Автор проекта исследовала возможности применения бумагокручения в декоративно-прикладном творчестве, Приведены инструкционные карты изготовления плоской открытки и объемной работы "Одуванчики".
Вложение | Размер |
---|---|
Бумажная филигрань | 948.7 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
имени Адмирала Ушакова
муниципального образования город-курорт Геленджик
Муниципальный заочный этап
Всероссийского конкурса
«Моя малая родина: природа, культура, этнос»
Номинация: «Традиционная культура»
БУМАЖНАЯ ФИЛИГРАНЬ
Автор: Подгорных Ирина Владимировна,
ученица 5«А» класса.
Руководитель: Каримова Елена Николаевна,
учитель технологии
Геленджик-2014
Бумажная филигрань
… Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Гоголь Н.В.
Введение. Популярный вид прикладного творчества в Геленджике.
Сегодня рукоделие стало очень модным увлечением. Игрушки или открытки, сделанные своими руками, ценятся гораздо выше штампованных изделий. Ведь это уже не просто знак внимания, а особый подарок, в который вложена частичка души. Одним из направлений рукоделия является бумажная филигрань - квиллинг (бумагокручение). На городских выставках декоративно-прикладного творчества школьников можно увидеть немало интересных поделок в этой технике. Бумажная филигрань вдохновляет ребят на творчество и появилась необходимость в изучении этой техники. У нас в школе есть кружок «Рукодельница», программу которого была составлена исходя из пожеланий школьников. На занятиях мы познакомились с основами бумажной филиграни и с удовольствием работаем в этой технике. В своей работе я представляю несколько поделок, выполненных на занятиях кружка.
Фото 1.Ученицы 5 класса на занятии кружка «Рукодельница»
Основная часть. Немного из истории филиграни.
Филигранной мы называем искусно выполненную вещь, с особой тщательностью и большим вниманием к мелким деталям. А что же такое филигрань в прямом смысле этого слова?
Слово «филигрань» происходит от двух латинских слов нить и зерно. Филигрань – ювелирная техника, разновидность художественно – прикладного искусства, использующая напаянный на металлический фон или ажурный узор из тонкой медной, серебряной или золотой проволоки. Такое же наименование носят и изделия, созданные в этой технике.
Фото 2. Разнообразные изделия из ювелирной филиграни
В производстве филигранных изделий используют гладкую проволоку или свитые из нее шнуры. Полученные проволочные ажуры дополняют металлическими зернышками (зернью) или эмалью. Узор состоит из отдельных элементов: шнурков, веточек, елочек, дорожек, глади и т.д. В единое целое отдельные элементы соединяют при помощи пайки. Металлические шарики напаивают в заранее подготовленные места (канавки). Зернь на изделии придает ему определенную фактуру, игру света и тени.
Техника филиграни применяется для изготовления предметов домашнего обихода, церковной утвари, высокохудожественных произведений.
Мастера филиграни на Руси работали в царских и монастырских дворах. Древнерусское слово «съкати» (глагол, от которого произошло слово «скань» - второе название филиграни) характеризует один из способов обработки проволок, свивание, скручивание, сучение.
Центров филигранного дела в России осталось немного. Одним из таких, является производство в селе Казаково, Вачского района, Нижегородской области. Эти мастерские были созданы в 1939 году. В настоящее время завод успешно работает. Ювелирная филигрань отличается тем, что ее производство остается полностью ручным, поэтому каждый предмет уникален.
Изделия казаковских мастеров выглядят как творения искусных кружевниц, воплощенные в металле. Легкие, изящные, прозрачные, наполненные воздухом, изумительной красоты работы. В с. Казаково создан музей филиграни, в котором представлены изделия из филиграни и фотофилиграни.
Однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато - сероватый цвет и грубоватую структуру.
Джутовая филигрань основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых нитей пинцетом скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до нескольких раз, и, сооружают петельки. Два этих элемента укладывают по выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить любой материал, даже те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на основу.
Она напоминает филигрань из металла. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное. Форма ничем не ограничена.
Искусство квиллинга – так называемая филигрань из бумаги, насчитывает в своей истории не одну сотню лет. На русском языке это искусство называют "бумагокручением", в Европе «quilling», от слова «quill» что в переводе с английского обозначает «птичье перо». Одни считают, что название связано с птичьим пером, которое использовалось в качестве инструмента, другие проводят ассоциацию с одним видом элементов, который похож на перо птицы. Квиллинг(бумагокручение) – искусство создавать композиции из бумажных полос.
Происхождение квиллинга не зарегистрировано, считают, что это искусство появилось в Древнем Китае в 105 году, после изобретения бумаги.
Другие источники полагают, что это искусство существовало в Древнем Египте. Очевидно одно - у квиллинга богатая история. К 1200-ым годам квиллинг был очень популярен. Известная металлическая филигрань за недоступностью материалов для умельцев превратилась в бумажную.
История квиллинга не совсем обычна, он переходил с Запада на Восток и обратно, обогащаясь при этом национальными особенностями разных культур.
Некоторые исследователи считают, что в Европеэто рукоделие зародилось в конце XIV века – начале XV века. В XIV - XVI века в Европе монахинями создавались изящные медальоны в этой технике, из бумаги с позолоченными краями. При рассмотрении этих миниатюрных бумажных шедевров создавалась иллюзия тонких золотых полосок. Но бумага материал недолговечный и от средневековых шедевров мало что сохранилось. В XVII- XVIII вв. квиллинг был развлечением для знатных дам, а к концу XIX в. про него забыли. В середине XX в. искусство квиллинга вновь было возрождено. В Англии в 1983 году был основан «Квиллинг союз Англии». В 1992 году был проведен первый международный фестиваль квиллинга.
Помимо Европы, квиллинг известен и на Востоке. В Южной Корее есть даже Ассоциация любителей квиллинга. Но европейская и восточная техника имеют свои отличия. Европейская предполагает небольшое число деталей, лаконичность, мозаичность работ. Восточный же квиллинг - это шедевры ювелирного искусства из сотен мелких деталей. Корейские работы выполняются в течение огромного времени, отличаются величайшей тщательностью.
На сегодняшний день квиллинг очень распространен. Создана целая индустрия по производству материалов и инструментов для него. В России квиллинг стал популярен не так давно, но у этого вида рукоделия появилось много поклонников.
На данный момент в России много студий, где можно освоить этот вид рукоделия. Наша школа также не стала исключением.Девочки из кружка «Рукодельница» не только сами изучают эту технику, но и проводят мастер-классы для младших школьников.
Инструменты для квиллинга
Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Можно приобрести инструменты и в специализированных магазинах.
Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Для первых занятий мы использовали зубочистки.
Пинцет.Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим
давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы. Лезвия должны быть равномерно заточены под определённым углом до самых кончиков. В этом случае ножницы безотказно работают по всей длине.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш. Удобно использовать канцелярскую линейку с кружочками для получения заготовок нужного размера.
Материалы для квиллинга
Для работы потребуется специальная бумага, окрашенная в массе (т.е. обе стороны и срез выглядят одинаково). Продается в виде разноцветных полосок. В Корее производится широчайшей ассортимент. Конечно, можно попробовать потренироваться с полосками обычной бумаги для принтера, но работать с ней будет весьма проблематично.Упаковка содержит полоски бумаги длинной 27 сантиметров. Ширина варьируется от 2 миллиметров до 3 сантиметров. Одна упаковка может содержать, как бумагу одного цвета, так и целую радугу цветов.
Технология квиллинга
Из полосок бумаги, обычно, шириной 3- 9 мм и длиной 30 и 60 мм, скручиваются спиральки, затем их форма изменяется, ей придают продолговатые, овальные, квадратные формы, в соответствии с тем рисунком, который хотят получить.
Из простых элементов выкладывается орнамент по выбранному рисунку, и украшаются шкатулки, зеркала, открытки или производятся сложные многометровые композиции. Филигрань из бумаги может быть плоской и объемной, одноцветной и яркой, красочной. Среди старинных работ встречаются оклады икон, украшения дамских комнат, предметов домашнего обихода. Для квиллинга нужно терпение, аккуратность и хороший вкус. Смотрятся изделия интересно, достойно, ярко, напоминая изделия из металла. Они радуют глаз и доставляют удовольствие.
В общем виде порядок работы следующий:
Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.
Работы учащихся кружка «Рукодельница».
Самые первые работы в кружке были простыми, представлялисобой модули в виде «капли», «глаза» и затем собирались в композиции и оформлялись открытки ко Дню Матери и Новому году (приложение 1, 2, 3).
Композиция «Маргаритки» в технике квиллинга.
«Маргаритки» (приложение 4) - довольно простая композиция, идеальная для новичков. Элементы композиции: 1 большой цветок, 2- средних, 2- маленьких, 10-11 листьев. Все цветки состоят из семи лепестков и одной серединки. Для работы понадобилось 22 полоски красного цвета и 3 полоски желтого цвета шириной 3мм. Для получения лепестка цветов изготавливался ролл, распускался до нужной длины, формировался модуль «капля», т.е. сдавливался с одной стороны. По разработанному эскизу оформлялась вся композиция.
Композиция «Одуванчики» в технике объемного квиллинга.
Композиция «Одуванчики» (приложение 5,6,7) состоит их 7 цветов, 5 листьев, горшка. Для работы понадобилось для цветков 7 полосок желтого цвета шириной 7 мм, для горшка -50 полосок 3-х оттенков голубого цвета шириной 7 мм, для листьев- бумага зеленого цвета для принтера, тонкая проволока, для оформления композиции-пенопласт и пряжа «травка».
Мастер-класс для младших школьников.
Техника квиллинга заинтересовала ребят из начальной школы и нас пригласили провести мастер-класс (приложение 8).
Мы подготовили презентацию о бумажной филиграни, разработали инструкционную карту для изготовления открытки «Ромашка» и подготовили для работы материал и инструменты. Ребята с увлечением работали на мастер-классе и подготовили оригинальные открытки ко Дню матери.
№ | Последовательность выполнения работ | Графическое изображение |
1 | Подготовьте необходимые материалы: -7 полос бумагибелого цвета шириной 3 мм, длиной около 30 см; 1 полоску желтого цвета шириной 3 мм, длиной около 20 см; 3-5 полосок темно-зеленого цвета шириной 3 мм, длиной около 30 см (полоски можно нарезать канцелярским ножом или взять готовые из набора); -лист картона зеленого цвета размером 10х15 (1/4 листа А-4); -ножницы простые и фигурные (зиг-заг); -клей ПВА или двусторонний скотч; -пинцет; - атласные или упаковочные ленты шириной 2-3 мм. | |
2 | Обработать фигурными ножницами все края картонной заготовки. С помощью дырокола проделать отверстие в верхнем левом углу. | |
3 | Из полосы желтой бумаги скрутить «бублик». | |
4 | Выполнить из белых полосок 7 лепестков в форме «глаз» | |
5 | Составить композицию из 2-3цветков, приклеить клеем ПВА или на двусторонний скотч на картонную заготовку, помогая пинцетом. Количество цветов и их размер можно сделать по вашему усмотрению. | |
6 | Открытку украсить по своему вкусу лентой. |
Заключение
Сегодня интерес к квиллингу огромный, ведь научиться создавать оригинальные композиции из полосок бумаги совсем не сложно.
Филигрань из любых материалов всегда вызывает восхищение своим изяществом и оригинальностью. Наиболее популярной для рукодельниц является бумажная филигрань, т.к. материалы и инструменты доступны, а результат красив. Красивое – вызывает восхищение, а красота – спасает мир. Бумажная филигрань – один из шагов к спасению.
Пока работы, выполняемые в кружке «Рукодельница», еще очень просты, но с опытом, надеюсь, работы будут более сложными и интересными.
Для работ в технике квиллинг можно брать самые разнообразные сюжеты. Мне кажется, что работы с морской тематикой будут пользоваться в Геленджике большой популярностью. Свои следующие работы я планирую выполнить с использованием морских мотивов.
Список использованной литературы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фото 2. Открытка в технике квиллинг.
Работа Диковой Екатерины, 5 класс
Материал: основа – картон, полоски для квиллинга, клей ПВА.
Работа Диковой Екатерины, 5 класс
Материал: основа – цветной картон, полоски для квиллинга, клей ПВА.
Фото 4. Открытка в технике квиллинг.
Работа Диковой Екатерины, 5 класс
Материал: основа – картон, полоски для квиллинга, стразы, клей ПВА.
Работа Корсаковой Анастасии, 5 класс.
Материал: основа – картон, полоски для квиллинга, клей ПВА
Фото 6. Новогодняя открытка в технике квиллинг.
Работа Диковой Екатерины, 5 класс
Материал: основа – картон, полоски для квиллинга, стразы, клей ПВА.
Фото 8. Панно «Маргаритки» в технике квиллинг.
Материал: основа – картон, полоски для квиллинга, клей ПВА.
Работа Подгорных Ирины , 5 класс.
Фото 10. Подготовка деталей листьев для одуванчиков в технике квиллинг.
Фото 12. Букет из одуванчиков в технике объемногоквиллинга.
Материал: полоски для квиллинга, клей ПВА.
Работа Подгорных Ирины , 5 класс.
Материал: полоски для квиллинга, клей ПВА.
Работа Подгорных Ирины , 5 класс.
Фото 15. Результат работы на мастер-классе.
Открытки ко Дню Матери получились яркими и оригинальными.
Большое - маленькое
Как напиться обезьяне?
Огонь фламенко
Барсучья кладовая. Александр Барков
Волшебные звуки ноктюрна