Творческий проект Декоративное панно «Аленький цветочек», посвященный 225-летию со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект Декоративное панно «Аленький цветочек»,часть1 | 417.33 КБ |
Творческий проект Декоративное панно «Аленький цветочек»,часть2 | 677.84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Трёхозёрская средняя общеобразовательная школа»
Спасского муниципального района РТ
Творческий проект
Декоративное панно «Аленький цветочек»,
посвященный 225-летию со дня рождения
Сергея Тимофеевича Аксакова
Выполнила: ученица 7 класса
Синявская Дарья Денисовна
Руководитель:
Борискина Надежда Михайловна,
учитель технологии
с. Три Озера 2016 год
Содержание:
Ты известен России немало,
Тебя славят потомки теперь.
Ты у нас наша гордость и слава,
Наш любимец – Аксаков Сергей.
Введение.
1 октября 2016 года исполняется 225 лет со дня рождения русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.
«Он принадлежал к числу тех, в которых почти невозможно отличить писателя от человека. И как писатель, и как человек, он был одинаково любим всеми, хоть сколько-нибудь знавшими его»,- воспоминали о нём современники.
С.Т. Аксаков - автор многих произведений отечественной литературы. Часто его имя ассоциируется со знаменитой сказкой «Аленький цветочек». Эта чудесная сказка о волшебной силе любви и добра. Аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви, которую воспевали художники, поэты, писатели, композиторы в своих работах.
Прежде чем приступить к работе, я ещё раз перечитала сказку «Аленький цветочек», просмотрела иллюстрации к ней. Оказалось, что многие художники обращались к этой сказке. Очень ярко и красочно иллюстрировала свою книгу Любовь Ионова. У художника Н. Деткова и М. Успенской рисунки черно-белые, но очень выразительные. А книга Людмилы Трощенковой выполнена в виде шкатулки.
Звёздочка обдумывания
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Я увлекаюсь декоративно-прикладным творчеством и мне захотелось изготовить панно по сказке «Аленький цветочек». Изобразить вечную спасительную любовь из лоскутков ткани. Эта мысль мне пришла, когда я увидела множество разноцветных ярких лоскутков ткани, оставшихся после изготовления театральных костюмов на уроке технологии.
И я подумала, что панно стоит изготовить из этих кусочков ткани, это будет прекрасный вариант. Ведь разноцветные кусочки ткани очень красивые и яркие, значит и панно получиться привлекательным. Я не исключала варианта посмотреть ткань в магазинах. Но, посмотрев на цены, решила лучше сошью панно из кусочков ткани. Во - первых, кусочков хватит на изготовление панно. Во – вторых, изделие получится дешевле. Ну, а в - третьих, самая лучшая вещь - это, вещь, сделанная своими руками. Я уверена, что изготовленное мною панно всем очень понравится!
Итак, выбор очевиден: я изготовлю панно по произведению С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Осталось решить в какой технике выполнить панно, чтобы оно получилось яркое, неповторимое, стильное.
Цель проекта: создать декоративное панно по произведению С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Задачи:
- Раскрытие и развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на примере сказки «Аленький цветочек».
- Вовлечение школьников в научно-исследовательскую, проектную и творческую деятельность.
- Развитие интереса к изучению культурно-исторического наследия России
- рассмотреть варианты различных техник, выбрать наиболее подходящую для изготовления панно;
- создать своими руками оригинальное панно по сказке С.Т. Аксакова с наименьшими денежными затратами;
- совершенствовать свои умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества, используя творческий подход к работе.
Краткая формулировка задачи.
Я посетила магазины и ознакомилась с ассортиментом тканей. Мне они очень понравились, но они дорогие, а брать деньги у родителей мне не хочется, да и ассортимент тканей, необходимых для изготовления панно, не велик. Ведь мы живем в селе. После этого я решила, что я сошью всё сама из кусочков ткани и различных не нужных вещей. Тем самым я даю вторую жизнь вещам, а это экологический «хэнд – мейд». Давая вторую жизнь вещам (практически бросовому материалу) мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. Я перечитала массу литературы о творчестве С.Т. Аксакова, посмотрела много очерков и статей о жизни и творчестве писателя, о изготовлении лоскутных панно. Также я узнала много нового, интересного из истории шитья.
Изделия, сделанные своими руками всегда ценились очень высоко, особенно в наше время, когда техника и искусственные технологии почти полностью заменили ручной труд. Поэтому я считаю очень важным для себя перенять опыт многих поколений и научиться выполнять изделия декоративно-прикладного творчества, как когда-то много веков назад и до наших дней делали искусные мастерицы.
Анализ идей и обоснование выбора
Передо мной встала проблема, связанная с тем, в какой технике выполнить декоративное панно. При выборе мне необходимо учитывать:
Панно с цветами можно выполнить в технике
Выбор варианта выполнения панно
Панно в стиле батик: изделия выполненные росписью по ткани выглядят очень эффектно, красиво, ярко, но краски для росписи по ткани стоят дорого, я решила, что этот вариант мне не подходит.
Панно с вышитыми цветами: панно можно вышить в любой технике ручной вышивки, это сейчас модно, но уже не так необычно и ново и процесс изготовления довольно длительный, а мне хочется сделать работу побыстрее.
Панно из природного материала: изделия из соломки получаются очень яркими, солнечными. Можно проявить фантазию, создать различные композиции, изделие получится индивидуальным, неповторимым, можно использовать и засушенные листья и лепестки, но из них работа не будет долго храниться. Думаю, что данный вариант для меня тоже не подходит.
Панно из лоскутков ткани: Я увлекаюсь декоративно-прикладным творчеством, лоскутное шитье. Мне нравиться работать в этом стиле. Изделия, сделанные из разноцветных лоскутков способны украсить любой интерьер. Тем более, что они получаются яркими и разнообразными, и работа мне знакома и интересна. Решено – продолжу творить в этом направлении.
Из истории возникновения лоскутной техники.
До последнего времени считалось, что лоскутное шитье (пэчворк или квилт) является самым «молодым» видом рукоделия. Тем не менее, самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А создаваемая с давних пор из кусочков меха и кожи изящная, красивая одежда народов Севера? Разве это не лоскутное шитье? В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами.
Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк). Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно - прикладного творчества во многих странах мира. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Искусство выполнения панно имеет многовековую историю. О существовании панно в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты стен, украшенные узорами.
Традиции выполнения панно постоянно развивались, в веках искусство выполнения панно приобретает ещё более широкое распространение в украшении дома, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами выполнялись панно на церковные темы, украшавшие богатое жилище царей и бояр. Выполнение панно было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство выполнения панно распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий.
Каждое панно имело свое назначение. В выполненных панно того времени нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков.
Приёмы выполнения панно, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы панно с характерными чертами и особенностями той или иной местности.
Художественные изделия народных мастеров, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое панно отвечает своему практическому назначению.
Панно делилось на крестьянскую (народную) и городскую. Городская техника выполнения панно не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная техника была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки, настенные ковры, панно.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений. Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.
Выбор материала.
Обоснование выбора материала
Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Благодаря этому можно создавать интересные композиции, добиваться естественности в изображении цветов, листьев, птиц, животных. Изделия из лоскутков применимы для убранства кухни, спальни, гостиной, в качестве аксессуаров, одежды. Для изготовления панно нам понадобятся различные материалы.
1. Основа из ткани для панно: Основа, верхнее полотно, на которую крепятся детали, должна быть плотной и однотонной. Для основы мы использовали хлопчатобумажную голубую ткань.
2.Ткань: Для работы нам потребуются ткани различных цветов и разных фактур. Можно использовать как новые ткани, так и вещи, вышедшие из употребления.
3. Прокладочный материал - синтепон: лёгкий, объёмный, упругий нетканый материал, используем для придания формы и объема, ткань подкладочная - нижнее полотно.
4. Рамка из твердой ткани: Лучше всего наше панно будет смотреться в рамке, но если ее покупать, то это будет стоить не дешево. Рамку можно сделать из толстой отделочной ткани, которая у меня есть в лоскутках.
Определившись в выборе панно, я изучила технологию выполнения, историю возникновения панно, повторила технику безопасности и принялась за подборку ткани, ниток соответствующей гаммы
Технологическая последовательность изготовления панно
«Аленький цветочек» из лоскутков ткани.
Перед началом работы следует вымыть руки с мылом, чтобы выполняемое изделие не пачкалось. Работая над панно, сидеть надо прямо, прислонившись к спинке стула. Выполнять работу лучше в дневное время, а вечером можно работать при свете настольной лампы, направляя его на панно с левой стороны. Комната должна быть проветрена. Через каждые 40—50 минут работы необходимо делать перерыв на 5—10 мин.
Последовательность изготовления | Графическое изображение | Материалы Инструменты |
1.Эскиз панно на ватмане, выполненный карандашами | Ватман, карандаши | |
2. Подготовка ткани, аксессуаров
| Утюг, гладильная доска, кусочки ткани, аксессуары | |
3. Раскрой всех деталей панно | Подготовленные полотна ткани, синтепон , ножницы, кусочек мела, выкройки из бумаги | |
4.Наметывание, настрачивание деталей младшей дочери | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали для младшей дочери | |
5. Составление композиции из готовых деталей кроя дерева, настрачивание | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали для дерева | |
Наметывание, настрачивание деталей цветка и цветочков, аксессуаров | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали для цветка и цветочков | |
Составление композиции из готовых деталей кроя птиц, настрачивание | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали для птиц | |
Составление композиции из готовых деталей кроя чудовища- принца, настрачивание | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали для чудовища-принца | |
Наметывание, настрачивание деталей дворца | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали для дворца | |
Соединение готовой основы панно и синтепона, наметывание | нитки, ножницы, иголки, основа панно и синтепона | |
Соединение готовой основы панно и синтепона, подкладочной ткани, сметывание всех деталей | готовая основа панно, синтепон, подкладочная ткань, нитки, ножницы, иголки, | |
Приметывание, настрачивание деталей рамки панно. | Швейная машина, нитки, ножницы, иголки, детали рамки | |
Готовое панно «Аленький цветочек». Вот что у нас получилось. | Готовое панно «Аленький цветочек». |
Экономическое обоснование проекта
Наименование используемых материалов | Цена, руб | Расход материалов на изделие | Затраты на материалы, руб. | |
1 | Ткань голубая х/б |
| 0,5 м* 0,5м | В наличии |
2 | Синтепон |
| Из подушки | В наличии |
3 | Нитки | 10 руб | ½ катушки | 5 руб |
4. | Ткань подкладочная | 0,5 м* 0,5м | в наличии | |
Итого: | С(м)5 руб. |
Расчет энергетических затрат.
В настоящее время стоимость 1 кВт/ час=2, 28 руб.
Электроприбор | Мощность | Время работы | Стоимость электричества | |||
1.Утюг | 1200 Вт | 0,3 час | 1,2 кВт х 0,3 час х 2,28 руб = 0,82руб | |||
2. Осветительные приборы | Бра 1 лампы по 150 Вт = 0,15 кВт | 8 часов | 0,15 кВт х 8 час х 2,28руб = 2,74 руб | |||
3. Компьютер (монитор, системный блок, принтер). | 300 Вт = 0,3 кВт | 18 часов | 0,3 кВт х 18 час х 2,28 руб = 12.31 руб | |||
Итого (Сэ) | 15.87руб | |||||
Оплата Интернета Си=С(м)+С(э)+С(и)=5+15.87+8.16=29.03 Экономическое обоснование проекта | 490 руб. в месяц | 12 час | О,68 р х 12 час = 8.16 руб. |
Чтобы убедиться в экономической целесообразности изготовления панно «Аленький цветочек», я произвела расчет затрат, которые потребуются для
изготовления изделия.
Оценивая стоимость созданного панно, мы пришли к выводу, что оригинальную картину невозможно купить в магазине за такую сумму денег – 29 рублей. Я уверена, что такая картина сможет стать наглядным материалом при изучении сказки «Аленький цветочек», а материальные затраты на ее изготовление незначительные.
Экологическое обоснование проекта.
Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего проекта я пользовалась только ножницами, утюгом, машинкой, и считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.
Лоскутки различных тканей остались после изготовления костюмов в кабинете технологии, а также для работы я использовала вещи, которые уже непригодны для носки. Тем самым не пришлось их выбрасывать, следовательно, не был нанесен ущерб окружающей среде, а вещи получили вторую жизнь. Изделия из лоскутков позволяют добиться безотходного производства, так как для работы могут понадобиться даже самые маленькие лоскутки. Тем самым мы приносим пользу окружающей среде, не загрязняя ее.
Самооценка изделия
А) трудоёмкость: Для меня работа показалась лёгкой и интересной;
Б) качество работы: Я считаю, что выполнила свою работу на «отлично», так как выполнила все требования предъявляемые к данной работе;
В) понравилось ли выполнять проект, почему? Да, мне понравилось выполнять проект, потому что я люблю делать подобные работы;
Г) хотели бы вы выполнить другой проект, почему? Да, я бы хотела выполнить другой проект, потому что делать их интересно и полезно. Тем более приятно, когда работы выполненные своими руками приносят пользу и другим людям , служат наглядным материалом при изучении сказки «Аленький цветочек».
Дизайн-анализ готового изделия.
Целью любой деятельности человека является достижение желаемого результата. Чтобы объективно оценить полученное изделие и сравнить его с желаемым результатом, необходимо опираться на какие-либо законы.
Создавая панно, нужно опираться на законы художественного конструирования: единство формы и содержания, главные и второстепенные части композиции, пропорции, симметрия, контраст, цветовое оформление.
● Важнейший закон художественного конструирования - это единство формы и содержания.
● Контраст - это наиболее главное средство в композиции изделия. В нашем панно выигрышно выглядит контраст черного цвета, а также гармоничное сочетание лепестков и листьев.
● Цветовая гамма очень важна при создании изделия. Поэтому я старалась придать оттенки лепесткам и листьям, выделить яркие аксессуары. Мне кажется, что у меня всё получилось так, как я и планировала. Это моя лучшая работа.
Заключение .
Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас.
ЦВЕТЫ, КАК ЛЮДИ… Киримизе Жане (перевод с адыгейского)
Я помню, будто было все вчера:
Далекий фронт и госпиталь походный.
На сломанную веточку похожа,
В палате умирала медсестра.
Была она белее, чем бинты.
Глаза, как тени на лице синели…
И мальчики в продымленных шинелях
Ей после боя принесли цветы.
Откуда там, на выжженной земле,
Под пулями, под взрывами, откуда
Взялось это оранжевое чудо
На тоненьком изогнутом стебле?
На нестерпимой белизне бинтов –
Два мака, пересаженные в каску.
И в мире лучше не было лекарства,
Нужнее и целебнее цветов!
Тогда я понял, как цветы сильны.
Они как нежность, как любовь,
как дети, -
Сильнее зла. Сильней всего на свете,
Сильнее смерти и сильней войны.
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Я славлю тех, кто вырастил цветы,
Как славят кузнеца или шахтера.
Я благодарен людям, у которых
Добры сердца и помыслы чисты.
Используемая литература
1. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
2. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 8 класс./ Сост. Бобровская А. Н., Долинина Г. Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
3. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 200с.
4. Литова З. А., Мигунов В. И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
5. Макарова Л. Н., Шаршов А. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 200с.
6. Молева Г. А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.
7. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обучение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение, 20с. (6 издание).
ПРИЛОЖЕНИЯ
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ
1.Перед работой утюгом проверять исправность шнура.
2.Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3.Ставить утюг на подставку.
4.Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5.Следить за правильным положением терморегулятора.
6.Выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике.
7.По окончании работы утюг обязательно выключать и ставить на огнеупорную подставку.
Санитарно-гигиенические требования к условиям труда
1.Место для работы должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.
2.Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
3.Расстояние от глаз до работы должно составлять примерно 30см.
4.Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол.
5.Корпус надо держать прямо или слегка наклонить.
6.Голову слегка наклонить вперед.
7.Нельзя опираться грудью о стол.
8.Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см.
9.В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.
10.Перед началом и после окончания работы необходимо мыть руки, чтобы ткань всегда оставалась чистой, а на руках не оставалось мелких ворсинок от ткани, ниток и частичек мела.
11.Инструменты должны храниться в специальной коробочке, а во время работы их кладут на стол справа от работающего.
Лиса-охотница
Для чего нужна астрономия?
Повезло! Стихи о счастливой семье
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью