Исследовательская работа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКАЛЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕЛИВАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Народные промыслы казахского народа в нашей деревне. Технология изготовления кошмы и курпе.
Исследовательская работа
Хасенов Суюныш Серикбаевич
ученик 10класса МБОУ «Новоцарицынская СОШ»
Руководитель: Кугабаева Асылтас Даулетовна
учитель русского языка и литературы
Омская область Москаленский район
д.Селивановка
2015г.
Содержание
Введение________________________________________________
Многовековая традиция развития прикладного искусства казахского народа
Приемы и технология изготовления изделий. Войлочное производство (Кошма).
Приемы и технология изготовления изделий. Курпе
Заключение ____________________________________________
Список литературы ______________________________________
Приложения:____________________________________________
ВВЕДЕНИЕ
Народ – не только сила,
создающая все материальные ценности.
Он – единственный и неиссякаемый
источник ценностей духовных,
первый по времени, красоте и гениальности
творчества философ и поэт,
создавший все великие поэмы,
все трагедии земли и величайшую из них –
историю всемирной культуры.
М.Горький
В жизнь нашей школы все активнее входит краеведение, открывающее большие возможности. Мы знакомимся с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края. Собранные материалы используем при подготовке литературно-музыкальных вечеров, на уроках, кружковых занятиях, школьных мероприятиях. Краеведческая работа приобщает нас к литературе, к исследовательской работе, заинтересовывает и увлекает, способствует познанию своего края, воспитанию любви к Родине.
Участвуя в организации поисков предметов быта казахского народа, я был приятно удивлен, увидев работы наших бабушек. Почти в каждой семье, где мне довелось побывать, много текстильных предметов быта из овечьей шерсти. Мне было интересно узнать о традиционных видах прикладных ремесел казахского народа. Мои ровесники, в том числе и я, мало знаем историю своей нации, плохо владеем родным языком, поэтому я поставил перед собой цели:
1. Глубже и полнее узнать о прикладном искусстве казахского народа.
2.Познакомиться с историей создания народных промыслов, их художественной ценностью.
3.Увидеть не только прекрасное, но увидеть прежде всего человека, чьими руками, умом, талантом создается замечательная продукция народных промыслов.
4.Узнать историю родного края, своего народа.
Метод, избранный мною для исследования - поисковая работа предметов быта, фото, опрос и анкетирование, обобщение и систематизация полученной информации
Изучение общественного мнения среди жителей деревни Селивановка (приложение № 1)
Провел анкетирование. Выяснилось, что большая часть опрошенных не знали ни народных песен, ни народных игр, ни народных обычаев. В погоне за «современностью» мы забыли свое прошлое. Это тоже своего рода итог работы. А ведь народная культура – это такой богатый материал. Безусловно, я считаю, что эта тема очень актуальна. В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Ознакомление с продукцией народных промыслов воспитывает у учащихся гордость за творения своего народа, делает их более духовными и эрудированными и повышает их культурный уровень. Оно активно влияет на формирование художественных вкусов.Такое изучение расширяет общий кругозор,развивает интересы, способности, инициативу и самостоятельность.
Предмет исследования – предметы прикладного творчества, сделанные из шерсти.
Практическая значимость: возможное использование на уроках литературы, краеведения, на внеклассных занятиях.
Формы и методы:
Классные часы: беседы, сообщения.
Интеллектуальные викторины: «Что? Где? Когда?», брейн – ринг, конкурсы знатоков истории родного края.
Литературно-музыкальные композиции: праздники, вечера, уроки мужества, встреч с интересными людьми, участниками событий (односельчанами)
Краеведческая конференция, устные журналы.
Ожидаемые результаты:
Выбранные формы станут мощным фактором в развитии у подрастающего поколения чувства любви к Родине, семье, близким, ответственности за настоящее и будущее этих человеческих ценностей нашего общества. А это и есть главная задача патриотического воспитания школьников.
Основная часть
1.1 Многовековая традиция развития прикладного искусства казахского народа.
Народное прикладное искусство является наследием материальной и духовной культуры древних племен, обитавших в Великой степи. Его развитие тесно связано с кочевым образом жизни традиционного казахского общества, социально-экономическим положением, самосознанием народа и историческим процессом. «Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. В изделиях прикладного искусства отражены древние взгляды и мировоззрения казахов в виде различных орнаментов и узоров».
Ремесла условно делились на мужские и женские. Там, где требовались значительные физические затраты: обработка дерева, кожи, кости, камня,
а также кузнечное и ювелирное дело - были заняты мужчины. А вот убранство жилища, швейное дело, обработка шерсти и войлока, ткачество и ковроделие, вышивка и плетение циновки считались женскими ремеслами. Материальной основой издавна развитого у казахов декоративно-прикладного искусства были домашние производства, связанные с обработкой продуктов животноводства, растительного сырья, металлов. В замкнутом цикле процесса домашнего производства мог участвовать любой трудоспособный член семьи.
Постепенный переход казахов к оседлому образу жизни повлиял на развитие ряда направлений прикладного искусства. Своеобразие казахского прикладного творчества во многом обусловлено особенностями жизни народа, ведения хозяйства. В Семиречье и Южном Казахстане преобладало кочевое и полукочевое скотоводство и земледелие, а художественные ремесла имели характер домашних промыслов. Сферой деятельности мастеров был весь предметный мир — от костюма, украшений, домашней утвари, оружия и средств передвижения до практичного и удобного жилища — юрты.
Стремление к удовлетворению эстетических потребностей, к максимальному использованию имевшихся возможностей для художественного оформления быта вызвала к жизни различные виды декоративно-прикладного искусства. Оно было отмечено изяществом и
богатством форм, четкостью орнаментальных мотивов, цвета, разнообразием тонов. Огромное большинство изделий домашнего производства и ремесла, имеющих ту или иную декоративную отделку, непосредственно использовалось в быту, имело определенное утилитарное назначение. В народном сознании прикладное искусство было неотделимо от всего бытового уклада
1.2 Приемы и технология изготовления изделий.
Войлочное производство. (Кийизы. Кошма)
Наиболее распространенным у казахов является кошмоваляние. Войлочное производство - это сложный процесс, требующий определенных навыков. Из шерсти изготовляли предметы быта и одежд. От заготовки шерсти, его раскладки на циновку, вспрыскивания горячей водой, утрамбовки и т.д. до получения готового войлока принимали участие все молодые жители аула.
«Первейшая необходимость в жизни кочевника - создание различных частей покрытия юрты - туырлык (основания юрты), yзік (купола), тyндік (шанырак - круговое навершие). Наиболее распространенным в быту казахов был узорчатый войлок (текемет), ценимый по своему убранству войлочный ковер (сырмак) и войлочные тускиизы (панно) украшали стен юрт. Из войлока делали потники - токым под седла, шили войлочные головные уборы - калпак, плащи - кебенек, войлочные чулки для сапог - байпак, ухваты для казана - туткыш и др. многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки - сандыккап, и для хранения мягких вещей - коржын, аяккап, тен, шабадан».
Гармоничное сочетание войлочных, тканых и вышитых ковров создавали в юрте атмосферу праздника и уюта. Из экономии пространства была продумана система ярких подвесных сумок и чехлов для утвари, которые изготавливались из войлока, кожи, тканого полотна и щедро украшались кистями и бубенцами. Широко была распространена и продукция тканых
изделий овечьей и верблюжьей шерсти: узорные полосы - бау-баскур, узорная лента - белдеу бау, красочные паласы - алаша, такыр кілем, ворсовые ковры - калы кілем, переметные сумы - коржын, попоны для лошадей - кежім, ат жабу и т.д.
Ковры большого размера изготовляли коллективно, преимущественно из овечьей шерсти, но на основу идет и верблюжья, и козья шерсть. Ковры ткались на вертикальном и горизонтальнем ткацком станке.
С ковроделием тесно связано широко распространенный в прошлом вид коврового изделия - алаша, который ткался на узконавойном станке - ормек. Алашой застилали пол или на кереге юрты, стену дома.
Войлочные ковры из натуральной овечьей шерсти – «кийизы» – начали изготовлять сотни лет назад. Это была сугубо национальная традиция многих мусульманских народов. Технология изготовления хранилась в строгом секрете и передавалась от бабушек к дочерям и внучкам из поколения в поколение.
Сегодня кийизы можно увидеть в музеях или на выставках, организованных редкими мастерами этого почти забытого искусства.
«В XIX веке в семьях валянием ковров занимались исключительно девочки. Они готовили себе приданое – кийизы. Вытянутыми войлочными коврами закрывали шкафы с одеждой, использовали как одеяло, подстилки на сундуки и кровати. Великолепными были сырмаки, текеметы –
постилочные войлочные ковры, тускиизы - настенные войлочные ковры и многочисленные другие войлочные изделия».
Иметь такое приданое считалось престижным, как, например, сегодня диплом о высшем образовании. Жаль, что традиция изготовления кийизов сегодня во многом утрачена. К сожалению, в нашей семье секреты войлочного ремесла давно забыты. Родственники помогли найти двух
стареньких бабушек, которые еще помнили тонкости древнего войлочного искусства. А поскольку секреты мастерства хранятся для того, чтобы, в конце - концов передать их молодым, бабушки на самом деле были рады поделиться своими уникальными знаниями.
Было интересно узнать технологию изготовления войлочных ковров, не требующих специального оборудования.
Одной из первых, кто откликнулся на просьбу рассказать о технологии изготовлении кошмы, была Кугабаева К., пенсионерка:
«Войлочные ковры изготавливались из вырезанных разноцветных кусков готового войлока, соединенных по типу мозаики. Иногда они декорировались аппликацией цветным шнуром или вышивкой.
Обработка шерсти производилась вручную. Весь процесс был очень трудоемким, сложным и кропотливым: шерсть нужно было начесать, помыть, покрасить и лишь, потом валять. Шерсть брали только осенней стрижки. Очищали от сорных примесей. Промывали теплой водой и просушивали. Затем взбивали двумя толстыми прутьями. Взбитую шерсть раскладывали ровным слоем на холст. Необходимо смочить горячей мыльной водой. Затем шерсть вместе с холстом наматывали на специальный деревянный вал. Рулон перекатывали ногами минут 40-50. Время от времени смачивали водой. Валяли до тех пор, пока не получался войлок. Затем просушивали ковер, обрезали края, обшивали тесьмой. Потому кийизы делали очень тщательно: под руководством искусной мастерицы
красили шерсть и продумывали узор. Любимыми цветами были белый и черный. Но нередко шерсть подкрашивали. Тона и оттенки красок своеобразны. Сочетание их свидетельствует о тонкости вкуса мастериц. Первоначально казахи пользовались для окраски шерсти растительными красителями, а позже начали использовать химические краски».
Изучением орнамента занимались многие ученые: австралийские (В.Куррер, Ф.Т. Куглер), русские (С.В. Иванов, В.В. Стасов, Ф.К. Волков, С.А. Давыдов, Н.Ф. Сумцов), казахские (А. Маргулан, Т. Басенов, А. Масанов, М. Муканов и др.). В своих трудах они описали виды орнамента, его классификацию, историю возникновения на основе собранного ими богатого этнографического материала. Указанные исследователи с особым интересом изучили орнаментальное искусство восточных народов, символическое значение узоров, изображающих полумесяцы, рога, листья, геометрические фигуры, возникновение их названий на основе определенных представлений. Например, изучая происхождение геометрических композиций из ломаных, параллельных, круговых линий, треугольных, четырехугольных, ромбовидных узоров, одни исследователи пришли к выводу, что их основой явилась своеобразная форма предметов, другие же предполагают, что в основе лежат различные картины геометрического орнамента из растительного мира (например, сломанные стебли камыша, ветки дерева и т. д.). Отдельная группа ученых считает, что геометрические узоры являются результатом развития орнаментального искусства, продуктом воображения и фантазии народных умельцев.
Рисунок выкладывали только орнаментальный – в мусульманских традициях. Завитки и геометрические фигуры занимают центральное место – видимо, потому, что только узорный орнамент способен в полной мере передать дух предков и дыханье старины. Всякий цвет имел свою символику: голубой означал небо, белый – радость, счастье, желтый – знание, мудрость, красный – огонь, солнце, зеленый – юность, весну, черный – землю. Казахский орнамент использовался во всех его основных видах - зооморфном, растительном, геометрическом. Это объяснялось тем, что у казахского народа до революции не были развиты такие виды изоискусства, как живопись, графика и скульптура. Мусульманское духовенство считало все, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаменте. Наиболее распространенными были узоры в виде головы, рогов, копыт животных, лапок и клювов птиц и др. ("кошкар-муйз", "кос-муйз", "сынар-екше", "жапырак" и др.). Орнаментальное узоротворчество по праву считается национальным богатством, летописью жизни казахов.
«У казахского народа долго сохранялся обычай, согласно которому девушка, вышедшая замуж и переехавшая в другой аул, должна была прислать родителям подарок, сделанный своими руками. И часто в нем с помощью орнамента девушка описывала свою жизнь. Если в оригинальном ковре она изображала символически худого человека рядом с полным, родители плакали: дочери жилось плохо. А если клюв птицы – это означало, что девушка живет как вольная птица, и родители собирали всех родственников и друзей на пир, называемый той».
1.3.Приемы и технология изготовления изделий. Курпе.
Издревле и вплоть до наших дней на большие праздники (байрам, свадьбы…) для встречи почетных гостей казахские женщины шьют изделия курамыш (лоскут). Это тур курпе – длинные полстилки для почетных гостей. Изделия из лоскутов бывают двух видов – сшитые из треугольников и с аппликационным узором. Соблюдалась симметрия.
Интересна технология изготовления курпе. Своим мастерством делится жительница поселка, Хаметова Н.: «Обработка шерсти производится вручную. Весь процесс трудоемкий, сложный и кропотливый: шерсть очистить от сорных примесей. Промыть и просушить, начесать. Взбитую шерсть раскладывают ровным слоем на ткань и прошивают стежками. Но вначале определяется качество шерсти.
Параметры качества шерсти:
Подготовка однородной партии шерсти необходима для эффективной ее переработки.
Длина волокна. Определяет назначение и способ переработки. Прочность. Прочная означает шерсть, не разрушающаяся при переработке.
Эластичность. Шерсть, которая может быть растянута в наибольшей степени, имеет максимальную эластичность. Мягкость. Этот параметр повышает ценность материала. Густота. Сожмите горсть руна и ощутите его способность «заполнять ладонь»».
Вместе с бабушкой я не раз пытался повторить технологию изготовления курпе: стираем шерсть, сушим, начесываем, а потом вместе накладываем шерсть в ткань и прошиваем. Получается изделие, сделанное руками.
Приобщая к народному прикладному искусству, бабушка обучает меня приемам шитья, вышивки, аппликации, знакомит с теми материалами, с которыми предстоит работать. Рассказывает, какие ткани особенно прочны, лучше использовать для пошива курпе, об отработанных временем приемах, способах обработки природных материалов, об уходящих из жизни предметах, формах орнамента и его прошлом содержания.
В наше время курпе шьют из современных материалов – вельвета, бархата – ярких цветов красный, зеленый, оранжевый.
Занимаясь шитьем курпе, бабушка рассказывает истории нашей семьи, сказки, обычаи и традиции казахского народа, поет мне казахские песни.
Я уже другими глазами смотрю на бабушку. Для меня она стала родней. С ней интересно общаться. Она многое знает, многому учит.
В нашем поселке живы традиции прикладного искусства. В каждом казахском доме можно встретить предметы прикладного творчества, сделанные из шерсти. Это во многом зависело от того, что основным занятием населения края оставалось сельское хозяйство.
Когда народ творит, создает свою художественную культуру, он пользуется тем, что дает окружающая среда,- естественными ресурсами: у кого под руками дерево – деревом, у кого под руками камень – камнем, у кого под руками – шерсть – шерстью и т.д.
«Важной отраслью нашего края оставалось скотоводство. Оно преобладало в Маоскаленском районе, где сохранились большие площади нераспаханных земель. Крупные помещики и некоторые купцы занимались разведением тонкорунных овец. Из овечьей шерсти изготовляли предметы быта, одежду, обувь. Все это пользовалось широким спросом, т.к. овечья шерсть обладает ценными целебными свойствами.
Установлено, что овечья шерсть содержит особое вещество – ланолин, которому присущ ряд полезных свойств - в том числе противовоспалитель-ное действие. Овечья шерсть содержит больше ланолина, чем шерсть других животных. Ланолин стимулирует восстановительные процессы в пояснице, лечит боль в спине.
Согревающее свойство: шерсть имеет очень комплексную структуру, состоящую из пористых клеток с большим числом воздушных полостей. Это придает шерсти отличительные теплоизоляционные свойства, а также мягкость и легкость, что обеспечивает огромное преимущество перед другими материалами. Прогревание улучшает кровоснабжение в области поясницы, благотворно влияет на внутренние органы.
Шерсть прекрасно выводит и испаряет избыточную влагу.
В конце 20 века среди производителей материальных благ особое место принадлежало животноводам. В Москаленском районе насчитывалось около 400 чабанских бригад. Они вносили весомый вклад в развитие экономики колхозов и совхозов, активно участвовали в решение таких актуальных вопросов, как продовольствие, обеспечение перерабатывающей промышленности сырьем.
И в нашем поселке было развито овцеводство. Было 16 чабанских бригад. Каждый день животноводы следили за своими отарами. Мой дедушка Кугабаев Кабиден был известным чабаном. Ударно трудились чабаны: Ахметов С.,Жусупов О., Елеусизов Д., Уразбаев Ж., Сейткужин К. и мн.др.
В ЗАО «Москаленское» полностью перерабатывали произведенную продукцию. Овчина обрабатывалась в кожевенном цехе, а затем в швейном из нее шили куртки, дубленки, одеяло и др. Работники цеха выпускали самую разнообразную продукцию: верхнюю одежду, постельное белье, спецодежду и мн.др.
Заключение
Таким образом, знакомство с разными видами народного искусства поможет понять их самобытность и эстетическую значимость в современной мировой культуре. Без знания основ народной жизни, родного фольклора, невозможно воспитать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия многонациональное государство. Если выпускник школы не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура других народов. Приобщение к народным обычаям, традициям и культурным историческим ценностям знакомят школьников с национальными ремеслами, обычаями, песнями, пословицами, поговорками, т.к. они несут в себе не только культурно – исторический смысл, но и философию, и образ мыслей, которые могут стать ключом к тайнам мироздания. Самым высоким видом
искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия.
Я побывал во многих семьях и убедился, как важно общение со старыми людьми, помнящими предания, уходящие или ушедшие из жизни обычаи и праздники, что окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор служат источником вдохновения.
Работа по изучению прикладного творчества казахского народа продолжается. В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры. Так, например, ежегодно у нас на празднике День села, происходит знакомство с национальной одеждой, кухней, играми, музыкой и песнями разных народов, проживающих в Селивановке, в том числе и казахского народа.
В планах нашей школы - продолжить работу по сбору и обновлению краеведческого кабинета (учитель истории Токушев А.А.). Здесь будут собраны предметы быта, старины. Найдется место и предметам народно-прикладного творчества.
Список литературы:
Шанырак. Редактор Р.Нургалиев. Алматы: Каз.Сов энцикл. 1991
2006-2009 © ИД «Экономическая газета».
Copyright © 2003
2006-2009 Общественно-политическая газета "Открытая. Для всех и каждого".
Газета «Новая степь».
Приложение №1
А Н К Е Т А
1. Ф.И.О. _________________________________________________________
2. Какие народные песни знают, поют, любят слушать в вашей семье?
__________________________________________________________________
3. Есть ли у тебя любимая народная песня? Какая?
__________________________________________________________________
4. Чем она тебе нравится?
__________________________________________________________________
5. Какие народные игры ты знаешь?
__________________________________________________________________
6. Хотел бы участвовать в национальных праздниках?
__________________________________________________________________
7. С какими обычаями ты хотел бы познакомиться?
__________________________________________________________________
8. Какие предметы прикладного искусства знаете?
__________________________________________________________________
9. Знакомы ли Вам технологии изготовления курпе? Кошмы?
__________________________________________________________________
СПАСИБО!
Опрошено 7 семей:
Алимовы
Ахметовы
Ескендировы
Жусуповы
Садвакасовы
Танкебаевы
Ханафины
Рисуют дети водопад
Учимся ткать миленький коврик
Одеяльце
10 осенних мастер-классов для детей
Свадьба в Малиновке