Оригами - удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек с детства знаком с оригами., хотя не каждый слышал это иностранное слово. "ригами буквально означает "бумажная поделка"
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект созданный совмество учащимся 1 класса и учителей в рамках ФГОС 2 поколения | 218.52 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 162
Искусство оригами
Автор Горбачев Федор
учащийся 1Б
Руководитель
Горбачева Д.С., учитель физики
Г. Новосибирск
2016 год
Содержание
1. Введение
2. Исторические сведения об оригами
3. Применение оригами
4. Рекорды оригами
5. Техника оригами
6. Мои работы
7. Заключение
8. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.
Первый раз я его услышал в 1 классе, а вот фигурки делала еще в детском саду, в возрасте 5-6 лет и дома в родителями. Иногда папа покупал нам с сестрой конфеты на фантиках которых изображались схему из непонятных знаков. Если у моей старшей сестры было свободное время, то она складывала эти фантики по полоскам и у нее в руках появлялись интересные фигурки. Мне всегда казалось, что фигурки рождаются прямо в руках сестры и воспитателей, при помощи каких-то магических действий. Я просил еще и еще раз показать мне, как происходит чудо, но мне не удавалось стать волшебником, влюбленным в бумажный лист. В детском саду я научился складывали самолетики, лодочки, пилотки, тюльпаны. Дома у нас есть книга с картинками зверей из бумаги и непонятными схемами. На этом мое знакомство с оригами, как правило, закончилось.
Поэтому мне захотелось написать работу об этом интересном увлекательном и полезном искусстве.
Актуальность. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы.
Цель исследования – освоить технику оригами и использовать в жизни.
Задачи:
- изучить историю оригами;
- ознакомление с техникой оригами;
- научиться создавать изделия оригами;
- выявить связь оригами и математики;
- найти способы применения оригами в повседневной жизни.
Объектом исследования является искусство оригами.
Предметом исследования является использование оригами в повседневной жизни.
Гипотеза Занятие оригами развивает творчество, интеллект, учит труду.
Практическая значимость Искусство оригами помогает создавать разные изделия и применять эти знания в учебе.
СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ ОРИГАМИ
Я очень многое узнал об оригами, о чем спешу поделиться и с вами, друзья мои.
Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
А. Гайдаенко
Оригами - старинное японское искусство складывания из бумаги.
Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи.
Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори - "бумага" и ками - "складывание".
На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.
Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства, превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
Позднее китайцы переняли опыт оригами от своих соседей-японцев. Они тоже стали складывать из листов бумаги фигурки и поделки для храмовых обрядов и ритуалов. Это скорее всего объясняется общими традициями буддизма, который был распространен и в Древнем Китае, и в Древней Японии.
Истинно народным искусством оригами стало лишь в начале XII в. этот исторический период характеризуется тем, что бумага «вышла» за пределы стран-основательниц и стала известна большому кругу населения стран Азии и всего мира. Листы бумаги постепенно стали обесцениваться и становиться доступными широкому кругу людей. А вместе с этим в народ пошло и искусство оригами. Но первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.
К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя-оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился
сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в
России оставалось «детским искусством».
Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.
Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия...
Наиболее распространенным и известным является традиционное оригами, или классическое. В настоящее время наиболее простыми в исполнении являются, например, водяная бомбочка под названием Фусен, разнообразные коробочки Тато, Санбо и Цуноко, прыгающая лягушка Каэру, фигурка воина ниндзи, фигурка журавля и т. д. Именно с их выполнения и начинается знакомство с оригами как видом искусства и творчества у начинающих оригамистов.
К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера-оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура.
Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Причем этот вид оригами куда более прост в исполнении, чем традиционный, а поделки отличаются своей оригинальностью и неповторимостью. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.
Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.
В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX века, спустя века после своего рождения. Свою лепту в развитие авторского оригами внесли такие мастера со всего света как Дейв Брил (Великобритания), Петер Будаи (Венгрия), Эрик Жуазел (Франция), Альфредо Джунта (Италия), Рональд Кох (Сингапур), а также Роберт Ланг и Джон Монтролл (США).
Интерес к нему во всём мире сейчас поистине огромен. Японская мудрость издревле гласит: "Великий квадрат не имеет пределов"- и это правда.
Применение оригами
Оригами - прежде всего искусство, но оно имеет и широкий спектр практического применения. Это игра с пространством привлекает, например, математиков, которые считают, что способами оригами можно решать задачи, традиционно считающиеся неразрешимыми. К тому же у бумажного листа две поверхности, следовательно, неизбежны исследования их взаимоотношений, достаточно вспомнить знаменитый лист Мёбиуса (кольцо Мёбиуса).
Мимо богатыx возможностей оригами не могли пройти архитекторы и дизайнеры. Принципы его оказались приложимы к металлу, камню и другим материалам. Применяется оно и в технике. Например, легка и дёшева в исполнении, прочна и функциональна в эксплуатации собранная из полимерной пленки сотовая обшивка самолёта, которую можно клеить на поверхность любой кривизны. Недаром оригами иногда называют технологией будущего.
Все более пристально присматриваются к оригами педагоги и психологи.
Выяснилось, что у древнего искусства поистине неисчерпаемые возможности для развития мышления и психики детей. В настоящее время оригами входит в образовательные программы не только Японии, но и других стран.
Складывание из бумаги благотворно влияет на мелкую моторику рук, координацию движений, формирует абстрактное мышление, умение ориентироваться в пространстве, способствует развитию глазомера, чувства цвета, художественного вкуса и конструктивной мысли. Используется оригами в работе с инвалидами – слепыми и глухими. Педагогами многих стран давно замечено, что оригами: учит слушать устные инструкции учителя, учит совершать последовательные действия, развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев. Улучшает пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами, учит читать чертежи, по которым складываются фигурки, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями. Развивает уверенность в своих силах и способностях, помогает развитию первых чертёжных навыков, стимулирует развитию памяти, учит концентрировать внимание, развивает творческие способности и исследовательские навыки. Практически все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятия складыванием способствуют развитию психологических контактов между учителем и учениками.
Рекорды оригами
Как и любая область человеческой активности, оригами имеет свои рекорды, список которых постоянно пополняется. Некоторые из них уже попали в книгу рекордов Гиннеса. Быть может, следующее достижение будет вашим!
30 октября 1995 г. в городке Маебаши японский журавль был сложен из квадрата со стороной 33 метра.
Самый большой квадрат бумаги (без склеек), сторона которого составляла 23 фута, был использован в 1995 г. в Вашингтоне учителем японского языка Джимом Мокфордом и его студентами для складывания огромного японского журавля.
Самой большой моделью животных пока остаётся фигура панды высотой 3 метра, которую сложили из квадрата 8 на 9 метров в декабре 1993 г. двадцать пять французских студентов в местечке Фонен-Сент-Мартин.
Самого маленького бумажного японского журавля сложил из квадрата 1 на 1 мм доктор Ватанабе из университета Нагата (Япония). При работе он пользовался микроскопом и иглами.
Самую маленькую фигурку пахариты сложил испанский часовщик Льюис Вальденеу. Её длина составляла всего треть миллиметра. Обследование фигурки было произведено с помощью бинокулярной лупы сотрудниками отделения санитарной микробиологии и паразитологии университета Барселоны. Ими рядом с миниатюрной пахаритой была сфотографирована блоха рода Ctenocephalides, длиной 2,03 мм с целью сравнения размеров.
Самая маленькая лодочка из бумаги, сложенная в 1990 г., по данным книги рекордов Гиннеса составила в длину 1,19 мм. Для её складывания был использован квадратик со стороной 1,5 мм.
По данным французского издания книги рекордов Гиннеса 1990 г., самый маленький бумажный самолёт размером 9 на 7 мм был сложен в 1985 г. в Швейцарии.
Три тысячи бабочек из бумаги, полученной из макулатуры, сложила в декабре 1994 г. Эвелин Джерард (Квебек, Канада). 15 декабря 1995 г. в Японии было завершено складывание двухсот тысяч бумажных журавликов, которые предназначались для церемонии поминания жертв атомной бомбардировки Хиросимы, со дня которой прошло 50 лет. На каждой фигурке было написано имя сложившего её человека и его пожелание мира. Акция была спонсирована Международным фондом культуры в Хиросиме.
Самая большая геометрическая конструкция из 2400 одинаковых модулей была собрана в течение 15 часов.
Техника оригами
В каждом деле есть свои азы, на которых это дело и основано. Искусство оригами - далеко не исключение, новичкам в этом деле нужно изучить условные знаки и обозначения, ознакомиться с базовыми формами и освоить основные приемы складывания. Условные знаки – это ноты оригами, из которых складываются мелодии – от простых, до настоящих произведений искусства. Каждая фигура для сборки описывается схематически, давно определенными обозначениями, и чтобы прочесть её, нужно как следует разбираться в условных обозначениях: линиях, стрелках да знаках.
1. Линии и стрелки
Изображение | Обозначение | Пример |
Линия складки “долиной”, “на себя” | ||
Стрелка складки “долиной”, “на себя” | ||
Линия складки “горой”, “от себя” | ||
Стрелка складки “горой”, “от себя” | ||
Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделав складку “долиной” | ||
Получившаяся в результате перегиба линия | ||
Невидимая или воображаемая линия |
2. Уточняющие знаки
Изображение | Обозначение | Пример |
Совместить указанные точки | ||
Раздвинуть бумажные слои | ||
Равнозначные углы; равнозначные отрезки, прямой угол (90 гр.) |
3. Операции с фигурой
Изображение | Обозначение | Пример |
Повернуть фигуру на 180 гр. | ||
Перевернуть фигуру другой стороной |
4. Комбинированные операции
Изображение | Обозначение | Пример |
Складка “гармошкой” | ||
Проделать указанную операцию несколько раз | ||
Свернуть | ||
Сложить несколько раз | ||
Достать, открыть, вывернуть, развернуть | ||
Нажать, затолкнуть |
5. Знаки оформления
Изображение | Обозначение |
Номер операции | |
Стороны бумаги: цветная и нет | |
Увеличение масштабирования |
6. Другие знаки
Изображение | Обозначение |
Линия для разреза | |
Дунуть, надуть |
Основные приемы складывания
1. Вывернутые складки
а) Внутреняя вывернутая складка: б) Внешнняя вывернутая складка
2. Складки “гармошкой” : а) Внутрение складки “гармошкой”
б) Внешнняя складка “гармошкой”
3. Расплющивание
4.Лепестки
5. Заячье ухо:
а) Одинарное заячье ухо: б) Двойное заячье ухо:
6. Утапливание
7. Головы птиц
Вот такими вот приёмами должен владеть каждый любитель искусства оригами. Если мы всё усвоили, то можем смело двигаться дальше. После первого шага, знакомства со знаками и обозначениями в оригами, пора сделать второй, ещё немножечко приближающий нас к этому удивительному искусству. Теперь нам нужно освоить базовые схемы оригами - часто используемые несложные формы, на которых базируются настоящие вершины произведения искусства оригами. И действительно, зачем засорять каждую вторую схему, если можно изучить основные формы и дать указание “начинаем с формы “квадрат”", вместо многократного повторения схемы этого самого квадрата. Это и время сэкономит, и схему понятнее сделает. Базовые фигуры, формы, складки - это основные фигуры, на основании которых строятся сложные. Итак, базовые формы оригами:
1.Совсем простые треугольник и прямоугольник:
2. Блин или блинчик: 3. Водяная бомбочка
4, 5. Бумажный змей (воздушный змей), плавно переходящий в ромб
Змей: Ромб:
6,7. Рыбное ассорти: рыба-1 и рыба-2:
Рыба-1: Рыба-2:
:8. Квадрат, он же двойной квадрат:
9, 10. Птица-1 и птица-2:
Птица-1: Птица-2:
11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2:
Лягушка-1: Лягушка-2:
13. Дверь:
14. Катамаран:
Катамаран:
15, 16. Узор и стол:
Узор: Стол:
Вот такие вот базовые фигуры в искусстве оригами.
Мои работы ( практическая часть)
Конец формы
Моя мама говорит, что занятие оригами действуют успокаивающе, учат владеть собой, принимать взвешенные решения, вырабатывают усидчивость. А ещё она говорит, что оригами можно применять практически везде.
1. Можно красиво сервировать стол, свернув изящные салфетки для столовых приборов, украсив их рисунком. Можно надписать на каждой имя того гостя, который сядет на том или ином месте. ( Приложение 1)
2. А испечённые вкусные пирожные можно положить на специальные тарелочки или вазочки необычной формы, сделанные из листа бумаги. ( Приложение 2)
3. Поздравить друзей можно, купив открытки. Но подобные открытки будут у многих, а вот открытка, которую сделана своими руками, будет единственной, не похожей ни на одну купленную. Такую открытку друзья будут хранить как дорогую реликвию. Я сделал необычную открытку –коробочку. Разворачивая каждый «лепесток» коробочки-открытки, можно прочитать поздравления другу, а внутри будет лежать маленький сюрприз! ( Приложение 3)
5. Мой зоопарк. Обожаю делать подвижные фигурки зверей и птиц. В своей работе я научился делать голову каркающей вороны ( Приложение 4), летучую мышь, которая хлопает крыльями ( Приложение 5), голова лающей собаки ( Приложение 6), прыгающую лягушку ( Приложение 7).
6. Игры-оригами. Я узнал, что бывают не только фигурки оригами, но игры оригами. Например такой игрой оригами является игра-гадалка. В свой презентации я хочу познакомить ребят с тем, как сделать себе такую игру и по каким правилам в нее играть. (Приложение 8)
Заключение
Оригами покорило миллионы народов. Оно впитало в себя традиции и культуру разных стран. Оно покоряло людские сердца, согревает теплом души.
Чаще всего первыми искусство принимали дети, но историю оригамного искусства писали взрослые и поэтому его нельзя назвать наивным, глупым и детским.
Оригами - сложенная бумага, а также искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей. Диапазон возможностей оригами велик: от простой детской игры до целого искусства. Оригами:
- учит различным приемам работы с бумагой;
- развивает способность работать руками;
- учит концентрации;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- развивает пространственное воображение, художественный вкус и творческие способности.
Процесс оригами трудоемкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.
Список литературы
1.Ильин И. С. Ильин С. Д. 100 лучших моделей оригами – М.: ООО ТД Мир книги, 2005.
2. Т. Б. Сержантова Оригами Лучшие модели – М.: Айрис – пресс,2003.
3. С. В. С околова. Оригами для дошкольников: Методическое пособие. ДОУ СПБ: Детство – Пресс, 2007.
4. Меженева Л. А. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 3.- Н. Новгород: ООО Педагогич. технологии, 2005.
5. http://www.origami-do.ru/INFO/info.htm
6. Шарыгин И. Ф. Наглядная геометрия – М.: Педагогика, 1992.
7. http://origami-figur.narod.ru/Pg/GlavStr.htm
9. Депман И. Я. Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение,1992.
10.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005.
Рисуем акварельное мороженое
Сказка об одной Тайне
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Как зима кончилась
В какой день недели родился Юрий Гагарин?