Сказки А.С. Пушкина источник народных традиций и особенностей быта русского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
gorlanova_alyona.docx | 388.72 КБ |
XVII ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция «Культурология»
Тема: «Выявление традиций и особенностей быта Древней Руси
в сказках А.С. Пушкина»
Выполнила: Горланова Алёна
ученица 1-Б класса
МБОУ Школа №156
Красноглинского района
Научный руководитель:
Борисова Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
Самара, 2016г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………….3
I.Основная часть………………………………………………………4-8
1. «Что за прелесть эти сказки!»…………………………………..4-6
2. Сказки А.С. Пушкина…………………………………………...6-8
II. Практическая часть. Традиции и быт Древней Руси,
описанные в пушкинских сказках...…………………………...8-12
III. Заключение ………………………………………………………12
IV.Список использованной литературы…………………………….13
Введение
Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них? Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения. А ещё я люблю сказки А. С. Пушкина, потому что они добрые и мудрые. В них выражены народные представления о добре и зле, о красоте и уродстве. Так, злой волшебник Черномор из сказочной поэмы «Руслан и Людмила» уродлив. Это карлик с огромной бородой. От него так и ждёшь всяких козней. А бывает, что человек и красив, но внешняя красота не всегда совпадает с красотой душевной. Это мы видим на примере злой царицы из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Лицо у неё белое, а вот душа чёрная.
Выбранная мною тема актуальна тем, что, несмотря на волшебство и чудеса пушкинских сказок, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках, не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать о реальной жизни людей в Древней Руси.
Цель: - найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С. Пушкина.
Задачи:
- прочитать сказки А.С. Пушкина, рассмотреть их особенности;
- собрать информацию по теме;
- оформить таблицу;
- сделать вывод.
Гипотеза: Сказки А.С. Пушкина источник народных традиций и особенностей быта русского народа.
I. Основная часть
1. «Что за прелесть эти сказки!»
Слово "сказка" как название повествовательного жанра, появилось не ранее 17 века. Прежде употреблялось слово "баснь". Старинные басни, были близки к мифическим "баянам", то есть к мифам, отражавшим древние ритуалы, обычаи, обряды. [2]
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Какие виды сказок бывают?
В отдельный вид стоит выделить сказки о животных. Животные, встречающиеся в сказках, представлены не как типичные животные, а как особенные животные, наделенные человеческими чертами. Они живут, общаются и ведут себя как настоящие люди.
Второй вид – волшебные сказки. Основная характерная черта волшебной сказки - это волшебный, фантастический мир, в котором живут главные герои. В волшебных сказках всегда есть борьба добра и зла, борьба за любовь и правду. Обязательно должен присутствовать отрицательный герой, который в финале будет повержен. Пушкинские сказки относят к разновидности волшебных сказок.
И, наконец, существуют так называемые бытовые сказки. В бытовых сказках автор высмеивает негативные человеческие качества. В них высмеиваются отрицательные качества богачей и гордых людей, в то время как представители народа воплощают в себе положительные черты. Бытовые сказки показывают, что главное – не деньги и сила, а доброта, честность и ум.
Также сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными героями.
Народные сказки передаются из уст в уста, из поколения в поколение, и первоначальный автор никому не известен. Читая народные сказки, мы узнаём информацию о быте, обычаях и иногда даже историю народа. Каждый народ придумал огромное количество поучительных историй для взрослых и детей, передавая свой опыт и мудрость следующим поколениям.[3]
Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы сможем найти в тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.
2. Сказки А.С. Пушкина
Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться.
С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я. Маршак.
Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня, стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.
Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа. Интерес А.С. Пушкина к народному творчеству, к народной сказке, песне, пословице особенно усиливается во время его жизни в Михайловском селе. Куда его направляют летом 1824 года после отставки по службе. Там он с глубоким сочувствием и интересом стал изучать народные нравы, обычаи и поверья.
Известно, что там Пушкин просил свою няню Арину Родионовну рассказывать ему сказки: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма», пишет Пушкин своему брату Льву. [4]
В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен - свадебных и похоронных, грустных и веселых, хороводных и колыбельных, богатырских и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народом, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них.
С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.
Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто.
Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Так, например, в сказке о «Мёртвой царевне» девушка не чуждается простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.
В своей работе мы проанализировали четыре сказки Пушкина: «Сказка о царе Салтане» (1831г), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1831г), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833г), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (1833г). [1]
II. Практическая часть
Традиции и быт в Древней Руси | Названия сказок А.С.Пушкина | |||
«Сказка о царе Салтане» | «Сказка о попе и работнике его Балде» | «Сказка о рыбаке и рыбке» | «Сказка о мертвой царевне». | |
Древнерусские жилища Князья и бояре жили в хоромах, зажиточные горожане - в срубах, а крестьяне – в землянках. | «Царь Салтан сидит в палате …». «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты». | «Поживи ка на моём подворье…» «Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе…» | «Они жили в ветхой землянке…» «Что ж он видит: Высокий терем…». «Перед ним изба со светелкой, с кирпичною белою трубой, с дубовыми тесовыми воротами…» | «Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, между тем все шла, да шла и на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась в светлой горнице; кругом лавки, крытые ковром, под святыми стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой…» «Закатилися глаза, и она под образа головой на лавку пала…». |
Одежда | «Видит, весь сияя в злате, царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце, с грустной думой на лице…». | «В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки» | ||
Архитектура | «Видит город он (Гвидон) большой, стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей..» «А теперь стоит на нем новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами, а сидит в нем князь Гвидон, он прислал тебе поклон..». «Город новый златоглавый» «Пристань с крепкою заставой. Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». | |||
Женские и мужские занятия на Руси | «Кабы я была царица…Я б на весь бы мир одна наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…Я б на весь крещеный мир приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха…». «Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями, черно-бурыми лисами…»; «Торговали мы конями, всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом, чистым серебром и златом». На острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря в чешуе как жар горя». | «Лошадь запряжет, полосу вспашет, печь затопит, все заготовит, закупит..» Поп ему в ответ: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник.» | «Старик ловил неводом рыбу». «Старуха пряла свою пряжу». | «Дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять». «Раз царевна молодая, милых братьев поджидая, пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…» «Иль башку с широких плеч у татарина отсечь или вытравить из леса Пятигорского черкеса…». |
III. Заключение
Несмотря на то, что сказки А.С. Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы нашли основу древнего русского предания.
Мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве. В наши дни вряд ли можно услышать и записать нечто подобное в вымирающих деревнях. Историческая память нашего народа угасает с каждым годом. И пушкинские сказки оживляют её, возрождают гордость за родное прошлое.
Таким образом, мы достигли поставленной цели и выяснили, что сказки А.С.Пушкина самый доступный и достоверный источник для изучения народной культуры.
Пушкин создал замечательные сказки, «пропитанные русским духом». Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные. «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
IV. Список использованной литературы
1. Пушкин и фольклор // Временник Пушкинской комиссии. Азадовский М.К. № 3. – М.-Л., 1937. С. 154.
2. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973. С.275
3. Учебник Литературное чтение 1 часть Л.Ф. Климанова, Л. А. Виноградская В.Г. Горецкий. С.102
4. А.С. Пушкин. 1837-1937. Сборник статей и материалов. Саратовское Областное издательство. Саратов 1937. Л.А.Фин.
1824 г. ноябрь, письмо №105, том 1 под ред. Модзалевского. Письмо брату.
5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т. III. – М., 1986. – С. 467.
Сладость для сердца
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Отчего синичка развеселилась
Вода может клеить?