В исследовательской работе изучены биография, статьи и другие фотоматериалы. Изложены интересные случаи из детства и юности первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста Товарищтая Чадамбаевича Ондара. Данная работа принесет пользу учащимся и учителям на уроках.
Вложение | Размер |
---|---|
О творчестве скульптора-монументалиста Ондар Т.Ч. | 537.81 КБ |
Слайд 1
Кожуунная научно-практическая работа по музыке, И З О, технологии и черчения 21 ноября 2016г.Слайд 2
«Необыкновенное чудо. О творчестве первого профессионального скульптора Республики Тыва Товарищтая Чадамбаевича Ондара » Выполнил : ученик 8 класса МБОУ Чербинской СОШ Салчак Алексей Руководитель : учитель ИЗО, технологии и черчения Монгуш Богдан Борисович
Слайд 3
Цель исследовательской работы: Узнать о жизни, творчестве первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста Тувы Товарищтая Ондара .
Слайд 4
Задачи: Изучение литературных источников информации Сбор и обработка фотоматериалов Узнать историю создания и значения памятника « Кадарчы »
Слайд 5
Актуальность Товарищтай Чадамбаевич Ондар (1948–1999 гг.) – первый профессиональный скульптор Тувы, заслуженный художник России, творчество которого стало подлинным достоянием тувинского народа. Пройденный путь скульптора от первых несмелых движений ножиком по куску коры тополя и лиственницы (раннее детство), через уверенное копирование анималистических фигур известных резчиков по агальматолиту (юность), до масштабных скульптурных композиций (зрелость) 1 будут являться ярким примером не только для учащихся, но и для студентов республики.
Слайд 6
Гипотеза Изучение деятельности и жизни столь успешной и неординарной личности способствует формированию правильных жизненных установок, индивидуальности, целеустремленности, а также пробуждает “стихию творчества” в учебном процессе.
Слайд 7
Объект исследования Первый профессиональный скульптор Товарищтай Чадамбаевич Ондар
Слайд 8
Предмет исследования Творческие работы скульптора.
Слайд 9
Методы исследования: 1 . Работа с литературными источниками 2. Посещение сайта Национального музея им. “ Алдан-Маадыр ”. 3 . Собрать фотографии Т.Ч.Ондара и фотографии основных произведений
Слайд 10
Теоретическая и практическая значимость работы . В исследовательской работе изучены биография, статьи и другие фотоматериалы, изложены интересные случаи из детства и юности первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста, которые способствовали его известности и жизненному успеху. Проделанная нами работа принесет пользу для учителей и учащихся школы, полученные результаты могут применяться на уроках.
Слайд 11
I. Краткая биография. Товарищтай Ондар родился в 1948 году в семье арата села Ишкин Сут-Хольского района. В детстве любил вырезать игрушечные фигурки животных из коры тополя. После окончания средней школы в Чадане и срочной службы в Советской Армии в 1971 году он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, где проявил себя одаренным резчиком по дереву и начинающим скульптором.
Слайд 12
I. Краткая биография. В 1972 году по совету педагогов Кызылского училища искусств он перевелся в Алма-Атинское художественное училище на скульптурное отделение, которое с отличием окончил в 1974 году. В этом же году Товарищтай Ондар поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова.
Слайд 13
I. Краткая биография. В 1980 году он окончил мастерскую профессора П. И. Бондаренко с дипломной работой «Пастух», которая была представлена на Всесоюзной художественной выставке дипломных работ в г. Ереване (Армения). После окончания вуза его направили на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР.
Слайд 14
Творческая деятельность Творческая деятельность Т. Ондара началась задолго до того, как он стал профессиональным ваятелем. Его первые работы, выполненные из дерева и камня, экспонировались на выставках в начале 1970-х годов. «Маленький всадник» из корня лиственницы экспонировался на республиканской выставке самодеятельных художников в Кызыле (1971). Камнерезная скульптура из агальматолита успешно демонстрировалась на Всероссийской выставке «60 лет Великого Октября» в Москве (1977).
Слайд 15
С портрета Р. А. Аракчаа , первой женщины-камнереза Тувы, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, выполненного в гипсе, (1981) начинается создание целой галереи пластических образов деятелей культуры, политики и тружеников нашей республики. Выполнен замечательный портрет народного писателя Тувинской АССР С. А. Сарыг-оола (1983). Эти портреты отличает мощная лепка, выделяющая характерные черты лица изображаемого персонажа. В последующие годы Т. Ч. Ондар выполнил портреты строителя А. Калзана , педагога К. Алдын-оола , камнереза Б. Дупчура , композитора А. Чыргал-оола .
Слайд 16
Его первой монументальной работой стало создание бронзового памятника-бюста С. К. Тока в сквере перед Тувинским муздрамтеатром к 40-летию Советской Тувы. Глиняную модель в четыре натуральных величины Т. Ч. Ондар лепил в основном по фотографиям и воспоминаниям родственников партийного лидера. Пространственное решение подиума и пьедестала выполнил московский архитектор В. Бубнов. Этим крупным произведением Ондар проявил себя как скульптор-монументалист.
Слайд 17
В начале 1990-х годов он задумывает эскиз монументального памятника, посвященного жертвам политических репрессий в Туве. Этому замыслу предшествовал конкурс, объявленный обществом «Мемориал», в котором участвовали Т. Ондар и А. Монгуш , выпускник художественного отделения Кызылского училища искусств. Модель памятника скульптора Ондара была рекомендована к воплощению в монументальной форме. Памятник двухнатурной величины был отлит в бронзе на Московском комбинате монументального искусства. В 1994 году он был установлен в сквере перед музеем жертвам политических репрессий в Туве. Памятник изображает фигуру сильного молодого арата. Широко расставив ноги, сжав кулаки, он гневно и твердо смотрит, показывая несгибаемую волю и стойкость перед мучителями , перед расстрелом
Слайд 18
Творческая практическая часть. Скульптор-монументалист 3.1.Словарная работа: Скульптура (лат. sculptura , от sculpo-вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения, которые имеют объёмную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или пластичных материалов (камень, металл и др.)
Слайд 19
Творческая практическая часть. Скульптор-монументалист 3.1.Словарная работа: Монументалист – это художник, который делает памятники, скульптуры с крупным масштабом.
Слайд 20
Творческая практическая часть. Скульптор-монументалист 3.1.Словарная работа: Монументальное искусство – это род изобразительных искусств, произведения, которые создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К ним относятся памятники (скульптуры, стеллы , памятные знаки) живописные и прочие композиции для зданий, витражи, фонтаны и т.д.
Слайд 21
Наиболее удачной в творчестве Т. Ондара считается монументальная скульптура « Кадарчы », посвященная чабанам-скотоводам Тувы. За основу этой композиции автор взял свою дипломную работу «Пастух», которую доработал в монументальных размерах в 1993 году. Монументальную композицию также отлили в бронзе на Московском комбинате, установили на холме возле девятого километра дороги Кызыл – Эрзин в 1997 году.
Слайд 22
Чабан с возвышенности спокойно и величаво осматривает тувинские пастбища и степи. Он изображен в национальной одежде с традиционным ножом и кресалом; здесь ваятель моделирует фигуру обобщенными формами, не прибегая к излишней детализации. Своеобразно показаны раскинутые руки, опирающиеся на палку, этим движением чабан словно охватывает родные просторы.
Слайд 23
В последний год жизни Т. Ч. Ондар увлеченно работал над памятником М . Буян-Бадыргы , вылепив несколько портретов политического деятеля по старым архивным фотографиям. В конце 1998 года он создал эскизный вариант небольшой модели этого памятника, изображая историческую личность на камне в задумчивой позе. В композиционном отношении работа вызывала некоторые споры, но в идейном замысле она очень интересна, потому что затрагивает сложные исторические аспекты присоединения Урянхайского края к Российской империи.
Слайд 24
Товарищтай Чадамбаевич Ондар внезапно скончался в январе 1999 года , так и не завершив главной в своей жизни задачи — создание монументального памятника Монгуша Буян-Бадыргы . В Национальном музее хранятся более тридцати его скульптурных произведений из дерева, гипса, агальматолита.
Слайд 25
Выводы и обобщения. Для достижения целей и задач проекта, нами осуществлены следующие действия: 1.Работа с литературными источниками: совместно делали конспекты из газет, журналов, книг о жизни и творчестве скульптора. 2 . Дали определения слов “скульптор ”, “монументалист”, “монументальная скульптура” 3.Собрали фотографии его работ.
Слайд 26
Действительно , многое в жизни значат талант и знания, но вершин в своём творчестве достигает только человек, отдающий всего себя своей высокой мечте и, именно таким человеком был скульптор, который с раннего детства выбрал тернистый путь ваятеля.
Слайд 27
Спасибо за внимание!
Волшебная фортепианная музыка
Одна беседа. Лев Кассиль
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей