История появления соленого теста в мире. Техника изготовления.
Вложение | Размер |
---|---|
nesterova_alisa.doc | 103 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича городского округа Самара
Тестопластика: чудеса своими руками
Секция Мастер «Золотые руки» (прикладное творчество)
Выполнила:
Нестерова Алиса
Ученица 3 «А» класса
МБОУ СОШ№12 г.о.Самара
Научный руководитель:
Галочкина Лариса
Александровна
Самара,2013г.
Содержание
Введение
1.История появления солёного теста в мире и в России.
2. Какие художники в России работают с тестом?
3. Материалы и техника изготовления.
4. Как положено друзьям, всё мы делим пополам…
5. Заключение
6. Литература
Введение
Однажды на выставке в художественной школе я увидела красивую картину из необычного материала, она была яркая, интересной формы, но было видно, что это не глина. Я спросила у своей учительницы: «Из чего эта картина?», она мне ответила: «Из солёного теста». Именно тогда у меня возник интерес к этому материалу. И в этой работе я хочу проследить путь: как обычное детское увлечение становится настоящим искусством.
Актуальность моей работы заключается в следующим.В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Произведения народных мастеров – хохломские ложки, гжельские чайники, всякого рода ковры, скатерти, сорочки и рушники с народной вышивкой, изделия из керамики, дерева, кожи входят в нашу жизнь как художественные произведения, становятся украшением нашего жилья. Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня соленое тесто весьма популярный материал для лепки.
Давайте проследим: как обычная хлебная лепёшка превращается в оберег, игрушку, сувенир и произведение искусства.
Цель исследования: расширить кругозор по декаративно- прикладному творчеству, уважать достояние русского народа через декаративно- прикладное творчество.
Задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей возникновения тестопластики в России и;
странах мира ;
2.Освоить технологии изготовления декоративных изделий из солёного теста;
4. Изучить основы цветоведения, приемы работы с цветом, тоном;
5. Провести мастер-класс на уроках технологии и познакомить своих одноклассников с технологией изготовления декоративных изделий из соленого теста;
Объект исследования: декоративно-прикладное творчество( тестопластика).
Предмет исследования: тесто, его формы и свойства
Методы исследования:
1.История возникновения соленого теста
Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой древней цивилизации существуют упоминания о тестопластике, как о важной части религиозных обрядов, народного творчества и, даже, жертвоприношений. Ведь мука и вода, как и хлеб, который из них делают, являются неотъемлемой частью человеческой культуры.
Традиция эта действительно очень древняя, и распространена она на всех континентах. Ну, разве, что пингвины в Антарктиде еще не освоили этот замечательный промысел.
Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. Археологи находили фигурки из хлеба, прославляющие Деметру, греческую богиню плодородия, и римскую богиню земледелия и плодородия – Цереру.
Позже, в средние века в Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. (Приложение №1, фото [1])
В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. (Приложение №1, фото [2])
Уже более тысячи лет в Китае существует традиция выпекать к Празднику Весны различные символические фигурки из теста. Этот обычай считается неотъемлемой частью народного творчества и культурного наследия. С помощью клейкого риса, муки и нескольких непростых инструментов художники создают настоящие скульптуры. (Приложение №1, фото [3]). А также, начиная с 17 века делали марионеток из теста. (Приложение №1, фото [4])
В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста. (Приложение №1, фото [5])
Издавна известны обряды, связанные с зерном и хлебом, традиционные для народов России, Украины, Беларуси, Польши, Болгарии, Чехии. В соответствии с этими обрядами весной, перед прилетом птиц, выпекались фигурные изделия из теста, чаще всего имеющие вид стилизованной птицы. Фигурки назывались «жаворонками». (Приложение №1, фото [6])
На Украине такие изделия из теста изготавливались не только для весенних обрядов, но и для зимних праздников, а также свадеб. Фигурки дарили вместе с пожеланиями здоровья, благополучия, богатства и удачи.
На Руси фигурки из теста дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а
заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол".
Древние поморы (народы, жившие по берегу Белого моря – древние новгородцы, карелы, финны) верили, что если напекут большое стадо животных из теста, – приумножится количество скота в их дворах, будет больше дичи в лесах. Фигурки - олени, коньки, бычки, коровки, козлики, птички, тюлени, – изготовленные из ржаного теста, – имеют общее название – «козули». Хозяйка обычно оставляла 1-2 козули в доме, чтобы счастье не покинуло ее семью.
Козули хранились весь год до следующего Рождества, а потом лепили новые. Если они ломались, их не выбрасывали, а скармливали скоту или птице, – и это тоже характерно для обряда жертвоприношения. Есть в этом и очень бережное отношение к хлебу. Раньше козули ставили на божницу перед иконами, давали каждой фигурке имя, чтобы у хозяина в доме было счастье. Каждый, кто видит рождественскую козулю, искренне недоумевает и живо интересуется, из какого материала она сделана, чем она обработана, как обжигается... И очень удивляется, узнав, что эта игрушка из теста выварена в кипятке и выпечена в печи. Удивляется, что всё так просто. Дa это просто на вид, незатейливо, а на деле требует большого терпения и уважения к народным традициям. В народе есть негласное правило, как бы свой «секрет ремесла»: у мастера и мастерицы должна быть легкая рука, чистая душа и добрые мысли. Женщина берется за тесто только чистой телом и в хорошем настроении, с желанием «катать козули».
В некоторых поморских семьях и сейчас верят, что злому человеку с мрачными мыслями, темными делами «тесто не дается», козули не получаются, да у него в деревне не возьмут. Лепили их к Рождеству десятками, по нескольку подносов. Некоторых особых искусных мастеров водили из дома в дом лепить козули.
Собирались ряженые, ходили на посиделки, пели поздравительные песенки-колядки, заходили в каждый дом. Поздравляли хозяев дома, желали им здоровья, богатого урожая и удачи на охоте.
За пожеланиями колядники требовали угощения, но не обычного пирога, а непременно козулю.
Вместе с козулями на Рождество пекли «тетерки» (птичка с птенцами) и «витуши» из пшеничного теста. Тетерки дарились особенно дорогим гостям. А неугодным гостям вручали ржаной калачик.
Приёмы лепки одинаковы для всех фигурок. Движения отточены веками, лишних нет. Порезов ножа не более семнадцати. Это требование выполнялось всеми поморскими мастерами и было связано с магическим действием. Для фигурок характерны условность и обобщённость. Лишь рога и хвостики вылепливаются по-разному, все образы в прошлом имели смысл – символ Солнца, Изобилия, Здоровья, Доброты. Козули не расписывают, они так и остаются монохромными: цвет самого хлеба был чрезвычайно дорог предкам, как и ныне живущему человеку. Чтобы игрушки выглядели более празднично, их отбеливали: почти готовые хлебные фигурки вынимают из печи и окунают в кипящую воду, а потом ставят в горячую печь, повторяют эту процедуру не один раз. Тогда козуля становится светлее и приобретает блеск. Такие козули особенно ценились.
Козули – это не только вкусное печенье на Рождество, теперь это памятник народного творчества, народная скульптура, форма и технология изготовления которой шлифовалась веками. Козуля – это и магическое заклинание будущей счастливой жизни. Создание обязательно сопровождается рождественской молитвой. Фигурки терского берега хранят народную мудрость, вызывают уважение к самобытному искусству. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления из соленого теста было утеряно, поскольку мука и соль были на вес золота. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет она вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
2.Тестопластика в искусстве.
Много художников работают с тестом – это отличный материал для декорирования: необычные рамки, картины: натюрморты, пейзажи, барильефы, уютные и милые мелочи. Приложение №4.
Сувенирная продукция лидирует в данном виде творчества: обереги, панно, шуточные картинки, милые зверюшки, чего только не лепят из теста! Для вдохновения столько сюжетов!
Сувениры, сделанные своими руками, пользуются большим спросом. Это замечательный подарок к любому торжеству и празднику. Лепкой с удовольствием занимаются дети и взрослые, профессионалы и любители.
Бороздя интернет в поисках информации по моей теме, наткнулась на кукляшат Валентины Петруниной, я не смогла пройти мимо! Это настоящее русское искусство. Валентина Петрунина – из семьи учительской. Родилась в селе Богоявленском (ныне Долгово) Пензенской области, где и жила до 4-го класса школы, потом – на левом берегу Дона, в Батайске, закончила архитектурный факультет инженерно-строительного института в Ростове-на-Дону. Валентина побывала во многих этнографических экспедициях, работала в историческом музее на Соловках, повсюду по крупицам собирала материалы о костюмах разных губерний. В 1986 г. переехала в Москву, тогда же и стала пробовать лепить из теста. По словам Валентины, столь реалистично передавать облик своих героев помогает само тесто — это послушный, «живой», материал в руках скульптора и художника. И краски на него ложатся послушно. Своих куколок Валентина Петрунина делает вручную, и, хотя иногда и по две красавицы в день нарождается в руках мастерицы, понятно, что много их не произведешь. Да и не надо, считает художник, плохо, когда они появляются всюду. У Валентины до сих пор хранятся ее первые куклы, которым уже больше 15 лет. Люди смотрят на эти персонажи, находят среди них то портреты своих близких, то припоминают какие-то свои состояния, и слова рождаются самые нежные, идущие из сокровенных глубин. «Они такие мягонькотёплые, эти кукляшата». Кто-то восклицает: «Ой… а это… я». И получает ответ автора: «Они живут сами по себе, и на кого хотят, на того и похожи, а я только посредник… Но – всё по настроению! Помните песенку: «если кукла выйдет плохо, назову ее дурёха…»? Целый ряд «петрунинских кукляшат» появился на свет к русским праздникам. Тончайшие подробности, детали прорабатывает автор и в одеждах своих персонажей. Такие натуральные и фактура тканей с поразительными узорами, и прически, и калошки на валеночках, и простенький платочек, поддетый под теплый зимний. [http://rusedin.ru/2011/05/21/petruninskie-kuklyashata-tak-teplo-tak-po-russki/, http://babiki.ru/blog/dizainerskie/25024.html]
Ух, я бы с такими поиграла! Но у меня все впереди – налеплю сама себе!
«Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.»
Эта, или почти такая же, фраза начинает многие работы по тестопластике, доступные в интернете и в печатных изданиях. Поверим на слово или проверим?
Я нашла много рецептов и инструкций по изготовлению соленого теста, а также кучу советов по его использованию - в интернете очень много сайтов, посвященных этой теме: http://testoplastica.ru/, http://allforchildren.ru и много других, но эти мне пригодились больше всего. Так же я прочитала две книжки: В.А. Хоменко «Соленое тесто. Шаг за шагом» и Анны Фирсовой «Чудеса из соленого теста», а также изготовила поделку.
Теперь я могу со знанием дела рассказать и показать как сделать поделку из солёного теста.
Маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки, стержень от ручки, зубочистки, стеки от пластилина и всякая мелочь для нанесения рисунка на тесто – всё это понадобится нам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Из материалов нам понадобятся:
Мука. Она должна быть самой обыкновенной - никаких разрыхлителей, красителей и прочих вкусовых добавок!
Соль «Экстра» - она достаточно мелкая и хорошо растворяется.
Обыкновенная холодная вода.
Рецепты соленого теста.
Их великое множество:
Соленое тесто для простых фигурок:
• 200 г соли
• 200 г муки
• 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
• раствор киселя 125 мл
Нежное соленое тесто для филигранной работы:
• 200 г соли
• 200 г. муки
• 100 г крахмала
• 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
• раствор киселя 150 мл
Твердое соленое тесто для круглых больших скульптурок:
• 400 г соли
• 200 г муки
• 1 столовая ложка масла (подсолнечного)
• раствор киселя - 110 мл
Я выбрала самый простой из книги В.А. Хоменко, упоминаемой ранее:
• 2 части соли
• 2 части муки
• 1 часть холодной воды
Тщательно перемешивая соль с мукой, подливаем холодную воду. Степень готовности соленого теста можно определить только руками. Скатайте шарик, сделайте в нем пальцем несколько углублений. Если тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово. Если тесто крошится, добавьте воды. Если оно, наоборот, слишком хорошо тянется и липнет к рукам, значит воды много, и нужно подсыпать немного муки.
Заворачиваем готовое тесто в пакет и кладем его в холодильник. В таком виде оно может храниться достаточно долго. Кстати, через несколько часов такого хранения полностью растворятся остатки соли. Да и остальные составляющие вступят друг с другом в окончательную реакцию. Главное – не забыть перед работой еще раз тесто замесить.
Если нужно сделать цветное солёное тесто, то его можно окрасить либо на этапе вымешивания, используя пищевые красители или гуашь, либо раскрашивать уже готовое изделие после полного высыхания.
Памятка , как сделать необходимый цвет:
Голубой = синий + белый
Розовый = белый + красный
Фиолетовый = синий + розовый
Зелёный = голубой + жёлтый
Оранжевый = жёлтый + красный
Коричневый = зелёный + красный
Изумрудный = зелёный +синий
Телесный = светло – розовый +чуть-чуть желтого
Золотой и серебряный получится, если добавить соответствующий цвет гуаши или акрила, таким же способом можно получить тесто с блёстками (гель для гуаши)
Все детали и украшения - бусинки, травинки, веточки, цветочки, бисеринки, семена растений и т.д. соединяются при помощи клея ПВА - это гарантия того, что в процессе сушки эти детали не вывалятся из теста.
Я раскатала тесто скалкой на фольге (чтобы потом было легко передвигать работу не повреждая её). На неровный кусок раскатанного теста наложила тарелку и обрезала край – получилась основа для моей работы.
Дальше я начала лепить овечку: небольшой кусочек скатала в колобок и вылепила голову, кисточку обмакнула в холодную воду и приклеила голову к основе, потом вылепила туловище, ноги, уши и волосы, хвост. Затем колбаску раскатала, сделала надрезы через одинаковое расстояние – получилась трава, размяв маленькие колобочки и сделав в них надрезы – получили луговые цветы и солнышко. Облака сделала бесформенные. Чтоб овечка не была «лысой» наделала много маленьких колобочков, проткнула их полой пластмассовой палочкой и приклеила к телу.
Когда все элементы были наклеены, поставила свою овечку сохнуть естественным путём, но можно было бы ее высушить в духовке.
Итак, сушку изделий из соленого теста можно проводить естественным путем и с применением технических средств.
Мой способ достаточно медленный. В среднем тесто сохнет примерно по миллиметру в день. Значительно ускорить этот процесс помогут солнечные лучи или размещение поделки на батарее. При медленной сушке деформация изделия минимальна. Если в работе много миниатюрных и тонких деталей, лучше не торопиться и не рисковать. Очень важно, что бы поделка не подвергалась резкому изменению влажности и температуры. Другими словами, если сушите на подоконнике – избегайте сквозняков. Использование духовки значительно ускоряет процесс сушки. И тут главное – не пережечь поделку (решила не рисковать). В различных источниках мне приходилось читать целые алгоритмы поддержания температурного режима в печи но вот этот показался самым простым:
Нагреваем духовку до восьмидесяти градусов, помещаем в нее поделку и внимательно следим за термометром. Особенно на начальном этапе сушки температура не должна повышаться. Для этого можно раз в пятнадцать минут открывать дверцу духовки и выпускать лишний жар.
Чтобы проверить высохло ли изделие, надо постучать по нему карандашом: Звук глухой? Значит, сушку надо продолжить. Как правило, для полного высыхания работы требуется от двух до четырех часов.
Ну и третий метод – комбинирование двух предыдущих. Примерно сутки сушим поделку естественным путем, а потом доводим этот процесс до конца в духовке
Через три дня я ее начала красить. Обычными акварельными красками.
Лакировка соленого теста. Лаком можно пользоваться абсолютно любым – акриловым, НЦ, ПФ или алкидным лаком. Они дают довольно толстый и прочный слой покрытия.
Подведу итог. Соленое тесто, к сожалению, не имеет свойств обожженной глины. Поэтому поделку необходимо очень тщательно просушить. Чтобы в дальнейшем тесто не впитывало влагу, покрыть работу лаком со всех сторон.
Лепить действительно легко и процесс доставляет огромное удовольствие ! Весь процесс изготовления можно увидеть в Приложении №2.
4.Как положено друзьям, всё мы делим пополам…
Мне так понравился этот процесс, что я решила поделиться с радостью с одноклассниками. Приготовила тесто, шаблоны и принесла их в школу. Перед началом урока мы провели мини- опрос. Детям были заданы следующие вопросы и получены следующие ответы:
1. Что такое тестопластика?(90% детей ответили положительно)
2.Знаете ли вы способ приготовления соленого теста ? (70% детей ответили положительно)
3. Делали вы когда-нибудь игрушку из соленого теста?( только 15% детей ответили положительно)
На уроке я рассказала историю возникновения слоеного теста, провела инструктаж по технике безопасности, правило работы с тестом. Я выбрала самый простой способ изготовления теста. Моя учительница Лариса Александровна помогла мне раздать шаблоны всем, и мы лепили на уроке труда ежика. Что из этого вышло можно посмотреть в Приложении №3.
Наименование изделий: поделка «Ежик» в технике тестопластики.
Конечный потребитель: дети и взрослые.
Функциональное назначение: игра, сувенир.
Допустимые пределы стоимости: 100 рублей.
Назначение: поднимает настроение, заставляет заинтересоваться процессом изготовления изделий в данной технике.
Материалы и инструменты: тесто, шаблоны вода, ножницы, стека.
Метод изготовления: лепка.
Внешний вид: эстетичен.
Техника безопасности: не употреблять тесто и готовые изделия в пищу, тщательно вымывать руки после завершения работы.
Моральные ценности: сохранение многовековых традиций, эстетический и нравственный аспекты.
Результат проекта: готовые изделия.
После урока мы сделали опрос.
Данная работа больше сдружила ребят и показала, что работа с тестом не только для девочек. Ребята открыли для себя, что это ещё и увлекательное занятие, которое развивает художественный вкус, творческие способности воображение и фантазию. Занятия с тестом оставляют приятные ощущения и позволяют расслабиться. Настроение улучшается!
Я не знаю, будет ли кто-нибудь из моего класса художником, декоратором, скульптором или кулинаром, но я уверена, что многие оценили этот урок и, возможно, для кого-то это станет началом творческого пути.
5.Заключение
Анализируя проделанную работу, прихожу к выводу, что:
Хотя поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.
Фигурки, картины, панно - все можно сделать, нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством, а также доставляют удовольствие и радость.
Я приобщилась к магии соленого теста и сама стала «чудотворцем» - моя овечка будет висеть на кухне и поднимать настроение не только мне, но и всей моей семье!
6. Список литературы
1. Зимина Н.В. « Шедевры из солёного теста», М.: Издательство «Мир
Книги» ,2010г.
2.Хоменко В.А. « Соленое тесто. Шаг за шагом»,М.: Издательство « Книжный клуб семейного досуга»,2007г.
3. Чибрикова О. «Азбука солёного теста», М.: Издательство « Мир Книги», 2009г.
4.Фирсова А.Д. « Чудеса из соленого теста»,М.: Издательство «Айрис-пресс»,2008г.
5. http://testoplastica.ru/, http://allforchildren.ru
6.http://babiki.ru/blog/dizainerskie/25024.html
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Лиса Лариска и белка Ленка
Как нарисовать черёмуху
Лепесток и цветок
Калитка в сад