Твроческая работа Первойкиной Ани
Вложение | Размер |
---|---|
Лепка из солёного теста | 37 КБ |
Творческая работа
Выполнила: Первойкина Аня
Руководитель: Демирова Н.А.
2014 год
Процесс лепки - увлекателен сам по себе процесс создания, чувствуешь себя Творцом. Ведь как история Библии свидетельствует, нас самих «слепил» Господь Бог. И в каждом из нас живёт созидатель и ценитель прекрасного.
Во все времена люди с благоговением относились к мастерам. «Золотые руки», дар Божий – так мы с восторгом говорим о тех, кто достиг вершин мастерства в скульптуре, живописи и других областях искусства. Простор фантазии и упорный труд – вот секрет многих великих мастеров. В наше время возрождаются старые традиции в народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве. Мы возвращаемся к истокам, чтобы обрести себя, чтобы, зная историю и культуру своего народа и человечества в целом, идти дальше, внося в мировую сокровищницу посильный вклад, мировоззрение, идеи, творение рук современного человека.
Ручная работа ценилась во все времена. Солёное тесто имеет преимущество перед глиной и пластилином: мука, соль и вода - это самые доступные материалы. Солёное тесто пластично, не пачкает руки и не тает, как пластилин. Да и мука есть в доме у каждой хозяйки.
Солёное тесто как искусство не такое новое, как может показаться на первый взгляд, просто сейчас оно приобретает популярность в России. История солёного теста уходит своими корнями в те времена, когда люди поклонялись богам природной стихии, а фигурки, вылепленные из солёного теста, использовались в ритуальных жертвоприношений языческим богам. В различных обрядах восточных славян использовался каравай – круглый хлеб с украшениями, который был олицетворением мифологического существа- символа щедрости и плодородия.
У славян в древности год начинался в марте, и, чтобы зазвать весну поскорее в гости, выпекали из теста фигурки жаворонков. Дети с жаворонками залезали на крыши сараев и деревьев, чтобы призвать тёплую весну из далёких краёв.
Выпечка хлебных фигурок из теста была приурочена к древнему празднику «коляда» - празднику заклинаний на будущий хороший урожай в новом году. Одна, две, три овцы или коровы из теста означали для крестьянина целое стадо, голубь символизировал богатый урожай. Ведь как полагали наши предки, если есть птица, есть и колос.
Многие исконно русские традиции сохраняются или вновь возвращаются. До сих пор принято встречать гостей хлебом-солью. Очень часто можно встретить выражение «хлебосольная», что говорит о широте и гостеприимстве русской души.
В других странах также существуют праздники, связанные с тестом. Во Франции 2 февраля отмечается Сретение Господне. Этот праздник посвящен культу Пресвятой Девы Марии. В этот день пекут блины и даже проводят своеобразные соревнования, кто выше подбросит блин со сковородки.
Также во Франции есть праздник, традиции которого зародились ещё в IV в. он посвящён приходу волхвов. В этот праздничный день пекут пирог, который называется «пирог королей». В него закладывают боб. Готовый пирог разрезают на количество приглашённых гостей, и тот, кто в своём куске пирога находит боб, может целый год рассчитывать на большую удачу и счастье.
Такой пирог современные французы пекут самостоятельно или покупают в булочных и кондитерских магазинах.
Как только человек научился выпекать хлеб, его творческая натура не могла довольствоваться видом лепёшки. Ему захотелось нечто большего, и, вдохновлённый, он стал придумывать фигурные хлеба.
Выпечка фигурных пряников также уходит своими корнями в прошлое. Когда-то это было самым распространённым кустарным промыслом. В старину наши предки дарили такие пряники ко дню рождения, преподносили невесте на свадьбу, в знак уважения и в качестве благодарности.
Печатные пряники изготовляли при помощи печатных деревянных форм, которые в свою очередь вырезали из твёрдых пород дерева: берёзы, груши. Заготовки деревянных форм для изготовления пряников выглядели так: это были плоские доски с рельефными углублениями растительного или геометрического узора, а также с контррельефными изображениями людей, птиц, животных.
А в XVIII в. даже стали изготавливать пряники с жанровыми сценками. Пряники, имеющие форму силуэта, штамповали с помощью специально изготовленной формы из листового железа.
Самые крупные по размеру пряники изготовлялись вручную при помощи ножа.
Пряники, имеющие в основе своей формы силуэта животного или птицы, были шоколадно-коричневого цвета. Такой цвет тесто приобретало за счёт пережжённого сахара. Кроме того, поверхность самого пряника украшалась подкрашенным сахаром, глазурью и даже специальной позолотой. Такие пряники выглядели как настоящие произведения искусства. Фигурные пряники покрывались узорами, напоминающими «кружева». Такие кружева изготавливали из сахарного сиропа.
Архангельские пряники выпекали не только в виде фигурок – птиц, и зверей, но даже в виде фантастических животных, а также в виде Деда Мороза и снегурочки.
Замечательные тульские пряники прославились на всю Россию и даже положили начало созданию специальной кондитерской фабрики. Слава тульского пряника известна и далеко за рубежом.
На Руси народ славился не только пирогами и хлебами, но и русским фольклором – сказаниями, легендами, былинами, сказками. Одной из сказок, известной на Руси каждому, является «Колобок», где главный герой – хлеб.
Чья проталина?
Мастер-класс "Корзиночка"
Ручей и камень
Заяц, косач, медведь и весна
Весенняя гроза