Исследовательская работа, посвященная старообрядцам Республики Бурятия - семейским. Описание быта, культуры, особенностей.
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_semeyskih.doc | 61.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №33»
Научно-практическая конференция
учащихся в начальной школе
Тема: В гостях у семейских
Выполнила: ученица 1 класса «Г»
Гордоева София
Руководитель: Грибанова О. П.
г.Улан-Удэ
2010
Введение
Прошлым летом я вместе с группой из детского сада ездила на экскурсию в Тарбагатайский район. В селах и деревнях этого района проживают в основном «семейские». Меня очень заинтересовали эти люди. Они веселые, добрые и любят встречать гостей. Мне понравились их костюмы, украшения, угощения . Я решила узнать кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют.
Цель исследования: изучить происхождение семейских, узнать об
особенностях их быта и культуры
Задачи работы: 1. Выяснить историю происхождения «семейских»
в Бурятии .
2. Узнать обычаи.
3. Изучить одежду.
4. Познакомиться с кухней семейских.
§1.История происхождения семейских в Бурятии
В 17 веке в России произошли изменения. Русскому правителю Петру I хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). Царь решил изменить форму богослужения и обряды, сделать их близкими к тем, которые были уже приняты в других православных центрах (Украине, Грузии, Армении).
Были изменены книги, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено церковное песнопение. Введено написание имени Иисус с двумя «и». Креститься нужно было тремя перстами, а не как раньше двумя .
Старообрядцы- это та часть русского населения, которая отказалась от новых законов и продолжали придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это их наказывали и многие вынуждены были бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал.
Во второй половине 18 века, по указу Екатерины II старообрядцев выгнали в Сибирь.
В Бурятии старообрядцы поселились в селах: Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково, Бурнашево.
Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть «семейскими».
В настоящее время семейские проживают в Бичурском (Окино-Ключи, Билютай, Новосретенка, Мотня основаны старообрядцами, переселенными из Польши), Мухоршибирском, Тарбагатайском районах Бурятии. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских, имеется в Заиграевском, Кижингинском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском районах. Часть семейских живёт в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные староверы – выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.
С 18 века семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину.
§2. Обычаи семейских
На протяжении веков старообрядцы сохраняют обычаи, нравы и веру своих предков. В силу своих религиозных убеждений семейские сохранили в своем образе жизни очень много привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие.
Некоторые особенности культуры, в частности - животноводство, они заимствовали у бурят.
Избы семейских- высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены.
Чистота жилища у семейских тесно взаимосвязана с представлениями о его красоте. Стены жилища внутри и снаружи, потолок мылись, «скреблись», «шеркались дрясьвой», то есть крупным песком, по нескольку раз в год, в основном при подготовке к большим религиозным праздникам - Троице, Покрову. Пол, состоящий из широких добротных плах, шеркался до белизны и покрывался сухой травой или песком для сохранения чистоты. Сегодня в семейских избах полы застилаются половиками. Особое место - красный угол, в котором размещались иконы, бережно хранимые и поныне, передаваемые из поколения в поколение. Также как рукописи и книги, изданные еще до раскола, которые, переселяясь за Байкал, в числе самого необходимого семейские везли с собой. У семейских были и свои мастера-иконописцы или, по-местному «богомазы» (писали иконы старого письма, переписывали книги религиозного содержания).
Семейские очень любят петь. В протяжных песнях раскрываются самобытные черты - многоголосное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосная песня - основное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.
И сегодня звучат старинные песни в семейских селах, и так же много среди семейских музыкально одаренных людей. Они поддерживают песенные традиции родных мест, сохраняют старинное исполнительское мастерство предков.
§3. ОДЕЖДА
Одежда семейских отличается своей яркостью, опрятностью, расшитыми головными уборами и сарафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России.
Отличительной особенностью одежды семейских главным образом у женщин, является ее яркость, красочность. Наряд в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх которой надевался яркий цветной, отделанный лента-мисарафан на «проймах» (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно отличались по цвету от сарафана. Для крепости «добрый», т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. Под сарафан на рубаху надевалась юбка. К юбке пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи и рукава из фабричной цветной ткани.
Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шелковых или бумажных ниток. Пояса были красиво отделаны геометрическими фигурами из разноцветных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.
Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запон» - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии ленточками или шнурками.
На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - «янтарями», которые очень ценились.
Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек. Кичка - незаменимая деталь одежды семейского костюма. Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска - неширокая полоска внизу кички вышивалась бисером в восемь ярусов. Отделкой кичек занималась самые искусные мастерицы. Вверху кички (посередине) пришивали украшение из цветных ниток - пучек.
Комплект мужской одежды у семейских смешанный: рубаха-косоворотка чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с «ластовкой» (вставка под мышками) низко подпоясывалась широким кушаком.
Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце XIX в. появились «курашки» - картузы.
На ноги обували сапоги, унты, «боретки», ичиги, пимы, катанки. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дубленой кожи с внутренним швом, а затем выворачивали.
Были распространены шубы из овчины, полушубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили «шамели» - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - лисовые «курмушки», бекеши, борчатки. На руки зимой надевали «варьги» - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголками. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.
У семейских более чем у других, нашли применение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др.
§4. КУХНЯ СТАРООБРЯДЦЕВ
Кухня семейских состоит строго из скоромной (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшеничный. В большом количестве употребляются картофель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.
В мясоеды питание состоит из баранины, свинины, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлебку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с салом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с печенью, студень и другие блюда. По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с растительным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с луком, кисель, разные каши.
В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: черемухой, морковью, яйцом и др.
Особенно вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня. Из рыбы особенно ценятся омуль и кета.
В чай добавляют дикорастущие растения: бадан, иван-чай, брусничник, листья смородины, листья малины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый нарост), ревень, чай с «забелкою» (с молоком), готовят ботвинью и квас.
Заключение
Семейские- очень яркая и древняя ветвь русского народа.
Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских в истории и культуре России велика. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубину средневековья.
Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов.
Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Список литературы
1.Туристская Бурятия. – Улан-Удэ, 2008. - С. 94-108..
2. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVII – XX вв. Новосибирск, Изд-во «Февраль», 1994
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Астрономический календарь. Май, 2019
Мать-и-мачеха
Девятая загадочная планета Солнечной системы
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию