Творческий проект «Декоративное панно «Путешествие по страницам Тукая», посвященный 130-летию со дня рождения Габдуллы Тукая ».
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект Путешествие по страницам Тукая часть.1. | 242.19 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»
Спасского муниципального района РТ
Творческий проект
«Декоративное панно «Путешествие по страницам Тукая»,
посвященный 130-летию со дня рождения
Габдуллы Тукая ».
Выполнила: ученица 7 класса
Синявская Дарья Денисовна
Руководитель:
Борискина Надежда Михайловна,
учитель технологии
с. Три Озера 2016 год
Содержание:
.
«Жизнь люби, люби народ свой, чти народную мечту!»
Габдулла Тукай
Введение.
26 апреля 2016 года исполняется 130 лет со дня рождения Габдуллы Тукая.
Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».
Интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по страницам Габдуллы Тукая».
Произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Через стихи и сказки Г. Тукая мы познаем окружающий мир, изучаем традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость.
Произведения Г. Тукая помогают воспитывать у детей такие ценные качества характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививать интерес к школе и знаниям, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.
Аниса Алиева подробно описала биографию Тукая в книге «Летопись жизни и творчества». Во время создания Фильма «Тукай», в 2009 году она являлась научным консультантом, в результате она во многом способствовала четкой детализации фактов биографии поэта.
Тукай и по сей день является фундаментом творческого вдохновения, животворящим источником развития национальной культуры.
Прежде чем приступить к работе, я ещё раз перечитала сказки Г. Тукая, просмотрела иллюстрации к ним. Оказалось, что многие художники обращались к этим сказкам. Проект “Путешествие по страницам Тукая” направлен на приобщение школьников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей через декоративно – прикладное творчество.
О Тукае так много написано и сказано выдающими людьми и просто читателями-любителями поэзии. О нем можно говорить бесконечно…
Вывод к своей работе я сделала устами Д .Валиди : « Тукай достиг самых высоких вершин , каких только могла достигнуть татарская мысль в начале 20 века».
Звёздочка обдумывания
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Я увлекаюсь декоративно-прикладным творчеством и мне захотелось изготовить панно по сказкам Габдуллы Тукая. Изобразить вечную спасительную любовь из лоскутков ткани. Эта мысль мне пришла, когда я увидела множество разноцветных ярких лоскутков ткани, оставшихся после изготовления театральных костюмов на уроке технологии.
И я подумала, что панно стоит изготовить из этих кусочков ткани, это будет прекрасный вариант. Ведь разноцветные кусочки ткани очень красивые и яркие, значит и панно получиться привлекательным. Я не исключала варианта приобрести ткань в магазинах. Но, посмотрев на цены, решила, лучше сошью панно из кусочков ткани. Во - первых, кусочков хватит на изготовление панно. Во – вторых, изделие получится дешевле. Ну, а в - третьих, самая лучшая вещь - это вещь, сделанная своими руками. Я уверена, что изготовленное мною панно всем очень понравится!
Итак, выбор очевиден: я изготовлю панно по произведениям Г. Тукая. Осталось решить, в какой технике выполнить панно, чтобы оно получилось яркое, неповторимое, стильное.
Цель проекта: создать декоративное панно по произведениям Г. Тукая.
Задачи:
- Познакомить школьников с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
- Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
- Вовлечение школьников в научно-исследовательскую, проектную и творческую деятельность.
- Развитие интереса к изучению культурно-исторического наследия Татарстана
- рассмотреть варианты различных техник, выбрать наиболее подходящую для изготовления панно;
- создать своими руками оригинальное панно по сказкам Г. Тукая, с наименьшими денежными затратами;
- совершенствовать свои умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, используя творческий подход к работе.
Краткая формулировка задачи.
Я посетила магазины и ознакомилась с ассортиментом тканей. Мне они очень понравились, но не устраивали в цене, а брать деньги у родителей мне не хочется, да и ассортимент тканей, необходимых для изготовления панно, не велик. Ведь мы живем в селе. После этого я решила, что можно использовать различные кусочки ткани, которые есть дома и в школе. Тем самым, я даю вторую жизнь вещам, а это экологический «хэнд – мейд». Я перечитала массу литературы о творчестве Габдуллы Тукая, посмотрела много очерков и статей о жизни и творчестве поэта, об изготовлении лоскутных панно. Также я узнала много нового, интересного из истории шитья.
Изделия, сделанные своими руками, всегда ценились очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому, я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, как когда-то много веков назад и до наших дней делали искусные мастерицы.
Анализ идей и обоснование выбора
Передо мной встала проблема, связанная с тем, в какой технике выполнить декоративное панно. При выборе мне необходимо учитывать:
Панно с цветами можно выполнить в технике
Выбор варианта выполнения панно
Панно в стиле батик: изделия, выполненные росписью по ткани, выглядят очень эффектно, красиво, ярко, но краски для росписи по ткани стоят дорого, я решила, что этот вариант мне не подходит.
Панно с вышитыми цветами: панно можно вышить в любой технике ручной вышивки, это сейчас модно, но уже не так необычно и ново и процесс изготовления довольно длительный, а мне хочется сделать работу побыстрее.
Панно из природного материала: изделия из соломки получаются очень яркими, солнечными. Можно проявить фантазию, создать различные композиции, изделие получится индивидуальным, неповторимым, можно использовать и засушенные листья и лепестки, но из них работа не будет долго храниться. Думаю, что данный вариант для меня тоже не подходит.
Панно из лоскутков ткани: Я увлекаюсь декоративно-прикладным творчеством, лоскутным шитьём. Мне нравится работать в этом стиле. Изделия, сделанные из разноцветных лоскутков, способны украсить любой интерьер. Тем более, что они получаются яркими и разнообразными, и работа мне знакома и интересна. Решено – продолжу творить в этом направлении.
Из истории возникновения лоскутной техники.
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (пэчворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье? В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами.
Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк). Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно - прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Искусство выполнения панно имеет многовековую историю. О существовании панно в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты стен, украшенные узорами.
Традиции выполнения панно постоянно развивались, в веках искусство выполнения панно приобретает ещё более широкое распространение в украшении дома, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами выполнялись панно на церковные темы, украшавшие богатое жилище царей и бояр. Выполнение панно было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство выполнения панно распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий.
Каждое панно имело свое назначение. В выполненных панно того времени нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков.
Приёмы выполнения панно, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы панно с характерными чертами и особенностями той или иной местности.
Панно делилось на крестьянскую (народную) и городскую. Городская техника выполнения панно не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная техника была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки, настенные ковры, панно.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.
Мороз Иванович
Спасибо тебе, дедушка!
Снежная сказка
Несчастный Андрей
Стеклянный Человечек