Взаимосвязь духовных взглядов с художественными способностями есть важная особенность современного мира. Я сделала вывод, что в последнее время художественное творчество моих сверстников стало привлекать особое внимание взрослых. Интерес к детскому рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту художественного детского творчества становится все более актуальным в наше время.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_akvarelnoy_zhivopisi.docx | 27.35 КБ |
Влияние акварельной живописи
на активизацию художественного творчества.
Взаимосвязь духовных взглядов с художественными способностями есть важная особенность современного мира.
Я сделала вывод, что в последнее время художественное творчество моих сверстников стало привлекать особое внимание взрослых. Интерес к детскому рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту художественного детского творчества становится все более актуальным в наше время. Богатые возможности для развития творческой личности заключены в изобразительной деятельности. Занятия рисованием активизирует мысль, даёт возможность выразить свое отношение к окружающему миру языком художественного образа с помощью выразительных средств - формообразующей линией, цветом, колоритом, композицией и так далее, используя различные изобразительные материалы: акварель, гуашь, масляные краски, сангина, тушь.
Искусство формирует целостную личность. Отсюда я делаю вывод, что через познание изобразительной грамоты я учусь художественно мыслить, видеть, уметь творческие мысли отображать в рисунке. Отношение к миру через познание искусства с помощью внешних выражений, с пониманием красоты и гармонии расширяет взгляд на жизненную реальность, влияет на развитие личности, формирует интерес к изобразительному искусству.
Социологические исследования показывают, что в раннем возрасте формируется обостренный художественный интерес к окружающей действительности. Стойким он оказывается на протяжении всей жизни человека. Развитие эмоциональной памяти, эстетического вкуса, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из актуальных проблем в художественном образовании.
Художественные студии, школы, кружки обучая ребят основам изобразительного искусства - умению излагать свои мысли графически с помощью карандаша и другими графическими материалами, понимать изобразительное искусство; развивают способность наблюдать, воспринимать и анализировать явления окружающей действительности, воспринимать художественные произведения, умение эмоционально отзываться на явления действительности, образно, пространственно мыслить и представлять художественный образ. Слово « акварель » произошло от латинского «аква» - вода. Акварель - это водяные краски. Акварель как самостоятельная техника живописи появляется в 15 веке. По своей популярности акварель уступает лишь масляным краскам. Живопись акварелью, основанной на взаимодействии воды, красящего вещества и просвечивающей белой бумаги, позволяет добиваться световых эффектов, прозрачности красочного слоя (главное качество акварели) и тонкости тональных переходов. Акварельные краски наносят на бумагу в определенной последовательности - от светлого тона к тёмному. Работу начинают со светлых тонов, поскольку прозрачная акварель не обладает кроющими свойствами, и светлые тона не могут «перекрыть» темные. Роль белой краски исполняют участки белой бумаги, не тронутые акварелью. Интенсивность цвета в акварельной живописи достигается многократным нанесением красочных слоев. Краски можно смешивать на палитре или непосредственно на бумаге, накладывая одну поверх другой. В наши дни акварель - одна из основных техник живописи, едва ли не самая известная и широко используемая.
Работа с акварелью доставляет мне большое удовольствие, поскольку открывает передо мной возможность создавать рисунки полные свежести, непринужденности и свободы. Хотя по своей природе акварель - материал достаточно хрупкий и для работы с ней требуется несложное оборудование, эта живописная техника позволяет мне создавать художественные работы, полные красоты и изящества. Овладение акварелью требует от меня упорной работы, постоянной практики и бесконечных упражнений. Со временем практические мои навыки усовершенствуются. Многое будет зависеть от личного старания, силы воли и постоянства. И если я сумею проявить твердость
Обучение живописи акварелью связано с основами изобразительной грамоты. Основными знаниями овладеваешь на практике, приобретая опыт в упорном труде, наблюдая и познавая жизнь во всех её многообразных проявлениях .
Только через работу с натуры, через усвоение определенных правил, технических приемов и технологии применяемых живописных материалов приобретаются практические знания и навыки, позволяющие впоследствии видеть и самостоятельно, по- своему, выражать виденное. Работа с натуры должна подкрепляться изучением лучших произведений искусства. Тогда не только обогатишь себя духовно, развьёшь свой ум и эстетический вкус, но одновременно постигнешь основы профессиональных знаний.
У каждого ученика есть свой любимый художник, которому он старается подражать в приемах, в технике исполнения, в выборе мотивов. Необходимо помнить, что мастерство художника является результатом его многолетнего творческого опыта, обусловленного его творческим дарованием и темпераментом, техническими приемами, За манерой мастера стоят долгие годы учебы и пристального штудирования натуры.
Художественный образ - это капля, в которой отражается мир. Ощущение пространства всегда ярче и выразительнее оказывается в раскрытии целого через часть. Картина
«Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» В.А. Серова, выполненная темперой и углем на желтом картоне, вся заполнена массой фигур, обстановка фактически обусловлена, а ощущение пространства в ней огромное и совершенно достаточное для замысла. Ощущение пространства присутствует и в работе. Г. Верейского « Москва. Кузнецкий мост» выполненная тушью. Работа «На сенном рынке» А.Г. Венецианова, выполненная итальянским карандашом, создает впечатление многолюдности, а фактически фигур не так уж много, это результат композиционного приема, передающего количество образно, а не буквально.
Перспектива в композиции требует творческой изобретательности. Нужно смело изобретать в интересах задуманного художественного образа, ведь стимулом искусства является восторг, увлечение внезапно открывшимся удивительным в окружающей обыденности вещам. Бесконечные пейзажи И.И. Шишкина поражают нестареющей новизной. Новизна - драгоценнейшее качество композиции. Композиция картины Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения. Пластическое воплощение мощного гражданского чувства великого художника «нарочно» выдумать такую оригинальную композицию, без глубокого стимула, невозможно. Сознательно или интуитивно композиция служит идейным замыслом. Выразительность композиции зависит от контрастов, лежащих в ее основе. В композиции сочетаются не только разнообразные, но и контрастные противоположные элементы: объем и плоскость, свет и тень, большое и малое, близкое и далекое, цвета холодные и теплые, а также контрасты положений, на которых строится сюжет.
Приступая к рисованию композиции архитектурного пейзажа я творчески использую свои знания и навыки о человеческих пропорциях, которые возможно будут размещаться в данной композиции, о законах линейной и воздушной перспективы. Творческая активность проявляется в самостоятельности мышления. Творчество вообще является двигающей силой, которая развивает и формирует способности к изобразительной деятельности. На уроках изобразительного искусства, художественном кружке самостоятельная творческая деятельность активизирует к самостоятельным решениям над рисунками с акварельной живописью. Принцип доступности основан на необходимости учета возрастных особенностей развития, активизации мыслительной деятельности. Развитие наблюдательности так же важно и является необходимым условием успешной творческой работой над рисунком. Занимаясь рисованием на тему « Архитектурный пейзаж», я проявляю наблюдательность, вспоминаю свои впечатления и жизненные наблюдения. Большую роль в развитии и формировании творческих способностей играет зрительная память. Специфика изобразительной деятельности требует довольно высокого уровня развития зрительной памяти. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений, которые со зрительным образом, полученными непосредственно в процессе рисования с натуры, создают полноценный образ, необходимый мне для реализации в тематическом рисунке. В тематическом рисунке я должна
самостоятельно раскрыть конкретную тему, сюжет, творчески решить композиционный замысел, продумать цвет, освещение. Поэтому мне ещё необходимо образно мыслить, чтобы увидеть изображаемое. Нельзя создать сюжетную композицию, предварительно ясно не представив ее, уточнив образы воображения, конкретизируя композицию в целом в своём представлении. Способность образно мыслить, представлять изображаемое, связано с способностью компоновать. Развивать эту способность с первых занятий рисованием на протяжении всей изобразительной деятельности для меня было необходимо. А умение компоновать иллюстрирования на заданные темы играет важную роль в передаче задуманного художественного образа и его смысла в работе.
Поэтому развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков, а обучение и художественное воспитание служат решающим фактором в формировании творческих способностей.
Работая над пейзажной живописью, я постепенно изучаю природу во всех ее проявлениях, постоянно развиваю и накапливаю запас наблюдений и представлений о ней. Всесторонний анализ различных явлений, объектов, деталей элементов пейзажа, как в отдельности, так и во взаимодействии с окружающими предметами, освещением, средой помогает мне изучать гармонию цвета, формы, деталей окружающего мира. Так же писать длительные и кратковременные этюды в различное время года, дня и состояния погоды, делать наброски и зарисовки, как с отдельных элементов пейзажа, так и с панорамных, картинных видов.
Работая над пейзажем, невозможно его просто « срисовывать». Пейзаж требует от меня взволнованного, поэтического отношения к действительности. Во время работы я передаю не только видимый «предметный сюжет» - красоту пейзажа, но и то настроение которое вызывает в моей душе изображаемый мотив. Если же выбранный сюжет оставил меня равнодушным, то это проявляется и в этюде, который будет пустым, холодным, хотя внешне, в техническом отношении, может быть исполнен достаточно уверенно.
С чего начинать работу над пейзажем? Прежде чем начать рисовать или писать пейзаж, надо хорошо его знать в целом и в деталях. Ни в коем случае нельзя пренебрегать изучением так называемого микропейзажа (малых форм) т.е. надо обязательно рисовать и писать травы, кустарники, цветы, камни, коряги, стволы и кроны деревьев, облака в их естественном состоянии. Далее предлагаются задания, в которых ставится цель изучить и передать характер, «портрет» всего дерева - его пластику, цвет ствола и веток, характер кроны. Учитывается требование передачи пространства, материальности предметов, цельности изображения. В следующих заданиях выбираются отдельные предметы - транспорт, деревья, растения с каким- либо планом (фоном) пейзажа: небом, лугом, косогором, рекой и. т. д.
Так, следует идти от изучения отдельных малых форм, предметов к изображению группы предметов, объектов в их взаимосвязи между собой, с окружающей средой, пространством, освещением. Живопись пейзажа - это передача многопланового пространства, состояния освещенности, световоздушной среды и влияние всего этого на предметный мир.
В природе имеется бесчисленное множество различных пород деревьев, кустарников, трав, цветов и другой растительности. Их формы, размеры, характер пластики, цвет веток, стволов, листьев и кроны в целом бесконечно разнообразны. Все они имеют характерные признаки, по которым легко отличить их друг от друга, как зимой, так и летом (например, березу от клена или акации, сосну от ивы, лопух от полыни). Индивидуальные особенности растительного мира необходимо уметь подмечать и передавать в своих работах. Особого внимания требуют к себе ветки деревьев – их общее очертание, характер, пластика, взаимное положение в пространстве. В этюдах я стараюсь ветви изображать фронтально, «распластанными» на плоскости, иногда вглубь условного пространства. Облака бывают различной формы, величины, светлоты, цветовой окраски. Их цвет зависит от рефлекса неба, от того над каким пейзажем на земле они проплывают, от состояния атмосферы, вечернего или дневного освещения. Характер облаков может быстро изменятся, так как они не только движутся по ветру, но одновременно изменяются по очертаниям. Поэтому необходимо запоминать первоначальный вид облаков и иногда по памяти дописывать этюд, стараясь выдержать его в том состоянии, с которого начиналась работа. Во время работы по изображению воды, отражению в ней предметов, неба в различную погоду, необходимо помнить о быстрой смене микропейзажа. Изучая малые форы микропейзажа, учишься рисовать форму, пластику, цвет, движение волны. Над такими этюдами лучше работать в графическом и цветовом выражении, выполняя сразу несколько этюдов водной поверхности.
В работе над живописью городского или сельского пейзажа необходим эмоциональный настрой. Необходимо создать гармонию форм, цвета, величин предметов. Связать с художественно-декоративным оформлением. Наполнить большим количеством транспорта с различной окраской, людей в разноцветной одежде, всевозможным оформлением: световыми рекламами, лозунгами, плакатами, афишами, дорожными знаками, светофорами и т. д. Создать своеобразный образ города с его эмоциональным настроем, творчески выбрав мотив изображения. Городской пейзаж требует глубокой и всесторонней подготовки. Надо делать этюды, а также зарисовки, наброски архитектурных ансамблей, сооружений, отдельных зданий, их частей, деталей, декоративных украшений. В этюдах важно художественное постижение характера зданий, их живописно - пластических качеств, изучение стилевых особенностей архитектурных ансамблей. Обратить внимание и подметить, как интересно сочетаются формы, объемы, материал, цвет, масштабность зданий с легким ажурным плетением ветвей и листьев деревьев, как выглядят в окружении архитектурных сооружений люди, транспорт, как смотрится архитектура по отношению к небу, деревьям в различное время дня и в разные погодные условия. Каждый мотив интересен. Свои наблюдения, поиски надо стараться делать в различное время дня, при разном состоянии погоды и точках зрения на натуру. В поисках интересного мотива полезно походить по улицам, окраинам или выйти за город, село, в поле, в лес, на речку. Важно, чтобы увиденный мотив заинтересовал и проявил вдохновение.
На пленэре я учусь изображать окружающую действительность, учитывая световоздушную перспективу и естественную освещенность. Выполнение этих сложных даже для профессионального творчества задач связано с глубоким изучением натуры в естественной природной среде. Здесь необходимы навыки по всем творческим дисциплинам (рисунку, живописи, композиции). Пленэр является хорошей школой дальнейшего развития художественных навыков. При обучении передачи световоздушной перспективы учитываются индивидуальные художественные качества. Во время работы на пленэре необходим материал для работы над композицией, поэтому изучаются объекты живой природы, элементы городского пейзажа. Уделяется внимание особенностям работы над пейзажем, познаются способы передачи большого пространства, движущихся и постоянно меняющихся объектов, законы линейной перспективы, равновесия, плановости. На пленэре работаю над изображением архитектурных мотивов.
. Задача развития способностей видеть и отображать мир средствами акварели, обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником развития формирования способностей является деятельность. Для успешного формирования специальных способностей необходимо развить интерес к окружающему миру, действительности. Научить видеть особенное – в обычном, праздничное – в обыденном. Невозможно рассматривать роль пейзажа в формировании художественного видения, не определив что же такое пейзаж, его виды и характер. Ведь именно на основе его вида и характера складываются определенные принципы построения, которые неразрывно связаны с содержанием и темой каждого определенного пейзажа. При создании определенного настроения в пейзаже очень важен грамотный подбор акварельной бумаги и самой акварели, т.к. их взаимное влияние друг на друга огромно, и в совокупности они могут дать поразительный эффект. Так, при создании какой-либо композиции, бумага может помочь наиболее точно передать то или иное состояние природы. Мастера акварельной живописи углубляясь в неизведанные сферы различных состояний в жизни окружающей действительности научились передавать пространство свет, воздух, окутывающий предметы. Действительность, измененная человеком, создание его рук – города и стройки – также стали источником творческого вдохновения. Пейзаж, тонкое, голубое, увлекательное искусство, возникшее много столетий назад, далеко не исчерпало себя. Пейзаж завоевал одно из ведущих мест в акварели. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человека.
Посредством пейзажа воспитывается любовь к родной природе и окружающей среде. Проявление способностей эстетического восприятия окружающей среды служит сигналом наличия большого таланта, но при отсутствии систематического обучения целенаправленного руководства со стороны учителя способности могут не развиваться.
Таким образом, всестороннее развитие способностей к художественному видению посредством пейзажа у меня в процессе обучения в школьном художественном кружке «Рисунок. Живопись. Композиция», ДШИ обуславливает гармоническое развитие и обеспечивает мою подготовку как сознательной, творческой, активной личности.
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Что такое музыка?
Снегири и коты
Снежный всадник
Ералаш