Рассмотрен архитектурный ордер в барокко
Вложение | Размер |
---|---|
arhitekturnyy_order_v_barokko_1.pptx | 2.82 МБ |
Слайд 1
Архитектурный ордер в барокко АрхитектурныйСлайд 2
Архитектурный ордер в барокко Исполнитель: Ердякова Анастасия, ученица 11 класса «А» МБОУ «Школы №32 имени «Молодой гвардии » города Ростова-на-Дону
Слайд 3
Классические ордерные системы
Слайд 4
Архитектурный ордер – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Строгая система, которая получила название «ордер», появилась только в Древней Греции. Само слово происходит от латинского « ordo » — строй, порядок. Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола : дорический, ионический и коринфский (возникли в Древней Греции), тосканский и композитный (появились в Древнем Риме). Коринфский в Греции почти не применялся и стал распространён в Риме.
Слайд 5
Обладая общей исходной конструкцией, ордера имеют и общие основные части: колонны , антаблемент и стереобат (ступенчатое основание). Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями . Верхняя часть капители – абака – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы . Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис. Стволы колонн обработаны вертикальными углублениями – каннелюрами .
Слайд 6
Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: архитрав , фриз и карниз . Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролёт между колоннами. Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия. В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита ( гейзон ), которая выносится вперёд и служит в то же время переходом к крыше здания. Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создаёт особый художественный характер каждого ордера.
Слайд 7
Основные правила ордерных систем Виньолы Ордера могут быть разделены на простые (тосканский и дорический) и сложные (ионический, коринфский и композитный). При определении размеров частей ордеров и для их начертания применяется условная единица измерения – модуль . У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), в сложных ордерах – на 18 парт. При свободно стоящих колоннах в состав ордера входят колонна и антаблемент. При сочетании колоннады с аркадой в состав ордера, помимо колонны (превращающейся в полуколонну) и антаблемента, входит ещё и пьедестал. Общая высота антаблемента у Виньолы равна одной четверти высоты колонны в простых ордерах и одной пятой высоты колонны в сложных ордерах. 14 16 18 20 20
Слайд 8
Ордерная система в барокко XVII-XVIII веков Язык классического ордера стал основным материалом для формирования художественных систем, складывавшихся в XVII-XVIII столетиях.
Слайд 9
Начало барокко условно относят к 70-80-м годам XVI в., однако его истоки восходят к эпохе Возрождения. Архитектура этого стиля отличается возрастающей ролью эмоционального начала, контрастностью, напряжённостью, динамикой образов, стремлением к величию и пышности. Ордер в классической архитектуре является базовым модулем, который может неоднократно повторяться, определяя структуру здания. Изменения какой-либо из частей или нарушение пропорций может разрушить целостность восприятия сооружения. Но именно это явление стимулировало зодчих стиля барокко вмешиваться в пропорции и вносить изменения в элементы ордера.
Слайд 10
Ордер в барокко, оставаясь основным средством расчленения, почти полностью теряет конструктивность: его трактовка подчёркнуто декоративна и пластична. Элементы ордера растягивали, скручивали, накладывали друг на друга. Пропорции и ритм расположения элементов тоже претерпевал изменения по отношению к традиционным классическим. Чем больше изменений производились зодчими в отношении ордера, тем менее значимым казался сам ордер. В декоре барокко активно участвуют фронтоны, волюты, колонны, объёмный крупный рельеф. Большое значение приобретает монументальная скульптура, которую широко используют в декоре зданий.
Слайд 11
К числу первых произведений, в которых уже ясно наметились черты барокко, можно отнести главную церковь ордена иезуитов Иль Джезу (Иисуса) в Риме (1575 г.), построенную Джакомо де ля Порта на основе проекта Виньолы. Глубинное развитие внутреннего пространства подчёркнуто на фасаде акцентированием входа. Его выразительность достигается путём нарастания к центру ордерных форм, создания сильных контрастов света и тени, динамичным движением членений от краёв к оси. Плоскость фасада воспринимается как массивный "экран", за которым главное - внутреннее пространство.
Слайд 12
Особенно яркое выражение черты барокко получили в архитектуре церкви Сан Карло у четырёх фонтанов (1638-1640 гг.) в Риме, построенной одним из крупнейших мастеров барокко Франциско Борромини . Её пышный и до предела насыщенный пластикой фасад, расчленённой двумя ярусами ордеров – своеобразная кульминация принципа острой эмоциональной выразительности, сконцентрированной в разработке форм, акцентирующих главный вход. Каменная стена, благодаря волнообразной структуре и скульптурности , обрела черты мягкого пластичного материала, из которого зодчий свободно "лепит" форму.
Слайд 14
Кронштейн — консольная опорная деталь или конструкция для крепления на вертикальной плоскости выступающих элементов (например, козырьков или балконов). Модульон – своеобразный кронштейн, поддерживающий выносную плиту карниза.
Слайд 15
Кариатиды и атланты
Слайд 16
Основные особенности барочных ордеров можно рассмотреть на примере архитектуры елизаветинского барокко. Дорический ордер встречается достаточно редко, на первых этажах зданий. Отношение высоты колонны к нижнему диаметру примерно соответствует ордерному — 9 против 8 нижних диаметров соответственно. Антаблемент и пьедестал нарисованы свободно, с большими отклонениями от ордерных пропорций. Высоты этих элементов могли быть значительно больше или меньше канонических. Колонны гладкие, канелюр нет. Утонение у колонн делали в соответствии с классическими традициями, пилястры выполняли без энтазиса, прямыми. База у И. Юста соответствует дорической базе по Виньоле , Растрелли предпочитал аттическую базу. Капители близки по составу к римской дорической капители, но прорисовка обломов недостаточно изящна, пропорции нарушены. Пьедестал решён как простой плинт. Структура антаблемента имеет больше всего нарушений. На фризе нет триглифов. На фасаде Манежа слабо намечены места установки триглифов, но сами эти непременные элементы дорического ордера отсутствуют. Колонны Растрелли не имеют ни архитрава, ни триглифов. На карнизах барочных ордеров не делали ни зубцов, ни модульонов , ни кронштейнов.
Слайд 17
Дорический ордер: а — в массах по Виньоле ; б — в деталях по Виньоле ; в — пилястры ограды Смольного собора (арх. Ф.Б. Растрелли); г — пилястры первого этажа Манежа Кадетского корпуса (оформление фасада — арх. И. Юст ) Здесь и далее: Н — высота колоны; D — нижний диаметр колоны; М — модуль, радиус нижнего сечения колонны
Слайд 18
Ионический ордер был широко распространён. Он ставился на первых и вторых этажах зданий. Пропорции колонн — ордерные. Размеры антаблемента и пьедестала примерно соответствуют каноническим. Пьедестал мог решаться с цоколем и карнизом, мог быть простым — без карниза. Колонны — без канелюр. База — аттическая. Капитель барочного ионического ордера значительно больше римской ионической капители. Под валютами создаётся шейка. Архитрав имеет большой вынос. Фриз без декоративного рельефа, разбивается выступами раскрепованных колонн. Размеры карниза варьируются от 1 до 1,7 модуля. Карниз — без зубцов.
Слайд 19
Ионический ордер: а — в массах по Виньоле ; б — в деталях по Виньоле ; в — первый этаж Федоровского корпуса Александро-Невской лавры (арх. М.Д. Расторгуев); г — первый этаж Зимнего дворца (арх. Ф.Б. Растрелли)
Слайд 20
Наибольшее распространение получил композитный ордер . Пропорции в целом равны или более вытянуты, чем классические. Нижний диаметр мог укладываться в высоте колонны 9,6-11,4 раз. Пьедесталы делали самой разнообразной формы: от простого плинта до сложных пьедесталов с рельефными композициями. Колонны гладкие, без канелюр. Встречаются рустованные колонны. Базы — аттические. Капители разнообразной причудливой формы. Рисунок антаблемента так же сильно изменялся от здания к зданию. Размер архитрава обычно уменьшали, карниз наоборот увеличен почти в два раза. Он мог быть большим, так как его размеры соотносили не с размерами колонн, а с величиной всего здания. Фриз иногда украшали рельефом в виде гирлянд, но он мог быть и гладким. Он окрашивался в цвет стен и ритмично разбивался белыми выступами раскрепованных колонн. Цвет архитрава и карниза всегда белым.
Слайд 21
Композитный ордер: а — в массах по Виньоле ; б — в деталях по Виньоле ; в — Екатерининского дворца в Царском селе (арх. Ф.Б. Растрелли; г — первый этаж Зимнего дворца (арх. Ф.Б. Растрелли); д — Строгановского дворца (арх. Ф.Б. Растрелли)
Слайд 22
Особым своеобразием барочный ордер обязан своим ионическим и композитным капителям. Они существенно отличаются от капителей Виньолы. Капители ионического и композитного ордеров этого времени сходны в построении. Под абакой большие валюты, снизу ставили шейку капители, которую отделяли от ствола колонны астрагалом. Шейка капители могла быть гладкой или с бороздами по типу канелюр. Капители ионического ордера Капители композитного ордера
Слайд 23
Главное, что отличает ордер в барокко от классических образцов, — это особая стилистика декоративности и свобода поиска. Цель этих изменений — при относительной простоте изготовления достичь максимального декоративного эффекта. Благодарю за внимание
Волшебная фортепианная музыка
Акварель + трафарет = ?
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Браво, Феликс!
Усатый нянь