Вложение | Размер |
---|---|
Программа по скульптуре. | 516 КБ |
Скульптура, как учебная дисциплина – важная составляющая в процессе обучения изобразительному искусству. Освоение азов скульптурного творчества значительно расширяет горизонты пластических навыков учащихся.
Работа с трехмерной, осязаемой формой позволяет наблюдать её и анализировать с множества точек зрения, и одновременно воспринимать её как единый объем. Процесс лепки и ментальный анализ формы предмета приносит огромную пользу в обучении, как рисунку, так и живописи. Учащиеся последовательно научаются изображать форму пластически цельно и пропорционально оправданно, в соответствии с художественной задачей.
Работа с натуры обучает основам архитектоники формы, развивает у юных скульпторов пространственное мышление. С каждым новым заданием усложняется задачи освоения и осмысления трехмерной формы, совершенствуется пластическое мастерство учащихся.
В основе композиционной работы лежит процесс синтетический. Создавая скульптурную композицию, учащиеся осуществляют сложный сюжетный замысел, организуют различные фигуры и формы в единое художественное произведение.
Рабочая программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы художественно-эстетической направленности «Изобразительное искусство» уровень реализации полного курса – 4 года, уровень освоения ОП – основное общее образование, общеобразовательный (дополнительный), специализированный, повышенный уровень художественного образования, принятой на педагогическом совете и утверждённой МБОУ ДОД «ДХШ». Приказ № от « » ___________ 2014 года.
Цель программы: формирование духовой культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным и национальным наследием.
Задачи:
Программа 2 класса рассчитана на 34 занятия - 68 часов (2 часа в неделю). Занятия по данному предмету, в основном, практические. Небольшая теоретическая часть состоит из вводной беседы, проводимой в первом классе, и кратких бесед, предваряющих выполнение каждого задания, в ходе которых преподаватель разъясняет учащимся содержание задания и указывает методы его выполнения. Беседы должны сопровождаться показом иллюстративного материала: гипсовых слепков, репродукций, презентаций, видеофрагментов и т.д. Рекомендуется также проводить экскурсии в музеи, на выставки, устраивать тематические показы или выставки репродукций в мастерской.
В процессе обучения необходимо уделять постоянное внимание межпредметным связям с предметами «Рисунок», «Живопись», «Композиция».
В процессе обучения используются следующие методы:
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы учащихся.
В процессе обучения предусматривается следующие формы учебных занятий:
Виды контроля:
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ: отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы по выполнению заданий, разбираются характерные ошибки.
Критерии оценки изделия по скульптуре
Лепка с натуры Изделие должно соответствовать натуре, отражать самые существенные её черты: общий характер предмета и его строение | Лепка на основе представления и фантазии Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначению изделия | Лепка сюжетной композиции Образное представление, смысловая связь сюжета, решение композиции в пространстве |
Способы проверки ожидаемых результатов:
После каждой четверти во всех группах отслеживается личностный и профессиональный рост ребёнка по следующим параметрам:
Используются следующие формы проверки:
Методы проверки:
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме текущих просмотров, итоговых выставок, конкурсов.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
Низкий уровень осваивает основы первичных представлений о трех видах лепки: конструктивный, пластический, комбинированный. Овладевают начальным опытом самостоятельной деятельности. Приобретают начальные навыки в лепке керамических изделий и их росписей.
Средний уровень: приобретение более широких видов знаний, умений и навыков, общения через выражения художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой, художественной деятельности. Восприятие произведений искусства и творчества своих товарищей.
Высокий уровень: умение свободно владеть различными видами лепки иметь первичное представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
Формирование художественных знаний, умений и навыков
К концу обучения 2 класса учащиеся должны знать:
К концу обучения 5 класса учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план
№ задания | Наименование темы | Количество часов |
1 | Этюд ветки с листьями с натуры | 2 |
2 | Натюрморт из трёх предметов в объеме | 8 |
3 | Натюрморт из трёх предметов (горельеф) | 8 |
4 | Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное или птица» | 6 |
5 | Наброски с натуры сидящего человека | 2 |
6 | Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом) | 6 |
7 | Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист» | 6 |
8 | Северная фантазия | 4 |
9 | Декоративное панно «Цветы» | 4 |
10 | Композиция по сказкам в рельефе | 6 |
11 | Этюд с натуры – драпировка, висящая на стене | 6 |
12 | Декоративная композиция «Цирк» | 10 |
Итого | 68 |
Содержание
Задание №1 Этюд ветки с листьями с натуры – 2 часа
Объекты постановки: ветки с листьями различных деревьев: береза, рябина, осина, ива и т.п.
1 урок. Анализ формы и структуры ветки с листьями. Передача движения и характерных особенностей.
Материал: Пластилин. Размер плинта 7х15 см.
Задача: Учить работать с натуры. Вызвать интерес к работе с природными формами, развивать наблюдательность.
Задание №2 Натюрморт из трёх предметов в объеме – 8 часов
Объекты постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие по форме к геометрическим телам.
На группу в 15 человек ставятся две-три постановки.
1 урок. Прокладка плинта, размещение на нем объемов, передача их характерной формы, выявление композиционной взаимосвязи.
2-3 урок. Проверка масштабных соотношений модели и натюрморта. Проверка соотношений масс. Круговой обзор.
Материал: пластилин. Размер: по указанию учителя.
Задача: Учить видеть и передавать композиционную целостность постановки, соответствие масштаба модели и выполняемого натюрморта, размещение предметов на плинте: трехмерность, весомость, круговой обзор работы.
Задание №3 Натюрморт из трёх предметов (горельеф) – 8 часов
Натюрморт может быть тот же, что и в предыдущем задании: Объекты постановки: предметы кухонной утвари, овощи, фрукты, близкие геометрическим телам.
На группу в 15 человек ставятся две-три постановки.
1 урок. Объяснение темы. Беседа о видах рельефа (барельеф, горельеф, контррельеф). Показ работ из методического фонда. Объяснение законов сокращения предметов в рельефе. Покрытие плинта пластилином, прорисовка на фоне, прокладка формы.
2-3 урок. Уточнение композиции рельефа, проверка и уточнение построения рельефа с учетом заданной его высоты, проработка формы.
4 урок. Детализация. Завершение работы. .
Материал: пластилин. Размер: плинта 20 – 22 см.
Задача: дать понятие о трансформации трехмерного пространства и объема в уплощенном пространстве рельефа. Объяснить принципы построения двухпланового рельефа.
Задание №4 Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное или птица» - 6 часов
Объект постановки: животное, птица (собака, кролик, петух, голубь ит. д.).
1 урок. Беседа о каркасе, необходимости учета расположения центра тяжести фигуры, и сохранения подвижности арматуры конечностей и головы. Разумные пределы использования арматуры при работе с различными материалами. Изготовление каркасов, выявление в них движения.
2 урок. Прокладка объема, передача характерного движения, строения и пропорций модели.
3 урок. Уточнение пропорций. Проработка деталей этюда. Завершение работы.
Материал: пластилин (если этюд выполняется на каркасе), керамическая глина. Если работа выполнена в глине возможен обжиг. Размер: 12-17 см.
Задача: создать этюд животного или птицы (по выбору). Стремиться к выразительности движения, точности передачи пропорций. Самостоятельно построить каркас, добиться его трехмерности.
Задание №5 Наброски с натуры сидящего человека – 2 часа
Объект постановки: сидящая модель (одетая) в простой несложной позе (4-5 поз).
1 урок. Повторение пропорций фигуры человека. Создание 4-5 набросков, по 15-20 минут на каждый.
Материал: графит, бумага. Размер: А3
Задача: Грамотно прорисовать модель. Выявить характерное движение модели. Сохранить пропорции. Наброски линейные с частичной проработкой света и тени.
Задание №6 Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом) – 6 часов
На группу в 15-17 человек ставятся две модели.
1 урок. Построение каркаса. Прокладка объема модели, определение ее пропорции и характера.
2 урок. Передача движения, состояния модели. Внимание на размещение масс в пространстве, глубину, круговой обзор.
3 урок. Посильная проработка деталей фигуры: головы, рук, ног. Завершение работы.
Материал: Пластилин. Высота: 20 см.
Задача: Освоение построения фигуры человека, решая работу в цельной обобщенной форме. Передать движение и характер модели.
Задание №7 Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист» - 6 часов
Работа с натуры.
Объект постановки: гипсовый рельеф «Лист».
На группу в 15 человек даются две модели.
2 урок. Прокладка орнамента по рисунку, уточнение пропорций. Учащиеся должны набирать объем в целом, соблюдая его развитие от оси, следя за движением масс в пространстве. Обращается внимание на глубину рельефа.
3 урок. Уточнение характера и формы орнамента. Завершение.
Материал: пластилин. Размер: по указанию учителя.
Задача: Выявление характерного строения данной модели. Проверить соотношение объемов и глубин в рельефе.
Задание №8 Северная фантазия – 4 часа
Работа по представлению.
1 урок. Беседа о нашем крае и лесных обитателях. О его коренных жителях, их мифологии и быте. Поиск композиции на эту тему. Работа может быть выполнена как в рельефе, так и в объёме. Набор массы.
2 урок. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, проработка деталей. Завершение работы.
Материал: глина, пластика. Размер: по выбору учащегося, согласуя с педагогом.
Задача: Расширять знания о нашем крае и уметь создавать художественный образ, по своим впечатлениям от увиденного и услышанного, в материале. Развивать воображение и творческую фантазию.
Задание №9 Декоративное панно «Цветы» - 4 часа
Работа по представлению.
1 урок. Беседа о цветах: их видах и форм. Повторение основ композиции. Выполнение эскиза. Подготовка основы.
2 урок. Работа над передачей формы, движения, пластики.
3 урок. Детализация. Работы оставляются на сушку.
Материал: глина. Размер: не менее 15х15.
Задача: Развитие творческого воображения и фантазии. Развитие умений и навыков при использовании приёмов декорирования.
Задание №10 Композиция на тему сказок в рельефе – 6 часов
1 урок. Выбор сюжета. Эскиз композиции. Подготовка основы. Лепка основных объёмов выбранной композиции. Выявление движения и взаимосвязи фигур.
2 урок. Работа над передачей характера, формы, выразительности движения; уточнение взаимосвязи фигур и предметов, выявление настроения.
3 урок. Детализация. Завершение работы. Проверка работы (оценка самим учащимся художественных качеств), её обобщение.
Материал: пластилин. Размер основы 20х20
Задача: Развивать у учащихся умение выбирать конкретный сюжет и воплощать его в материале, стремиться к выразительности композиционного решения. Способствовать развитию фантазии.
Задание №11 Этюд с натуры – драпировка, висящая на стене – 6 часов
Объект постановки: драпировка (холст), висящая на стене.
2-3 уроки. Выявление сгиба складки, ее наиболее напряженной точки; внимание на передачу мягкой фактуры ткани; завершение работы.
Материал: пластилин. Размер: 22х22 см.
Задача: Познакомить учащихся с лепкой ткани, особенностями мягкого материала, принимающего произвольную форму. Обращать внимание на активную передачу формы.
Задание №12 Декоративная композиция «Цирк» – 10 часов
Работа по памяти, по представлению
3 урок. Уточнение движения, пропорций, положения фигур в пространстве, их взаимосвязи и передачи настроения.
Материал: Пластилин. Размер: по выбору учащихся, но не более 25 см. .
Задача: На основе полученных знаний создать декоративную композицию на заданную тему с включением 2-3 фигур. Дать понятие различных способах обработки поверхности, т.е. о возможностях фактуры. Передать равновесие масс, движение, выразительности композиции, силуэта, настроения. Способствовать развитию фантазии и умение выразить свою задумку в материале.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование, инструменты, материалы:
Таблицы:
Технические средства обучения:
Методический фонд:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателя:
Для учащихся:
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Этюд ветки с листьями с натуры | |
Натюрморт из трёх предметов в объеме | |
Натюрморт из трёх предметов (горельеф) | |
Этюд по самостоятельным наблюдениям и наброскам «Животное или птица» | |
Наброски с натуры сидящего человека | |
Этюд «Сидящая фигура в несложной позе» (с каркасом) | |
Этюд с натуры – гипсовый орнамент «Лист» | |
Северная фантазия | |
Декоративное панно «Цветы» | |
Композиция по сказкам в рельефе | |
Этюд с натуры – драпировка, висящая на стене | |
Декоративная композиция «Цирк» | http://www.toybytoy.com/toy/2011-03-04-2 http://jili-bili.ru/catalog/?prod=13541 |
Большое - маленькое
Пока бьют часы
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Акварель + трафарет = ?