Цель проекта: Изучить историю народного костюма и влияние его на современность
Задачи: •Изучить историю возникновения, стили элементы.
Вложение | Размер |
---|---|
Народный костюм из прошлого в настоящее | 2.65 МБ |
Слайд 1
Народный костюм из прошлого в настоящее
Выполнила: ученица 4 «А» класса Салько АринаРуководитель:Воротникова Е.Р.
Слайд 2
Цель проекта
Изучить историю народного костюма и влияние его на современность
Слайд 3
Задачи
Изучить историю возникновения, стили элементы.Выяснить, как повлияли географические, климатические условия на внешний вид. Каким образом традиции народного костюма нашли отражение в современности.
Слайд 4
Меня давно заинтересовала данная тема, еще с тех пор, как мама привела меня в студию народного танца. Там мы изучали всевозможные танцевальные элементы, следуя народным традициям. Каждый танец нес свою окраску благодаря использованию народной музыки, а также великолепным костюмам, созданными нашими костюмерами. Я задумалась, как разнообразен и богат костюм русского народа. Этот интерес повлиял на создание моей прошлой работы «Матрешка», одним из этапов которой было непосредственное создание матрешки в русских народных традициях. Это и элементы народного костюма, и элементы русской росписи. В этом проекте я решила подробно остановиться именно на истории русского народного костюма. Как сильно повлияла она на историю нашей сегодняшней жизни.
Слайд 5
Для изучения данной темы я использовала различные источники информации, а именно:1. Поход в краеведческий музей с целью наглядного представления.2. Изучение литературы по данной теме3. Использование интернета как источника информации.4. Просмотр документальных фильмов
Слайд 6
Развитие русского народного костюма имеет богатую и долгую историю, его составляющие формировались еще в дохристианскую эпоху, в тесной взаимосвязи с архитектурой Руси и языческими верованиями. В начале XVIII столетия с введением Петром I европейского костюма ношение народного костюма разрешалось только податному населению. Но вдали от двора и в провинциальных городах его продолжали носить. Крестьянский костюм менялся вместе с экономическим и промышленным развитием. Появились анилиновые красители, фабричные ткани, машинные кружева и готовая одежда. История моды знает несколько этапов обращения к мотивам народного костюма. Уже во второй половине XVIII века Екатерина II предприняла попытку придать национальный характер - придворному платью. Реформы того времени регламентировали не только парадный, но и повседневный костюм. В основном они были направлены на поддержание отечественной мануфактуры и касались материй и пышности отделки платьев. Следующее обращение к русскому народному костюму имело спонтанный и патриотический характер. Отечественная война 1812 года с французами дала светским красавицам редкую возможность являться на балы в сарафанах и кокошниках. Сарафаны были сшиты из парчовой и бархатной ткани, а рубашки – из тончайшей кисеи и батиста. Это трогательное участие светских красавиц, несомненно, ускорило победу над французами.
Слайд 7
Мужской костюм Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи.
Верхней одеждой служил зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застёжкой на крючки или пуговицы. Зимой овчинные нагольные шубы. Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.ОНУЧИ — длинная, широкая полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти). ОБО’РЫ Верёвки, завязки у лаптей, придерживающие лапоть и обвивающие онучи.
Слайд 8
Женский костюмОсновными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан Женская рубаха, как и мужская, была прямого покроя, с длинным рукавом. Белый холст рубахи украшали красным узором вышивки В южных областях прямой покрой рубах был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемых поликов — деталей кроя, соединяющих полочку и спинку по линии плеча. Полики могли быть прямыми и косыми.
Сарафан
Понёва с рубахой
Шушпан
Понёва
Слайд 9
По сравнению с северорусскими рубахами линия низа в рубахах южных районов орнаментируется более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Передник обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном - поневы.
Слайд 10
Основными элементами русского костюма являются ткани, цвет и орнамент. Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. — фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счету нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры, отсутствие округлых очертаний в узоре. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елочки, кустики, стилизованные фигуры женщины, птицы, коня, оленя
Слайд 11
Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Женской обувью служили кожаные полусапожки, коты, отороченные вверху красным сукном или сафьяном, а также лапти с онучами и оборами
Слайд 12
Работая над своей прошлой работе «Матрешка» я уже немного узнала какие наряды носили наши прапрабабушки. Мои матрешки приехали из разных городов России, что видно по расписным сарафанам: Городец, Хохлома, Полхов-Майдан. Но все они в традиционных русских сарафанах и ярких платках
Слайд 13
По виду национального костюма можно определить не только из какой страны этот человек но и какой там климат. Допустим, по африканским костюмам мы можем определить, что там достаточно жаркий климат.
А по костюмам северных жителей можно определить, что у них более суровый и холодный климат. Это проявляется и в использовании большого количества меха и орнамента, каждый из которых имеет значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.
Слайд 14
Народный костюм нашего народа с его разнообразными элементами, узорами, тканями и орнаментами говорит и разнообразии географического расположении волостей и губерний. Ведь география нашей страны обширна.
Слайд 15
Старинные народные традиции сохранились и по сей день. Допустим традиция праздновать масленицу сжигать чучело и другие. Народные традиции сохранились и в современном костюме, и в современной культуре.Это в первую очередь, сценический костюм. Во-вторых, дизайнеры, при создании современного костюма, не раз возвращаются к истокам. Все мы сегодня с удовольствии носим сарафаны, а наши мамы модно выглядят в красивых и разнообразных павлопосадских платках. Также в моде сейчас различная одежда с русскими народными орнаментами
Слайд 16
Всемирно известный модельер Вячеслав Зайцев на протяжении своего творческого пути неоднократно возвращается к прошлому, используя орнаменты и элементы русского костюма. Благодаря Вячеславу Зайцеву многие западные кутюрье начали использовать в своих коллекциях элементы русского стиля - богатую яркую вышивку, меховые шапки и знаменитые павлопосадские узоры.
Слайд 17
.
Б.М. Кустодиев «Деревенский праздник»
А.Е. Архипов «В гостях»
Народные костюмы мы находим в картинах многих русских художников.
Ф.А. Малявин «Вихрь»
Слайд 18
Все выше сказанное, несомненно, подтверждает, что русские традиции передаются из поколения в поколение. Наша с вами задача не потерять, а передать эти знания нашим детям и внукам!
У меня в портфеле
Медведь и солнце
Сказка об одной Тайне
Твёрдое - мягкое
Самый богатый воробей на свете