Декоративно прикладное искусство
Вложение | Размер |
---|---|
3_rayonnyy_konkurs_issledovatelskih_kraevedcheskih_rabot_uchashchihsya.doc | 455 КБ |
Школьная научно-практическая конференция
Тема работы
«Жостовская роспись»
Подготовила:
Дергачёва Дарина Денисовна
учащаяся 4-г класса
МБОУ «Гимназия№1»
ул. Индустриальная, д.7
Домашний адрес:
Московская область,
г. Мытищи, ул.Шевченко,д.12
Руководитель:
Красова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия№1»
ул. Индустриальная, д.7
тел.моб. 8-917-509-82-97
Мытищи 2012г.
Содержание
Глава 1 теоретическая
1.1 Историческая справка………………………….4
1.2 Жостовские живописцы………………………..5
Глава 2 практическая
Введение
Я живу недалеко от Жостовской фабрики декоративной росписи. Здесь работала и работает династия Дергачёвых. Моя бабушка, Дергачёва Ольга Владимировна, покрывала подносы лаком; моя прабабушка, Дергачёва Тамара Михайловна, работала в цеху по упаковке готовых изделий; моя тётя, Дергачёва Наталья Александровна, работает художником по росписи. В нашем доме вместо картин висят жостовские подносы. Ну как тут не заинтересоваться историей жостовских подносов и не попробовать самой научиться технике росписи! Задачи:
- изучить литературу по данному вопросу
- посетить музей Жостовской фабрики декоративной росписи
- научиться технике жостовской росписи
Предмет: подносы
Объект: техника жостовской росписи
Методы:
-анализ и синтез
-демонстрация (мастер- класс)
Гипотеза:
старинный мытищинский народный промысел –Жостовская роспись- способствует духовному росту человека и укрепляет связь поколений
Жостовская роспись
Глава 1
1.1 История жостовской росписи.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ. Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше. К середине 19 века в Жостове формируется своя оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.
1.2 Жостовские живописцы.
Работа на промысле была почётным и доходным делом. Поэтому почти каждая семья в Жостове была причастна к изготовлению подносов. Росписи обучались с детства в семьях, многие получали навыки «из-под руки» мастера. Как и в других центрах русской народной культуры, искусство Жостова наследуется целыми династиями. Фамилии Антиповых, Беляевых, Гогиных, Леонтьевых, Савельевых, Вишняковых, Клёдовых известны с середины 19 века. Много лет при фабрике существует музей художественных образцов. Здесь представлены работы жостовских мастеров с конца 19 века и до самых современных. Все они отличаются разнообразием жанров, стилей, богатством красок и неисчерпаемой фантазией авторов. (Приложение 1,2,3) В 1977 году семи художникам фабрики – А.П.Гогину, Н.К.Мажаеву, Н.Н. Гончаровой, Е.П.Лапшину, Г.И.Леткову, А.В.Жмылёву, М.П.Савельеву была присуждена Государственная премия имени Репина и вручены золотые медали.
Глава 2
2.1 Технология росписи подносов
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций.
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
При росписи жостовских подносов используются масляные краски на скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит.
Вначале делаем замалевку (основные силуэты букета), затем выправку: накладываем тени, прописываем светлые места, наносим плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываем с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносим орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).
После росписи жостовские изделия снова трижды покрываем бесцветным лаком с просушкой в печи и полируем тонким порошком вручную до зеркального блеска и продолжаем процесс росписи.
Сильными сочными мазками полупрозрачной краски подчеркиваем затененные места — наносим «тенежку», после чего осуществляем «бликовку» — выполняем белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.
Завершаем работы по выявлению основных форм букета «чертежка» и «посадка семенцов» — прорисовку тонкими линиями прожилок, лепестков, изображение пестиков и тычинок.
И, наконец, в просветах между цветами и листьями выписываем травный узор — делаем «привязка». Борта подноса украшаем тонким декоративным орнаментом. (Приложение 4)
После завершения росписи поднос покрываем несколькими слоями масляного лака с просушкой и полировкой.
Последняя операция - наводка зеркального блеска - выполняем ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.
Заключение
Мой сегодняшний интерес к этому декоративному искусству, однозначно, обогатил меня духовно и, возможно, повлияет на выбор будущей профессии. Тогда продолжится династия Дергачёвых на знаменитой мытищинской фабрике декоративной росписи. Эти выводы подтверждают нашу гипотезу о взаимосвязи изучения народного промысла и духовного роста человека, укрепления связи поколений. А в том, что Жостовская лаковая роспись по металлу - уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры, я твёрдо уверена.
Литература
ИП Мелентьева И.В., 2009
http: // www. zhostovo.ru
Http: // www. ruspromysel/ru
Приложение 1
Н.Н.Гончарова
Приложение 2
В.И.Соболева
Приложение 3
А.И. Лезнов
Приложение 4
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Рисуем "Осенний дождь"
Красочные картины Джастина Геффри
Солдатская шинель