Работа посвящена истории возникновения пластилина и его роли в жизни детей.
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_plastilina_issl.rabota.docx | 486.19 КБ |
Управление образования администрации города Соликамска Пермского края
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
(МАОУ «СОШ №2»)
Тема исследования «Секреты пластилина»
(Направление искусство)
Выполнила Макарова Карина Сергеевна,
учащаяся 2а класса
Руководитель Утяшева Светлана Анатольевна,
учитель начальных классов
Соликамск, 2016 г.
Введение…………………………………………………………..
1.1. Происхождение пластилина………………………… 1.2. Применение пластилина …………………………….. 1.3. Влияние лепки на развитие ребенка II. Практическая часть исследования 2.1. Результаты анкетирования ………………………. 2.2. Приемы лепки из пластилина……………………. 2.3. Изготовление пластилина в домашних условиях……. Заключение……………………………………………………….. Библиографический список …………………………… Приложение………………………………………………………. | 3 4 5
6 6 8 10 11 12 13 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Пластилин - материал, знакомый всем с самого раннего детства.
Данную тему своей работы я выбрала потому, что мне захотелось узнать, когда появился пластилин, как его применяли раньше, для чего используют сейчас, если какие-то всем доступные приёмы лепки, и какую пользу можно получить от работы с этим материалом.
Объектом моего исследования является обычный пластилин. Выдвинутая мною гипотеза: «Делать интересные поделки из пластилина может научиться каждый!».
Цели: узнать историю возникновения пластилина, изучить доступные каждому приёмы работы с ним, понять роль пластилина в жизни детей, поделиться полученными знаниями со своими сверстниками.
Задачи:
1. Найти и изучить литературу, интернет-ресурсы и иллюстрации, которые связаны с темой исследовательской работы;
2. Изложить определение пластилина, историю его возникновения, области применения;
3.Изготовить пластилин в домашних условиях;
4.Научить лепить из пластилина свою младшую сестрёнку, познакомить с простыми приёмами лепки своих одноклассников, учащихся школы, всех желающих.
Методы и приемы работы с пластилином - изучение литературы и Интернет-ресурсов, относящихся к теме исследовательской работы, самостоятельное изготовление пластилина и поделок.
Значимость моей работы состоит в том, что собранный материал в результате исследования, можно предложить учителю использовать на уроках технологии и ИЗО, родителям для развития своих детей и совместного времяпровождения, друзьям, одноклассникам.
1. Происхождение пластилина
Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова plastilina, и от греческого plastos, что означает лепной. Пластилину уже больше века. Сначала его называли «тесто для игры». В его изначальный состав входил очищенный и размельченный порошок глины с добавлением натурального или минерального воска - озокерита, сала и других веществ, препятствующих высыханию.
Я узнала о существовании двух версий происхождения пластилина. Версия первая. Пластилин стал известен миру с 19 века, когда Франц Колба и Уильям Харбут получили патенты в Германии (на модельную массу “Plastilin” в 1880 г.) и в Великобритании (на не засыхающую глину “Plasticine” в 1899 г.)
Уильям Харбут был преподавателем школы искусств. В 1897 году он разработал материал. Этот материал не высыхал бы при создании студентами различных скульптур.
Первоначально пластилин использовался в образовательных целях. Но после того как шестеро детей Харбута заполнили дом пластилиновыми поделками в 1900 году, он открыл свою фабрику по производству пластилина. Пластилин был серого цвета. Позже его стали производить четырех цветов, добавляя в состав растительные краски. Фабрика проработала до пожара 1968 года. Затем производство было перенесено в Таиланд.
Другая версия. За пластилин поблагодарить можно Джо Маквикера из Цинциннати. Он работал на химической фабрике и запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец чистящего средства он послал своей родственнице, работающей в детском саду. Женщина заменила на занятиях обычную глину по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки.
2. Применение пластилина
Пластилин активно используется детьми в творчестве дома, в детском саду, в школе. Но не только дети имеют дело с этим материалом. Скульпторы используют его для выполнения эскизов своих работ, аниматоры – для создания героев мультипликационных фильмов. Самые известные мультфильмы, это «Пластилиновая ворона» и «Уоллес и Громит». Есть даже компьютерная игра «The Neverhood».
До сих пор взрослые помнят и с удовольствием смотрят мультфильм про пластилиновую ворону. В фильме наглядно продемонстрировано, каких чудес можно добиться, работая с пластилином. Ворона (а может быть, корова, а может быть, собака...) всегда вызывала бурный восторг зрителей. Прошедшие годы ничуть не состарили этот мультфильм. Дворник, который позднее перекочевал в полностью пластилиновый мультфильм «Падал прошлогодний снег» стал и вовсе чуть ли не национальным героем. А на создание мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло 800 кг советского пластилина, который из-за блеклых цветов пришлось раскрашивать красками. В городе Санкт Петербург есть памятник «Пластилиновой вороне», он установлен в детском киноцентре «Родина» в память об авторе мультфильма А. Татарском. Пластилиновая ворона выглядит точь-в-точь как в мультфильме: птица восседает на античной колонне и держит в руках "вертушку” и кусочек сыра. Высота скульптуры около 30 см.
Кроме лепки, его можно использовать для рисования на бумаге или картоне. Можно делать картины на прозрачном стекле, можно обмазать картонку или стеклянную баночку пластилином, а потом выкладывать на нем узоры из гречки, риса, гороха, фасоли, бусин, блесток, кусочков разноцветной бумаги.
Интересный факт: в 1956 году был изобретен пластилин марки Play-Doh как средство для очистки обоев.
Проведя анкетирование среди детей и взрослых, я сделала следующие выводы: 100% опрошенных любят лепить из пластилина, больше всего нравится лепить животных и различные предметы (цветы, мебель, вазы, дома и т.д). Все хотели бы научиться разным приёмам лепки. Большинство считают лепку полезным делом для ребёнка, но не все знают из чего он состоит и из чего можно сделать домашний пластилин.
Работая на уроках технологии в школе, мы узнали разные способы и приёмы лепки из пластилина, такие как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Но мне хотелось узнать такие приёмы лепки, с помощью которых можно научить и заинтересовать творить из пластилина и маленького ребёнка и взрослого.
Изучая литературу о пластилине, я познакомилась с книгой Рони Орина «Секреты пластилина», из которой я узнала главные секреты пластилина.
Самый важный секрет – три основных элемента.
Все пластилиновые зверюшки и предметы можно сделать из трёх основных элементов – шариков, валиков и лепёшек. Они могут быть самых разных размеров.
Ещё один секрет – белый цвет.
Пластилин смешивается так же, как и краски. Так как белый цвет является основой для многих оттенков (розового, голубого, и др.), белого пластилина нам понадобится больше, чем пластилина других цветов. Чтобы получить пластилин нового оттенка, нужно хорошенько смешать пластилин нескольких имеющихся цветов. Лучше всего смешивать маленькие кусочки пластилина, иначе такая работа может показаться очень трудной.
Хороший пластилин отличается яркостью, эластичностью, легко разминается, не прилипает к рукам, не оставляет пятен на руках и рабочей поверхности.
Подготовка к работе
Для работы с пластилином нам понадобятся предметы, которые имеются в каждом доме:
1. Зубочистки. Они нужны для скрепления деталей;
2. Пластиковый ножик. С его помощью можно легко разрезать пластилин (Пластиковый нож можно заменить полоской картона);
3. Полоска картона. Ей удобно делать насечки и прорезать бороздки.
4. Шариковая ручка будет нужна для вырезания маленьких дырочек (например, ноздрей);
5. Серные головки спичек понадобятся для вырезания дырочек размером побольше (например, дырок в жёлтом сыре).
6. Скалка нужна для раскатывания пластилина.
7. Необходимо позаботиться и о своём рабочем месте. Рабочая поверхность должна быть ровной и удобной.
Первый же опыт, показал результативность данных в книге приёмов.
Лепка мышки одноклассниками
до изучения приёмов и после:
3. Изготовление пластилина в домашних условиях
В Интернете я нашла много рецептов приготовления домашнего пластилина. Я воспользовалась одним из них:
Работу я выполняла пошагово:
Шаг 1. В каждую из четырёх чашек налила по столовой ложке воды.
Шаг 2. Добавила красители.
Шаг 3. В каждую чашку добавила по стакану муки.
Шаг 4.Затем добавила по 3 столовой ложки соли.
Шаг 5.Добавила по 2 столовой ложки растительного масла.
Шаг 6.Затем по 3 столовой ложки воды.
Всё смешала, размяла, получила безопасный пластилин, поэтому сразу стала учить младшую сестрёнку лепить весёлого зайчика.
Исследуя разный материал о пластилине, я выяснила, что моделирование, лепка, аппликация развивают фантазию, наблюдательность и художественный вкус. Создавая поделки из пластилина, ребенок учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.
Речевой центр и центр, отвечающий за движения пальцев рук, находятся в головном мозге человека рядом, что развитие мелкой моторики оказывает большое влияние и на развитие речи, и на другие способности ребенка. Замечено, что у детей с развитой мелкой моторикой рук хорошо развита память, они умеют концентрироваться на одном занятии, обладают терпением и усидчивостью, развивается абстрактное мышление и умение логически мыслить, появляется связная речь. У них лучше развита координация движений, малыши лучше владеют бытовыми навыками. Все эти умения придают каждому ребенку уверенность в своих силах.
Лепка из пластилина – это ручной труд, а любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение любознательности.
Лепка благотворно влияет на нервную систему в целом, развивает мелкую моторику рук, пространственное мышление, усидчивость. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Заключение
В результате исследовательской работы гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, научить лепить из пластилина можно каждого, к тому же работа с пластилином приносит огромную пользу детям.
Работа с пластилином развивает личные качества: учит детей внимательности и аккуратности, способствует развитию детской фантазии. В то же время это отличное развлечение, которым можно заниматься не только в одиночку, но и с друзьями, с одноклассниками и даже с родителями.
В домашних условиях можно изготовить безопасный пластилин, которым без вреда для своего здоровья (даже если его чуть-чуть попробуют) могут пользоваться даже очень маленькие дети.
Дальнейшим этапом моего исследования будет изучение влияния работы с пластилином на улучшение почерка одноклассников.
Библиографический список
1. Грушина Л.В. Лепись, рыбка! Детское художественное творчество. Изд.: Цветной мир, 2012 г.
2. Морозова О.А. Волшебный пластилин. Рабочая тетрадь по художественному труду, М: «Мозаика – Синтез», 1998.
3. Новацкая М.В. Пластилиновый зоопарк. Как слепить зверюшку за 15 минут. Изд.: Питер, 2012 г.
4. Орен Р. Секреты пластилина. Изд.: Махаон, 2010 г.
5. Янушко Е.А. Пластилиновый мир. Маленький художник,
2008
11. http://board.doshkolnik.ru
14. http://plast.me/classic/139-kratkaya-ist...
15.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22015/
Приложение
Анкета
Укажите, пожалуйста, Ваш
Возраст/класс ___________
Пол м/ж
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Нравится ли Вам лепить из пластилина? ____________________
2.Что Вы больше всего любите лепить из пластилина? __________
_____________________________________________________
3. Считаете ли Вы, что владеете искусством лепки в совершенстве? _______
4. Можно ли научить лепить из пластилина любого человека? _________
5.Хотели бы Вы научиться разным приёмам лепки? __________
6. Влияет ли лепка на развитие ребёнка? __________________
______________________________________________________
7. Как Вы думаете, из чего делают пластилин? ___________
______________________________________________________
8. Можно ли приготовить пластилин в домашних условиях?
______________________________________________________
Спасибо за ответы
1. Нравится ли Вам лепить из пластилина? 100 %
2.Что Вы больше всего любите лепить из пластилина?
Животных - 43%, людей - 8 %, различные предметы -49%
3. Считаете ли Вы, что владеете искусством лепки в совершенстве? 26%
4. Можно ли научить лепить из пластилина любого человека? 100%
5.Хотели бы Вы научиться разным приёмам лепки? 100%
6. Влияет ли лепка на развитие ребёнка? Да – 78%
7. Как Вы думаете, из чего делают пластилин? Силикон -4%, вода, соль, мука – 13%, тесто – 22%,пластик – 4%, вода, глина, соль, краски – 4%, не знаю -53%
8. Можно ли приготовить пластилин в домашних условиях? Да -91 %
Девочка-Снегурочка
«Течет река Волга»
Именинный пирог
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский