В последние годы среди населения города Боготола повысился интерес к истории становления и развития изобразительного искусства в Боготоле и так же боготольском районе, как неотъемлемой части культуры духовной. В результате наблюдения я выяснила, что художественное творчество моих земляков позволяет посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства о боготольской земле.
Вложение | Размер |
---|---|
on_lyubil_zhizn.docx | 26.8 КБ |
Он любил жизнь
во всех её проявлениях.
В последние годы среди населения города Боготола повысился интерес к истории становления и развития изобразительного искусства в Боготоле и так же боготольском районе, как неотъемлемой части культуры духовной.
В результате наблюдения я выяснила, что художественное творчество моих земляков позволяет посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства о боготольской земле. При знакомстве с художественными произведениями необходимо учитывать детские и юношеские годы В.Я. Александрова, проведенные в Боготоле, с ними тесно связано имя Александрова, с сохранившимися архивными документами: письмами с фронта друзьям, жене, родителям возникает огромное желание узнать о В.Я Александрове ещё и ещё больше. Что двигало им, героически взвалившим на себя тяжёлое бремя того исторического периода и ради чего он это делал.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике преподавания МХК в школе, на уроках изобразительного искусства, на факультативных занятиях по художественной культуре Красноярского края, на методических объединениях учителей изобразительного искусства.
Вижу возможность систематизировать в городе единичную информацию о В.Я Александрове в библиотеках, читальных залах, в картотеке музейного фонда краеведческого музея города Боготола. Всё живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы картины, написанные моими земляками. Безгранично любя свою маленькую Родину, они стремились воплотить в своём творчестве её образ. Для некоторых из них Родина – это берёза у окна, серебристый иней, погрузившийся в тихий сон зимний лес, розовый закат солнца над озером, весёлые ромашки на лесной полянке, куст душистой сирени в саду. Для других она – бескрайние поля, луга, река Чулым, высокое небо с плывущими по нему облаками.
В старину на Руси существовало слово «отечествие», обозначавшее род, поколение, отчизну, дом, где человек родился и рос. Привязанность к отеческой земле, хранение того, что всего роднее, ближе и дороже – свидетельство культурной ценности личности. Это патриотизм. Он даёт человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Этому нужно воспитывать с детства. Знакомство с историей изобразительного искусства города Боготола поможет определиться каждому человеку, чтобы не растерять в своей душе того, что её укрепляет, облагораживает.
Художественное творчество В.Я. Александрова интересует многих жителей нашего города, об этом свидетельствует опрос, проведённый среди населения, потому что им нравится, как он описывал природу, как словом, так и кистью. В его произведениях земляки видят свои родные места, знакомые с самого раннего детства. Однако изучением его творческого наследия ещё никто не занимался. Пейзажные полотна не анализировались. Виктор Яковлевич Александров - Почётный гражданин города Боготола. Участник ВОВ, награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами Славы, медалью «За отвагу», учитель, спортсмен, художник, поэт, писатель, отец многодетной семьи, рыбак, охотник, любящий сын своей маленькой Родины[1].
Словно предчувствуя, что ему многое дано, Виктор Яковлевич торопился жить и стремился объять необъятное. Когда не хватало сил и возможностей, он делал это «словом, звуком и кистью». Он был талантлив и одарён во всём, с чем соприкасалась его душа.
Родился и вырос Виктор Яковлевич в городе Боготоле в многодетной семье мастера вагонного участка. Хозяйство было немалое: конь, корова, овцы, свиньи, куры, гуси. Семьи тогда были у многих большие. В начале тридцатых годов вся страна ещё испытывала трудности. Для семьи Виктора Яковлевича тяжёлым оказался 1933 год[1]. Мама заболела сыпным тифом. Дети стали грязные, голодные, худые. Вообще дети того поколения имели жалкий вид, но детство было по-особому прекрасно. Весной, ещё не успевал стаять снег, дети переходили на летние одежды, начинали бегать босиком. За лето кожа на пятках становилась такая толстая, что шип боярки не смог её проткнуть, ломался. Много осталось в памяти о том далёком босоногом детстве. Помнит, как в Боготол впервые прилетел самолёт. Смотреть его сбежалось всё население. А когда небольшой «У-2» взревел мотором и поднял ветер, народ в испуге шарахнулся во все стороны. Всё тогда было впервые: и электричество, и радио, и кино. Он помнит, как приходя с работы, отец молча умывался, пыхтя и ворча, ел долго, а потом начинались рассказы о тяжелом труде людей на железной дороге. Все дети, маленькие и большие собирались вокруг него и с замиранием сердца слушали отца. Тогда, в далёком детстве Виктор Яковлевич уже понимал, что надо расти здоровым и крепким, а для этого необходимо заниматься спортом. Увлечённость – яркая черта поколения тех лет. Всё было в новинку тогда в сибирском маленьком городке. Не было музыкальных и спортивных школ, но многие отлично играли на баяне, гитаре, а к десяти годам все мальчишки умели плавать. Ещё много читали. Книжки Купера, Дюма и Жюль Верна читались запоем. Случалось и дрались. Дрались отчаянно, улица на улицу или школа на школу. Но дальше камней и палок не доходило. Постепенно жизнь стала улучшаться. В деревнях завершилась коллективизация. В магазинах стало больше товаров и продуктов. В семье Виктора Яковлевича стали работать старшие братья и сёстры. Теперь семья уже могла позволить себе такой шик, как велосипед, патефон и гитару. Его увлечение музыкой дополнилось захватывающим стремлением к спортивному совершенству. Лыжные соревнования, шахматные турниры, бег до одури. Всё это формировало в нём характер целеустремлённый, деятельный, сильный. Виктор Яковлевич никогда не представлял своей жизни без спорта. Спорт прочно вошёл во всё его существо. На улице, где он жил, почти в каждом доме были мальчишки его возраста. Одни были завзятыми голубятниками, другие – птицеловами, третьи увлекались спортом, он же – всем этим. Купаться ходили непременно ватагой человек в тридцать, если играли в футбол, то командами по двадцать человек.
Войну Виктор Яковлевич встретил без особого страха. Даже воевать не собирался. Думал, вот-вот погонят немцев и начнут бить на их территории. Всю первую четверть старшие классы работали в колхозе на сельскохозяйственных работах, раньше городских детей к этому труду не привлекали. Во второй четверти большинство ребят из класса пошли учиться в аэроклуб без отрыва от школы. С какой гордостью рассуждали об авиации перед девчатами. Но самолёт они ещё и в глаза не видели, учили всё по плакатам. Некоторые ребята оставили школу и учились только в аэроклубе города Ачинска. Родственники Виктора Яковлевича не одобрили его увлечение авиацией и не отпустили его. А он всю войну завидовал лётчикам. Воевали они наглядно, перед всем фронтом, и если погибали, то у всех на глазах.
Десятилетку окончить не пришлось, оставшихся в классе ребят призвали в армию. С началом войны в Сибирь эвакуировали много людей, оборудования, предприятия и даже военные училища. В эвакуированное Киевское училище связи и попал Виктор Яковлевич. Весь преподавательский и командный состав училища прибыл из Киева. Курсанты были набраны в Красноярском крае, в основном вчерашние десятиклассники. Хорошие, молодые, отчаянные парни, готовые броситься на врага в любую минуту. А война шла уже под Москвой, и все понимали, что скоро их черёд. Немцы подошли к Волге, Родине понадобились солдаты. Почти всё училище выехало на фронт. Остались командиры – преподаватели и немногие курсанты, среди них и Евгений Кириченко, друг Виктора Яковлевича. Его оставили рисовать для училища портреты и плакаты. Всех погрузили в товарные вагоны, и вскоре Красноярск остался позади. В Боготоле встретили родные и близкие. Говорили напутственные слова. Забежали за вагон на минутку с любимой, расцеловались, поклялись в вечной любви, и прощай, возможно, навсегда, Боготол. До утра не смог уснуть Виктор Яковлевич, всё казалось, что вагоны на стыках выстукивают: «На войну, на войну».
Под Сталинград попали в конце октября 1942 года. Эшелон удачно проскочил прифронтовую полосу и остановился на берегу Волги. Будто предчувствуя беду, разгружались быстро. Невдалеке, в ивняке, располагались машины, пушки, повозки, люди. Вдруг послышался густой рокот моторов, и незнакомые самолёты с чёрно-жёлтыми крестами начали бомбить пустой состав. Душераздирающий свист бомб невольно прижимал к земле каждого, заставлял сжиматься. Внезапно свист обрывался на низкой ноте и раздавался оглушительный взрыв. Земля вздрагивала, словно от землетрясения. Вверх взметались обломки вагонов, вместе с огромными столбами огня и дыма. Через несколько минут от состава остался лишь обгоревший скелет. Артиллерия прибыла на участок обороны в числе последних подразделений бригады. Расчёты рыли огневые позиции. Командиры батарей повели свои взводы управления в соответствии с поставленной задачей, полученной в штабе дивизиона. На рассвете командир батареи начал пристрелку. Виктору Яковлевичу было приказано поддерживать огнём пушек наступление пехоты. С телефонным аппаратом и двумя катушками он прибыл на место назначения. Перед атакой каждый вёл себя по-разному: один боец отпускал такие шутки, как перед предстоящей весёлой гулянкой, другие, переживая, смолили самокрутку, у Василия Яковлевича предательски стучали зубы. Ударили «Катюши» и артиллерия. Сразу после сигнала многие, на страх врагу, оказались в тельняшках и бескозырках. Закричали «Ура». Одним махом вылетели из траншей. Многотысячная лавина, насколько видел глаз вправо и влево, покрыла бугры. Стоял неимоверный треск. Видны были убитые немцы. На другой день, разглядывая высоты, взору предстала страшная картина. Сколько же много полегло! В то время многие готовы были умереть геройской смертью за Родину. Наконец День Победы!
Виктор Яковлевич воевал в Чехословакии, когда весть о конце войны пришла к ним. По всему фронту бойцы открыли стрельбу из всех видов оружия, начиная от пистолетов, кончая зенитками. Был получен приказ идти на помощь восставшей Праге. Недалеко от города на перекрёстке дорог около тридцати немцев разложили на обочине оружие, решили сдаться. Многие говорили, что Прага красивый город. Виктор Яковлевич увидел старый город с узкими, кривыми улицами. Почему-то запомнился один памятник в центре города на высоком постаменте. На лошади восседает воин. По зданию правительства стреляли из пушек, видны пробоины. У пленных немцев чехи отбирают вещмешки-ранцы, часы, кольца и другие ценности. Как очумелые носились по Праге. На ночлег пригласил к себе солидный дядька с пышными белыми усами. Было много разговоров, чехов понять можно, многие их слова сходны с нашими словами. Намывшись в ванне, с горячей водой, мылом и мочалкой, как вновь родившиеся, заснули мёртвым сном на пуховой постели. Послевоенная служба в армии для Виктора Яковлевича была не по душе. Вернулась мирная жизнь, вернулся спорт. Стал капитаном сборной команды дивизии по футболу. С большим желанием играли в футбол, с тренировок не хотелось уходить, даже всей командой бросили курить. Дивизия тем же путём, каким и наступала, уходила домой. По пути играли в футбол с командами тех городов, в которых останавливались на ночлег-с чехами, австрийцами, венграми, румынами и почти всегда побеждали. В городе Белграде дивизия остановилась на постоянное место дислокации. И вот Виктору Яковлевичу дали долгожданный отпуск на родину. Радостная встреча сродными и друзьями, особенно с матерью и сестрёнкой. Слёзы счастья душили, отнимали дар речи. За трудные годы войны все сдали, постарели, но вот, наконец, вместе и будущая жизнь будет сплошным счастьем. В дальнейшем оказалось всё далеко не так. Через год сестра заболела туберкулёзом и умерла, в том же году умер и отец. Всем в то время было нелегко, сколько безутешного горя пришло к людям. Самая большая тяжесть войны пришлась на поколение Виктора Яковлевича. В городе друзей детства почти не осталось, они погибли. Он помнил их всю жизнь, характеры, смех, прозвища, увлечения. Всё увиденное и пережитое на войне Виктор Яковлевич всегда мечтал запечатлеть на холсте в красках. Когда в городе открылась художественная студия, он стал её постоянным учеником. Обучаясь технике художественного изображения, он вкладывал в своё творчество весь свой необыкновенный талант, всю свою душу. Часто вспоминалось босоногое детство. Ведь он был любимцем не только своих родителей, но и Матери-Природы. Каждый из них пестовал его по-своему. С раннего детства природа стала для него настоящей «колыбелью», пребывание в которой формировало его как необыкновенного человека. Зимой - лыжи, коньки. Летом - лес, ягода, грибы, рыбалка. Среди первозданной природы он получал неизгладимые до конца жизни впечатления. Маленький дворик родителей утопал в цветах и вьющихся растениях, малина и смородина соседствовала с огородными грядками огурцов, моркови и свеклы. В доме росло много комнатных цветов. Вся его душа жила в гармонии с Вселенной. Имея любовь к листику, травинке, зёрнышку, близким ему людям, он был полон творческих идей, мечтаний. Мама- это тот человек, с которым можно было обо всём поговорить: она не только внимательно выслушивала, но и всегда понимала, поддерживала и давала советы. Как иногда хотелось прижаться к её тёплой, мягкой груди и забыть про все обиды и невзгоды. Душевная щедрость, острая наблюдательность, нашли своё отражение и в пейзажных полотнах Виктора Яковлевича. Выбранный мотив в его произведениях стал художественным образом, а не просто выхваченным кусочком пейзажа. Лиризм в пейзажах под стать душевному настроению мастера, чутко и нежно реагирующему на красоту окружающей природы. В своих работах Виктор Яковлевич восхваляет красоту первозданной природы, её величественность. Картины просты по сюжету. Лесной пейзаж, река, уходящая вдаль, поле поспевшей пшеницы на горизонте, голубое небо отражается в воде. Как много в них жизненных возможностей, немного грусти и большая любовь к Родине. С чувством доверия относится он к цвету как важному компоненту в эмоциональном раскрытии художественного образа. Это является одной из сильных сторон его художественного творчества. Работы Виктора Яковлевича проникнуты радостным ощущением первозданности природы, уверенным композиционным решением, смелым цветовым соотношением
Певец родной земли, Виктор Яковлевич ещё с детства восторгался Боготольскими просторами лесов, полей, рекой Чулымом. Его стихия – эпический пейзаж. Активное отношение к миру присуще в художественном творчестве Виктора Яковлевича. Его натюрморт «Букет» - это яркость цвета, красота форм, изящество пропорций, маленький фейерверк красок, праздник его души. Смотришь на его произведения и чувствуешь восторженность художника к окружающей природе, гармонию человеческих эмоций, его самоутверждение. Местный художник Ю. Гейст (Рябков) изобразил Виктора Яковлевича сидящим в тени цветущей черёмухи с орденом Красной Звезды на груди. На открытом добром лице мягкая улыбка. Он и в жизни такой был: простой, душевный и очень скромный. Настоящий русский человек. Всю жизнь гонял голубей и ловил певчих птиц, занимался охотой и рыбалкой. Без глотка лесного воздуха не мог прожить и дня. Любил гитару и песню, задорную частушку и меткое слово. Делал всё возможное, чтобы своей неуёмной страстью заразить детей, внуков, друзей и товарищей. Он любил жизнь во всех её проявлениях.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
На горке
Что общего у травы и собаки?
Машенька - ветреные косы
Воздух - музыкант