Исследовательская работа по ИЗО.
Тема: "Если нет кисточки"
Вложение | Размер |
---|---|
esli_net_kistochki_-_kopiya.docx | 36.18 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Навлинская средняя общеобразовательная школа № 2»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
по теме: «Если нет кисточки… »
Предметная область - ИЗО
Выполнил:
Учащаяся 3«б» класса
Мазурова Мария
Руководитель:
Учитель начальных классов
Жаркова Т.В.
НАВЛЯ - 2015
Теоретическое исследование проблемы:
Практическое исследование проблемы:
Мои эксперименты по рисованию без кисти
Мой художественный проект, выполненный в различных
техниках рисования без кисти
Выводы
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3.1
Приложение 3.2
Приложение 4. 1
Приложение 4. 2
Приложение 4. 3
Введение
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски...
Всё нарисуем!
Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле.
В. Берестов
Рисование, наверное, одно из самых древних увлечений человека. До наших дней сохранились первобытные рисунки, нарисованные на скалах, в пещерах. Пещерные люди рисовали все то, что видели вокруг себя: природу, зверей, самих себя и даже то, чем они занимались. Древние художники с помощью рисунков еще и колдовали. Охотники - художники считали, что надо обязательно нарисовать зверей, на которых они охотились.
Рисование – интересное и полезное для развития творческого воображения занятие, вряд ли кто-то с этим поспорит. В ходе рисования разнообразными способами с использованием самых разных материалов получаются живописные и графические изображения разной сложности.
У меня много любимых увлечений. Я люблю читать, кататься на велосипеде и коньках. Но больше всего мне нравится рисовать, и поэтому у меня множество фломастеров, карандашей, мелков, красок, а еще я, с удовольствием, посещаю кружек по ИЗО в ДЮЦе.
Однажды мне подарили "пальчиковые краски". Я и не думала, что рисовать своими руками, делать различные отпечатки пальчиками, будет так интересно! И вот, рисуя ими, я задумалась, а есть ли еще какие-нибудь способы рисования без кисточки. Так и родилась тема моего исследования.
Гипотеза моего исследования: предположим, что рисовать можно не только кистью, но и любыми подручными средствами.
Цель исследования:
Поиск способов рисования без кисточки.
Задачи:
Объект исследования: процесс рисования красками без кисти
Предмет исследования: техники рисования без кисти
Метод исследования: Изучение литературы и интернет – источников по проблеме, проведения опроса среди одноклассников по проблеме, проведение собственных эксперимент по рисованию без кисти, создание художественного проекта различными техниками рисования без кисти.
Теоретическое исследование проблемы:
Прежде, чем переходить к исследованию нашей проблемы мы решили спросить у учащихся 3- х классов нашей школы, а что они знают о способах рисования без кисти. Для этого мы составили анкету (см. Приложение 1) и предложили ответить на ее вопросы. Мы опросили 40 учащихся 3-х классов нашей школы, вот что у нас получилось:
№ | вопрос | варианты ответов | количество | % |
1. | Чем ты обычно рисуешь? | Карандашом | 22 | 55 % |
Фломастерами | 10 | 25 % | ||
Красками и кистью | 26 | 65 % | ||
Мелками | 3 | 8 % | ||
Ручкой | 3 | 8 % | ||
2. | Как ты думаешь, можно ли рисовать без кисточки красками? | ДА | 25 | 63 % |
НЕТ | 14 | 35 % | ||
НЕ ЗНАЮ | 1 | 2 % | ||
3. | Знаешь ли ты, как это делать? | ДА | 20 | 50 % |
НЕТ | 6 | 15 % | ||
НЕ ЗНАЮ | 10 | 25 % | ||
Пальцем | 4 | 10 % | ||
4. | Сколько способов рисования без кисти ты знаешь? | Пальцем | 25 | 50 % |
Зубной щеткой | 1 | 2 % | ||
Палочками ватными | 7 | 18 % | ||
Тряпкой | 1 | 2 % | ||
Мыльными пузырями | 1 | 2 % | ||
Отпечатыванием | 1 | 2 % | ||
Носом | 1 | 2 % | ||
Граффити и стрит-арт | 2 | 4 % | ||
НЕ ЗНАЮ | 13 | 34 % | ||
5. | Хотел бы ты узнать новые способы рисования без кисти? | ДА | 39 | 98 % |
НЕТ | 1 | 2 % |
На основании полученных данных мы сделали следующие выводы:
Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ раскрасить действительность.
Древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах, и даже на собственной коже! Кстати, сказать, обычай раскрашивать лицо, тело существует у многих племён в тропических странах и сейчас. Древние художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. «Куда им деться? — думали древние охотники-художники. — Если звери нарисованы, а рисунки пронзены копьями и стрелами?». А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром. Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.
В 1879 г. археолог-любитель, испанский дворянин дон Марселино де Саутуола решил заняться раскопками в пещере Альтамира. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь Марию. Зайдя в глубь пещеры, девочка увидела на потолке изображения бизонов, расписанных в причудливых позах (Приложение 2). Она позвала отца. Саутуола был поражен этим открытием.
Анализируя техники рисования древних людей и современных художников, мы видим, что древние художники рисовали без кисти, палками, копьями, высекали изображения камнями, современные же художники чаще всего используют для рисования кисти и краски.
Нас в нашей работе интересует рисование любыми предметами, но без использования кисти, а какими же способами это можно сделать мы узнали из Интернет- источников.
Как известно, детская фантазия не имеет границ, поэтому, когда у меня в голове возник вопрос чем можно рисовать кроме кисти, то мне сразу пришли в голову несколько идей. Например, можно рисовать палочкой, все в детстве рисовали на песке палочкой, можно и на бумаге. Я кроме этого, рисовать можно, ватной палочкой, зубочисткой, зубной щеткой и конечно своими пальчиками, вот, сколько идей у меня возникло сразу. Но когда я стала искать способы рисования без кисти в Интернете, то удивилась еще больше, потому что даже и не ожидала, что их очень, очень много. Боюсь, что все я даже и не нашла. А может быть они еще, и не придуманы вовсе?
Приведем примеры техник рисования красками без кисти, которые мы нашли:
Вот 20 способов, которые я нашла в интернете, а теперь мне не терпится скорее опробовать наиболее заинтересовавшие меня техники рисования красками без кисти. Приступим к эксперименту!
Практическое исследование проблемы:
Эксперимент №1: Рисование "ватными палочками".
Материалы: Лист бумаги, ватные палочки, гуашь.
Ватную палочку окунаем в краску, затем наносим нужный нам рисунок. Получаются линии, точки, мазки. Таким способом рисуем "Раздельный мазок". Наносим мелкие мазочки - точки одного цвета, оставляя между ними промежуток, затем наносим мазочки другого цвета. Очень удобный способ рисования, особенно в школе (посоветую одноклассникам), но в ходе работы вата на палочке постепенно разлохмачивается, палочку необходимо менять.
Эксперимент №2: Рисование губкой
Материалы: лист бумаги, губка, гуашь (краска).
Берем губку, наносим на нее краску. На листе делаем нужный нам узор: проведение линий нужной нам толщины, тонирование бумаги, примакивание. Очень удобно закрашивать таким способом большие предметы или делать фон для рисунка.
Эксперимент №3: Кляксография
Материалы: лист бумаги, трубочка для коктейля, гуашь, разведенная в воде.
На лист бумаги капаем несколько капелек гуаши, подносим трубочку к капелькам и потихоньку выдуваем воздух. Дуем на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая ее вперед. Поворачивая трубочкой, можно управлять движением капелек. Увлекательно то, что результат получается всегда непредсказуемым. Однако, не всегда получается правильно выдувать, надо потренироваться.
Эксперимент №4: Рисование "Пальчиковыми красками"
Материалы: лист бумаги, пальчиковые краски (гуашь).
Наносим краску на руку или берем пальчиками и делаем нужный нам отпечаток (рисунок). Затем дорисовываем.
Очень забавно и весело рисовать таким способом. Получаются интересные рисунки и их легко рисовать. Однако, чтобы сменить цвет, руки необходимо каждый раз мыть. Неудобно, особенно в школе. А в общем, очень весело! Мне понравилось.
Эксперимент №5: Разбрызгивание или рисование набрызгом.
Материалы: лист бумаги, гуашь (разведенная водой), зубная щетка, кусочек картона или палочка.
Это очень интересный способ рисования. У художников есть специальный аппарат – аэрограф. Мы можем обойтись и без него. На стол нужно подстелить газету, на нее лист бумаги.
Берем зубную щетку, обмакиваем в гуашь, следим, чтобы краска не капала со щетки, переворачиваем щетинками вниз и проводим карандашом по щетине по направлению к себе. Получаются мелкие брызги, крапинки. Удобно рисовать таким способом, например , звездное небо. Рисунок становится необычным, сказочным. Однако, надо как можно аккуратнее разбрызгивать, легко запачкаться самой и запачкать рабочее место.
Если "подметать" щеткой лист, получаются размытые линии. Такой способ рисования мне понравился.
Эксперимент №6: Отпечатывание.
Материалы: лист бумаги, гуашь (разведенная водой), любые различные предметы (пробка, спичечный коробок…), природные материалы (листья, семена, веточки …), скомканная бумага, нитка (веревочка).
Берем пробку, наносим гуашь, делаем отпечаток на листе, получились кружочки. Спичечный коробок – прямоугольники; листья деревьев – отпечаток листьев; скомканная бумага – интересный фактурный рисунок; нитка (веревочка) – узорное пятно, линия.
В этом способе рисования фантазии нет границ. Отпечатывать можно любым предметом. Главное, все делать очень аккуратно, чтобы не размазать (резкими движениями) рисунок.
Вывод: Отпечатки различных предметов зависят то формы предмета.
Эксперимент №7: Рисование "мыльными пузырями".
Материалы: лист бумаги, стакан, 1 ч. л. воды; 1 ст. л. жидкости для мытья посуды; 5 ст. л. гуаши, трубочка для коктейля.
Воду, жидкость для мытья посуды, гуашь – все перемешать в стакане. Трубочку опустить в приготовленный раствор и выдувать воздух через нее до тех пор, пока не появится пена с пузырьками. Быстро, чтоб пена не успела осесть на дно стакана, сверху прямо на пену, приложить лист. Немного подождать, пока бумага впитает краску, затем убрать лист. Получились удивительные узоры ( отпечатки). Результат всегда непредсказуем, интересен, дает волю фантазии. Тут можно разглядеть все что угодно: растения, подводный мир, облака или что-то необычное, неземное, фантастическое.
Очень интересный способ!
Эксперимент №8: Рисование зубочисткой, спичкой.
Материалы: лист бумаги, гуашь, зубочистка, спичка.
Окунаем зубочистку в краску, затем на листе рисуем нужный нам узор. Линии тонкие, но не всегда получаются (она тонкая, мало берет краски). Точки получаются не ровные, больше похожи на бесформенные крапинки.
Похожий способ рисования со спичками. Линии получаются плохо, точки лучше. Спичку необходимо часто макать в краску (на кончике мало краски, быстро заканчивается). Такой способ хорош для дорисовки мелких деталей рисунка.
Эксперимент №9: Рисование со свечей (парафином).
Материалы: лист бумаги, свеча или парафин, акварель.
Свечей рисуем объект, который хотим выделить (хорошо натираем), затем закрашиваем рисунок. Парафин не дает задерживаться краски на нем. Вместо свечи можно взять восковые мелки. Результат такой же.
Интересный способ рисования, мне понравился!
Эксперимент №10: Краски и клей.
Материалы: лист бумаги, акварель, клей ПВА или бумажный.
Наносим клей на бумагу, делая из него рисунок. Даем клею высохнуть. При закрашивании клей не воспринимает краску и остается не закрашенным.
Таким способом можно создавать штрихи разного характера, передавать фактуру предметов (шершавость коры деревьев, струи воды, каменистые горы и т. д.). Необычный способ рисования. Мне понравился.
Эксперимент №11: Рисование "манкой".
Материалы: лист бумаги, клей, цветной мелок, манка (можно взять любую другую крупу), чашка.
В чашке размельчаем мел, затем смешиваем его с крупой. Берем клей, наносим его на те участки, которые хотим выделить, и сразу, пока клей не засох, сверху равномерно сыпем крупу. Когда все высохло, аккуратно стряхиваем остатки крупы. Рисунок получается объемным, красивым, интересным. Такой способ рисования мне нравится.
Эксперимент №12:"Волшебные шарики".
Материалы: лист бумаги, крышка от коробки, шарики, гуашь, вода.
В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капелек краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробку так, чтобы шарики катались, смешивая краски, создавая причудливый узор. Очень понравилось! Быстро, легко и красиво!
Эксперимент №13: Граттаж.
Материалы: лист бумаги, свечка, гуашь, шампунь, чашка, ватный диск (губка), зубочистка. Бумагу полностью затереть воском (парафином). В чашке смешать гуашь и немного шампуня. Затем ватным диском закрасить этой смесью парафиновый лист. "Холст" готов. Берем зубочистку и начинаем процарапывать рисунок.
Необычный способ. Мне понравился.
Мой художественный проект, выполненный в различных техниках рисования без кисти.
Итак, мы нашли более 20 способов рисования без кисти, более половины из них мы исследовали экспериментальным путем в домашних условиях, какие-то способы нам особо понравились, и мы решили выполнить целый художественный проект с использованием техник рисования без кисти. Для этого мы решили прибегнуть к помощи профессионала, и обратились к руководителю кружка ИЗО – Шишкиной Зое Николаевне.
В начале мы выбрали тему проекта – «Волшебный мир космоса», выполнили макет проекта на альбомном листе, и подобрали техники для каждого элемента нашего проекта.
Затем мы приступили к созданию самого проекта в разных техниках рисования без кисти. Этапы работы над проектом мы поместили в (Приложение 3) нашей работы. В проекте мы использовали – 10 различных техник рисования без кисти и вот, что у нас получилось. Красиво, необычно, а главное я получила массу удовольствия и впечатлений, когда создавала эту красоту.
Вывод: Рисование без кисти возможно, существует много интересных способов и техник, и самое главное, оно необычно и приносит массу удовольствия, способствует развитию воображения.
Своими успехами я решила поделиться со своими одноклассниками, рассказать им о различных способах рисования без кисти и научить их этому увлекательному делу.
Для этого мы прибегли к помощи учителя по ИЗО – Гущиной Людмиле Николаевне. На уроке ИЗО я познакомила одноклассников с разными техниками рисования без кисти, а Людмила Николаевна помогла мне и организовала работу на уроке, так что все учащиеся имели возможность попробовать некоторые техники прямо на уроке, вот какие рисунки получились у моих одноклассников (см. Приложение 4)
Выводы.
Заключение.
В нашей работе мы установили, что рисование без кисти не просто возможно, а что существует огромное количество способов делать это, причем, большинство из них значительно увлекательнее и интереснее, чем рисование традиционным способом – кистью. К тому же, большинство техник не требует сложной подготовки и каких-то специальных навыков, а это значит с ними справиться любой человек и ребенок и взрослый.
Таким образом, мы полностью подтвердили нашу гипотезу о том, что рисовать можно не только кистью, но и любыми подручными средствами. А своим творческим проектом «Волшебный мир космоса» мы еще и доказали, что рисунки, выполненные без кисти, так же красивы, необычны, и главное, что процесс их создания очень увлекателен, интересен, способствует развитию воображения и созданию отличного настроения.
Попробуйте сами, хотя бы несколько техник рисования без кисти, и вы не останетесь равнодушными, даже если раньше вам рисование не очень и нравилось. Тем более что никаких специальных навыков для этого не требуется, только полет вашей фантазии.
Рисуйте, рисуйте ведь вы это можете!
Наши рекомендации.
Мне очень понравилось рисовать без кисти, после своего исследования я еще больше полюбила рисование. И мне очень бы хотелось, чтобы его полюбили и другие дети. Особенно те, у кого рисовать кисточкой не получается. Поэтому мы хотим предложить учителям и ребятам использовать эти техники на уроках ИЗО и технологии, для создания рисунков, творческих проектов и просто ради удовольствия.
Литература
Интернет-ресурсы:
http://www.proza.ru/2008/06/13/406
http://mysciencestyle.blogspot
http://своими-руками.su/relate
http://www.masya-perm.ru/catal
http://www.refashion.ru/vkus-k
http://womantalks.ru/lofiversi
Приложение 1
Анкета для учащихся.
Четыре художника. Осень
Смекалка против Змея-Горыныча
Мост из бумаги для Киры и Вики
Рисуют дети водопад
Спасибо тебе, дедушка!