Творческий проект по технологии по теме "Витраж". Я люблю рисовать витражи, так как они получаютя яркими и могут украсить любой интерьер.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_vitrazh_blagih_yulii_8_klass.docx | 848.8 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Костромы
«Гимназия №15»
Творческий проект
«Витраж»
Выполнила: Благих Юлия Валерьевна,
ученица 8 «А» класса
Руководитель: Варава Ирина Васильевна,
Учитель технологии
Город Кострома
2016 г.
ВИТРАЖ
Переплетение цветное,
Оконный стрельчатый пейзаж,
Святые, ангелы, герои,
И называется — витраж.
Зеленый, красный, желтый, синий,
Он лихо буйствует, пока
В перекрещенье строгих линий
Не застывает на века.
И это правильно. Свобода
Тогда лишь рвется из окна,
Когда безбрежность небосвода
Со всех сторон ограждена.
Вот так, течению подобный,
Что знает меру и предел,
Построен ямб четырехстопный —
Он мне еще не надоел.
Витражный свет внутри собора
Горит до вечера, когда
Его смешаются узоры
И подступает темнота.
Витраж еще напоминает,
Что сила вышняя с небес
Нетварным светом наполняет
Наш мир, исполненный чудес.
Но как забыть о преисподней,
Когда нежданной полутьмой
Встречает Храм Страстей Господних
Перед Масличною горой.
А там — Моление о Чаше,
И смертный пот, и римский страж…
Но лишь глаза привыкнут наши,
Мы видим наконец витраж.
Владимир Френкель
Аннотация
На уроках технологии мы изучали искусство витража. Знакомясь с видами витражей, я открыла для себя удивительную красоту росписи стекла и решила создать творческий проект в этой технике. Роспись по стеклу позволяет создать разнообразные изделия: украсить посуду, расписать окна и зеркала, выполнить декоративное панно и многое другое. Я выполню декоративное панно в технике витраж. Так как приближаются новогодние праздники, мне потребуется много подарков. Декоративное панно в этническом стиле, на котором выполнен символ 2017 года – петух, станет отличным подарком для моих близких. Это и является обоснованием возникшей проблемы моего творческого проекта.
Цель проекта:
Спроектировать и выполнить изделие в технике витража в качестве подарка на Новый год.
Задачи проекта:
Содержание:
3. 4.
Вариант №1: интересное изображение, но немного мрачноватое и серьезное.
Вариант №2: оригинальный петушок, но очень темные краски.
Вариант №3: прекрасный рисунок, но слишком много оттенков и требует больших материальных затрат.
Вариант №4: замечательный этнический петух, нежные оттенки, красивая форма.
Проанализировав пути решения проблемы, я остановила свой выбор на идее творческого проекта №4. Такой петушок станет замечательным подарком на Новый год.
Итак, я остановилась на варианте №4 «Этнический петух». Чтобы выполнить такое панно, мне необходимо учесть ряд требований и определенную последовательность создания витража, то есть составить план работы.
План выполнения витража может выглядеть примерно так:
Панно в технике витража |
История витража |
Изучение покупательского спроса |
Требования к изделию |
Оборудование и инструменты |
Технология изготовления |
Экологическое и экономическое обоснование |
Самоанализ и оценка. |
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались ещё в V-VI вв. Так, в раннехристианских базиликах V-VI вв. окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты.
Прозрачное и бесцветное стекло появилось одновременно с христианством в отличие, от непрозрачного стекла Египта, хотя и было поначалу очень неоднородно. Рождение витража, как такового можно датировать приблизительно VI –VII вв. нашей эры, когда для создания особой эмоциональной атмосферы витражи стала использовать христианская католическая церковь. В 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента изображения Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов витражей считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Также, один из самых первых, известных нам сейчас, витражей находится в монастыре Святого Павла в Англии и датируется 686 годом нашей эры.
С давних пор витраж использовался в храмах и соборах. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, так называемых «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.
В России витражи существовали еще в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов. Николай I проявлял к таким картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — Санкт-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период еще не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.
Существует большое разнообразие витражей по способу их изготовления.
Пескоструйный витраж — вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Мозаичный витраж — наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты.
Наборный витраж — простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.
Спечной витраж или фьюзинг — витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Расписной витраж — витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов.
Травленый витраж — витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Свинцово-паечный витраж — классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.
Комбинированный витраж — витраж, сочетающий в себе несколько приемов. Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.
Кабошон — рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.
Узор «Мороз» — фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность.
Применение витража
Область применения витражей довольно широка - это мебельные фасады (кухня, шкаф купе), витрины магазинов, витражи для дверей и окон, витражи для зимних садов, витражи для потолков и перегородок. Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
Вопросы анкеты | Результаты опроса |
1. Знакомы ли вы с техникой художественной росписи по стеклу "витраж": | да - 10 |
2. Нравятся ли вам изделия в технике витража: | да - 10 |
3. Какой должен быть витраж: |
|
4. Витраж должен быть: |
|
5. Каких размеров должно быть панно? |
|
6. Какой должна быть цена? |
|
На основании изучения покупательского спроса, то есть с точки зрения потенциальных потребителей, будущее панно должно быть средних размеров, сдержанных тонов и предпочтительно в свободном стиле, недорогое по цене.
Название изделия | панно в технике витража "Этнический петух" |
Назначение изделия | подарок для украшения интерьера жилища, удовлетворяет эстетические потребности человека |
Рынок (кто может его использовать и купить) | широкий круг покупателей |
Единичное изделие, мелкая партия | единичное авторское изделие |
Требование к размерам и форме | небольших размеров, рамка прямоугольной формы |
Требования к стилю и отделке | в технике витража, сдержанных тонов, в свободной тематике |
Материалы | недорогие, легкие в применении, краски в меру густые, кисти беличьи – средней мягкости, не оставляющие следов, рама и стекло |
Методы изготовления | ручной способ – художественная роспись по стеклу, творческая авторская работа, не предусматривает промышленного производства |
Техника безопасности | изделие может быть изготовлено в условиях кабинета технологии с соблюдением безопасных приемов труда при работе |
Требования со стороны человеческого фактора | безопасность в использовании, создание красоты, уюта в доме и хорошего настроения |
Требования со стороны окружающей среды | безотходное производство, использование экологически чистых материалов |
Экономические требования | выполнение изделия экономически выгодно, так как изготовлено своими руками, нет энергозатрат |
Выбор материалов и инструментов для витража зависит от того, какую технику вы выберите для своего изделия.
Материалы для панно в технике «витража»
В выбранном мной варианте панно петушок выполнен в сдержанных тонах, преобладают зеленые, бирюзовые и розовые оттенки. Для художника цвет является одним из средств воздействия. Умелое использование цвета вызывает у зрителя определенную эмоциональную реакцию. Гармония цветов поднимает настроение, дарит положительные эмоции. Сочетание различных цветов и тональных отношений называется колоритом. Колорит и контраст важны в декоре. Кремово-розовый фон выгодно подчеркивает основные цвета, не заглушая их, создает дополнительную теплоту восприятия.
№ | Этап работы | Последовательность выполнения | Материалы |
1 | Выполнение эскиза витража | Выполнение эскиза витража, согласно выбранному мотиву | Альбомный лист формата А3, карандаш |
2 | Обезжиривание поверхности стекла | Аккуратно протереть стекло по всей поверхности. Дать высохнуть | Спиртосодержащие салфетки |
3 | Нанесение контура | Эскиз витража кладём под стекло, выполняем строго по контуру рисунка, непрерывающейся линией | Контур по стеклу чёрного цвета |
4 | Выполнение росписи красками | Цвета в соответствии с эскизом | Краски по стеклу |
5 | Закрепление витража в рамке | Аккуратно положить стекло с витражом в пазы рамы и закрепить металлическими зажимами | Стекло с витражом, рамка для панно |
Наименование используемых материалов | Цена | Расход материалов | Затраты на материалы |
Контур витражный | 60 | 1 шт. | 60 |
Краски витражные набор «Decola» | 360 | 1/2 коробки | 180 |
Кисть белка №3 | 40 | 1 шт. | 40 |
Рама со стеклом | 100 | 1 шт. | 100 |
Спиртосодержащие салфетки (20 шт.) | 30 | 1/10 упаковки | 3 |
Итого: 383 рубля |
Работу художника трудно оценить, поэтому я прибегла к сравнению. В художественном салоне панно в технике витража гораздо меньшего размера стоит 900 рублей. Таким образом, несмотря на довольно незначительные материальные затраты, я получила художественное произведение, которое станет отличным подарком на Новый год, причем за гораздо меньшую стоимость, чем пришлось бы мне заплатить при покупке аналогичного изделия для подарка.
Один из важных критериев, на которые я обратила особое внимание при создании проекта, это экологичность. Она заключается в использовании экологически чистых материалов. С этой задачей мне удалось справиться.
Витражные краски акриловые (органический краситель из натуральных пигментов), водорастворимые, без запаха. Рама из древесины и стекло – экологически чистые природные материалы.
Поэтому можно сделать вывод, что панно не будет выделять вредных веществ в окружающую среду и будет экологически безопасна для здоровья человека.
Работа в технике витраж расширила мои границы знаний и умений в технологии изготовления материального продукта. Витраж открывает большие возможности, позволяющие решать любые художественные задумки. Знания, умения и навыки, которые приобретены в процессе работы над проектом и созданием панно, помогут мне в дальнейшем творчестве. Такая работа увлекательна и интересна, а еще она способствует развитию эстетического вкуса. Выполненное изделие мне очень нравится. Я надеюсь, что оно понравится и моим близким.
Диаграмма «Паучок»
5-ти бальная система оценки
В оценке выполненной работы участвовало 5 независимых экспертов (линии 5 цветов). Диаграмма показывает, что в целом работа оценена на 4 и 5 баллов. Таким образом, можно сделать вывод, что витраж получился удачным.
Ласточка. Корейская народная сказка
Четыре художника. Осень
Разноцветное дерево
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
У меня в портфеле