В 2012-2013 учебном году мы провели опрос среди одноклассников «Летняя одежда». Из опроса мы сделали вывод, что мало учащихся носят летом одежду из льняной ткани, не знают свойств этой ткани, так как считают, что такая одежда не соответствует современным требованиям, а так же очень быстро теряет свой внешний вид, она жёсткая и поэтому не очень удобная. Мы решили изготовить детскую одежду из льняной ткани :летние сарафаны для учащихся начальной школы. Перед изготовлением изделий мы посетили городской музей имени А.Ф.Писемского, чтобы познакомиться с льнопроизводством Чухломского края и получением ткани. Перед тем, как раскраивать наши изделия мы изучили свойства, а при помощи цифрового микроскопа мы изучили строение нашей ткани. Одежда должна быть простой в изготовлении, так как мы ещё только осваиваем навыки шитья. Поэтому наши модели одежды будут имеет силуэт трапецию, состоять из двух основных деталей переда и спинки, а отделочные элементы – фестоны будут изготовлены их полосок ткани. Такие модели одежды, мы считаем, что будут выглядеть красиво, современно и обязательно понравятся девочкам.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_statya.docx | 37.03 КБ |
Семнадцатая областная научная конференция молодых исследователей
« Шаг в будущее»
«Изготовление детской одежды из льняной ткани»
Автор : Румянцева Виолетта Константиновна
Колесова Варвара Алексеевна
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А. А. Яковлева
6 класс
План
| Стр. 1-3 Стр. 3 Стр. 3-4 Стр. 4 Стр. 4-5 Стр. 5-6 Стр. 6-7 Стр. 7- 8 Стр. 8-9 Стр 9 Стр. 9 |
1.Введение: Актуальность проекта (Приложение 1)
Лён – древнейшая техническая культура.
Лён люди стали использовать около 9 тысяч лет назад: из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем и в Египет. Самые тонкие нити получали в Древнем Египте. Из 1кг льна получали 240 км нитей, а у лучших современных сортов всего до 40 км. Одежду фараонов и высших жрецов шили из тончайших, «как дыхание ребёнка», льняных тканей, сквозь пять слоев, которых просвечивало тело. Прекрасная Нефертити , скульптурный портрет, которой, известен каждому образованному человеку, была женой фараона Эхнатона, предпочитала льняные ткани всем другим. Мумии фараонов Египта были завернуты в льняные бинты, которые сохранились до наших дней благодаря не только специальным бальзамам, но и специальным свойствам льна. Льняные бинты, в которые были завернуты мумии, сохранили через тысячелетия прочность и эластичность.
На Руси лен широко известен с IX века. Ещё наши бабушки, жившие, в Костромской область выращивали лен. В жаркую погоду у человека в одежде из льна температура у кожи на 3-4 градуса ниже, чем в одежде из хлопчатобумажных или шелковых тканей и тем более из синтетических. Наряду с этим они обладают высокой износостойкостью и прочностью. Единственный недостаток льна - ткань сильно мнется из-за низкой эластичности
Цель: Разработать и изготовить модели детской одежды из льняной ткани.
Задачи:
В 2012-2013 учебном году мы провели опрос среди одноклассников «Летняя одежда». Цель опроса: выяснить, знают ли учащиеся класса, что одежда из льна удобная и практичная в летнее время. Опрос состоял из двух вопросов: 1. Одежду, из каких тканей вы предпочитаете носить летом?; Какая это одежда? Из ответов мы поняли, что учащиеся класса в основном предпочитают одежду из искусственных тканей – 13 учащихся, 8 учащихся ответили, что их летняя одежда состоит из искусственных с добавкой хлопчатобумажных волокон, 3 учащихся в жаркую погоду носят одежду из льняной ткани, так как считают её удобной и лёгкой. Все учащиеся ответили, что одежду летом они стараются носить открытую и короткую. Из опроса мы сделали вывод, что мало учащихся носят летом одежду из льняной ткани, не знают свойств этой ткани, так как считают, что такая одежда не соответствует современным требованиям, а так же очень быстро теряет свой внешний вид, она жёсткая и поэтому не очень удобная. Мы решили изготовить детскую одежду из льняной ткани - это будут летние сарафаны для учащихся 7-10 лет. Одежда должна быть простой в изготовлении, так как мы ещё только осваиваем навыки шитья. Поэтому наши модели одежды будут имеет силуэт трапецию, состоять из двух основных деталей переда и спинки, а отделочные элементы – фестоны будут изготовлены их полосок ткани. Такие модели одежды, мы считаем, что будут выглядеть красиво, современно и обязательно понравятся девочкам. Прежде, чем приступить к изготовлению одежды мы посетили городской музей имени А.Ф.Писемского и узнали, как и где выращивали лён в Чухломском крае, как его обрабатывали, что бы получить нити, а затем ткань, как наносили рисунок на льняную ткань. Затем изучили свойства и строение ткани. И только после того, когда мы выяснили, что наша ткань, из которой мы будем изготавливать детскую одежду действительно льняная, мы приступили к раскрою изделий.
Основная часть
Модель 1. Сарафан детский, слегка расклешённый, выполнен из льняной ткани. Верх сарафана ассиметричный: правое плечо закрыто, на левом тонкая бретель. Верх и низ платья украшен фестонами из тонких полосок. Правая пройма обработана окантовочным швом. Спинка состоит из двух деталей: посередине спинки шов.
Модель 2. Сарафан детский, выполнен из льняной ткани слегка расклешенный. Сарафан на бретелях , которые оформлены фестонами из тонких полосок. Низ сарафана оформлен углом, низ которого обработан фестонами из полосок. Спинка со швом по середине.
Построение сетки чертежа:
Ширина сетки: А0а1 = Сг + Пг = 36 +4 =40
Ширина спинки: А0а = Шс + Пшс = 16 + 1 =17
Ширина полочки: а1а2 = Шг = 15
Уровень глубины проймы: А0Г = Впз + Псп = 20+1,5 = 21,5
Уровень линии талии: А0Т = Дст =34
Уровень линии бёдер: А0Б = 12 см
Построение горловины спинки: А0А2 = Сш/3 +0,5 = 15/3+0,5 = 5,5
А0А = А0А2 / 3 = 6 /3 = 2
Соединить плавной линией точку А2 с точкой А
Построение линии плечевого среза спинки: Конец плечевого шва спинки определяется пересечением двух дуг: первая дуга из точки А2 R = Шп + посадка (0,7 см) = 12 +0,7 = 12,7 ; вторая из точки Т1 R= ТА0. Точка пересечения двух дуг – точка П1.
Построение проймы спинки: Из точки П1 провести перпендикуляр к вертикали аГ1, получая точку П2. Найти контрольную точку П3: Г1П3 = Г1П2 / 3 + 2 = 15 /3 +2 = 7. Найти вспомогательную точку 1: Биссектриса угла Г11 = 0,2 Г1Г4 + 0,5 = 2,3. Середина проймы точка Г2: Г1Г2 = Г1Г4 /2. Соединить плавно точки П1, П3,1, Г2.
Построение горловины:
Высшая точка горловины переда: Т3А3 = Дпт = 35
Ширина горловины переда: А3А4 = Сш / 3 + 0,5 = 15 /3 +0,5 = 5,5
Глубина горловины переда: А3А5 = А3А4 +1 = 6,5
Соединить плавно точки А4 и А5.
Построение проймы и плечевой линии переда:
Найти вспомогательную точку П4: Г4П4 = Г1П2 – 1 = 14
Найти контрольную точку П6: Г4П6 = Г4П4 /3 = 4,5
Из точки А9 провести дугу R = Шп = 12, из точки Т3 провести дугу R = Т1А1, точка пересечения дуг П5. Соединить точки А9 и П5.
Найти вспомогательную точку 2: построить биссектрису угла Г42 = 0,2 Г1Г4 = 1,8
Линия проймы переда проходит через точки П5, П6, 2,Г2.
Основные этапы моделирования:
1 На основе чертежа наметить фасонные линии.
2.4 Раскладка выкройки на ткани (Приложение 5)
1. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.
2. Определить направление нити основы в ткани.
3. Ткань проутюжить, проверить на наличие дефектов.
4. Ткань сложить лицевыми сторонами внутрь по направлению нити основы.
5. Разложить основные детали на ткани, а затем мелкие, так чтобы направление нити основы на деталях соответствовало направлению нити основы на ткани.
2.5 Технология изготовления изделия (Приложение 6)
Модель 1: Детали спинки сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, сметать и стачать шириной шва 1 см. Припуски шва обметать и разутюжить. Детали переда и спинки сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая боковые срезы, сметать. Приметать полоску ткани на место бретели, сметать плечевой шов справа, заметать низ. Провести примерку.
После примерки выполнить соответствующие изменения. Стачать боковые швы на шириной шва 1 см. Припуски обметать со стороны спинки и заутюжить на перед. Стачать правый плечевой шов шириной шва 1 см. Припуски обметать со стороны спинки и заутюжить на перед. Для изготовления фестонов и бретели: полоску ткани шириной 3 см заутюжить с двух сторон на 5 мм, перегнуть вдоль пополам, заутюжить и проложить машинную строчку шириной шва 0,1 см. полоски приутюжить, а затем для фестонов разрезать на части по 8 см, для бретели 22 см. Фестоны уложить на верх и низ сарафана, приметать, а затем притачать шириной шва 1 см. Припуски обметать, заутюжить на изнаночную сторону на 1 см, и проложить отделочные строчки шириной шва 1 см. Притачать бретель. Выполнить окончательную обработку изделия: проверить правильность выполнения изделия (швы, качество, ширина), удалить нитки смётывания, проутюжить.
Модель 2: Детали спинки сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая срезы, сметать и стачать шириной шва 1 см. Припуски шва обметать и разутюжить. Детали переда и спинки сложить лицевыми сторонами внутрь, уравнивая боковые срезы, сметать. Приметать полоску ткани на место бретели, сметать плечевой шов справа, заметать низ. Провести примерку. После примерки выполнить соответствующие изменения. Стачать боковые швы на шириной шва 1 см. Припуски обметать со стороны спинки и заутюжить на перед. Для изготовления фестонов: полоску ткани шириной 3 см заутюжить с двух сторон на 5 мм, перегнуть вдоль пополам, заутюжить и проложить машинную строчку шириной шва 0,1 см. полоски приутюжить, а затем для фестонов разрезать на части по 8 см. Готовые фестоны уложить на лицевую сторону бретелей и низ сарафана, приметать, а затем притачать шириной шва 0,7 см. Низ обметать, заутюжить на изнаночную сторону и застрочить шириной шва 0,1 см. На бретелях, вторую сторону бретели заутюжить на изнаночную сторону на 1 см, бретель перегнуть вдоль пополам изнаночной стороной внутрь, заутюжить, а затем проложить отделочную строчку шириной шва 0,1 см. бретели притачать. Выполнить окончательную обработку изделия: проверить правильность выполнения изделия (швы, качество, ширина), удалить нитки смётывания, проутюжить.
Материалы для работы: льняная ткань – 2м, нитки швейные ЛХ№40 жёлтые, соответствующих цвету ткани.
Льняные ткани достаточно прохладны, поэтому рекомендуется носить одежду из них в летнее время года. Лен хорошо смешивается с другими видами волокон, что позволяет придать ткани разнообразные свойства. Уникальные свойства льняных тканей: гладкость, умеренная жесткость, способность поглощать капельную влагу с соприкасающейся с ним поверхности, минимальная электризуемость, малая прилипаемость создают у человека приятные ощущения при соприкасаемости его кожи с льняной тканью. Присутствие даже небольшого количества льняного волокна полностью исключает электризуемость ткани. Поэтому сейчас очень популярны смесовые ткани со льном.
Льняные ткани имеют даже лечебные свойства. Учеными доказано, что каждая вещь, каждый материал имеет свою энергетику. Лен, пожалуй, обладает самой сильной энергетикой из всех материалов. Он пробуждает в человеке чувство спокойной сосредоточенности, глубокомыслие и размеренность.
Для изучения свойств и строения ткани нам потребуются спиртовка, спички, игла, цифровой микроскоп, миска с водой, утюг.
Образец | Исследование ткани, ниток | Название | Свойства | Заключение |
Ткань выработана полотняным переплетением. Нить основы и нить утка горят одинаково быстро, выделяя запах жжёной бумаги, образуя на конце серый пепел.при обрыве нитей на концах образуются кисточки | Льняная Лён | Сильно сминается, влагопроницаемая, воздухопроницаемая хорошо утюжится при температуре 180 – 200 | Первоначальным звеном для получения данной ткани является растение – лён, из которого получают волокна, затем пряжу и нити, затем ткань. Данная ткань не имеет искусственных или синтетических добавок. Ткань полученная таким путём является экологически чистой, что благотворно сказывается на здоровье человека и качестве одежды. | |
Нитки с блеском, при обрыве концах образуется кисточка. | Лён +хлопок | Прочные. | Первоначальным звеном для получения ниток являются растения: лён и хлопчатник. |
Рассмотрев ткань под микроскопом, мы сделали вывод. Что ткань выработана полотняным переплетением. Такое переплетение считается наиболее прочным из всех видов переплетений, так как нити в нём переплетаются через одну. Между нитями были небольшие пространства, то есть нити не лежали близко друг к другу, значит, воздух будет свободно поступать к телу человека, ткань обладает таким свойством, как воздухопроницаемость. Далее мы смочили ткань водой – ткань промокла достаточно быстро – у ткани хорошая гигроскопичность, то есть способность впитывать влагу. Влажную ткань мы проутюжили – кусочек ткани уменьшился в размерах по нити основы, но незначительно. Наша ткань даёт небольшую усадку, это свойство ткани необходимо учитывать при раскрое: необходимо длину изделия раскроить больше на 1-1,5 см. Наша ткань с печатным рисунком.
Инструменты и приспособления для работы: английские булавки, ножницы, сантиметровая лента, карандаш, линейка, игла.
Оборудование: швейная машина Brother, предназначенная для шитья двухниточной челночной строчкой, утюг, швейная машина для обмётывания срезов «Прима».
При пошиве изделий мы соблюдали следующие правила безопасности:
1. На рабочем месте для ручных работ: Соблюдать правильную посадку. Поверхность стола ровная, светлая, гладкая, чистая, светлых тонов, равномерно и достаточно освещённая. Инструменты лежат в коробке, иголки в подушечке. В начале работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице, такое же количество их должно быть и в конце работы. Иглы и булавки нельзя вкалывать в одежду и брать в рот. Поломанные иглы бросать нельзя. Не следует использовать ржавые и погнутые иглы и булавки. Ножницы держат в закрытом виде и передают кольцами вперёд. Работать в напёрстке, который не должен быть ржавым и проколанным. В конце работы убрать своё рабочее место.
2. На рабочем месте за швейной машиной: Перед включением машины проверить исправность шнура, вилки, розетки. Включать и выключать швейную машину только за вилку и сухими руками. На машине не должны лежать посторонние предметы. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок и иголок на линии шва. Не наклоняться к движущимся частям машины. Не держать пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой. Во время заправки машины убирать ногу с педали.
3. На рабочем месте при работе с утюгом: Прежде чем включить утюг необходимо проверить исправность шнура, штепсельной вилки и розетки. Включать и выключать утюг сухими руками, за штепсельную вилку, придерживая розетку. Стоять на резиновом коврике. Нельзя оставлять утюг включенным без присмотра После работы выключить утюг. Утюг ставить на специальную подставку. Перед включением утюга установить регулятор нагрева на необходимую температуру. По окончании работ выключить утюг.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. При шитье очень важно, чтобы это место было хорошо освещено. Свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30 сантиметров. Необходимые для выполнения работ инструменты должны находиться в специальной коробке, а во время работы их раскладывают на столе справа от работающего. По окончании работы все инструменты и обои надо убирать на место.
Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперёд. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед работающим. Расстояние между работающим и машиной должно составлять 20 – 30 см. Ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку. На платформе машины должны лежать только ножницы и изготавливаемое изделие.
Рабочим местом для выполнения влажно – тепловых работ является гладильная доска или стол со специальным тканевым покрытием. На столе (доске) должен находиться пульверизатор и проутюжильник. Утюжильные работы выполняют стоя. Корпус тела нужно держать прямо, слегка наклонив голову. Под ногами должен находиться резиновый коврик.
3.Выводы (Приложение 8)
Модели нашей одежды получились интересными, свою работу мы демонстрировали на летней научной конференции. Девочки ходили летом в наших сарафанах, им было удобно и очень нравилось носить их. Одежда из льна смотрится стильно, соответствует современными направлениям моды. Во время работы над проектом мы разработали и изготовили две модели детских сарафанов, выполнили простейшие выкройки моделей одежды, которые можно и дальше использовать для пошива одежды, закрепили правила моделирования, а так же работу на швейной машине. Кроме этого научились самостоятельно работать с цифровым микроскопом, который мы использовали для изучения свойств тканей. В сентябре месяце мы спросили наших девочек, на которых мы шили сарафаны, о том, как им было в наших сарафанах во время жаркой погоды.
Используемая литература:
Кто должен измениться?
Тупое - острое
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
"Не жалею, не зову, не плачу…"