Данная исследовательская работа посвящена изучению возможности совмещения техники декупаж и квиллинг в одной работе декоративно-прикладного творчества, приводится технологическая карта выполнения изделия.
Вложение | Размер |
---|---|
Совмещение техники декупаж и квиллинг | 308.06 КБ |
Конкурс учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика Юниор»
Малой академии наук учащихся Кубани
СОВМЕЩЕНИЕ ТЕХНИКИ ДЕКУПАЖ И КВИЛЛИНГ
Автор проекта: Арингазинова Екатерина Игоревна,
ученица 6 «Д» класса,
МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова г.-к. Геленджик
Руководитель: Каримова Елена Николаевна,
учитель технологии
МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушаковаг.-к. Геленджик
Геленджик-2015
АРИНГАЗИНОВА Екатерина Игоревна
Краснодарский край, г.-к. Геленджик, МБОУ СОШ №2 им. Адмирала Ушакова, 6 класс
Недавно я прочитала повесть Антауна де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и у меня появилось желание проиллюстрировать это произведение. Мне захотелось, чтобы это было объемное красочное панно. Я попробовала свои силы в технике квиллинг и декупаж. Эти техники меня заинтересовали тем, что можно создать любое панно, используя различные сюжеты. Первое пробное панно было изготовлено в технике квиллинг и посвящено 70-летию Победы.
Панно «Букет победы» в технике квиллинг.
При изготовлении панно в технике квиллинг встречаются элементы, которые невозможно выполнить, используя бумагокручение. Такие элементы можно выполнить, воспользовавшись ручной росписью, но для этого нужно уметь отлично рисовать. А вот техника декупаж- это имитация росписи. В технике декупаж проще и быстрей работать. Я решила попробовать совместить эти две техники: квиллинг и декупаж. Изготовленное панно при совмещении техники квиллинг и декупаж получится гармоничным, будет иметь эстетичный вид. Изготовленное панно прекрасно украсит интерьер.
Цель проекта: Изучить технику декупаж и квиллинг, овладеть основными приемами. Применить совмещение этих техник в одной работе.
Задачи:
В результате социологического опроса учащихся 5-6 классов школы было выявлено, что у школьников проявляется интерес к изучению таких техник прикладного творчества как квиллинг и декупаж. В курсе изучения изобразительного искусства и технологии нет раздела, посвященному изучению этих техник. Был изучен материал об истории квиллинга и декупажа; подробно изучена технология изготовления; выполнено несколько работ, в которых совмещены эти техники. Подготовлен буклет с инструкционной картой. Проведен обучающий мастер-класс.
Изготовленные панно в совмещенной технике декупаж и квиллинг будет использовано как наглядное пособие на уроках технологии, занятиях кружка, а буклет как методический материал для выполнения практической работы самостоятельно. Проведенный обучающий мастер-класс поможет школьникам получить базовые умения по выполнению работ в совмещенной технике декупаж и квиллинг и побудит к дальнейшему творчеству.
2.1. Изучение истории декупажа, технологии изготовления
Прежде чем перейти к описанию техники декупажа, хотелось бы затронуть историю возникновения и распространения этого искусства.
С давних времен кочевники Восточной Сибири украшали могилы своих мертвых таким способом, который сейчас известен как декупаж. Опыт сибирских кочевников переняли китайцы и уже в 12 веке в Китае вырезанными кусками бумаги украшались фонари, окна, коробки и другие объекты. И именно из Китая декупаж пришел в Европу.
Впервые о декупаже как виде искусства заговорили в конце XV века в Германии, где специально вырезанными картинками начали украшать мебель. Расцветом декупажа можно считать XVII век, когда появилась мода на мебель, украшенную китайскими или японскими рисунками. Для защиты узора мебель после декорирования покрывали лаком. И хоть такая имитация восточной мебели была всего лишь подделкой, пользовалась она колоссальным спросом, так как выглядела ничуть не хуже оригиналов, а стоила дешевле.
Именно из-за дешевизны итальянцы назвали такой прием «Искусство бедных» (Artepovera). Что касается других стран, то декупаж был в моде при дворе Людовика XVI. Придворные дамы и даже сама Мария Антуанетта украшали свои предметы в технике декупаж, используя при этом работы художников Ватто и Фрагонара.
До Англии декупаж добрался в Викторианскую эпоху и был известен как искусство Japanning. Популярность декупажа была связана с появлением большого количества специальных листов с отпечатанными на них картинками, предназначенными для вырезания. Самыми модными мотивами были цветы, пасторальные сценки и фигурки, а так же различные изображения ангелочков. Из Англии декупаж проник в Америку.
В России интерес творческих людей к декупажу начал проявляться не так давно.
Декупаж - это способ изысканного декорирования своими руками почти любой поверхности. Слово декупаж происходит из французского языка и означает "вырезать".
Используя технику декупаж можно создать впечатление росписи.Подвергать декорированию можно многие типы поверхностей. Так как это, по сути, аппликация, то пригодится умение работать ножницами, обыкновенная аккуратность и немного фантазии.
В обобщенном виде последовательность действий следующая: вырезать рисунок или фрагмент – приклеить к поверхности – просушить – покрыть лаком. Таким способом можно своими руками создать неповторимый шедевр.
Материалом для вырезания может служить столовая салфетка, картинка из журнала, этикетка, открытка, распечатка с принтера, фотография. В продаже есть специальная бумага для декупажа, но чаще всего используют обычную бумажную трехслойную салфетку (используется только верхний слой) с красивым рисунком, так как тонкий слой бумаги лучше прилегает к поверхности и при последующем покрытии лаком сливается с основой и выглядит как ручная роспись [1,2, 3, 6, 7].
2.2. Изучение истории квиллинга, технологии изготовления
Искусство квиллинга – так называемая филигрань из бумаги, насчитывает в своей истории не одну сотню лет. На русском языке это искусство называют "бумагокручением", в Европе «quilling», от слова «quill», что в переводе с английского обозначает «птичье перо». Одни считают, что название связано с птичьим пером, которое использовалось в качестве инструмента, другие проводят ассоциацию с одним видом элементов, который похож на перо птицы. Квиллинг (бумагокручение) – искусство создавать композиции из бумажных полос.
Происхождение квиллинга не зарегистрировано, считают, что это искусство появилось в Древнем Китае в 105 году, после изобретения бумаги.
Другие источники полагают, что это искусство существовало в Древнем Египте. Очевидно одно - у квиллинга богатая история. К 1200-ым годам квиллинг был очень популярен. Известная металлическая филигрань за недоступностью материалов для умельцев превратилась в бумажную.
История квиллинга не совсем обычна, он переходил с Запада на Восток и обратно, обогащаясь при этом национальными особенностями разных культур.
Некоторые исследователи считают, что в Европеэто рукоделие зародилось в конце XIV века – начале XV века. В XIV - XVI веках в Европе монахинями создавались изящные медальоны в этой технике из бумаги с позолоченными краями. При рассмотрении этих миниатюрных бумажных шедевров создавалась иллюзия тонких золотых полосок. Но бумага материал недолговечный и от средневековых шедевров мало что сохранилось. В XVII- XVIII вв. квиллинг был развлечением для знатных дам, а к концу XIX в. про него забыли. В середине XX в. искусство квиллинга вновь было возрождено.В Англии в 1983 году был основан «Квиллинг союз Англии». В 1992 году был проведен первый международный фестиваль квиллинга.
Помимо Европы, квиллинг известен и на Востоке. В Южной Корее есть даже Ассоциация любителей квиллинга. Но европейская и восточная техника имеют свои отличия. Европейская предполагает небольшое число деталей, лаконичность, мозаичность работ. Восточный же квиллинг - это шедевры ювелирного искусства из сотен мелких деталей. Корейские работы выполняются в течение огромного времени, отличаются величайшей тщательностью[4, 5].
На сегодняшний день квиллинг очень распространен. Создана целая индустрия по производству материалов и инструментов для него. В России квиллинг стал популярен не так давно, но у этого вида рукоделия появилось много поклонников.
Итак, квиллинг – это искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ.
Из полосок бумаги, обычно, шириной 3- 9 мм и длиной 30 и 60 мм, скручиваются спиральки, затем их форма изменяется, ей придают продолговатые, овальные, квадратные формы, в соответствии с тем рисунком, который хотят получить[4,5].
Из простых элементов выкладывается орнамент по выбранному рисунку, и украшаются шкатулки, зеркала, открытки или производятся сложные многометровые композиции. Композиции из бумаги могут быть плоскими и объемными, одноцветными и яркими, красочными. Среди старинных работ встречаются оклады икон, украшения дамских комнат, предметов домашнего обихода. Для квиллинга нужно терпение, аккуратность и хороший вкус. Смотрятся изделия интересно, достойно, ярко, напоминая изделия из металла. Они радуют глаз и доставляют удовольствие.
2.3. Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи, технология изготовления
Требования к панно:
Анализ возможных вариантов
Проведя анализ возможных вариантов панно, я сразу решила, что на нем будет изображение планеты Земля и что-то, что символизирует чистую, здоровую планету. Например, цветы, бабочки могли бы неплохо дополнить сюжет панно. Ну и, конечно, маленький принц с лисом. Ведь одна из главных идей повести «…ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Я просмотрела много различных изображений, вот некоторые из них наиболее близкие моей идее.
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Я считаю, что самый оптимальный вариант - рисунок 4, который можно дополнить по моим эскизам.
Материалы и инструменты
Технология изготовления | |||
№ | Содержание операции | Материалы и инструменты | Графическое изображение |
1 | Подготовленные полоски бумаги скручиваем в плотные спирали одного размера. Можно использовать зубочистку или пластмассовый (металлический) стержень с прорезью на конце. Конец полоски закрепляем клеем. | Полоски бумаги, зубочистка, клей ПВА. | |
2 | Распускаем на нужный размер плотные спирали и составляем подходящую форму, край закрепляем каплей клея. | Подготовленные заготовки из полосок бумаги | |
3 | Составляем группы одинаковых форм в виде цветов или просто группируем по цвету и размеру. | Подготовленные формы спиралей | |
4 | Пробуем составить композицию. | Подготовленные цветы | |
5 | Поверхность обработать шкуркой и покрыть грунтом, дать просохнуть. | Наждачная бумага, грунт акриловый | |
6 | Покрыть распечатку с изображением планеты акриловым лаком, просушить. | Акриловый лак, кисть. | |
7 | Снять лишний слой бумаги с изнаночной стороны распечатки с помощью скотча. | Скотч. | |
8 | Наложить изображение планеты на панно и нанести кистью клей для декупажа, начиная от середины к краям. Для цветочной поляны используем трехслойную салфетку. Отделяем красочный слой, накладываем на панно и приклеиваем клеем от середины к краям. | Клей для декупажа или ПВА, кисть. | |
9 | Покрыть поверхность акриловым лаком, дать просохнуть | Акриловый лак, кисть | |
10 | Покрыть поверхность акриловыми красками, стараясь создать плавный переход цвета- будет наш фон. | Акриловые краски, губка | |
11 | Покрыть поверхность акриловым лаком, дать просохнуть | Акриловый лак, кисть | |
12 | Приклеить заготовки цветов и зеленой листвы в технике квиллинг вокруг планеты. | ПВА, кисть. | |
13 | Панно вставить в рамку. ПАННО ГОТОВО! | рамка |
Экономическая оценка изделия
Расчет затрат
№ | Наименование | Сумма, руб |
1 | Рамка | Имелась в наличии |
2 | Распечатка | 15 руб. |
3 | Клей ПВА | Имелся в наличии |
4 | Краски акриловые | 20 руб. |
5 | Грунт акриловый | Имелся в наличии |
6 | Лак акриловый | 20 руб. |
7 | Полоски разноцветной бумаги | 80 руб. |
8 | Салфетка для декупажа | 20 руб. |
9 | Губка, наждачная бумага, скотч | Имелись в наличии |
10 | Итог | 155 руб. |
Идея совместить две техники в одном панно оказалось удачной, и я выполнила еще одну работу. Для следующего панно «Богородица» была подготовлена подходящая для моей задумки распечатка лика Богородицы. Технология изготовления панно такая же как и в предыдущей работе. Форма модулей и цвет полосок квиллинга подбирались в соотвествии с сюжетом.
Панно «Богородица»
Заключение
В результате социологического опроса учащихся школы было выявлено, что у школьников проявляется интерес к изучению таких техник прикладного творчества как квиллинг и декупаж. В курсе изучения изобразительного искусства и технологии нет раздела, посвященному изучению этих техник. Был изучен материал об истории квиллинга и декупажа; подробно изучена технология изготовления; выполнено несколько работ, в которых совмещены эти техники. Подготовлен буклет с инструкционной картой. Проведен обучающий мастер-класс.
Изготовленные панно в совмещенной технике декупаж и квиллинг будут использовано как наглядное пособие на уроках технологии, занятиях кружка, а буклет как методический материал для выполнения практической работы самостоятельно. Проведенный обучающий мастер-класс поможет школьникам получить базовые умения по выполнению работ в совмещенной технике декупаж и квиллинг и побудит к дальнейшему творчеству.
Мастер-класс для учащихся кружка «Рукодельница»
Список использованной литературы.
Композитор Алексей Рыбников
Мать-и-мачеха
Бабочка
Будьте как солнце!
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью