических элементов. С появлением швейных машин возникла возможность быстрее собирать лоскутки, а техника шитья из полос стала достаточно популярной, как наиболее скоростная по сравнению с остальными разновидностями лоскутного шитья.
Цель: Изготовить модели одежды, применяя элементы, выполненные из полосок в технике полотняного переплетения
Задачи:
Свою работу мы выполнили из полосок ткани, переплетённых между собой при помощи полотняного переплетения. Выполнить такие модели не составит труда, но работа требует внимательности и аккуратности. Изделия в такой технике получаются красивыми и нестандартными. Для начала мы продумали форму наших моделей и их внешний вид, зарисовали эскизы, затем подобрали материалы и разработали выкройки. Далее приступили к их изготовлению.
Модель 1.
Юбка подростковая, прямая. Выполнена из полульняных полосок ткани, переплетённых между собой при помощи полотняного переплетения. Отделкой служит пояс, выполненный в виде шнурка – затяжки из атласной косой бейки.
Модель 2.
Топ подростковый, прямой. Выполнен из полосок ткани, переплетённых между собой при помощи полотняного переплетения. Верх топа обработан окантовкой. Топ на бретелях.
Модель 3.
Костюм подростковый. Топ прямой, выполнен из льняной ткани. Отделочным элементом на топе является кокетка. Выполненная в технике полотняного переплетения полосок ткани между собой. Вырез горловины – круглый.
Юбка с односторонними складками на кокетке. Кокетка выполнена из полосок ткани, переплетённых между собой в технике полотняного переплетения.
Модель 4
Костюм подростковый, состоит из топа и юбки. Выполнен из льняной ткани. Топ - прямой, по низу топа выполнен отделочный элемент из полосок ткани, переплетённых между собой, в технике полотняного переплетения. Юбка – прямая. По низу юбки выполнена кайма из полосок ткани, переплетённых между собой, в технике полотняного переплетения.
Построение основы чертежа плечевого изделия прямого силуэта
Мерки:
Ширина сетки: А0а1 = Сг3 + Пг = 42 +4 =44
Ширина спинки: А0а = Шс + Пшс = 17 + 1 =17,1
Ширина полочки: а1а2 = Шг + (Сг2 – Сг1) = 17 + (41 – 40) = 18
Уровень глубины проймы: А0Г = Впз + Псп = 20+1,5 = 21,5
Уровень линии талии: А0Т = Дст =36
Уровень линии бёдер: А0Б = 0,5Дст – 2 = 0,5 * 36 - 2 = 16
Построение горловины спинки: А0А2 = Сш/3 +0,5 = 16,5/3+0,5 = 6
А0А = А0А2 / 3 = 6 /3 = 2
Соединить плавной линией точку А2 с точкой А
Построение линии плечевого среза спинки: Конец плечевого шва спинки определяется пересечением двух дуг: первая дуга из точки А2 R = Шп + посадка (0,7 см) = 12 +0,7 = 12,7 ; вторая из точки Т1 R= Впк +0,5 = 37 +0,5 = 37,5. Точка пересечения двух дуг – точка П1.
Построение проймы спинки: Из точки П1 провести перпендикуляр к вертикали аГ1, получая точку П2. Найти контрольную точку П3: Г1П3 = Г1П2 / 3 + 2 = 15 /3 +2 = 7. Найти вспомогательную точку 1: Биссектриса угла Г11 = 0,2 Г1Г4 + 0,5 = 2,3. Середина проймы точка Г2: Г1Г2 = Г1Г4 /2. Соединить плавно точки П1, П3,1, Г2.
Построение горловины:
Высшая точка горловины переда: Т3А3 = Дпт = 37
Ширина горловины переда: А3А4 = Сш / 3 + 0,5 = 16,5 /3 +0,5 = 6
Глубина горловины переда: А3А5 = А3А4 +1 = 7
Соединить плавно точки А4 и А5.
Построение проймы и плечевой линии переда:
Найти вспомогательную точку П4: Г4П4 = Г1П2 – 1 = 14
Найти контрольную точку П6: Г4П6 = Г4П4 /3 = 4,5
Из точки А9 провести дугу R = Шп = 12, из точки Т3 провести дугу R = Дпт = 37, точка пересечения дуг П5. Соединить точки А9 и П5.
Найти вспомогательную точку 2: построить биссектрису угла Г42 = 0,2 Г1Г4 = 1,8
Линия проймы переда проходит через точки П5, П6, 2,Г2.
Построение чертежа основы прямой юбки для размера 146 - 92
Мерки: Ст-33
Сб-46
Ди- 45
Построить прямой угол с вершиной в точке Т
Ширина изделия: ТТ1 = Сб
Уровень линии бёдер: ТБ = 16 см.
Длина изделия: ТН = Ди
Построить прямоугольник НТТ1Н1
Ширина полотнища по линии бёдер: ББ2 = Сб/2 – 1 = 46 /2 -1 = 22
Ширина полотнища по линии талии: ТТ2 = Ст /2 +вытачка (3см) – 1 = 33 /2 +3 -1 = 18,5
Соединить плавной линией точки Т2 и Б2
Построение вытачки: Тв = вТ2 = ТТ2 /2
От точки в вправо и влево отложить по половине раствора вытачки ( по 1,5 см), вниз – 14 см. Полученные точки соединить.
Ширина полотнища по линии бёдер: Б1Б2 = Сб /2 +1 = 46 /2 +1 = 24
Ширина полотнища по линии талии: Т1Т3 = Ст /2 +1 + вытачка (3 см) = 46 /2 +1+3 = 27
Соединить плавной линией точки Т3 и Б2
Построение вытачки: Т1в1 = Т3в1 = Т1Т3 /2
От точки в1 вправо и влево отложить по половине раствора вытачки ( по 1,5 см), вниз – 9 см. Соединить полученные точки.
2.3 Моделирование изделий (Приложение 3)
Основные этапы моделирования:
1 На основе чертежа наметить фасонные линии.
2. Разрезать основу по намеченным линиям, получив детали кроя.
3. Построить припуски на обработку деталей.
2.4 Раскладка выкройки на ткани
1. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.
2. Определить направление нити основы в ткани.
3. Ткань проутюжить, проверить на наличие дефектов.
4. Ткань сложить лицевыми сторонами внутрь по направлению нити основы.
5. Разложить основные детали на ткани, а затем мелкие, так чтобы направление нити основы на деталях соответствовало направлению нити основы на ткани.
2.5. Технология изготовления изделий (Приложение 4)
Модель №1 Юбка.
Выкроить полоски ткани длиной 80 см и длиной 35 см, ширина полосок 3 см. В каждой полоске подогнуть срезы на 5 мм на изнаночную сторону и приутюжить. Из полосок выполнить полотно полотняным переплетением размером 35 на 80 см и укрепить его при помощи клеевой прокладки (наложить клеевую прокладку на изнаночную сторону полотна и приклеить через влажную ткань при помощи утюга). Готовое полотно сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, сметать, а затем стачать шириной шва 1 см. припуски обметать. Низ и верх юбки обработать бейкой: бейку уложить на лицевую сторону юбки. Приметать и притачать шириной шва 1 см. затем бейку перегнуть на изнаночную сторону, подогнуть открытый срез, перекрыть первую строчку на 1 мм. заметать и застрочить шириной шва 0,1 см. Ширина бейки в готовом виде 2 см. В верхний обработанный шов юбки вставить шнур из атласной косой бейки.
Модель №2 Топ
Выкроить полоски ткани длиной 70 см и длиной 35 см, ширина полосок 3 см. В каждой полоске подогнуть срезы на 5 мм на изнаночную сторону и приутюжить. Из полосок выполнить полотно полотняным переплетением размером 35 на 70 см и укрепить его при помощи клеевой прокладки (наложить клеевую прокладку на изнаночную сторону полотна и приклеить через влажную ткань при помощи утюга). Выкроить топ. Припуски левого бокового шва низ и верх топа обработать окантовочным швом. В левом боковом шве обработать застёжку – молнию. Для топа обработать бретели из полосок ткани шириной 2 см. Для этого края полосок заутюжить на изнаночную сторону на 0,5 см, полоску сложить вдоль пополам. Заметать и проложить машинную строчку шириной шва 0,1 см. Бретели притачать к топу. Выполнить окончательную ВТО.
Модель №3. Костюм подростковый
Топ. Выкроить полоски ткани длиной 40 см и длиной 20 см, ширина полосок 3 см. В каждой полоске подогнуть срезы на 5 мм на изнаночную сторону и приутюжить. Из полосок выполнить полотно полотняным переплетением размером 20 на 40 см и укрепить его при помощи клеевой прокладки (наложить клеевую прокладку на изнаночную сторону полотна и приклеить через влажную ткань при помощи утюга). Из полученного полотна выкроить кокетку. Кокетку обтачать тканью в цвет кокетки. Приутюжить, вывернуть, выметать кант и приутюжить, нитки временного назначения удалить. Кокетку и нижнюю часть топа сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, приметать, а затем притачать шириной шва 1 см. Припуски обметать, приутюжить и заутюжить в сторону нижней части топа. Проймы и горловину спинки обработать окантовочным швом. Перед и спинку сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять плечевые и боковые срезы, сметать, стачать шириной шва 1 см, припуски обметать, приутюжить. А затем заутюжить не спинку. Низ топа обработать швом в подгибку с закрытым срезом, приутюжить. Выполнить окончательную ВТО топа.
Юбка. Выкроить полоски ткани длиной 40 см и длиной 15 см, ширина полосок 3 см. В каждой полоске подогнуть срезы на 5 мм на изнаночную сторону и приутюжить. Из полосок выполнить 2 полотна полотняным переплетением размером 15 на 40 см и укрепить его при помощи клеевой прокладки (наложить клеевую прокладку на изнаночную сторону полотна и приклеить через влажную ткань при помощи утюга). Из полученных полотен выкроить кокетки для юбки. Верхний срез кокеток обработать обтачкой: обтачку уложить на лицевую сторону кокетки обтачать, обтачку перевести на изнаночную сторону, выметать кант, приутюжить. Кокетки сложить лицевой стороной внутрь, сметать и стачать шириной шва 1 см, припуски обметать и разутюжить, обтачку перевести на изнаночную сторону. Припуски шва на кокетке с левой стороны обметать. Детали кокетки сложить лицевой стороной внутрь , сметать левый боковой шов шириной шва 1 см. Стачать части нижней части юбки шириной шва 1 см, припуски обметать, приутюжить и заутюжить на переднее полотнище. На нижней части юбки заложить складки: по середине полотнищ – бантовую складку, а по сторонам от неё – односторонние. Кокетку и нижнюю часть сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы и совмещая, боковые швы и середины деталей. Кокетку приметать к нижней части, притачать, припуски обметать, приутюжить. Низ юбки обработать швом вподгибку с закрытым срезом. Выполнить окончательную ВТО.
Модель №4 Костюм подростковый.
Топ. Выкроить полоски ткани длиной 40 см и длиной 15 см, ширина полосок 3 см. В каждой полоске подогнуть срезы на 5 мм на изнаночную сторону и приутюжить. Из полосок выполнить полотно полотняным переплетением размером 15 на 80 см и укрепить его при помощи клеевой прокладки (наложить клеевую прокладку на изнаночную сторону полотна и приклеить через влажную ткань при помощи утюга). Детали топа перед и спинку сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая плечевые и боковые срезы, сметать, стачать шириной шва 1 см, припуски обметать, приутюжить. А затем заутюжить не перед. Проймы и горловину обработать окантовочным швом. Детали кокетки сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сметать и стачать шириной шва 1 см. Припуски обметать и разутюжить. Низ кокетки обметать, перегнуть на изнаночную сторону на 1 см и закрепить потайными подшивочными стежками. Кокетку сложить лицевыми сторонами внутрь с основной частью топа, приметать и притачать, шириной шва 1 см, припуски обметать, приутюжить и заутюжить в сторону основной детали. В левом боковом шве обработать застёжку – молнию. Выполнить окончательную ВТО.
Юбка. Выкроить полоски ткани длиной 40 см и длиной 15 см, ширина полосок 3 см. В каждой полоске подогнуть срезы на 5 мм на изнаночную сторону и приутюжить. Из полосок выполнить полотно полотняным переплетением размером 15 на 80 см и укрепить его при помощи клеевой прокладки (наложить клеевую прокладку на изнаночную сторону полотна и приклеить через влажную ткань при помощи утюга). Детали кокетки сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сметать и стачать шириной шва 1 см. Припуски обметать и разутюжить. Низ кокетки обметать, перегнуть на изнаночную сторону на 1 см и закрепить потайными подшивочными стежками. На переднем и заднем полотнище юбки обработать вытачки. Вытачки приутюжить, а затем заутюжить в сторону середины детали. Переднее и заднее полотнище сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять боковые срезы, сметать и стачать шириной шва 1 см. В левом боковом шве оставить для застёжки – молнии не стаченным вверху юбки 16 см. Припуски швов обметать, приутюжить и правый боковой шов заутюжить в сторону переднего полотнища юбки, левый боковой шов разутюжить. Верхний срез обработать обтачкой. В левом боковом шве обработать застёжку – молнию. Нижнюю часть юбки и основную часть сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, приметать и притачать шириной шва 1 см. припуски обметать. Приутюжить и заутюжить на юбку – вверх. Выполнить окончательную ВТО.
2.6 Материалы, инструменты, оборудование
Материалы для работы: льняная ткань – 2м, нитки швейные ЛХ№40, соответствующих цвету ткани.
Для изучения свойств и строения ткани нам потребуются спиртовка, спички, игла, цифровой микроскоп, миска с водой, утюг.
Образец | Исследование ткани, ниток | Название | Свойства | Заключение |
Ткань выработана полотняным переплетением. Нить основы и нить утка горят одинаково быстро, выделяя запах жжёной бумаги, образуя на конце серый пепел.при обрыве нитей на концах образуются кисточки | Льняная Лён | Сильно сминается, влагопроницаемая, воздухопроницаемая хорошо утюжится при температуре 180 – 200 | Первоначальным звеном для получения данной ткани является растение – лён, из которого получают волокна, затем пряжу и нити, затем ткань. Данная ткань не имеет искусственных или синтетических добавок. Ткань полученная таким путём является экологически чистой, что благотворно сказывается на здоровье человека и качестве одежды. | |
Нитки с блеском, при обрыве концах образуется кисточка. | Лён +хлопок | Прочные. | Первоначальным звеном для получения ниток являются растения: лён и хлопчатник. |
Инструменты и приспособления для работы: английские булавки, ножницы, сантиметровая лента, карандаш, линейка, игла.
Оборудование: швейная машина Brother, предназначенная для шитья двухниточной челночной строчкой, утюг, швейная машина для обмётывания срезов «Прима».
При пошиве изделий мы соблюдали следующие правила безопасности:
1. На рабочем месте для ручных работ: Соблюдать правильную посадку. Поверхность стола ровная, светлая, гладкая, чистая, светлых тонов, равномерно и достаточно освещённая. Инструменты лежат в коробке, иголки в подушечке. В начале работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице, такое же количество их должно быть и в конце работы. Иглы и булавки нельзя вкалывать в одежду и брать в рот. Поломанные иглы бросать нельзя. Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки. Ножницы держат в закрытом виде и передают кольцами вперёд. Работать в напёрстке, который не должен быть ржавым и проколанным. В конце работы убрать своё рабочее место.
2. На рабочем месте за швейной машиной: Перед включением машины проверить исправность шнура, вилки, розетки. Включать и выключать швейную машину только за вилку и сухими руками. На машине не должны лежать посторонние предметы. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва. Не наклоняться к движущимся частям машины. Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой. Во время заправки машины убирать ногу с педали.
3. На рабочем месте при работе с утюгом: Прежде чем включить утюг необходимо проверить исправность шнура, штепсельной вилки и розетки. Включать и выключать утюг сухими руками, за штепсельную вилку, придерживая розетку. Стоять на резиновом коврике. Нельзя оставлять утюг включенным без присмотра После работы выключить утюг. Утюг ставить на специальную подставку. Перед включением утюга установить регулятор нагрева на необходимую температуру. По окончании работ выключить утюг.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. При шитье очень важно, чтобы это место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров. Необходимые для выполнения работ инструменты должны находиться в специальной коробке, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего. По окончании работы все инструменты и обои надо убирать на место.
Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперёд. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед работающим. Расстояние между работающим и машиной должно составлять 20 – 30 см. Ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку. На платформе машины должны лежать только ножницы и изготавливаемое изделие.
Рабочим местом для выполнения влажно – тепловых работ является гладильная доска или стол со специальным тканевым покрытием. На столе (доске) должен находиться пульверизатор и проутюжильник. Утюжильные работы выполняют стоя. Корпус тела нужно держать прямо, слегка наклонив голову. Под ногами должен находиться резиновый коврик.
3.Выводы (приложение 5): В процессе работы мы освоили технику изготовления изделий и элементов швейных изделий из полосок ткани в технике полотняного переплетения. Изделия, изготовленные в данной технике, получились красивыми, нестандартными и очень понравились юным модницам. Изготовленные модели одежды смотрятся стильно и соответствуют современным направлениям моды. Во время работы над проектом мы разработали и изготовили четыре модели детской одежды, выполнили простейшие выкройки моделей одежды, которые можно и дальше использовать для пошива одежды, закрепили правила моделирования, а так же работу на швейной машине. Свою работу мы демонстрировали на школьной научной конференции, летней научной конференции «Юный исследователь».
Используемая литература:
Рисуем домики зимой
Два морехода
Четыре художника. Осень
Мороз и заяц
Рукавичка