Мы выбрали эту тему, потому что в нашей школе есть школьный театр, это прекрасное место, где мы общаемся. Здесь бывает интересно абсолютно всем - подросткам, ученикам младших классов, выпускникам, родителям. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу, дают повод для внешкольных встреч, во время которых происходит разучивание ролей, репетиции и обсуждение костюмов.К Новому году наш маленький коллектив, под руководством Ольги Васильевны Бакалец, решил поставить пьесу «Новогоднее происшествие». Эту Новогоднюю сказку мы планировали показать ученикам нашей школы, и в других учреждениях нашего села: детском садике, в сельской больнице в отделении сестринского ухода и школе-интернате в рамках проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». Мы выиграли грант Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи», что позволило нам заказать и приобрести разборную металлическую ширму для театра. Но у нас возникла проблема - не было декораций для этой пьесы, да и вообще никаких декораций не было. Надо было изготовить декорации. Мы решили изготовить декорации из ткани ("одежду" для ширмы, которая будет создавать настроение и иллюзию места действия) в виде аппликации на полотне, которые будут прочными, а значит, они долго прослужат и их легко переносить с места на место. Тем более все участники объединения «Школьный театр» уже третий год на уроках технологии учатся шить, поэтому мы обратились за помощью к учителю технологии Минц Валентине Михайловне, она заинтересовалась нашей идеей и решила принять участие в изготовлении декораций.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Горнозаводска
Невельского района Сахалинской области»
Творческий проект/Декоративно-прикладное искусство
Учебный проект:
«Театральная декорация для школьного театра – Зимняя сказка».
Авторы:
Суворова Ольга Александровна, 8-й класс
Шильдт Алена Андреевна, 8-й класс
Морозова Татьяна Александровна, 8-й класс
Руководители:
Бакалец Ольга Васильевна – педагог дополнительного образования
Минц Валентина Михайловна – учитель технологии
с. Горнозаводск, 2014 г.
Содержание
3. Разработка эскиза декораций ……………………………………………………7
4. Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования….....................7
5 Последовательность изготовления изделия…………………………………......9
6. Экологическая экспертиза……………………………………………………...10
III. Заключение…………………………...............................................................11
Список литературы…………………………………………………………………12
Рецензия……………………………………………………………………………..13
Мы выбрали эту тему, потому что в нашей школе есть школьный театр, это прекрасное место, где мы общаемся. Здесь бывает интересно абсолютно всем - подросткам, ученикам младших классов, выпускникам, родителям. Занятия в театральном коллективе укрепляют дружбу, дают повод для внешкольных встреч, во время которых происходит разучивание ролей, репетиции и обсуждение костюмов.
К Новому году наш маленький коллектив, под руководством Ольги Васильевны Бакалец, решил поставить пьесу «Новогоднее происшествие». Эту Новогоднюю сказку мы планировали показать ученикам нашей школы, и в других учреждениях нашего села: детском садике, в сельской больнице в отделении сестринского ухода и школе-интернате в рамках проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается». Мы выиграли грант Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи», что позволило нам заказать и приобрести разборную металлическую ширму для театра. Но у нас возникла проблема - не было декораций для этой пьесы, да и вообще никаких декораций не было. Надо было изготовить декорации.
Мы всем нашим коллективом вместе с педагогом по театральному кружку начали обдумывать, как решить эту проблему. Создали банк идей:
Мы обсудили все варианты: декорации из природных материалов будут очень громоздкими и зимой их тяжело найти, рисованные декорации, конечно, удобны для переноса с одного места на другое, но они быстро порвутся. И поэтому мы решили изготовить декорации из ткани ("одежду" для ширмы, которая будет создавать настроение и иллюзию места действия) в виде аппликации на полотне, которые будут прочными, а значит, они долго прослужат и их легко переносить с места на место. Тем более все участники объединения «Школьный театр» уже третий год на уроках технологии учатся шить, поэтому мы обратились за помощью к учителю технологии Минц Валентине Михайловне, она заинтересовалась нашей идеей и решила принять участие в изготовлении декораций.
Итак, у нас появилась цель – изготовить декорации в виде аппликаций на ткани для ширмы, которая будет использоваться в Новогоднем спектакле и выездных концертах.
После того, как у нас появилось четкое представление об исходной проблеме проекта, и стала ясной цель, надо было спланировать все шаги, которые нам предстояло пройти:
Нам предстояло выполнить следующие задачи:
Теоретические
- знакомство с историей и развитием театральных декораций;
- изучение требований, предъявляемых к декорациям школьного театра;
- знакомство с технологией выполнения аппликаций на ткани, выбор оптимального метода для выполнения декораций;
- знакомство с текстом и сценарием сказки, для которой изготавливаются декорации;
Практические
- разработка эскиза декораций;
- приобретение материалов и фурнитуры для работы;
- выполнение декораций в выбранной технике;
- подготовка декорации к применению.
- срок изготовления декораций – две недели (окончание работы за 3-4 дня до прогонных репетиций Новогоднего спектакля)
Декорация - декорации, (франц. decoration, украшение). Живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене.
В широком значении декорация - всякое художественное украшение предмета или помещения. Отсюда глагол: декорировать — производить художественное украшение. Художник, занимающийся исполнением театральных декораций, называется декоратором.
Слово Декорация всего чаще употребляется для обозначения принадлежностей театра, имеющих своим назначением производить иллюзию места, в котором происходит действие, разыгрываемое на сцене. Поэтому театральные декорации представляют по большей части либо пейзажи, либо перспективные виды улиц, площадей и внутренности зданий.
Театрально-декорационное искусство - это искусство создания зрительного образа спектакля, посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театральных декораций тесно связано с развитием театра, драматургии, изобразительного искусства.
Сценические представления обставлялись декорациями еще у древних греков. Как на одного из старейших декораторов, известных в истории, можно указать на Агафарха, жившего приблизительно в 460-420 гг. до Р. Хр. В новейшие времена декорационная живопись, развилась, прежде всего, в Италии, которая доставляла лучших мастеров по этой части и другим странам. Из итальянских декораторов в XVIII ст. особенно прославился Дж. Сервандони, работавший для Королевской оперы в Париже. Потом первенство в рассматриваемой области перешло к французам, таким как театральный живописец Боке, знаменитый Ватто. В России потребностям императорских театров удовлетворяли в начале приезжие декораторы - итальянцы Перизинотти, Кваренги, Канопи, затем немецкие художники Андреас Роллер, А. Вагнер. Только во второй половине XIX века декорационная живопись России вступила на путь самостоятельности, благодаря таким даровитым мастерам как М.И. Бочаров и М.А. Шишков, и учреждению при Академии художеств особого класса для изучения этой отрасли искусства.
Культура каждой страны и времени существенно отличались друг от друга, поэтому к декорированию сцены в разных странах подходили по-разному.
Кроме декорационной живописи в изготовлении театральных декораций используются и другие техники декорационно-прикладного искусства, среди которых, можно выделить аппликацию для отделки задника сцены. Диапазон возможностей этой техники огромен – от детских открыток до театральных декораций, от карнавальных костюмов до портретов от скатертей и штор до декоративных сосудов. В переводе с латинского аппликация означает «прикладывание». Выполняется она способом наложения кусочков цветной ткани на основную ткань и закреплением их.
Декорация - неотъемлемая часть спектакля. Фон, на котором происходят основные события, называется задником. Задник вешается на специальные стойки или театральную ширму.
Показ спектаклей школьного театра проходит не только в родных стенах школы, но и в других учреждениях, на не приспособленных площадках.
К декорациям школьного театра предъявляются особые требования:
Полное оформление театральной постановки должно сочетать в себе «мягкую одежду сцены», то есть занавес, портьеры (возможно даже арлекины, падуги, драпировки), сценические задники. Еще необходимы две ширмы для переодевания актеров — отдельно для мальчиков и девочек. Такое оформление сцены и оборудование для нашего школьного театра мы планируем изготовить в ближайшее время.
3. Разработка эскиза декораций
Для оформления спектакля «Новогоднее происшествие» нужно было придумать декорацию. Для того, что бы определиться с композиционным решением полотна, необходимо было познакомиться со сценарием сказки. Действие сказки происходят на опушке зимнего леса. Поэтому основу композиции должен составить сказочный пейзаж зимнего леса.
Эскизы мы планировали выполнить таким образом, чтобы при перестановке створок ширм композиция рисунка не нарушалась (стыковка сугробов на разных половинках ширмы). Мы приступили к разработке эскизов, выполнив работу сначала в виде рисунка, а затем и аппликации в масштабе. Затем выбрав самый подходящий для сценария спектакля эскиз, приступили к воплощению идеи проекта.
Материалом для задника могут служить сатин, штапель, бязь, искусственный шелк. Можно использовать и различные отделочные материалы.
Для проекта была куплена ткань креп-сатин белого цвета, синего, кристалон – сиреневого цвета и габардин белого цвета, штапель зеленого цвета, бязь белого цвета. Кроме того, были приобретены нитки разных цветов, портновские булавки, ручные иглы, портновские мелки, сантиметровая лента, листы ватмана, ножницы.
В проекте было использовано оборудование школьного кабинета технологии: раскройные стола, швейные машины, гладильная доска, утюг.
Таблица 1. Расходные материалы.
№ п/п | Наименование расходного материала | Кол-во | Цена (в руб) | Стоимость (в руб) |
1 | Бязь белая | 6 м | 100 | 600 |
2 | Креп-сатин белый | 3 м | 200 | 600 |
3 | Креп-сатин синий | 1,5 м | 200 | 300 |
4 | Кристалон сиреневый | 1 м | 250 | 250 |
5 | Габардин белый | 1,5 м | 150 | 225 |
6 | Штапель зеленый | 1,5 м | 260 | 390 |
7 | Нитки (белые, цветные) | 5 | 17 | 85 |
Итого | 2450 рублей |
Таблица 2. Инструменты, приспособления, оборудование.
№ п/п | Название |
1 | Ручные иглы |
2 | Ножницы |
3 | Наперсток |
4 | Сантиметровая лента |
5 | Лекала |
6 | Колышек |
7 | Булавки портновские |
8 | Резец |
9 | Портновские мелки |
10 | Швейные машины |
11 | Утюг |
5.Последовательность изготовления изделия.
№ п/п | Ход работы | Вид работы | Дополнительные пояснения |
1 | Измерить готовую театральную ширму, состоящую из двух створок | Р. | размер 120*180 (2шт.) |
2 | Подобрать ткани, подходящие по текстуре, цвету и размеру. | Р. | |
3 | Разработать эскиз в рисунке | Р. | М 1:20 |
4 | Выполнить эскиз на ткани | Р. | М 1:20 |
5 | Сделать шаблоны сугробов, елей на ватмане в натуральную величину | Р. | |
6 | Выкроить основу аппликации (бязь) и отдельные детали: небо, сугробы, тени, ели в натуральную величину. | Р. | |
7 | Обработать каждую деталь композиции швом вподгибку с открытым срезом | Р., М | |
8 | Готовые детали разложить на основе и приметать к ней. | Р. | |
9 | Приметанные детали настрочить на швейной машине (настрочной шов). | М | |
10 | Отутюжить готовое полотно и закрепить на ширме с помощью портновских булавок на тканевых чехлах театральных ширм. | У, Р. |
Таблица 3. Инструкционная карта.
Р – ручные работы; М – машинные работы; У – утюжильные работы
Выполнение аппликации из ткани, требует определенных навыков: умение резать ткань и умение обрабатывать край ткани. Работая над изготовлением декораций, мы соблюдали правила техники безопасности при работе с ножницами, ручными иглами, портновскими булавками, швейной машиной, утюгом.
В ходе работы мы столкнулись с такими проблемами:
Экологическая экспертиза.
Технология изготовления театральных декораций в виде аппликаций не оказывает вредного влияния на окружающую среду. В данном изделии были использованы качественные материалы в определенном количестве. Остатков от раскроя ткани практически нет. Мелкие обрезки будут использованы на уроках технологии в 5-6 классах для изготовления образцов швов и выполнения аппликаций. Отходы не влияют на загрязнение окружающей среды. Театральные декорации не оказывают отрицательного влияния на здоровье человека.
III. Заключение.
В ходе выполнения работы мы познакомились с историей и видами театральных декораций, особенностями декораций для школьного театра, научились выполнять декорации в виде аппликации на ткани.
В процессе работы было изучено много различной литературы, которая очень помогла в выполнении нашего проекта.
В начале работы перед всеми участниками проекта стояла цель - создание декорации для театральной ширмы. Декорация была выполнена в срок и использовалась в показе детского спектакля «Новогоднее происшествие» и Новогоднем концерте - «Зимняя сказка», которые прошли в период с 25.12.13 по 30.12.13. Спектакль и концерт прошли в школе, и в других организациях в рамках проекта «Подари тепло и свет тому, кто в этом нуждается» Фонда социальных инициатив «Энергия» компании «Сахалин Энерджи».
Но данная декорация может быть использована не только в этом спектакле, так как пейзаж, который изображен на ткани может быть применен и в других постановках и спектаклях.
Выполнение этого проекта принесло всем участникам огромное эстетическое удовлетворение, нам понравилось разрабатывать эскизы, придумывать новые декорации и работать в технике аппликации на ткани. Мы узнали много интересного об истории театральных декораций. Мы довольны результатом своей работы и считаем, что мы достигли цели. В дальнейшем мы в таком же составе планируем продолжить свою работу над созданием декораций для объединения «Школьный театр».
Список литературы.
Другие источники
Рецензия.
На учебный проект «Театральная декорация для школьного театра – «Зимняя сказка», выполненный ученицами 8-го класса Суворовой Ольгой, Шильдт Аленой, Морозовой Татьяной.
Содержание проекта полностью соответствует теме. Последовательно и логично составлен план проекта. Выбор темы говорит о стремлении учениц глубже узнать об истории развития театральных декораций, проанализировать разные приемы выполнения работы в технике аппликация и применить в своей работе. Весь теоретический материал правильно систематизирован.
Умело, отобран исторический и специальный материал. Указывается проблема, цель, задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели и выполнения проекта.
Обращает внимание актуальность выбранной темы, глубина подхода к ней, искренняя заинтересованность учениц в проблеме, обозначенной темой.
Дается технологическая последовательность изготовления декорации в виде аппликации, экологическая и экономическая оценка. Проект несет практическую направленность и может быть использован в качестве пособия в кружковой работе и на уроках технологии. Работа оформлена в соответствии с требованиями к оформлению проекта. В заключительной части проекта ученицы дают оценку своей работе.
За чашкой чая
Мороз и заяц
Отчего синичка развеселилась
Три орешка для Золушки
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Комментарии
Я очень благодарна Валентине
Я очень благодарна Валентине Михайловне за творческое сотрудничество, взаимопомощь! Надеюсь на продолжение наших совместных проектов с учащимися.
я тоже за продолжение
я тоже за продолжение сотрудничества. Это очень интересно!