Творческий проект ученика 3-го класса Дашукаева Умара. Проект посвящен лоскутному шитью, его современному воплощению - технике йо-йо.
Данная работа может быть полезной педагогам начальных классов, учителям технологии и руководителям кружков декоративно-прикладного искусства.
Вложение | Размер |
---|---|
dashukaev_word.docx | 37.73 КБ |
Содержание
II. Теоретическая часть
III. Практическая часть
2.1 Эксперимент 1.
2.2 Эксперимент 2.
2.3 Эксперимент 3.
2.4 Преимущества лоскутной техники «Йо-йо»
2.5 Опрос по лоскутной технике «Йо-йо»
2.6 Экономический расчёт
IV. Выводы
Введение
В этом году наша семья въехала в новую квартиру. Теперь у меня с братом есть своя комната. Чем можно украсить детскую комнату? Я решил, что таким украшением может стать декоративное панно. Можно использовать для этого разные материалы: бумагу, ткань, картон, дерево и другие. Но как же сделать изготовление панно менее затратным, не покупать в магазине материал для работы? На занятиях кружка по декоративно -прикладному искусству я познакомился с лоскутным шитьем. Меня привлекла эта техника.
Есть ли оригинальные виды лоскутного шитья? Я решил изготовить панно в необычной технике лоскутного шитья.
Цель исследования: создание декоративного панно в технике йо-йо.
Задачи исследования: 1. Изучить историю возникновения лоскутного шитья
2. Изучить технологию изготовления лоскутных изделий.
3. Изучить особенности лоскутного шитья в разных странах
4. Создать авторское изделие – декоративное панно для детской комнаты.
Объект исследования: Лоскутная техника шитья.
Гипотеза Возможно ли создание красивого декоративного панно из бросового материала, таких как остатки тканей, а также обрезки одежды.
Предмет исследования: Изучение различных видов лоскутного шитья, а также различных материалов и их свойств, для изготовления декоративного панно.
Методы исследования: изучение литературы, информации из Интернет, анкетирование, эксперименты, изучение изделий, обобщение.
Теоретическая часть.
1.Немного истории.
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань - материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно.
Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980г. До нашей эры и было найдено в Египте. Принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскутка стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.
В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 г. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий.
Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.
В России шить из лоскутков стали во второй половине 19 века, в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили заплатки, которые обыкновенно пришивались поверх дырки на вещах. заплатки имели разные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.
Расцвет лоскутного шитья пришёлся на конец 19 века и был связан с развитием машинного производства ситца. В обиход вошли ситцевые изделия. Их украшали лоскутными орнаментами.
Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынудила женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берёт начало от традиционного народного ремесла.
Толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитьё из лоскутка также называют, лоскутной мозаикой”. С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства.
Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски. Не случайно оно обязательно входило в приданое невесты, и для новорожденного всегда шили одеяльце из лоскутков.
Можно не преувеличивая сказать, что лоскутные одеяла помогли выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали разноцветьем воспоминаний о счастливой мирной жизни. В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток.
Готовые изделия можно было рассматривать как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать, о чём думала девушка, выполняя работу.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике.
Я решил узнать о необычной лоскутной технике «Йо-йо» .
«Йо-йо» представляет собой ажурную композицию из самых разных по цвету круглых фрагментов, каждый из которых напоминает своим внешним видом сухую сплющенную «лепешечку». Весь орнамент от начала до конца собирается только вручную.
1.2 Тайная история лоскутной техники «Йо-йо»
Я изучил книги по лоскутной технике, статьи из журналов о «Йо-йо» и выяснил, что эту технику еще называют «Розетт», «Маргаритки». Как оказалось, у этой техники не одно, а целых два имени - британское, и американское. В Англии ее называют "Саффолкские пуфы". Считается, что технология происходит из графства Саффолк, Великобритания и родилась в XVII веке. Именно на это время приходится расцвет в Саффолке прядильной и шелковой промышленности. Ткани были дороги, и женщины сохраняли каждый кусочек ткани и каждый обрезок, полученный при кройке. Так они стали вырезать кружочки из небольших лоскутов или выношенной, никуда уже не годной одежды и делать из них вот эти самые пуфы. Пуфы соединяли между собой или рядами, или по кругу и создавали скатерти, покрывала, а также объемные детали панно из ткани.
Как "Саффолкские пуфы" стали "йо-йо"
Новый всплеск моды на объемные лоскутные детали пришелся на начало 20 столетия и совпал с новой забавой, привезенной в Америку с Филлипин. Это была деревянная игрушка - два плоских круга, соединенных узкой перемычкой. Игрушку назвали йо-йо по филлипинскому слову, означающему "иди-иди" или "туда-обратно".
Называть технологию четырьмя буквами вместо двух слов было, конечно, удобнее, и новое название прижилось. Популярность йо-йо, как лоскутной техники началась в 20-е годы, был еще один всплеск в 40-е (понятно, первый период пришелся на великий экономический кризис, второй — на послевоенные тощие годы)».
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья, среди них: «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо»). Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной.
Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров лоскутного шитья всех направлений.
К утилитарности лоскутной техники прибавляется эстетика, самовыражение, стиль, эксклюзивность. Если в старые времена лоскутное одеяло в доме было доказательством низкого достатка его жителей, то сейчас наоборот — свидетельством зажиточности и стремления сделать свой интерьер не только уютным, но и красивым.
1.3 Классический способ изготовления йо-йо
В 3 классе на занятиях кружка я изучил лоскутную технику «Йо-йо». Изготовление йошек совсем не сложное, не требует много места, из инструментов необходимы игла и ножницы.
1.4 Материалы для йо-йо
Для шитья подходят почти все ткани кроме толстых и тяжелых. Хорош капрон, шёлк, трикотаж, штапель, кружевное полотно, даже шерсть. Однако ткани, которые используются в одном изделии, должны быть похожих фактур, например: только шёлк и капрон, только шерсть и полушерсть и т. д. Лучше всего использовать хорошо драпирующееся ткани. Сухая хлопчатобумажная ткань нежелательна, так как дает мятые складочки, но и она идет в ход.
Практическая часть.
2.1 Эксперимент №1.
В первом эксперименте я использовал разные ткани для изготовления йошек. Делал одинаковый подгиб у кружочков ткани (0,5 - 0,7 см) и прокладывал одинаковой длины стежки «Вперед иголку» (0,5 см). Вот что у меня получилось.
Капрон - хорошо прокалывается иглой, шить легко.
Тюль - работать с этой тканью понравилось.
Хлопчатобумажная ткань - никаких проблем не возникло, складочки четкие
Трикотаж - растягивается, трудно делать стежки одинакового размера, шить получается медленно, застревает игла. Лучше использовать тонкий трикотаж без ворса.
Синтетика - плохо подгибается из-за толщины и жесткости, нужно делать подгиб больше чем 7 мм, трудно стягивать, получается большое отверстие.
Шелк - отличная ткань для шитья йошек, хорошо стягивается, понравилось с ней работать, но если шелк сильно осыпается, то делать больше подгиб.
2.2 Эксперимент №2
Могут ли быть не только круглыми, но и другой формы? Я не видел йошек из квадратных и треугольных заготовок, поэтому попробовал сделать такие йошки.
В результате эксперимента получились оригинальные йошки со складочками, расположенными в сторону углов. Цветочек выполнен из круглой йошки. Я перекидывал нить от середины через край детали 5 раз, затем стянул.
2.3 Эксперимент №3.
Я решил прокладывать стежки «Вперед иголку» разной длины, используя для заготовок разную по толщине ткань. Я вырезал кружки одинакового диаметра из синтетической ткани средней толщины (2 шт.) и тонкой хлопчатобумажной (2 шт.). На одной паре разных тканей прокладывали стежки 0,5 см на другой - 1 см. Маленькие стежки делают мелкие складки и подходят для тонких тканей, отверстие остается небольшим. На толстых тканях остается большое отверстие, трудно стягивать ткань. Большие стежки делают крупные складки и подходят для толстых тканей. Отверстие остается небольшим. На тонких тканях отверстие получается очень маленькое.
2.4 Преимущества лоскутной техники «Йо-йо»
Чем хороша лоскутная техника «Йо-йо» — да практически всем!
2.5 Опрос по лоскутной технике «Йо-йо»
Я опросил 50 человек – это женщины и девушки. В состав опрошенных вошли учащиеся школы, учителя, близкие, знакомые и друзья. По результатам опроса я выяснил, что большинство опрошенных не знают о лоскутной технике «Йо-йо» или только что-то слышали о ней. Ученицы школы не знают эту технику и не умеют выполнять йошки, участники кружка «Марья-искусница» знают как классическую технику лоскутного шитья и умеют выполнять йошки с занятий. Большая часть опрошенных не изготавливала изделия в лоскутной технике «Йо-йо». я выяснил, что лоскутная техника «Йо-йо» имеет как «+», так и «-». Опрошенные оценили эту технику за декоративность и простоту изготовления, но отмечают её трудоемкость. Также отмечена «+»: оригинальность и большие возможности техники, но некоторых останавливает большой расход материалов и сложность в стягивании йошки при изготовлении. Во время беседы с опрашиваемыми я увидел заинтересованность йо-йо, особенно у тех, кто не знал эту технику. Когда мы предложили на выбор разные материалы для изготовления декоративного цветка, то большинство выбрали йошки.
Результаты опроса нас не очень обрадовали, хотя опрошено было относительно небольшое количество учащихся МБОУ СШ№11. Наш город небольшой, но проходящие в нем выставки декоративно-прикладного творчества привлекают внимание многих, поэтому я думаю, что с лоскутной техникой «Йо-йо» в городе знакомы, особенно женщины.
2.6 Экономический расчёт.
При выполнении панно я использовал лишь лоскутки тканей, поэтому экономия средств достаточно значительная. Для оформления панно я взял готовую рамку стоимостью 100 рублей. Также мне потребовались нитки и пуговицы. Но эти материалы я тоже не приобретал , а использовал то, что имелось дома в наличии у мамы.
Используемые материалы | Цена (руб.) | Расход материала на изделие | Стоимость (руб.) |
Ткань для основы панно | 0 руб. (лоскут) | 35см х 25см | 0 руб. |
Ткань для деталей йо-йо, листочков и веточек | 0 руб. (лоскут) | Лоскутки диаметром 10-12 см | 0 руб. |
Пуговицы 5 шт | 0 руб | 5 шт | 0 руб (пуговицы бывшие в употреблении) |
Рамка деревянная 30 х 20 | 100 руб. | 1 шт. | 100 руб. |
Выводы: моя гипотеза о том, что возможно ли создание красивого декоративного панно из бросового материала, таких как остатки тканей, а также обрезки одежды подтвердилась. Используя ненужные лоскутки, обрезки тканей я изготовил декоративное панно для детской комнаты. В процессе экспериментальной работы я подтвердил возможности использования тканей для изготовления йошек. Я умею выполнять йошки разной формы и знаю какие по размеру использовать стежки "Вперед иголку" в зависимости от толщины ткани.
Список литературы:
Яблоко
Ручей и камень
Рисуем акварельное мороженое
Как я избавился от обидчивости
Ералаш