У каждого народа - свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас необходимо знать и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_kubanskih_kazakov.docx | 26.78 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Гулькевичи
муниципального образования Гулькевичский район
Исследовательская работа
«Традиционная культура кубанского казачества»
Тема исследования:
«Устное народное творчество кубанских казаков»
Авторы работы:
учащиеся 6 «Б» класса
МБОУ СОШ №4
Классный руководитель:
К.В.Натальная
2014 год
Сентябрь
Содержание работы.
Культура– это огромное целостное явление,
которое делает людей народом, нацией.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
По Указу Президента Владимира Путина нынешний 2014 год объявлен Годом культуры. В.В.Путин на расширенном заседании президиума Совета при Президенте по культуре и искусству, сказал: «Год культуры должен стать годом обращения к богатейшему наследию нашего многонационального народа, его современных культурных достижений». Вряд ли есть на нашей земле другой край, где на таком сравнительно небольшом пространстве сложилось бы столь богатое созвездие этноса, языков, где веками пересекались и скрещивались бы столь многие народные исторические пути и судьбы. Все это можно сказать о нашей малой Родине, самом замечательном, живописном и богатом месте – о нашей Кубани, о нашем Краснодарском крае.
13 сентября исполнилось 77 лет Краснодарскому краю, это наш общий праздник, общий день рождения. За это время край стал знаменит на весь мир своими успехами во многих областях деятельности. Мы с гордостью говорим, что живём в Краснодарском крае. Кубань – это наша Родина!
К концу прошлого века Кубань подошла к большому духовному расцвету - количество, подробность и всесторонность издаваемых фольклорных материалов поражает и теперь.
У каждого народа - свои обычаи, праздники, свои песни и сказки. В них отражается душа народа: уклад его жизни, любовь к труду и земле, почитание отцов и дедов. Каждому из нас необходимо знать и обычаи своего народа. Это наши корни, наши истоки. Ведь мы земляки: у нас одна родина – наша прекрасная Кубань.
Кубанская земля богата не только своими черноземами и полезными ископаемыми. Наш край славится богатым устным народным творчеством. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами известны прекрасные песни кубанского казачества, то величавые, то озорные. Много у нас талантливых песельников и частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно народной мудрости.
Пословицы и поговорки.
Среди кубанских пословиц и поговорок немало общерусских, произносимых c философской глубиной, к примеру, такая пословица: «Слухав бы Бог пастуха, так всэ стадо бы пэрэдохло». То есть у Бога есть свои законы, не мирские, надчеловеческие, которые и определяют земное бытие.
Автор многих книг, в том числе составитель словаря кубанского диалекта «Кубанский говор», - Сергей Данилович Мастепанов. Родился в 1913г. в потомственной казачьей семье станицы Отрадной. Учиться ему не пришлось. Он окончил три класса станицы Отрадной. Вскоре умер отец и ему пришлось работать и кормить многодетную казачью семью. С раннего детства пробудилась удивительная, неугасимая тяга к знаниям. Всем, чего он достиг в своей жизни, он обязан самообразованию. Сергею Даниловичу виделась наука о языке, наука о пословицах и поговорках, все, что придает нашей жизни высокий смысл.
Кубанские пословицы:
Не сиди сложа рукы, тай и нэ будэ скукы.
Кто ленится, тот не ценится.
Перо страшно не у гусака, а у клеветника.
Родимая сторонушка -матушка, а чужая -мачеха.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Жизнь прожить - не дорогу перейти.
Казак без седла - что черкес без кинжала.
На словах города бэрэ, а на деле жабы боится.
Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь судьбу.
Сказки.
В фольклоре казаков известны все жанры сказки: волшебная и авантюрная, бытовая дидактическая, сказки - анекдоты, небылицы, сказки о животных, и каждый жанр представлен прекрасными образцами.
Б. Алмазов обработал и пересказал в своей книге "Казачьи сказки" около 100 сказок .Кубанская сказка "Тройная благодарность":
Шел казак в дозор на бекет. На самую границу тропками пробирался. Вдруг видит: в луже муравей барахтается - тонет. Пожалел его казак - соломинку подал. Ухватился за нее муравей, на сушу выбрался.
- Спасибо тебе, казак, за помощь!
- Не стоит благодарности! - казак отвечает. - Велика ли помощь : соломинку подать.
- Для тебя соломинка, а для меня -жизнь! - говорит муравей. Настанет время, я тебя трижды отблагодарю.
Посмеялся казак: какая может быть помощь от такого маленького муравья? Да и дальше пошел.
А на бекете его ждала беда. Ночью абреки казаков перерезали, в бурки их завернулись да смену поджидали. Казак, ничего не ведая, подошел: думал к своим. Тут его скрутили веревками, посадили на коня и повезли в полон. А казак от бессилия зубами скрипит, да ничего поделать не может - руки за спиною туго связаны.
Вдруг чувствует - веревка лопнула. И слышит голос муравья:
Не показывай виду, казак, что ты развязался. Это я веревку перегрыз. Как доедем до поворота - прыгай с коня и плыви на ту сторону, абреки тебя не догонят - плавать не умеют, их кони воды боятся.
Так и сделал казак. Ударил одного абрека по бритому затылку, другому в лоб, да прямо с кручи в волны.
Третий вытащил ружье и поймал на мушку уплывающего казака. Муравей опять выручил: укусил стрелка за щеку, тот дернулся, завизжал от злости, ружье кинул. Ушел казак и на другом берегу в лесу скрылся.
Идет казак по звездам, аулов сторонится, дорог бережется. Совсем ослабел.
Лег казак на землю - помирать собрался.
Вдруг слышит голос муравья:
- Рано тебе умирать. У тебя еще срок не выслужен, и дети не подросли.
Откуда ни возьмись, наползли муравьишки, натаскали зернышек пшеничных.
Казак баланды наварил, поел, поспал - будто заново родился.
- Ну, спасибо, муравей, за помощь!
- Не стоит благодарности, муравей отвечает.
- Для тебя зернышко, а для меня - жизнь! - говорит казак.
- Ну что, - смеется муравей, - понял теперь, что и от малого добра большая польза бывает.
Показали муравьи казаку тайную тропку, по ней он на казачьи посты к своим и вышел.
«И от малого добра большая польза бывает», не бывает добра малого, добро всегда есть милость Божья, и оно всегда будет «сторицей возвращено», то есть вернётся к тебе стократно – об этом гласит казачья мудрость.
Песни и частушки.
Не только говорят, но и поют жители Кубани по разному. Примером может служить знаменитая «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй».В давние времена песня эта была перенесена на Кубань с Украины. Пели ее казачьи полки в русско-турецкую, русско-японскую, в первую- мировую войны. Немало было сложено стихов на боевой, задиристый мотив песни и в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945гг.). И сегодня, порой, в одной станице поют ее люди по-разному: меняется текст, характер, мотив.
Во многих станицах, сёлах, хуторах нашего края сохранились интересные обычаи, связанные с народными праздниками. Чаще всего это зимние праздники: Святки, Рождество, Масленица, люди идут в гости и поют припевки.
Накануне Нового года, по старому стилю, ходили по дворам с колядками. Они
прославляли Рождество, желали хозяевам счастья, здоровья, доброго урожая.
Мыланка ходыла,
Васыльку водыла.
Васыльку мий тату,
Пусти нас у хату.
Я жито нэ жала-
Златый хрэст дэржала.
Ратуйтэся люды!
Хрыстос з вами будэ!
Щастя вам, здоровья!
Щоб хлеб родывся,
Щоб птыця водылась,
Щоб дитки нэ болили.
Термин "частушка" литературного происхождения. В народе произведения частушечного жанра именовались припевками и страданиями. В Краснодарском крае этот жанр получил распространение в конце XIX века. Военизированный быт казачества определил жанровое и тематическое развитие фольклора Кубани, в котором много было обрядовых и плясовых произведений. Но предпочтение отдавалось историческим, военно -_бытовым и строевым, а также шуточным и плясовым песням(слайд).
1. Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
2. Здесь народу очень много
Здесь народу сто один.
И из этого народа
Мне понравился один.
3. Мой миленок по деревне
Ходит, улыбается.
Оказалось, зубы вставил -
Рот не закрывается.
4. Говорят я боевая.
Боевой остануся.
Ох, и горе тому будет
Кому я достануся.
5. Мы подружки боевые,
Боевые только две.
Мы нигде не подкачаем,
Ни в работе, ни в гульбе.
6. Мы кубанские девчата.
Мы нигде не пропадем.
Сами музыку играем
Сами пляшем и поем.
7. Тише, тише топайте,
Пол не проломите!
У нас под полом мышата,
Их не разбудите.
8. Хватит, хватит песни петь
Хватит, наигрались.
У нашего гармониста
Рученьки замаялись.
9. Мы частушки вам пропели,
Дорогие зрители
Нынче сами мы поэты,
Сами исполнители!
Загадки.
В давние - давние времена думали люди, что дерево, и рыба , и птица - все понимают человеческий язык.
И люди, собираясь на охоту, на рыбную ловлю, старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того чтобы зверя обмануть, и друг друга понимать, придумали особую "загадочную" речь.
Вот загадка-то из той тайной речи родилась. И сначала для того служила, чтобы помочь молодым "тайный" язык выучить.
Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар, и мал в какой - нибудь избе. И начинали старики молодым мудреные вопросы задавать.
Загадки:
Сидит Пахом
На коне верхом,
Книги читает,
А грамоты - не знает.
(Очки)
Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
(Гвоздь)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом.
(Колос)
За крайним двором
Рассыпался горох:
Ни лопатой не сгрести,
Ни метлою не смести.
(Звезды)
Взой Егор на бугор -
Выше леса, выше гор,
С бугра спускается -
За травой скрывается.
(Солнце).
Ш Заключение. Многообразие устного народного творчества Кубани.
Изучая кубанские пословицы,поговорки, сказки, загадки мы увидели в них отражение истории Кубани, культуры, быта казаков, традиций и обычаев. Казаки – свободолюбивый народ, духовный, талантливый, яркий, независимый. При изучении пословиц попадались смешные пословицы (например, «Дарам и чирий не вскочить» или «Допался, как Мартында мыла»), что говорит о том, что народ был весёлый, с искромётным юмором.
Казаки – известные балагуры и шутники- никогда не сквернословили. Считалось, что ругаться скверными словами, можно только в сторону врага, и то, если рядом нет женщин и детей.
В кубанских песнях, частушках, пословицах и поговорках мы увидели отражение представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к Родине. В них отразились и национальные черты. Казаки были чуткими людьми, уважающими чужое горе: они никогда не брали на людях под руку жену, а на руки детей, чтобы не обидеть вдову, которую уже никто не мог взять под руку. («Чёрствым бывает хлеб, но не душа казака»).
Наш край богат своей культурой и традициями, которые необходимо изучать. Такие экскурсы помогут повысить интерес к культуре казаков, познать историю Кубани и тем самым не прервать связь времён.
Степь родная, край безбрежный,
Вдаль течёт река Кубань.
Сердцу дорог милый, нежный
Отчий край - моя Кубань!
Литература:
Домик зимней ночью
Смекалка против Змея-Горыныча
Что есть на свете красота?
Знакомые следы
Сладость для сердца