Панно создано по мотивам линогравюры известного хакасского художника Г.С. Краснова в технике пейп-арт с использованием элементов тестопластики.
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_ptitsa_hys-hylyh_.docx | 716.46 КБ |
Управление образования
Администрации муниципального образования
Алтайский район
МБОУ «Новороссийская СШ»
Технология
Творческий проект
«Птица Хыс-хылых»
Выполнила:
ученица 9 класса
Дорожинец Марина
Руководитель:
учитель технологии
Лышко Наталья Геннадьевна
с. Новороссийское
2016 г.
Содержание
Используемая литература. .............................................................................10
Приложения
Эта работа является продолжением темы прошлого проекта «Дух белой лошади». В ней также использованы идеи Григория Степановича Краснова, работавшего в направлении неомифологизма. В своих работах художник широко использует традиции и условный язык мегалитов и петроглифов. Мне очень нравится сочетание древних символов, фантастических знаков, загадочность образов, возвращение к корням культуры древнего хакасского народа.
У каждого народа есть свои легенды, поверья, обычаи, связанные с птицами. Возможно, и вы слышали про хакасский обычай: если юноша поймает фламинго, которые весной и осенью иногда пролетают над Хакасией, он может сосватать любую девушку. На птицу надевали красную шелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Калым при этом не полагался. Если девушку не отдавали, то, по хакасским поверьям, птица Хыс-хылых проклянет этот дом, и дочь их умрет. Естественно, узнав историю про южных фламинго в сибирской Хакасии, многие думают, что это – красивая легенда. Но традиция имеет под собой реальную почву: фламинго на самом деле в Хакасии встречаются. Правда, такие случаи – единичные.
Видимо, этот обычай тронул творческое воображение Г.С. Краснова и он изобразил птицу Хыс – хылых на своей линогравюре. Но, а я воспользовалась этой идеей, воплотив ее в декоративно-прикладном творчестве. Вот так и появилась моя работа – результат красивой легенды, замысла художника и моего умения.
Я считаю, что моя работа оригинальна и актуальна, т.к. на данный момент у нас в Хакасии, обладающей яркой, самобытной национальной культурой, которая развивалась на протяжении веков, многое делается для сохранения древней культуры хакасов, их языка. Восстанавливаются традиции, обычаи и обряды, специфические хакасские промыслы и ремесла. Разработаны меры по развитию и продвижению народного искусства и мастерства, в том числе с помощью проведения выставок изделий народных промыслов и ремесел, поддержки проведения национальных праздников. И мне со своей стороны хотелось внести небольшую лепту в это благое дело.
II. Цель творческого проекта:
Создание декоративного панно в смешанной технике, с использованием элементов тестопластики и пейп - арт.
Задачи проекта:
- подобрать и проанализировать информацию по данной теме;
- совершенствовать навыки работы в техниках тестопластика и пейп - арт;
- изготовить изделие, соблюдая технологическую последовательность;
- проанализировать экологическую и экономическую составляющую проекта.
Разрабатывая эскиз, я решила, что мое изделие будет выполнено в технике пейп-арт, имитирующей чеканку, с использованием элементов тестопластики, природного материала. Размеры панно 45×60 см. Изделие должно быть эстетичным, передавать красоту и фантастичность образа птицы, и некоторое сходство с древними наскальными рисунками и изображениями духов. Цвета основы – коричневый (земля), синий (небо). Для имитации чеканки использую золотую, бронзовую и серебряную краски, для отработки некоторых деталей – акриловые контуры.
PAPER-ART (бумажное искусство) пейпе арт или пейп-арт. Техника «Пейп-арт» придумана в 2006 году Татьяной Сорокиной, в студии «Акварель». Сначала называли ее «салфеточная пластика». Этой техникой можно имитировать ткачество, чеканку, резьбу по дереву. Она понравилась и разошлась по миру.
Техника «Пейп-арт» - это работа с бумажными салфетками. Есть несколько видов применения салфеточного материала: нитки, велюр, гофре, семя. Для цветных работ салфетки не окрашиваются, а применяются натуральные цвета. Салфетки хорошо коллажируются с любыми материалами: керапластом, пластикой, соленым тестом, яичной скорлупой, бисером и т.д. они хорошо закрепляются. В готовом изделии их можно покрывать любыми лаками – акриловыми, масляными. ( Приложение 1)
Тестопластика. Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянных форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то давным-давно в жертву божествам.
Один из народных художественных промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше поделки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь умельцы лепят всё, что угодно – лишь бы было пёстро и красиво.
В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста.
В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом.
Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепёшки, которые вывешивают на стенки домов.
В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым.
В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста.
Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.
Во время Первой Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта традиция стала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.
Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.
На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для творчества.
В традиционной духовной культуре хакасов образ птицы один из наиболее распространенных и почитаемых. Говорят, раньше в Хакасско-Минусинской котловине обитало огромное количество птиц. Согласно поверью, одна из душ каждого человека после смерти обращается именно в птицу. Если скончавшийся был светлой личностью, то в красивую - лебедя или журавля. Если над ним довлели темные силы - в черную, например, в ворону. А души детей превращаются в ласточек. Собирая материалы по мировоззрению хакасов во второй половине XIX в., Н. Попов отмечал почтительное отношение к ласточке. Он подчеркивал, что «ласточка заслуживает особенного внимания и уважения, как спасительница человеческого рода» этот сюжет часто встречается в народном фольклоре.
В многочисленных легендах птицы – божества, плавают они или летают, всегда носятся над бесконечным пространством воды. В одних легендах птицы эти – гуси или утки, в других – они названы просто птицами» В понимании хакасов именно птица имеет возможность свободно перемещаться в трех сферах: по воздуху, по воде, по суше.
Также хакасы особо почитали кукушку, турпана, дрофу, журавля, лебедя: считалось, что они могут проклясть и наслать несчастья на людей.
Даже шаманский ритуальный костюм, в целом, символизировал птицу, в которую шаман мог превратиться в нужный для него момент. Это была замшевая куртка с пришитыми к ней разноцветными лоскутками, бубенчиками и колокольчиками, на плечи которой прикреплялись крылья хищной птицы. Клюв и перья этой птицы пришивались к остроконечной замшевой шапке, края которой также обвешивались разноцветными тесемками, закрывающими лицо шамана. Имел шаман и свой культовый музыкальный инструмент – бубен (тюр).
Довольно часто в рисунках на бубнах встречается образ орла, потому что орел в верованиях хакасов считался одним из покровителей шамана. Обладая огромной силой, он мог даже убить шамана. В хакасском героическом эпосе орел представал как мифологическая птица Хан Кире хус, как бессмертный, неуловимый, наделенный необыкновенной силой царь всех птиц. Поэтому в своих камланиях шаманы часто имитировали орла.
А еще существовал удивительный хакасский обычай: если юноша поймает фламинго, которые весной и осенью иногда пролетают над Хакасией, он может сватать любую девушку без калыма. На птицу надевали красную шелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней к любимой девушке. Родители должны были принять фламинго, а взамен отдать дочь. Если девушку не отдавали, то, по хакасским поверьям, птица Хыс-хылых проклянет этот дом, и дочь их умрет. Естественно, узнав историю про южных фламинго в сибирской Хакасии, многие думают, что это – красивая легенда. Но традиция имеет под собой реальную почву: фламинго на самом деле в Хакасии встречались и встречаются. Правда, такие случаи – единичные. Главным тому свидетельством являются памятники культурного наследия, сохранившиеся до наших дней.
Например, в Бейском районе на кургане, находящемся на территории музея «Усть - Усос», есть рисунок, на котором, по мнению исследователей, изображена пара фламинго. До наших дней сохранились заколки колчанов и подвески в виде этой красивой птицы, которые изготавливали племена тагарской археологической культуры, населявшие Хакасско – Минусинскую котловину в I тысячелетии до н.э.
По легендам и поверьям, Хысхылых - это не только форма брака, дарение розового фламинго, связываемая с культом священных птиц, но и символ исполнения самых сокровенных желаний.
VII. Банк идей.
Именно эти репродукции с картин Г.С. Краснова (рис.1,2) и натолкнули меня на мысль о том, что я могу сделать. В каком стиле будет изображение птицы. Но используя технику пейп-арт, имитирующую чеканку, затруднительно передать волшебную и фантастическую игру красок в изображении таких сюжетов.
Рис.1 «Сотворение менгира» Рис.2 «Сказочное божество»
А эта репродукция с линогравюры художника (рис. 3) совпала с моими представлениями о мифологической птице Хыс – хылых.
И я остановила свой выбор на этом изображении. Теперь осталось выполнить свою работу используя выбранную технику.
В процессе работы над выбором изделия для интерьера, я решила, что сделаю декоративное панно, в техниках «пейп-арт» и тестопластика, с добавлением элементов из семян гороха и природного материала. Для окраски воспользуюсь акриловыми красками.
Рис. 3 «Хыс - Хылых»
VIII. Требования к изделию.
Мое изделие будет выполнено на основе из ДВП, обклеенной жатой крафт-бумагой, для придания текстуры камня, в технике пейп-арт, имитирующей чеканку, с использованием элементов тестопластики, природного материала. Размеры панно 45×60 см. Изделие должно быть эстетичным, передавать красоту и фантастичность образа птицы, и некоторое сходство с древними наскальными рисунками и изображениями духов. Цвета основы – коричневый (земля), синий (небо). Для имитации чеканки использую золотую, бронзовую и серебряную краски, для отработки некоторых деталей – акриловые контуры.
(Приложение 3)
IX. Выбор материалов
1. ДВП
Лист размером 45×60 см, толщиной 3 мм. Создает прочную основу для работы, не деформируется от избытка влаги в клее, деталях из соленого теста.
2. Крафт-бумага.
Популярный упаковочный материал, который часто можно увидеть в магазинах. Оберточная бумага, плотная, в жатом виде хорошо создает фактуру камня. (Приложение 4)
3. Салфетки «Viero Linia»
Достаточно плотные по структуре и удобны в работе в технике пейп-арт, жгутики получаются аккуратные, ровные, без утолщений и не рвутся.
4. Соленое тесто
Замешено по традиционной рецептуре из пшеничной муки высшего сорта, соли мелкого помола и воды. Компоненты для изготовления соленого теста безопасны, дешевы и всегда под рукой. А готовое изделие - прочное и долговечное.
5. Клей ПВА
Идеален при работе с бумагой, ДВП, соленым тестом, надежно скрепляет материалы.
6. Акриловые краски «Гамма»
Выбранные краски дают достаточно надежное покрытие и не смазываются, применяются в изготовлении ДПИ.
7. Акриловый лак
Выбранный лак создает достаточно надежное водоотталкивающее покрытие, используется при декоративных и интерьерных работах, не токсичен.
X. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений
Таблица №1
Наименование операций | Оборудование, инструменты | Приспособления |
Изготовление основы панно | Кисть для клея | Подкладная доска |
Нанесение эскиза | Карандаш, копирка | Канцелярские зажимы |
Заготовка теста | Чаша, емкость с водой | Подкладная доска, |
Выкладывание рисунка из скрученных салфеточных жгутиков и элементов из теста и природного материала | Кисть для клея, ножницы, пинцет, стек | Подкладная доска, баночки для клея и воды |
Покраска, пропечатка и лакировка изделия | Кисть №5, 3 | Подкладная доска, губка, салфетка, баночка для воды |
XI. Технологическая последовательность изготовления изделий
Изготовление изделий можно разделить на 3 этапа:
- подготовительный, который включает отделку основы, заготовку природного материала, соленого теста;
- монтажный – непосредственно лепку и декорирование жгутиками из салфеток, семенами;
- окончательную отделку – покраску.
В Приложении №5 содержится описание технологии изготовления изделия.
В процессе изготовления изделия я придерживалась правил техники безопасности, которые помещены в Приложении № 6.
XII. Экономическое обоснование
В процессе изготовления изделия можно на практике применить полученные знания по экономике и обосновать свое проектное изделие.
Расчет затрат на материалы Таблица №2.
№ № п/п | Наименование | Количество | Цена за 1 шт. (м.) руб. | Стоимость, руб. |
1 | Рамка 45×65 | 1 | 265,00 | 265,00 |
2 | Упаковочная бумага | 1 | - | - |
3 | Мука | 1 ст. | - | - |
4 | Соль | 0,5 ст. | - | - |
5 | Салфетки | 1 уп. | 20,00 | 20,00 |
6 | Клей ПВА | 200 гр | 20,00 | 20,00 |
7 | Краски акриловые для декоративного творчества | 4 шт. | 85,00 | 340, 00 |
Итого: | 645,00 руб. |
Я не затратила средств на некоторые материалы, а также оборудование, инструменты и приспособления – они уже были у меня дома или в школьном кабинете технологии.
Вывод: расчёты показали, что цена моего изделия с учётом экономии трудозатрат составила 645 руб. А столько стоит подобное изделие в магазине? Можно сделать заключение, что заниматься творчеством самой намного выгоднее, чем покупать изделия в магазинах. Тем более, что любоваться творениями рук своих и одобрением родных всегда приятно.
XIII. Экологическое обоснование проекта
При работе над изделием я старалась придерживаться гигиенических, экологических требований, необходимых при эксплуатации изделия человеком. Если рассмотреть готовое изделие, то в процессе изготовления никаких вредных отходов не было. Использовались экологичные материалы (бумага, природные материалы, соль, мука).
XIV. Реклама
Живут прекрасные фламинго,
Пылая алою зарёй.
Танцуют танго восхищая
Своей чудесной красотой.
Лети же птица Хыс – хылых
В мою Хакасию родную,
Соедини сердца двоих
И спой им песню вековую.
XV. Самооценка проекта
Я довольна своей работой, она мне очень нравится. В процессе изготовления панно я:
- познакомилась с некоторыми моментами из истории культуры Хакасии;
- совершенствовала навыки работы с техниками тестопластика и пейп-арт;
- смогла подсчитать экономическую выгоду моего проекта.
Процесс изготовления сложности не представил. Была трудность в переводе символов и изображений с языка линогравюры на язык декоративно-прикладного творчества.
Мне очень нравиться заниматься декоративно-прикладным творчеством, создавая оригинальные, единственные в своем роде изделия, т.к. разгадка жизни наших предков, обычаев и традиций – что может быть более захватывающим для исследования в ходе такой творческой работы.
Используемая литература
Солдатская шинель
Волшебная фортепианная музыка
Сказки пластилинового ослика
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Снежная сказка