В рамах внеурочной деятельности кружка "НАРОДНЫЕ УЗОРЫ" был выполнен Проект по изучению симметрии в народных узорах и выполнению вышитых симетричных марийских оберегов.
Работа была представлена на республиканской ПНК "Шаг в науку"
и на межрегиональной НПК "Наука. Творчество. Развитие" в г. Новочебоксарске
Вложение | Размер |
---|---|
simmetriya_ornamentov_v_mariyskih_natsionalnyh_uzorah_-_kopiya.pptx | 853.33 КБ |
Слайд 1
Симметрия орнаментов в марийских национальных узорах Выполнили: ученица 5 класса Краснова Вера Руководитель: учитель технологии Костина Елена Григорьевна 2016 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4 им. А. С. Пушкина»Слайд 2
Цели и задачи проекта Виды симметрии Орнамент Симметрия марийских узоров в вышивке Выводы Использованная литература Содержание
Слайд 3
Показать, как симметрия отражена в марийских национальных узорах. Цель
Слайд 4
1. Изучить симметрию плоских фигур. 2. Изучить орнаменты марийского народа. 3. Выявить отражение симметрии в марийских народных орнаментах. 4. Изучить явление симметрии в народной вышивке. 5. Выполнить образцы симметричных элементов марийских орнаментов Задачи
Слайд 5
Симметрия рассматривается не только как геометрическое понятие, но и как способ создания народного орнамента, отображения окружающего мира. Актуальность
Слайд 6
1. Изучение литературы и интернет ресурсов по теме. 2. Экскурсия в музей народно-прикладного искусства. 3. Анализ орнаментов марийской вышивки. 4. Выполнение образцов симметричных элементов марийской вышивки. Методы исследования
Слайд 7
СИММЕТРИЯ (от греч. Symmetri соразмерность), в широком смысле — инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований. «Симметрия – в широком или узком смысле, в зависимости от того, как вы определяете значение этого понятия, - является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль. Симметрия
Слайд 8
Осевая симметрия А В С А ` B` C` a Треугольники АВС и А `B`C` симметричны относительно прямой а. а - ось симметрии
Слайд 9
Наличие оси симметрии у геометрических фигур
Слайд 10
Поворотная симметрия А С В А ` В ` С ` Треугольники АВС и А `B`C` симметричны относительно точки О при повороте на угол α . О - центр симметрии, угол α – угол симметрии O α α
Слайд 11
Наличие поворотной симметрии у геометрических фигур 120° 90° 72° 72° Симметричные фигуры совмещаются сами с собой при повороте вокруг точки на угол, равный 360° : n , где n = 2, 3, 4, 5, 6, 8,10 и т.д.
Слайд 12
Центральная симметрия Фигуры F и F` симметричны относительно точки О. О - центр симметрии. F F` Центральная симметрия есть частный случай поворотной симметрии на угол 180°.
Слайд 13
Наличие центра симметрии у геометрических фигур
Слайд 14
Скользящая симметрия а Фигуры симметричны относительно вектора а. Вектор а - вектор смещения имеет длину и направление .
Слайд 15
Орнамент «Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». Г. Вейль. Орнамент- это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. В орнаменте важны не только символика, но и цвет. Цветовая гамма марийской вышивки состоит в основном из четырех цветов: красного (в различной тональности и насыщенности), зеленого, синего и черного. Добавочные цвета - зеленый, синий, желтый, оранжевый - вводились небольшими линиями и пятнами в основной (красный) фон вышивки, оживляя ее и придавая ей цветовое богатство. Характерная особенность – четкое выделение узора при помощи окантовки прямой (контурной) линией.
Слайд 16
Орнамент «Искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». Г. Вейль. В марийской вышивке нет рисунков с округлыми очертаниями, все элементы узора вышиваются прямолинейно и геометризированно . Ромбы, квадрат, треугольники образуются контурной вышивкой с заполнением косой стежкой или счетной гладью, имеют множество вариантов исполнения. Плотная вышивка дополняется мелкими ажурными узорами из зубцов, усиков, крючков и ответвлений, выполняемых росписью.
Слайд 17
Марийский орнамент Марийская письменность это вышивка
Слайд 18
Марийский орнамент Основные мотивы орнаментов марийских вышивок весьма разнообразны. здесь и растительные, и зооморфные, и геометрические сюжеты, но все они так сильно застилизованы , что только пылкая фантазия могла бы увидеть в них исходный объект. Иногда можно ясно различить фигуры птиц, животных и людей. Стилизация велась по линии геометризации объектов, что вполне естественно т.к. марийская вышивка – это вышивка по счету ниток. От мастерицы требовалась большая точность, ведь если она ошиблась на одну лишь нитку, симметрия рисунка нарушалась.
Слайд 19
Марийский орнамент Отдельные не симметричные элементы вышивки располагались парами, образуя симметричный орнамент.
Слайд 20
Марийский орнамент Экскурсия в музей народно-прикладного искусства
Слайд 21
Марийский орнамент Орнамент каждой украшенной вещи был весьма оригинален и неповторим в деталях. Марийки обычно не копировали вещей, поэтому каждая вышивка становилась уникальной. Цельный орнамент вышивок создавался как бы из отдельных фрагментов, которых было огромное количество, а комбинировать их можно было бесконечно. Ниже приводится некоторые наиболее известные фрагменты вышивок.
Слайд 22
Марийский орнамент
Слайд 23
Марийский орнамент Великая матерь ( Шочынава ) Человек родился, и его земная жизнь с этого момента находится под покровительством Шочынава . Она способствует реализации предназначения человека. Солнце (Кече) Знак добра, дающий жизнь всему живому на земле. Символ плодородия, оберег. Сторож дома ( Сурт орол ) Квадрат - это земля, дом где ты живешь. Его оберегают от неприятностей множество крестов и задерживающих воронок.
Слайд 24
Знак рода Дерево Лошадь Бабочка Наличие симметрии в марийских вышивках и орнаментах
Слайд 25
Выводы При создании узоров орнамента люди в древности использовали знания геометрии. Основными видами симметрии, которые применяются в марийских национальных узорах являются центральная и осевая симметрия. Симметрия – способ создания красоты. Сочетание таланта мастера и его геометрических умений, в частности знание законов симметрии, занимает важное место в орнаментальном искусстве марийского народа.
Слайд 26
Литература: Меджитова Э.Д. Марийское народное искусство. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. – 1985. – 270 с., ил. Молотова Г.Л. Традиционное марийское ткачество. Монография. - Йошкар-Ола: ГУП МарНИИЯЛИ , 2004. – 152 с., ил. Основы художественных промыслов народа мари: ручной труд детям/Авт. сост. Л.Е.Майкова . – Йошкар-Ола: Издательство «Вертикаль», 2007. – 168 с., ил. Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. – 1982. – 86 с., ил. Степанова И. Маритÿр . Встречи с марийской вышивкой. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство. – 2005. – 100 с., ил.
Тупое - острое
Сказка об одной Тайне
Для чего нужна астрономия?
Два морехода
Как нарисовать небо акварелью