Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области»
Класс: 2
Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и фауне Челябинской области.
Планируемые результаты • Предметные: познакомиться с флорой и фауной Челябинской области, животными и растениями, которые внесены в красную книгу Челябинской области. • Личностные: способствовать воспитанию любви к родному краю.
Вложение | Размер |
---|---|
ilmenskiy_zapovednik.doc | 293 КБ |
beregite_prirodu.doc | 99.5 КБ |
sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_2.ppt | 2.49 МБ |
sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_2.ppt | 2.53 МБ |
sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_3.ppt | 2.1 МБ |
sohranit_prirodu_-_sohranit_zhizn_na_zemle_4.ppt | 2.75 МБ |
shemy_origami.doc | 883 КБ |
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект внеклассного мероприятия по теме
«Ильменский заповедник»
Выполнила: Потапова Е.В.
Челябинск, 2016
Тема: «Ильменский заповедник»
Класс: 2
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с историей Ильменского государственного минералогического заповедника.
Планируемые результаты
Тип классного часа: конференция
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование: учебная презентация, конверты с заданиями, карточки с изображениями достопримечательностей Ильменского заповедника, чистые листы (А4), фломастеры (ручки, карандаши)
Ход мероприятия:
Этап | Время | Содержание |
1. Организацион- ный момент | 1 мин | Здравствуйте ребята, я рада снова вас всех видеть! А сейчас я хочу проверить, с каким настроением вы пришли на классный час, у кого плохое настроение – топните ножкой, у кого хорошее – похлопайте в ладоши. Молодцы! Присаживайтесь. |
2. Мотивацион-ный этап | 2 мин | Классный час я хочу начать со слов М.М. Пришвина: Охранять природу — Как вы понимаете смысл этого высказывания? Поднимите руку, кто согласен с этим высказыванием… |
3. Формулирование темы и постановка цели занятия | 3 мин | Что бы определить тему нашего классного часа, вам необходимо разгадать ребус. (Приложение 1) - Кто из вас догадался, над какой темой занятия мы сегодня будем работать? (Ильменский заповедник) Давайте обозначим цели занятия:
|
4. Решение частных задач | 4 мин | Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. Но многим из них сейчас угрожает большая опасность – просто исчезнуть с лица Земли. Какой возник вопрос? (Почему им угрожает опасность?) В связи с усилением воздействия человека на окружающую среду, резко возросла необходимость специальной, тщательной охраны отдельных уголков «дикой» природы, мест обитания видов животных и растений, оказавшихся на грани исчезновения. Государство такие участки объявляет заповедными. - Что такое «заповедники»? Где можно найти определение этому слову? (Поиск значения слова в толковом словаре) Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам. - Что вы знаете о заповедниках? (Дети предлагают свои версии, учитель записывает их на доске). - Зачем люди создают заповедники? |
12 мин | - Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам Ильменского государственного минералогического заповедника. Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа). Игра «Здесь царство редких минералов» Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Здесь царство редких минералов». В классе находится около 30 видов изображений различных минералов, животных, птиц, озер, пещер. Вам необходимо найти все эти картинки и приготовить рассказ от своей группы: 1 группа – картинки с минералами (список названий в конвертах) 2 группа – картинки с минералами (список названий в конвертах) 3 группа – животные (список названий в конвертах) 4 группа – животные (список названий в конвертах) 5 группа – птицы (список названий в конвертах) Будьте внимательны! Кто соберет все количество карточек и изображений, присаживаетесь на места и приготовьте свой ответ по плану, который я раздала вам в конвертах. (Через пять минут группы рассказывают о данном заповеднике) Сейчас мы с вами познакомились с тем, что находится в Ильменском заповеднике, а теперь участники каждой группы расскажут нам об этом. 1 группа. Уникальность заповедника. В мире нет участка, равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, арабский камень, аметист, топаз и многие другие. 3 группа. В заповеднике 30 озер: озеро Тургояк, Ильменское озеро, Кисегач, Бараус… Посмотрим видео про озёра Ильменского заповедники, слушайте внимательно и перечислите еще несколько названий озёр. - Названия, каких озёр вы еще услышали? | |
5. Динамическая пауза | 2 мин | Видео физ. минутка |
6. Решение частных задач | 15 мин | 4 группа. Животный мир. Сегодня на территории Челябинской области известно обитание 440 видов животных. В Красную Книгу Челябинской области занесено 173 вида животных. 5 группа. В заповеднике более 600 видов растений. Редкие виды: Ива лопарская, Венерин башмачок, Багульник, Ветреница, Лапчатка белая. Благодарю за работу! Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. -Что отрицательно влияет на окружающую среду? (Автомобили, заводы, фабрики). -Почему происходит загрязнение окружающей среды? -Почему я разместила картинки «пожар», «вулкан», «вырубка лесов»? Для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты. |
7. Первичное закрепление | 6 мин | -Кто они? (Их называют экологами). -Есть наука - экология (греч. экос –дом, логос – учение) наука о нашем общем доме. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. - Сейчас я приглашаю нашего эколога по Челябинской области выступить со своим обращением к вам (заранее подготовленный ученик). Южный Урал это район с большим количеством заводов. В городе высокая задымляемость воздуха, в почве накопление тяжелых металлов, загрязнены стоками предприятий реки и озера. Большое спасибо за выступление!
|
8. Творческая работа в группах | 8 мин | Творческое задание. Сейчас вы разделены на три команды. Вам необходимо в каждой команде написать предложения по улучшению ситуации на Южном Урале и нарисовать улучшенный город (как вы его представляете). Работайте в команде дружно, разделите обязанности (кто-то будет рисовать, а кто-то писать предложения). У вас есть 6 мин. После, мы начинаем защищать наши мини – проекты. |
9. Рефлексия | 4 мин | - Что нового вы узнали на нашем занятии? - Что вы узнали об Ильменском заповеднике? - Зачем люди создают заповедники? - Какой вывод можно сделать по экологии Южного Урала? |
10. Домашнее задание | 4 мин | Что такое оригами? Откуда появилась техника такая, оригами? (очень давно, в Японии; означает «складывать бумагу») Поднимите руку, кто выполнял уже работу оригами? Нам предстоит поработать самим или с помощью родителей и собрать оригами по схеме, которую я раздам каждому. Все оригами на одну тему, «животные и растения Челябинской области». - Нам предстоит с вами выполнить красивый проект «Оригами», поэтому жду ваши работы к следующему занятию! |
Приложение 1
+ Н
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект внеклассного мероприятия по теме:
«Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области»
Выполнила: Потапова Е.В.
Челябинск, 2016
Тема: «Будь природе другом. Животные и растения Челябинской области»
Класс: 2
Цели деятельности учителя: формировать ответственное отношение к природе родного края; углубить знания учащихся о флоре и фауне Челябинской области.
Планируемые результаты
Оборудование: учебная презентация
Ход мероприятия:
Этап | Время | Содержание |
1.Организационный момент | 1 мин | Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на работу. |
2.Мотивационный этап | 4 мин | (звучит мелодия «звуки природы») Прочитайте запись на доске: «Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле». Как вы её понимаете? - Почти миллион лет живёт человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении. - В прошлые века, когда численность землян была не велика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствии грубого вмешательства в природу. Постепенно такое вмешательство привело к истощению почв, обмелению рек и озёр, гибели растительности и исчезновение некоторых видов животных… И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять исчезаемые виды растений, животных, полезные ископаемые. Такая территория есть и в нашей области… Посмотрите на слайд и разгадайте название заповедника. Некоторые виды растений и животных находятся под защитой в заповедной зоне, а всё что окружает нас, предстоит защищать людям. |
3. Постановка темы и целей занятия | 2 мин | Отгадайте тему занятия? (Будь природе другом… Растения и животные Челябинской области) Какие цели перед собой поставим?
Молодцы! - Сейчас Вам предстоит работа в командах. 1 ряд – 1я команда, 2 ряд – 2я команда, 3 ряд – 3я команда. У нас пройдут соревнования между командами на выявления знатоков растений и животных Челябинской области. Давайте вспомним правила поведения при работе в команде… Игра состоит из 3 туров, за каждый тур вы будите получать очки. Начнём игру: «Знатоки природы Южного Урала». |
4. Решение частных задач | 12 мин | Внимательно послушайте задание. Ваша задача придумать название команды. Главное условие – что бы название отражало нашу тему занятия «Будь природе другом… Растения и животные Челябинской области» Название 1й команды… Название 2й команды… Название 3й команды… 1 тур – «Зооэпитеты» Задание этого тура, отвечать на вопросы и получать очки за правильные ответы визг: «поросячий» стая: «волчья» ужимки: «обезьяньи» хитрость: «лисья» слезы: «крокодиловы» преданность: «собачья» 2 тур – «Угадай-ка»
3 тур – «Изобрази животное» С помощью каких средств можно изобразить животное?
На парте лежат конверты с названиями животных, ваша задача в команде определить человека, который с помощью изобразительных средств покажет животное, задача других команд – отгадать (каждой команде – 3 изображения животных) Подведём итоги всех туров. |
5. Физ. минутка | 2 мин | «Зайцы» Скачут, скачут во лесочке Зайцы – серые клубочки Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки. Прыг – скок, прыг – скок – Встал зайчонок на пенек Прыжки вперед – назад Всех построил по порядку, стал показывать зарядку. Раз! Шагают все на месте. Два! Руками машут вместе. Три! Присели, дружно встали. Все за ушком почесали. На четыре потянулись. Пять! Прогнулись и нагнулись. Шесть! Все встали снова в ряд, Зашагали как отряд. Молодцы! Присаживайтесь. |
10-12 мин | Сегодня я познакомлю вас с очень важной книгой. Посмотрите на слайд и отгадайте ребус (Приложение 1) Как называется эта книга? (Красная книга природы) Как вы думаете, о чем эта книга? (о животных, растениях) А почему она называется КРАСНАЯ книга? Красный - цвет опасности, тревоги, предостережения. Красная книга - это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Но эта Красная книга Российской Федерации. Книга нашей большой Родины – страны, в которой мы родились и живем. А большая Родина начинается с малой. А что такое малая Родина? Это край вашего детства. Это область, в которой мы живем. Как называется наша область? (Челябинская область). Давайте посмотрим на Красную книгу Челябинской области Как вы думаете, почему растения туда занесены? Почему они редкие? (Ответы детей) Страницы в Красной книге – цветные.
Я вам покажу некоторые растения, занесенные в Красную книгу Челябинской области. Может быть, вы их знаете. По ходу демонстрации слайдов учитель рассказывает о растениях. Купальница. Страдает от чрезмерного сбора. Ее корень ядовит, а цветы окрашивают ткань в желтый цвет. В нашей области распространена в горно-лесной зоне и прилегающих к ней районах, растет на лесных полянах, сырых лугах, в разреженных лесах. Кувшинка белая – почти исчезнувший вид. Произрастает по всей территории Челябинской области, но в последнее время наблюдается резкое сокращение численности, а также полное исчезновение вида из многих водоемов. Полный запрет сбора. Тюльпан Биберштейна. Произростает в Челябинской области по р. Уй в Троицком и Октябрьском р-нах. Изолированное наиболее северное местонахождение вида обнаружено в долине р. Миасс близ г. Челябинска. Адонис весенний. В народе также имеет следующие названия: горицвет (за ярко-жёлтые цветки), заячья трава, заячий мак, стародубка, мохнатик, чёрная трава, черногорка, желтоцвет. Фиалка душистая. В Челябинской области встречается по правому берегу р. Сим между городами Миньяр и Аша. Охраняется на территории памятников природы «Липовая гора» и «Река Аша». Первоцвет длиннострелочный. Изредка встречается в с. Шибаево Еткульского р-на и д. Бутаки Сосновского р-на, в музее-заповеднике «Аркаим». Ребята, а как же сохранить все эти растения? Нужно их беречь. Нельзя ломать ветки, нельзя рвать цветы, нельзя рвать листья, рубить деревья, нельзя оставлять костры. А что можно делать с редкими растениями? Любоваться и фотографироваться. В Красную книгу Челябинской области занесены не только растения, но и животные, и птицы. Давайте посмотрим на некоторых животных (Благородный олень, Европейская норка, Речной бобр, Ёж, Белка – летяга, Лесной муравей, Гребенчатый тритон, Болотная черепаха, Форель, Бурый ушан). Ребята, а как же сохранить этих и других животных? Не ломать деревья, кусты, не шуметь, не рвать растения, потому что это дом животных; нельзя брать детенышей в руки. | |
6.Творческое задание | 8 мин | А теперь предлагаю вам пройти испытание 4 тура (последнего). Дома вам необходимо было выполнить оригами по схеме. Поднимите руку, кто справился с заданием? Молодцы! Начнём работу над проектом «Береги природу». Ученики по цепочке прикрепляют работу на ватман. |
7. Рефлексия | 1 - 2 мин | Подведение итогов, выявление победителей, награждение. Ребята, что нового вы узнали на занятии? А о чем бы вы хотели рассказать сегодня дома? (Ответы детей). |
Слайд 1
«Сохранить природу - сохранить жизнь на Земле»Слайд 2
Отгадайте ребус Ильменский Ильменский заповедник
Слайд 3
Тема классного часа: « Будь природе другом… » Цель занятия: 1. познакомиться с животными и растениями Челябинской области.
Слайд 4
«Знатоки природы Южного Урала»
Слайд 1
1 тур Визг - поросячий Слезы – крокодиловы Преданность – собачья Хитрость - лисья Стая - волчьяСлайд 2
2 тур – « Угадай-ка» Где раки зимуют? Ответ: В норах по берегам рек
Слайд 3
Родилась в воде, а живет на земле?
Слайд 4
У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь?
Слайд 5
Как называют детеныша овцы и барана? Ягнёнок
Слайд 6
Какие звери летают? Летучие мыши
Слайд 7
Какие животные спят с открытыми глазами?
Слайд 8
Символ хитрости и ловкости?
Слайд 1
Самое колючее животное….Слайд 2
Самый неуклюжий и косолапый….
Слайд 3
Самое пугливое, кроткое животное….. Заяц
Слайд 4
Маленький грызун, способный забить в защечные мешки полстакана семечек.
Слайд 5
Пушной зверек, который живет в дупле…..
Слайд 3
Что такое «Красная книга»? Специальная комис- сия составила список животных и растений, которые находятся на грани исчезновения, и список редких видов. Учёные решили назвать этот список Красной книгой.
Слайд 4
Почему книгу назвали именно «Красная книга»? Красный цвет – сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».
Слайд 5
Информирует, какие виды живот- ных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды расте- ний и животных.
Слайд 6
Для удобства пользования, страницы у книги цветные. На красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые уже невозможно спасти без введения специальных мер охраны. На желтых листах— уязвимые виды. Эти виды встречаются в количествах достаточных для выживания, но их численность очень быстро сокращается . На белых листах помещены сведения о редких видах растений и животных. Эти виды не находятся под угрозой вымирания, встречаются очень редко , на ограниченных территориях, поэтому могут скоро исчезнуть . На серых листах — сведения о мало изученных и редких видах. Возможно, они находятся под угрозой, но так как нет достаточной информации, то нельзя оценить, к какой группе они относятся. На зеленых листах — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности. Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Слайд 7
Познакомимся с некоторыми представителями Красной Книги Челябинской области КРАСНАЯ КНИГА Челябинской области Растения Животные
Слайд 8
Растения
Слайд 9
Венерин башмачок пятнистый крупное растение Растёт на хорошо увлажнённых почвах Охраняется в Ильменском заповеднике
Слайд 10
Росянка английская Травянистое растение-хищник Обитает на болотах Охраняется в Ильменском заповеднике
Слайд 11
Ирис
Слайд 12
Животные
Слайд 13
Речная выдра Околоводное животное Хищник Меры охраны: запретить охоту
Слайд 14
Кудрявый пеликан Водная птица Хищник Для его сохранения необходимо запретить людям вести хозяйственную деятельность в местах гнездования
Слайд 15
Медянка обыкновенная Пресмыкающееся Живёт в лесах Хищник Не ядовита!!! Необходимо ввести запрет на её уничтожение и разъяснять людям, что она безвредная
Слайд 16
Почему же живые организмы попадают в Красную Книгу? Красивые Сокращаются места, где они могут жить Охота Незнание людей
Слайд 17
Что мы можем сделать? Познакомиться с представителями Красной книги и не срывать/не убивать Рассказать другим о видах, занесённых в Красную Книгу Нарисовать плакаты, выступить с обращением ко взрослым людям
Слайд 18
4 тур «Берегите природу…»
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Как нарисовать черёмуху
Весенняя сказка
Зимняя сказка
Заколдованная буква