В условиях сурового климата одежда должна быть теплой.Современные материалы по свойству предназначены для мягкой зимы. В своей работе изучала особеннсти средств индивидуальной защиты от холода наших предков.
Вложение | Размер |
---|---|
angelina_z.docx | 203.74 КБ |
Комплекс индивидуальных средств
защиты от холода
Особый вклад в изучение якутской истории и культуры внесли записки путешественников и исследователей, такие как в 17-18 вв., Р.Маак, в 19 в. А.ФМиддендорф, В.Серошевский, В.Ф.Трощанский и др
Среди исследований традиционной якутской одежды необходимо отметить работы М.М.Носова, которые посвящены типологии старинной одежды, С.И.Петровой -особенностям свадебной одежды.
В исторических заметках пишут, что все факты свидетельствуют о том, что якуты в древности являлись кочевыми, скотоводческими племенами, приспособление якутов к суровым природно-климатическим условиям происходит за счет усовершенствования исконных традиций шитья одежды, где в основном использовались природное сырье: мех, кожа, шкура диких и домашних животных.
Анализ традиционной одежды позволяет особо выделить такие черты как вариативность, восприимчивость к влияниям , которые позволили якутскому этносу выжить и развиваться в сложнейших климатических условиях.
В условиях сурового климата одежда должна быть теплой. Современные материалы как синтепон, холлафайбер по свойству предназначены для мягкой зимы. Причины, которые могут повредить здоровью человека;
Цель исследования: Изготовление мехового воротника моойторук в традиционном стиле.
Задачи:
Мой доклад состоит из 4 глав.В первой главе выделила две особенности национальной одежды. Главной особенностью якутской одежды являлись её украшения. Больше украшали одежды девушек, невест и женщин. Это поклонение женщине как матери. В одежде присутствуют различные бубенчики, колокольчики, натазные украшения, отпугивающие духов, показывающие чистоту девушек. Якуты верили, что звон меди, металла отпугивает нечисть.
Вторая особенность одежды является комплексный подход к климатическим условиям.Якутия по своим природно-климатическим условиям является наиболее суровой территориально-климатической зоной для проживания. Но, тем не менее народы, населяющие эту огромную территорию, в том числе якуты, за свой многовековой период истории проживания плодотворно занимались всеми видами охоты, занимались хозяйственной деятельностью. Их необходимая адаптация к низкой температуре, сильным стужам и морозам, порой доходящих до 50–60 градусов ниже нуля, влияли на необходимость одеваться в многосоставные виды одежды в основном из мехов и шкур домашних и диких животных.
В таких необычайно суровых климатических условиях якуты были очень изобретательными в отношении утилитарности и приспособленности своей традиционной одежды к низким температурам и придумывали комплекс различных индивидуальных средств защиты от холода – протекторов:
6. Налобник
К типам утеплителей органов дыхания относятся длинный меховой ошейник (быа)– моойторук и нагрудник – тюсюлюк. «В ошейник прячут они в дороге подбородок, рот, щеки, часть носа. Они дышат сквозь мех ошейника и таким образом в жесткие стужи немного умеряют холод глотаемого воздуха. Когда дыхание увлажнит ошейник настолько, что прикосновение к нему становится неприятным, его поворачивают другой
стороной; в то время влажная часть быстро обсыхает в морозном воздухе и при обтряхивании совершенно очищается от льдинок». Ошейник был очень удобен и универсален, хорошо защищал от холода переднюю грудную часть, горло и затылок.
Традиционный якутский быа – моойторук сшили из 100–150 предварительно обработанных беличьих хвостов путем нанизывания на нитку. В суровых условиях зимы якуты защищали себя оригинальными и удобными приспособлениями – средствами индивидуальной защиты от холода, такими как: меховой ошейник, нагрудник, налобник, наносник, напальчники, утеплитель для запястья, накладки для рук без пальцев, набедренник, набрюшник и т. д. Они по своей конструкции были очень простыми, в основном прямоугольной и цилиндрической формы, их внутренняя подкладка обязательно подбивалась мехом и плотно прилегала к телу, чтобы непроникал холодный воздух. Утеплители, которые использовали пододежду, в основном изготавливали из простых заячьих мехов, а те, которые, кроме утилитарной, носили и эстетическую функцию, особенно женские, шили из шкур соболя, лисицы и декорировали бисером, вышивкой, металлическими бляшками. Например, налобник – сююс сабыыта, утеплитель для подбородка – сэнийэ самнага, которые сохранились в фондах Российского этнографического музея. Интересными дополнительными элементами верхней одежды являются поясные виды одежды: набрюшник – бааччы, набедренник – бэлэпчи. Первый из них представляет собой широкий меховой пояс мехом внутрь, великолепно предохраняющий от простуды нижнюю часть живота. В. Ф. Трощанский отмечает, что якуты «всю зиму носят набрюшник». По описанию З. И. Ивановой-Унаровой, интересные экземпляры набрюшников хранятся в Американском музее естественной истории. Как автор отмечает, первый из них сшит из заячьей шкуры, а второй – из лисьей и украшен снаружи металлическими бляшками.
Таким образом, старинная якутская зимняя одежда была очень практична и удобна в условиях низких температур. Теплозащитная функция одежды определялась использованием меховых материалов и конструктивным покроем самой одежды. Её своеобразная конструкция, отделка и уникальные дополнительные средства индивидуальной защиты от холода придавали большую объемность фигуре, но они надежно обеспечивали комплексную защиту человека от стужи и холода. В этом способствовали материалы: мех, шкуры домашних, диких животных, пушных зверей. Эти уникальные виды одежды уже к началу ХХ столетия вышли из употребления в связи с привозом и повсеместным распространением европейских типов одежды.. Но следует отметить, что в настоящее время охотниками употребляются некоторые элементы, например нарукавники и меховые подстилки обуви. При изготовлении зимней одежды и их дополнительных элементов мастерицы раньше особое внимание уделяли их жизнеобеспечивающей функции, но при этом не забывалась и эстетическая функция. Зимняя одежда украшалась вышивкой цветными и золотными нитками, бисером в сочетании с серебряными металлическими бляшками, она была не только очень теплой, но и красивой, нарядной и удобной в использовании.
Во второй главе раскрыла о теории современного дизайна и экорлогической ориентации дизайна одежды
Экологически ориентированный дизайн обращается к традициям материальной и духовной культуры региона, стремясь воссоздать образы человека которые соответствуют данной этнокультурной традиции.
Создание одежды, соответствующей климатическим и природным условиям Крайнего Севера, к сожалению, пока недостаточно разработано на уровне массового производства. Для коневодов, оленеводов и охотников в настоящее время очень мало создаются комплексная одежда от холода.
В третьей главе раскрыла технологию выделки меха, так как мои изделия выполнены в основном из меха. Далее, в следующей главе описала технологию изготовления мехового ошейника - "моойторук" из соболиных хвостов, пояс-набрюшник "бааччы". В своей работе использовала литературы С.И Петровой "Комплекс средств индивидуальной защиты от холода у якутов.", В.Серошевского "Якуты", Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII в. (по материалам погребений)
Таким образом, в заключении хочу сказать, что:
-защита здоровья человека зависит от технологии изготовления одежды, соответственно климатическим условиям;
-против засилия китайского ширпотреба каждый человек может обеспечивать традиционную уникальную одежду из натуральных материалов.
-меховой воротник сшила из 60 штук соболиного хвоста. Комплекс протекторов прошли апробацию среди школьников и учителей. В перспективе хотим наладить пошив по индивидуальным заказам.
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Любимое яичко
Два петушка
У меня в портфеле