Матрёшка-русская кукла
Кирин Максим
с. Сухая Буйвола, МКОУ СОШ № 17, 3 класс
руководитель: Григорова Анжела Владимировна, учитель начальных классов
Цель исследования: изучить историю и технологию создания матрёшки.
Задачи:
1. Узнать историю возникновения названия игрушки.
2. Узнать историю создания матрёшки.
3. Изучить разновидности матрёшек.
4. Провести анкетирование и обработать полученные данные.
5. Подготовить творческую работу.
Объект исследования: матрёшка.
Предмет исследования: история возникновения матрёшки и её названия.
Методы исследования:
ü анализ научной литературы по данному исследованию;
ü социальный опрос;
ü сравнение;
ü обобщение.
Полученные данные: изучая материалы на данную тему, был проведён социальный опрос среди учащихся 3 – 4-х классов, в котором приняли участие – 36 человек. Из материалов опроса я узнал, что почти все опрошенные не знают историю названия игрушки, многие не знают историю появления матрёшки, а также не знают, почему она является символом России.
Выводы: В завершении работы я решил подвести итоги своего труда. Оказалось, что исследовательская работа помогла мне узнать многое. Например, я узнал об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и росписи этой игрушки, о том, почему она считается символом России и почему пользуется всенародной любовью, а также о том, какие бывают виды матрёшек и даже сам поучился расписывать их. Я понял, что занятия росписью способствуют развитие умственных способностей, развитие творческого воображения, развитие самостоятельности и развитие моторики пальцев рук.
Эта работа заинтересовала моих родных и одноклассников, а мне принесла огромное удовольствие и удовлетворение.
Вложение | Размер |
---|---|
matryoshka_-_russkaya_kukla.docx | 35.35 КБ |
Презентация | 1.89 МБ |
Тезисы | 14.13 КБ |
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Первое открытие»
Секция: история
Название работы: «Матрёшка-русская кукла»
Автор работы: Кирин Максим
Место выполнения работы:
с. Сухая Буйвола,
МКОУ СОШ № 17, 3 класс.
Руководитель: Григорова
Анжела Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 17
Светлоград, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение…………………………………………………………………..…………………3-4
II. Основная часть……………………………………………………………………………
1. Обзор литературы…………...………………………….………………………………....4-7
1.1. История возникновения названия игрушки………………………….…………………....4
1.2. Родина матрёшки………………………………………………………………...………..4-5
1.3. Появление матрёшки на Руси…………………………………………………………...….5
1.4. Изготовление матрёшки………………………………………………..............................5-6
1.5. Виды матрёшек……………………………………………………………………………...6
1.6. Матрёшечный бум 20-го столетия……………………………………………………….6-7
2. Методы исследования…………………………………………….........................................7
2.1. Социальный опрос…………………………………………………………………………..7
2.2. Достоинства и эколого-экономическое обоснование…………………………………..7-8
III. Заключение………………………………………………………………………………….8
IV. Список источников и литературы…………………………………..…………………...9
V. Приложения……………………………………………………………………………..…1-5
Приложение 1 ……………………………………………………………………………..…..…1
Приложение 2 …………………………………………………………………………………....1
Приложение 3 ……………………………………………………………………………………1
Приложение 4…………………………………………………………………………………….2
Приложение 5………………………………………………………………………………….2-3
Приложение 6…………………………………………………………………………………….3
Приложение 7 ……………………………………………………………………………………4
Приложение 8 …………………………………………………………………………………4-5
Приложение 9 ……………………………………………………………………………………5
У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В жёлтом сарафанчике
Славная толстушка.
А её откроешь -
В неё сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной
Травка молодая…
А вторую отвернешь -
Там еще матрешка.
Та матрешка вовсе крошка,
То – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет -
Сарафан на ней надет
Алый, как цветочек,
И под цвет платочек.
Пуще всех её храню,
Больше всех её люблю,
Маленькую крошку -
Красную матрешку.
I. Введение
Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители переходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.
В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.
Каждый народ создавал свои игрушки, передавая в них свое мироощущение. Игрушки народов разных стран и континентов различны и своеобразны, но есть в них и общие черты. У многих народов встречаются однотипные игрушки, с однотипным сходством их конструкций, форм и декора. Это сходство объясняется общностью культурных народных традиций, единой природой эстетического чувства. Игрушки рождались в труде, и везде народные мастера учились у одного учителя – природы, работали с одинаковыми природными материалами. Родство делает их общепонятными для всех, и это одна из тех нитей, которые с детства связывают человека с наследием мировой культуры.
Тема: «Матрёшка-русская кукла».
Цель моей работы: изучить историю и технологию создания матрёшки.
Гипотеза: роспись матрёшек способствует формированию творческих способностей личности.
Объект исследования: матрёшка.
Предмет: история возникновения матрёшки и её названия.
Задачи:
1. Узнать историю возникновения названия игрушки.
2. Узнать историю создания матрёшки.
3. Изучить разновидности матрёшек.
4. Провести анкетирование и обработать полученные данные.
5. Подготовить творческую работу.
II. Основная часть
1.1. История возникновения названия игрушки.
Матрёшка (уменьш. от имени «Матрёна», восходящего к латинскому слову «Matrona» - знатная дама, мать семейства) – русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно шесть или более. (Приложение 1. Фото 1, 2)
1.2 Родина матрёшки.
Многообразна современная игрушка. В ней множество новых образов и сюжетов, художественно-стилевых поисков, авторских очерков. И каждая игрушка, прежде чем стать эталоном, образцом для подражания, проходит долгий путь. Вспомним знакомую всем матрёшку. О ней, как и родных героях, слагают легенды.
Матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространенной версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?
Япония - страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: Весёлые, разгневанные, мудрствующие…. Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце 19 столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание, и мудрость. (Приложение 2. Фото Японские матрёшки – такие…)
1.3 Появление матрёшки на Руси.
Русскую деревянную разъёмную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён, что означало мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладающим хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородием, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. (Приложение 3. Фото. Русская матрёшка)
1. 4. Изготовление матрёшки.
Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным (Приложение 4. Портрет 1) и расписанная Сергем Малютиным (Приложение 4. Портрет 2), была восьмиместной: за девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала спеленатого младенца.
Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца) освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным и до настоящего времени, сохраняя все приметы токарского искусства русских умельцев.
Как правило, матрёшки изготавливают из древесины таких лиственных пород деревьев, как липа, берёза, ольха, осина. Самым благодатным материалом является липа. Деревья, предназначенные для выделки матрёшек, спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя обязательно в нескольких местах кольца коры, иначе при сушке древесина потрескается. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Определить степень готовности материала может только опытный мастер. Брёвна, готовые к обработке, распиливают на заготовки для будущей матрёшки. До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Готовые куклы грунтуют крахмальным клеем, сушат, теперь матрёшка готова к росписи.
Приобрести заготовку матрёшки можно в магазинах, а расписать в домашних условиях легко с помощью акриловых, гуашевых или акварельных красок. Но следует помнить, что акварельные краски быстро сохнут, и поэтому могут оставаться некрасивые разводы. Если заготовка не была покрыта грунтовкой, её нужно приготовить самому, смешав клей ПВА с водой. Расписанную матрёшку для блеска нужно покрыть лаком, лучше паркетным. (Приложение 4. Фото Матрёшки, готовые к росписи.)
1.5 Виды матрёшек.
До 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после её закрытия в подмосковном Сергиевом Посаде. По приданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей.
В 1900 году русская матрёшка экспонировала на всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.
Благодаря огромной популярности матрёшки, в России стали возникать новые центры по её изготовлению и росписи. Теперь не только Сергиев Посад славился изготовлением игрушек, но и город Семёнов в Нижегородском крае.
Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью, в неё вкладывают до 15 – 18 кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72- местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метров, а высота 1 метр.
Полховский Майдан – ещё один центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области.
Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60-е годы.
При упоминании о “загорской” матрёшке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
Село Мериново было известно своими токарными изделиями. В 1922 году мериновский мастер А. Ф. Майоров изготовил знаменитую мериновскую матрёшку. (Приложение 5. Фото 1-8 виды матрёшек)
1.6 Матрёшечный бум 20-го столетия.
В начале 20 столетия начался настоящий матрёшечный бум. Кроме традиционной девушки в сарафане, появились изображения пастушков с дудочкой, бородатых мужичков, женихов и невест. Позже появились тематические матрёшки, изображавшие, например, персонажи литературных героев. Тема сказок тоже всегда манила мастеров русской матрёшки. Иллюстрировались «Репка», «Иван царевич», «Жар-птица» и др. Фантазия мастеров не знала границ. Сегодня достаточно популярны матрёшки, изображающие исторических и политических деятелей. Но основное предназначение матрёшки – преподнести сюрприз – остаётся неизменным.
Русская матрёшка является символом России и так долго нравится людям. В русской игрушке, её содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Одновременно в ней с особой силой проявилась творческая энергия русского народа, его способы простыми средствами создавать выразительные образы. «Плодородие, изобилие, бесконечность жизни – таков, по всей видимости, глубинный смысл популярной игрушки». Именно поэтому русская кукла рассматривается, как символ русского искусства. (Приложение 6. Фото 1-3. Матрёшки 20-го столетия)
II. Методы исследования.
В ходе работы использованы следующие методы: изучение литературы, социальный опрос, сравнение и обобщение.
2.1 Социальный опрос.
Изучая материалы на данную тему, был проведен социальный опрос среди учащихся 3-4 классов. Приняли участие – 36 человек. (Приложение 7. Фотодиаграммы 1-3)
2.2 Творческая работа. (Приложение 8. Фото 1-8)
Проведя социальный опрос, я решил самостоятельно поучаствовать в росписи матрёшек. Для этого моей мамой были приобретены 5 заготовок деревянных игрушек и необходимые материалы.
В первую очередь была необходима грунтовка деревянных изделий. Для этого я смешал клей ПВА с водой и данный раствор нанёс кисточкой на каждую заготовку. Когда они подсохли, я перешёл к следующему этапу – прорисовывание образа карандашом. Затем я занялся росписью игрушек.
Результат меня приятно удивил!
2.3 Достоинства и эколого-экономическое обоснование.
Роспись матрёшек не приносит никакого вреда экологии, так как это:
Роспись матрёшек и экономия в семейном бюджете:
Влияние занятия росписью на умственные и творческие способности детей:
Экономический расчёт.
Для того чтобы изготовить коллекцию матрёшек из 5-ти штук, мне потребовалось:
Деревянные заготовки матрёшек – 5 шт.
Краски 6-ти цветов – 1 шт.
Клей ПВА – 1 шт.
Простой карандаш – 1 шт.
Кисточка – 2 шт.
Расчёт полной себестоимости изделия (Приложение 9. Таблица 1)
Это гораздо дешевле готового набора матрёшек из 5-ти штук, так как средняя стоимость подобного набора в Ставропольском крае 550 р. К тому же, матрёшки, расписанные своими руками, хранят тепло приятных часов, проведённых за этой работой. Стоимость моего набора матрёшек не столь велика, отсюда следует, что этот вид рукоделия не требует больших финансовых затрат.
III. Заключение
Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие – юбилейное. Кто-то из иностранцев назвал матрешку “загадкой и символом России”, что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему.
История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.
В завершении работы я решил подвести итоги своего труда и сделать выводы. Оказалось, что исследовательская работа помогла мне узнать многое. Например, я узнал об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и росписи этой игрушки, о том, почему она считается символом России и почему пользуется всенародной любовью, а также о том, какие бывают виды матрёшек и даже сам поучился расписывать матрёшек. Эта работа заинтересовала моих родных и одноклассников, а мне принесла огромное удовольствие и удовлетворение. Считаю, что это полезное и увлекательное занятие, причём не только для младших школьников.
Список источников и литературы
1. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. С-П.: Детская литература.
2. Коняев Н. Игрушки русских императоров. : Подъем 1994 №4.
3. Люди и куклы. : Декоративное искусство СССР. 1987.
4. Мифы в искусстве. Рене де Моран М.: Современник 1996.
5. Народное искусство: художественные промыслы СССР. М.: Планета 1987.
6. Народные художественные промыслы. общ. ред. М.А. Некрасовой и др.
7. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество.
8. Прекрасное своими руками: народные художественные ремесла.: сост. С. Таразян 4-е издание 1989.
9. Русская матрешка. М.: Мозаика 1995.
10. Русская игрушка. Советская Россия 1987.
Слайд 1
Матрёшка – русская кукла Выполнил: Кирин Максим, ученик 3 класса МКОУ СОШ № 17 Руководитель: Григорова Анжела Владимировна, учитель начальных классов МКОУ СОШ № 17Слайд 2
Цель: изучить историю и технологию создания матрёшки .
Слайд 3
Гипотеза: Роспись матрёшек способствует формированию творческих способностей личности.
Слайд 4
Задачи: 1. Узнать историю возникновения названия игрушки. 2. Узнать историю создания матрёшки. 3. Изучить разновидности матрёшек. 4. Провести анкетирование и обработать полученные данные. 5. Подготовить творческую работу.
Слайд 5
История возникновения названия игрушки.
Слайд 6
Родина матрёшки. Японские матрёшки
Слайд 7
Появление матрёшки на Руси. Русская матрёшка
Слайд 8
Изготовление матрёшки. Василий Звездочкин Сергей Малютин
Слайд 9
Изготовление матрёшки. Матрёшки, готовые к росписи.
Слайд 10
Виды матрёшек. Сергиевская Семёновская
Слайд 11
Виды матрёшек. Полховская Вятская
Слайд 12
Виды матрёшек. Мериновская
Слайд 13
Виды матрёшек. Загорская Нетрадиционная
Слайд 14
Матрёшечный бум 20-го столетия.
Слайд 15
Матрёшечный бум 20-го столетия.
Слайд 16
Социальный опрос. 1. Знаете ли вы историю названия игрушки?
Слайд 17
2. Знаете ли историю появления матрёшки?
Слайд 18
3. Почему матрёшка является символом России?
Слайд 19
Творческая работа - Роспись матрёшек
Слайд 20
Расчёт полной себестоимости изделия Материалы Количество Цена за шт. Всего Деревянные заготовки 5 шт. 40 200 Краски 1 шт. 35 35 Клей ПВА 1 шт. 15 15 Всего 250
Слайд 21
Коллекция матрёшек, расписанная своими руками!
Матрёшка-русская кукла
Кирин Максим
с. Сухая Буйвола, МКОУ СОШ № 17, 3 класс
руководитель: Григорова Анжела Владимировна, учитель начальных классов
Цель исследования: изучить историю и технологию создания матрёшки.
Задачи:
1. Узнать историю возникновения названия игрушки.
2. Узнать историю создания матрёшки.
3. Изучить разновидности матрёшек.
4. Провести анкетирование и обработать полученные данные.
5. Подготовить творческую работу.
Объект исследования: матрёшка.
Предмет исследования: история возникновения матрёшки и её названия.
Методы исследования:
Полученные данные: изучая материалы на данную тему, был проведён социальный опрос среди учащихся 3 – 4-х классов, в котором приняли участие – 36 человек. Из материалов опроса я узнал, что почти все опрошенные не знают историю названия игрушки, многие не знают историю появления матрёшки, а также не знают, почему она является символом России.
Выводы: В завершении работы я решил подвести итоги своего труда. Оказалось, что исследовательская работа помогла мне узнать многое. Например, я узнал об истории возникновения матрёшки, о процессе изготовления и росписи этой игрушки, о том, почему она считается символом России и почему пользуется всенародной любовью, а также о том, какие бывают виды матрёшек и даже сам поучился расписывать их. Я понял, что занятия росписью способствуют развитие умственных способностей, развитие творческого воображения, развитие самостоятельности и развитие моторики пальцев рук.
Эта работа заинтересовала моих родных и одноклассников, а мне принесла огромное удовольствие и удовлетворение.
Ручей и камень
«Течет река Волга»
Знакомимся с плотностью жидкостей
Снежная сказка
Как я избавился от обидчивости