Прцесс изготовления бурятских гутулов.
Вложение | Размер |
---|---|
clovo_o_mastere._.doc | 46 КБ |
МБОУ «Мольтинская ООШ имени Богданова Г.Н.»
«Народные мастера, умельцы моего села, района, округа»
«Слово о мастере…»
Выполнила: Ербурова Лилия Андреевна,
ученица 7 класса, МБОУ «Мольтинская
ООШ имени Богданова Г.Н.»;
Руководитель: Биртанова
Аюна Дабацыреновна,
учитель физической культуры,
МБОУ «Мольтинская ООШ»;
Адрес: 669230, Иркутская область,
Осинский район, с.Мольта,
ул.Молодежная, д.2
телефон 8(950)0949303
с.Мольта, 21.01.2017 г.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий (1903-1958)
XX век, с его темпом жизни, изменил мир самым принципиальным образом. Во многих регионах России произошли социальные революции, разрушившие традиционный уклад и вековые устои жизни. Это не обошло и бурятский народ. Всего за несколько десятилетий наша жизнь изменилась коренным образом: из свободного кочевого образа жизни мы перешли в так называемый «современный» мир, в котором постепенно теряются наш тысячелетний быт и история. Это печально признавать, хотя сейчас реализуется множество программ по сохранению бурятского этноса.
Жизнь бурятского народа с начала прошедшего столетия претерпела множество значительных изменений. Исчез кочевой уклад, на котором выросла культура народа и держалась ее национальная самобытность. Уничтожены многие духовные заветы предков, утрачено немало обрядов и традиций.
Но очень многое сохранилось. В бурятских деревнях по сей день, семья имеет традиционную трехпоколенную структуру, объединяющую дедушек и бабушек, их детей, внуков.
В присутствии дома самого старшего поколения во многом влияла на содержание, методы, приемы и формы воспитания развития внуков. Как самое старшее поколение, они обладают большим запасом практических знаний, являются полными хозяевами всего того материального, чем владеет семья, являются знатоками и ревностными хранителями фольклора, истории, традиций и обрядов прошлого. Ухаживая за внуками, наставляя, приучая их к семейным и общественным нормам взаимодействия и поведения, приобщая к привычным видам трудовой деятельности, они, по сути, преподают уроки языка, фольклора, истории, этикета, труда.
Героиня моего рассказа Хамаева Елизавета Маковна родилась в селе Мольта 19 января 1948 года. Окончила в 1966 году Осинскую среднюю школу. Поступила в Улан-Удэнский технологический институт на экономический факультет, после трех курсов учебу пришлось оставить по семейным обстаятельствам. Приехав домой пошла работать в колхоз «Карла Маркса» дояркой. В годы своей работы дояркой в колхозе она добилась высоких показателей в производстве животноводческой продукции, в частности, получала рекордные удои молока. В 1992 году Елизавету Маковну направили на курсы контроль ассистентской службы, в последующем, которая занималась селекционной работой. Ее трудовой стаж составил 38 лет. Вырастила и воспитала со своим мужем Мэлс Ивановичем трех сыновей и двух дочерей.
Моя бабушка Елизавета Маковна является первоклассной портнихой бурятских унтов. Несмотря на возраст, баба Лиза с удовольствием занимается любимым делом. Еще ребенком Елизавета Маковна помогала своей матери Сиденовой Марии Николаевне в хозяйственных делах, в список которых входили пошив одежды и обуви. Начиная с 10 лет она как самая старшая в семье постепенно заимствовала у матери опыт кройки и шитья, вязания, украшения одежды, осваивали несложные способы вышивки, помогала в выделке шкур и меха, дымлении готовой овчины, катании войлока, изготовлении волосяных веревок и шитье гутулов и унтов.
Это умение передается в нашей семье уже много поколений подряд.
Интересно то, что техника изготовления гутулов совершенно не изменилась, остаётся постоянной на протяжении многих веков. Конечно, бабушка не отказалась от современных материалов, но все они максимально приближены к своим «предшественникам» как по качеству, так и по составу.
Гутулы состоят из трех частей: голенища, носка и подошвы.
Мысик носка, переходящего в голенище, обычно закругленный, хотя раньше он мог быть треугольным или прямо срезанным. Порой его делали очень твердым и немного кверху шишкой: во время борьбы буряты били своего противника этой шишкой сапога и иногда убивали его этим орудием.
Процесс изготовления унтов можно разделить на несколько этапов:
- берем бумажные лекала и кроим материал верхних и внутренних деталей голенища и носка;
- соединяем детали и простегиваем на машинке
- по низу носка и на пяточной части прошиваем вручную кожаную союзки (урайда-хашааhан, хойто-хашааhан);
- Под пятку подкладывается твердый материал из кожи или резины, чтобы пятка не стаптывалась;
- По краю вокруг пришиваем рантовку кожаную ( зулаг);
- Вставляем колодки( хэб) , закрепляем подошву спереди и сзади;
- Подшиваем вручную подошву можно из натуральной кожи, войлока или микропоры для циркуляции воздуха в обуви и лучшего сцепления удивительно, что из-за первого свойства гутулы можно одевать даже летом, при этом ноги совершенно не потеют и не нагреваются.
- Последним штрихом является украшение орнамента. Орнамент готовый покупают или вышивают нитками мулине. « Орнаменты – те же буквы, которыми мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету» - говорили старые мастера.
Не будем говорить обо всех значениях и смыслах этих знаков, только скажем, что в основном своем значении они означают благополучие, здоровье, духовность и счастье.
Шитье обуви является тяжелым трудом, потому что, как и несколько сотен лет назад, выполняется исключительно ручным способом. Сейчас на шитье одной пары унтов у Елизаветы Маковны уходит до трех дней, в молодости управлялась за день.
Что касается, сбыта продукции, то здесь никаких проблем нет. Есть своя постоянная клиентская база, которая расширяется с каждым годом. В нее входят жители Читы, Улан-Удэ, Иркутска и, конечно же, округа. Ее маленький бизнес приносит неплохой доход нашей семье.
Хочется отметить, что именно бытовая сторона жизни бурят сейчас претерпевает особенные изменения с приходом верчендайзеров и ноутбуков. Понятно, что прогресс невозможно остановить, да и ни к чему.
Меня глубоко поражают люди, которые не просто сохраняют традиции, но и сами проникнуты духом самобытности наших предков.
В наши дни, когда усилилась потребность и интерес к национальным многовековым корням, к традициям и обычаям, очень важно обладать не только необходимыми знаниями, но и в повседневной жизни стараться грамотно соблюдать их. Прошлое окружает нас и в малом, и в большом. Память и знание дают человеку энергию на прогресс, делают мир интересным. И потому мы обязаны не только знать прошлое, но и хранить его, используя во благо сегодняшнего дня.
Мое село - России совесть,
Ты год от года все родней.
Да будет мир и хлебосолье
Под каждой крышею твоей!
Спасибо за внимание!
Юрий Визбор. Милая моя
Мороз Иванович
Прекрасная химия
Карты планет и спутников Солнечной системы
Как Снегурочке раскатать тесто?