Исследование экспонатов музея русского народного творчества "Уходящая Мещёра" в посёлке Туголесский Бор Шатурского района семьи Исаевых.
Вложение | Размер |
---|---|
uhodyashchaya_meshchyora_velimira_isaeva.doc | 96.5 КБ |
Научно – исследовательский проект
Домашний музей
«Уходящая Мещёра»
Велимира Исаева
Выполнила
Ученица 5 В класса
МБОУ «Лицей г. Шатуры»
Юртаева Дарья.
Руководитель
Учитель русского языка и литературы
Трушина Марина Георгиевна
Шатура
2016
Содержание:
Введение
Основная часть:
а) из биографии художника Велимира Константиновича Исаева;
б) содержание музея «Уходящая Мещёра» в посёлке Туголесский Бор Шатурского района;
а) значение художественного наследия В. Исаева
б) область практического применения.
Заключение.
Введение
Сегодня многие политики и общественные деятели упорно ищут русскую национальную идею. Ищут и не находят. А она лежит под ногами растоптанная — это наша земля.
Велимир Исаев
«Северная (Шатурская) Мещёра – самая малолюдная окраина Московской области. В её лесах-болотах жил когда-то Соловей-разбойник, а мимо него спешил из Мурома в Киев молодой богатырь по имени Илья. На возвышенных участках эта дорога сохранилась до сих пор, а вот на Москву тогда не было, поскольку не было и самой Москвы.
Среди этих лесов-болот в маленьком посёлочке я имею лоскуток поверхности планеты Земля размером в 1/4 гектара. На нём стоит бревенчатая изба с сараями и пристройками. Это наш кораблик, плывущий по волнам времени, а посаженные нами деревья, махнувшие уже за пятнадцать метров, как мачты, надуваются на ветру», - обо всём этом мне рассказал замечательный человек, московский художник, судьба и творчество которого связана с Шатурской землёй – Велимир Константинович Исаев. [1]
Первая встреча с Велимиром Константиновичем произошла в Москве, в его мастерской. С художником было очень интересно беседовать, его рассказ завораживает, заставляет о многом задуматься. Тема разговора – память поколений, об исчезающем русском крестьянстве, о природе родного края. За чашкой чая он продолжает: «Воздух там упоительный, всё цветёт, звенит, сверкает на фоне тёмных лесов, прочь все городские проблемы! Пиши и пиши! Но вот, блуждая с этюдником по тропам и асфальтам Шатурского района, я постепенно открыл для себя, что даже в самых глухих деревнях иногда, вдруг, встречаются дома, покрытые изумительной старинной резьбой, как миражи, как остатки неведомой цивилизации. Подойдёшь, тронешь рукой – резьба осыпается, как листва в октябре. Нескольких таких домов уже после разговора со мной хозяева сами разрушили, а резьбу сожгли. У других она полностью обсыпалась… Сдирают, выкидывают, сжигают своё прошлое, свою культуру прямые потомки тех, кто строил, создавал. А резьба была – не просто геометрические узоры, как делают и сейчас. А высокохудожественный орнамент.… И я понял, что нужно собирать, собирать… пришлось впрягаться. Так возник музей «Уходящая Мещёра».
Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красотой архитектурных ансамблей, прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям русского народа.
«Чтоб не перестала память родителей наших и наша чтоб свеча не угасла» - эти слова из завещания московского князя Симеона Гордого, древнейшей рукописи ХIV века.
Память нам завещана, чтоб не прерывалась связь поколений, чтоб могли мы черпать живую воду русской духовности из щедрого источника, родившегося в далёком прошлом.
Основная часть:
Проблема исследования: сохранение и приумножение рукотворных свидетельств творческих традиций наших предков.
Предмет исследования: экспонаты музея русского народного творчества «Уходящая Мещёра» в посёлке Туголесский Бор Шатурского района семьи Исаевых.
Цель работы:
Задачи:
Методы:
Основные этапы научно-исследовательской работы:
Характеристика используемой литературы:
2. Теоретическое исследование
а) из биографии художника Велимира Константиновича Исаева
Велимир Константинович Исаев родился в 1932 году. В доме в поселке Туголес бережно хранятся семейные фотографии, начиная с прадедов. «Помню, как в нашу коммунальную квартирку вошло невидимое нечто: оно забирало пап. Из наших четверых семей оно уже забрало двоих… Вскоре и мой папа исчез, правда, его не «не забрали», а просто он ушел к другой тете. Мы остались вдвоем с мамой». [1]
В 1957 году окончил Московский Архитектурный институт. «Мы бежим по бескрайнему, плоскому, изрытому сапогами, полю. На нас – новенькие противогазы, а мы студенты архитектурного института на военной практике… Кстати: за всё время лагерей не было ни одного удара, ни одного бранного слова по отношению к нам. Да и причин для этого не было: нам приказывали, мы выполняли…». «Ура! Институт окончен! Ветер середины двадцатого века дует в спину. Добрейшей души человек, директор Кропотов даёт разрешение на распределение: главным художником театра кукол!» «Длинная, грустная история про хороших негритянских рабов и жестокого плантатора Джона. Ни юмора в спектакле, ни сказки – только черная, черная Африка. И всё-таки куклы получились неплохие. Но, когда захотел повесить черный задник, чтобы ярче светились куклы и декорации, они пришли в ужас: «Да Вы что! Это ж формализм! Да нас с вами за это…!» Вот какое было время…»[1]
В шестидесятые годы у Велимира Константиновича появилась своя семья – жена Эльмира Всеволодовна, тоже выпускница архитектурного института, и двое дочерей. «Полгода ничего не зарабатывал – делал эскизы. Все мы – я и двое детишек сидели на шее у Эльмиры. Эскизы получались грубыми, топорными, но в них билась Трагедия нашего времени. И когда я, измождённый, никому не известный молодой человек, пришёл на выставочную комиссию и показал десять эскизов, все обалдели. Они стали на перебой давать советы, спорить какой эскиз лучше, и главное, дали договор на семь работ! Я вышел, качаясь от счастья. Ведь меня поняли, поняли с первого захода, а я ещё не был членом союза художников и даже не знал, что он состоит из разных секций, а случайно попал на секцию графики. Ровно год жил в творческой эйфории. Когда через год прошёл на выставку и принёс десять картин, они опять обалдели. Потом узнал, что премию решили не давать. Гений из меня не вышел, придётся переквалифицироваться в … Стоп! Но, раз он из меня не вышел, значит, возможно, он во мне остался!? Пусть посидит. Надо сначала научиться своим искусством деньги зарабатывать. А глобальные фантазии – в свободное время. И такая работа нашлась». Велимир Константинович стал работать в плакатной редакции «Советского художника». В книге «Война и мы», над которой автор работал 15 лет, есть иллюстрации плакатных работ художника.
В.Исаев является членом Союза Художников СССР с 1965 года.
«В начале семидесятых интерес к плакату в стране стал падать, издательства – закрываться. Мы оказались не нужны. И я осуществил изначальную мечту – перешёл в секцию живописи. На сколько легче и радостнее стало жить, не думая о фашистах, глобалистах и конца света!» Появляются на выставках, продаются в салонах его картины. «Комбинат живописного искусства» - организация, где работал Исаев В.К.. Это было интересным и для художников, и полезнейшим для народа, потому что люди получали и видели на своих стенах картины, где узнавали и самих себя и свою землю со стороны, глазами московских художников. «За двадцать лет работы в Комбинате я сделал пятьдесят заказов, из них сорок – дальних. …Камчатка, Сахалин, Владивосток, Тюмень, Сургут, Балей, Аблинга, Донецк, Киргизия…рука устанет писать! А в восьмидесятые география расширилась. К поездкам по Стране прибавились полёты к нашим зарубежным друзьям. Сегодня этим никого не удивишь, а тогда: Вьетнам, Никарагуа, Афганистан, Берлин, Чехословакия! И опять – от Союза художников». Во всех поездках Велимир Константинович много работал. «Искать интересную натуру не приходилось – она трепетала вокруг. Быстрые пейзажи гуашью, рисунки, портреты – два альбома за одну поездку». [4]
Велимир Константинович – участник международных, всесоюзных и московских выставок, его персональные выставки в Москве, Ханое (Вьетнам) и Манагуа (Никарагуа). Велимир Исаев награжден дипломами всесоюзных конкурсов плаката в 1964 и 1967 годах, а в 2006 году дипломом СХ МДИ МСХ «Лучшая работа года»; в том же году Велимиру Константиновичу было вручено «Благодарственное письмо» от главы Шатурского района А.Д. Келлера за участие в выставке, посвященной Дню Труда.
Работы художника экспонируются в Казанском, Смоленском, Донецком музеях, а также в музее современной истории России в Москве, в фондах Союза художников России, членом которого он является, и международной конфедерации художников, а также в музеях Вьетнама и Никарагуа. Часть произведений В. Исаева находится в запасниках Музея Революции и Центрального Дома Художника. [7]
Однажды Велимира Константиновича сразил страшный недуг – инфаркт. Он очень долго болел, но, открыв для себя формулу здоровья: чистый воздух, физические нагрузки, преодолел недуг и вот уже двадцать лет черпает силы жизни, вдохновение у самой природы.
Сейчас Велимир Константинович много работает: преподаёт в институте, занимается дизайном интерьера и станковой живописью, строит новые павильоны музея, доделывает, дописывает, пишет и публикуется в газете «День литературы», пропагандирует здоровый образ жизни, мир и согласие, гармонию человека и природы.
Велимир Исаев мечтает и планирует при музее построить выставочный зал, которого Шатура ещё не имеет: «Будем делать выставки и шатурских и московских художников, а также проводить концерты и литературные вечера. Зрителей у нас будет больше, чем на московских выставках, а главное – они будут наверняка заинтересованными и благодарными. Я в этом не сомневаюсь, поскольку они у нас уже есть. Приходят, благодарят и готовы приходить ещё», - строит планы на будущее В.Исаев.
б) Содержание музея «Уходящая Мещёра»
в посёлке Туголесский Бор Шатурского района Московской области
Около сорока лет живёт в бревенчатом доме семья Исаевых. Примерно двадцать лет назад В.Исаев вместе со своей женой Эльмирой Всеволодовной начал создавать уникальную коллекцию, положив начало домашнему музею «Уходящая Мещёра». Усадьба Велимира, в которой он создал музей, стоит по улице в ряд с участками других жителей поселка. Она, ничем не примечательная снаружи, поражает изнутри. Жилая изба, увешанная работами из дерева. Во дворе стоят скульптуры. Всего на участке пять павильонов, построенных руками самого Велимира Константиновича. Художник создал особое освещение - в павильонах совсем нет окон, но есть стеклянная крыша, пропускающая солнечные лучи и равномерно освещающая стены, на которых висят экспонаты. Сейчас в доме-музее Исаевых уже их около тысячи – свидетельства народной старины. Это прялки, гребни разных размеров, сундуки, самовары, чугунные утюги, деревянные куклы, косы, старинные фотографии и многие-многие другие предметы быта прошлых веков. [7]
А жемчужиной коллекции Велимира Константиновича являются деревянные наличники . Ведь это искусство, ранее распространенное по всей России, сейчас почти забыто. Дерево на Руси всегда было самым доступным и распространенным материалом. На протяжении столетий мастера познавали секреты работы с деревом и передавали их из поколения в поколение. Развитие деревянной резьбы на Руси возникло не как искусство. Она всегда носила прикладной характер. Практически в каждом селе и деревне все детали дома украшались резьбой и имели при этом свое функциональное назначение. Наличники закрывали от ветра и осадков зазор между оконным блоком и стеной. [6]
Наличники на избе - это, прежде всего, языческое приветствие Яриле-Солнцу, благодатные лучи которого давали и дают Жизнь Всему. А чтобы достойно приветствовать каждый рассвет, древлянин изобретает исключительно точный эстетический способ - резные наличники, которыми говорит Богу Света: «Здравствуй, Ярила! Посеяй и взрасти!».
Постепенно домовая резьба утрачивала свое культовое, оберегающее значение. Ее мотивы и орнаменты все больше наполнялись художественными элементами. Настоящий всплеск увлечения домовой резьбой произошёл в конце ХIХ – начале ХХ веков. Домовая резьба вновь вошла в моду. Этому способствовало повсеместное использование прорезной резьбы. Наличники, ставни, подзоры, карнизы пропиливались насквозь. Прорезная резьба, в отличие от глухой, создает неповторимую игру света и тени. Отделка фронтонов многослойными прорезными элементами стала напоминать деревянное кружево, обрамляющее дом. Ажурное сплетение диковинных орнаментов, само по себе привлекает взгляд, а в солнечную погоду отбрасываемые ими тени взаимно, накладываясь друг на друга причудливым образом, создают ощущение необыкновенной воздушности. Глядя на деревянную архитектуру и домовую резьбу, которую почти всегда ярко раскрашивали, не перестаешь удивляться разнообразию фантазии резчиков. [6]
Талантливый художник Велимир Константинович Исаев, чьи выставки неоднократно устраивались не только в нашей стране, но и за рубежом, увлёкся так называемым примитивным искусством, которым в совершенстве владеют местные умельцы. Он не уставал любоваться изящными оконными наличниками и другими, сделанными с таким же вкусом, предметами домашнего быта. Понимая, что людей, владеющих этим искусством, становится всё меньше и меньше, художник решил сохранить творчество народных умельцев для будущих поколений. Неоценимыми помощницами в этом благородном деле Велимиру Константиновичу стали его верная спутница Эльмира Всеволодовна и их дочь Мария. Обе они, как и Велимир Константинович, по профессии архитекторы. Так что участие этих образованных женщин в создании музея было весьма ощутимым: они смогли оказать Исаеву не только моральную поддержку, но и вполне реальную помощь.
Наличники В.Исаев собирал по всему Шатурскому району, а два были привезены с севера. Кто–то дарил, иногда приходилось тратить деньги.
Работая в театре Образцова, Велимир Константинович пришёл к выводу, что куклы – это гротеск и конструктивизм, помноженные на юмор и сказку. Поэтому среди экспонатов музея – куклы, необычные, выполненные мастером с большим чувством юмора. Любимым приёмом художника является гиперболизация, потому что с его помощью можно выразить характер кукол. Любовь к Гротеску, к Гиперболизации приводят художника к созданию нового жанра. Это деревянная скульптура с живописью в одном произведении. В.Исаев создает свои работы, используя природный материал, предметы крестьянского быта. Собранные художником сиротливые и полуразрушенные наличники автор сумел заново освоить в новом современном эстетическом контексте - в плоскость пустого наличника поместил свои авторские живописно-скульптурные композиции, которые в новом обрамлении становятся значимыми и законченными, как точка в конце хорошего стихотворения или философского рассуждения. Пример, в плоскость наличника вписана знаменитая матрешка, стоящая в скворечнике как в избе. И мгновенно, аккордно читается мысль - русский дух непоколебим, русский уклад прочен, русский дух самодостаточен.
Картины Велимира Константиновича не только радуют нас красотой, но они помогают нам понять и всмотреться в природу, передают свою любовь к родному краю.
Значительное место в экспозиции музея занимает коллекция живописных полотен, выполненных автором в разное время, разнообразной тематики: пейзажи, навеянные природой Туголеса, портреты близких людей, натюрморты, жанровые произведения, выполненные акварелью и маслом. Благодаря архитектурным находкам Велимира Константиновича полотна «живут» даже в сумерках – через стекла в крыше выставочных залов они равномерно освещаются и хорошо воспринимаются в естественном свете.
Всё, написанное этим художником, нам знакомо, всё это много раз видим вокруг себя, но картины В.Исаева позволяют по- новому взглянуть на окружающий мир.
Прекрасна картина «Май», на ней изображён большой куст сирени. Картина выполнена в нежной весенней гамме. Сирень разных оттенков: лиловая, белая, розовая. Хочется долго смотреть на этот великолепный куст сирени и любоваться им.
Сирень прекрасна, любима художником, поэтому её часто можно увидеть на полотнах В. Исаева. Он изображает её крупным планом в картине «Девушка с сиренью». Мы видим композицию из веток сирени и задумчивую девушку у окна. Нежные цвета подчёркивают романтичность, юность девушки. Девушка наслаждается красотой и ароматом сирени. Когда смотришь на картину, чувствуется дыхание весны.
Красота родной природы – основная тема работ художника. В картине «Осенний букет» видим на первый взгляд простой натюрморт. В вазе обыкновенные осенние листья, сухие веточки, но через несколько минут понимаешь, что Велимир Константинович пытался передать настроение, впечатление от увиденного. Картина написана в тёплой, нежной гамме. Художник как бы подмечает, что осень красивая, задумчивая и таинственная. Создаётся хорошее настроение, хочется долго смотреть на эту картину.
Природа Мещёры узнаваема и любима. На картине «Берёзы» художник изображает символ русской природы – берёзу. Деревья высокие, стройные, белоствольные. Основная мысль картины – красота русской осени.
На картине «Закат» В. Исаев раскрывает красоту, которую дарит нам сама природа, ведь мы очень любим, наблюдать за закатом. Как сказочны эти мгновения! Пейзаж кажется волшебным видением. Поражает необычный колорит и освещение. Велимир Константинович постигает красоту самых обыкновенных вещей и подробностей.
Кроме замечательных картин о родной природе интересны различные композиции как вид декоративно – прикладного искусства, где используется резьба и роспись по дереву. Элементы сюжетной композиции связаны с историей России. Велимир Константинович – художник разносторонний, он обращается к историческим сюжетам, к одним из главных видов древнерусской живописи – иконописи. Картины напоминают, что история Древней Руси основана на православной вере. Очень важно для нас, чтобы мы знали и помнили историю родного края, Родины, гордились ею.
Активная жизненная позиция художника как человека, отвергающего насилие, террор, пропагандирующего мир и созидание, прослеживается в серии картин под названием «Война и мы»: солдаты с автоматами… куда – то идут… кто-то падает…. Забыть нельзя….Но очень хочется, чтобы войны больше не было…. Нигде! Никогда!
Понятно, что Велимир Константинович – человек могогранный, он увлекается и резьбой по дереву. Внимание привлекают фигурки из дерева. В работе «Крестьянин» мы видим пахаря, идущего за плугом. Такое произведение мог создать человек, любящий землю, людей, природу. Работа выполнена в стиле примитивизма, художник воспевает трудолюбие, любовь к родной земле. (приложение №7)
Некоторые произведения Велимира Константиновича исполнены на тему языческих верований древнего населения Мещёры: веселые божки, грозные идолы, оригинально изображенные в женском обличии духи-покровители реки Воймеги.
Очень интересны изделия из природного материала. Большей частью их создала сама природа Мещёры, а художник лишь отсёк лишнее. Корневища деревьев, срезы стволов, причудливые фрагменты корней – вот что является основой его произведений. Вот так из корней и был создан лось двухметровой высоты с грустными глазами, стоящий под стеклянным навесом во дворе.
В природном материале уже заложена идея, сюжет, но его надо увидеть, приложить фантазию и мастерство, задуматься над образом, который мы видим. И таким талантом обладает Велимир Исаев.
Работы Велимира Константиновича Исаева патриотичны, они напоминают о прошлом нашей Родины, о милых сердцу уголках родного края. В произведениях Велимира Исаева предстаёт вся наша страна во всей её красоте.
2. Обобщение и оценка результатов исследования:
а) значение художественного наследия В. Исаева
По отзывам специалистов, музей Исаева представляет собой большую практическую и научную ценность. Знакомясь с подвижнической деятельностью Велимира Константиновича по сохранению самобытности Мещёры, испытываешь глубокое уважение к этому разносторонне одарённому и вместе с тем очень скромному человеку. Эта деятельность проникнута духом подлинного патриотизма. Всё, что им сделано, сделано во имя Родины, во имя России.
Владимир Супруненко, писатель и путешественник, автор многих печатных публикаций, научно-популярных книг, организатор научно-спортивных экспедиций по России, Украине и странам дальнего Зарубежья, побывал у Велимира Исаева в Туголесье. Увиденное потрясло до глубины души. Он высоко оценил инициативу создания музея и в своей статье он пишет: «Под воздействием вооруженного мощной техникой человека буквально на глазах меняется природа, безвозвратно уходит традиционный деревенский уклад. Художник Велимир Исаев вместе с женой задумал остановить время, создав на территории своей усадьбы уникальный, единственный в своём роде домашний природно-этнографический музей. Само собой родилось его ностальгическое название "Уходящая Мещера».
Творчество Велимира Исаева высоко оценили в Московском Союзе Художников. «Домашний музей семьи Исаевых, что в Туголесье, быть может, единственный в своем роде во всем Подмосковье. Его уникальность в том, что, во-первых, - он домашний, а во-вторых, - здесь хранятся не бесценности в обычном понимании этого слова, а говорящие вековые вещи крестьянского быта и авторские живописные композиции под общей смысловой рубрикой «Мещера уходящая».
Главное в коллекции - потрясающие своей стариной и эстетическим вкусом наличники, собранные Исаевыми со всей Шатурской округи и других волостей. Этому семейному собранию может позавидовать любой краеведческий музей, поскольку здесь собраны истинные доказательства стремления русского народа к красоте.
Художник положил начало новому направлению в изобразительном искусстве - это деревянная скульптура с живописью в одном произведении. Картины, вырезанные Велимиром Исаевым красивы и оригинальны, очень необычно и выразительно смотрятся деревянные фигуры в обрамлении наличника.
б) область практического применения
Музей «Уходящая Мещёра» пользуется известностью у любителей и шатурские поэты, в частности члены поэтического объединения «Орфей». Велимир Константинович – почётный член этого литературного клуба, охотно принимает гостей для проведения творческих вечеров, поэтических встреч. Музей располагает к таким мероприятиям. Регулярно бывают в гостях у Исаевых творческая элита Шатурского района: Лидия Жарова, Валерий Жукин, Вячеслав Гаврилов, Ирина Леонтьева, Валентина Истомина, Раиса Ломзикова и другие. На этих съездах проходят интересные беседы, чтение стихов на свежем воздухе. «Атмосфера музей под открытым небом своеобразна и одухотворена, поэтому звучат стихи о русской деревне, о природе, духовная жизнь выступает как высшая ценность[2] .
Среди посетителей домашнего музея много школьников. Приезжают сюда со всей округи. Учителя вместе с художником проводят своеобразные уроки краеведения. У школьников остаётся множество впечатлений после посещения музея. Всё это учит детей патриотизму, ведь всё, что создано семьёй художника В.К. Исаева, сделано во имя России.
Музеем «Уходящая Мещёра» заинтересовался глава Шатурского муниципального района Андрей Давыдович Келлер. Андрей Давыдович высказал мысль о возможности строительства музея народного творчества и ремёсел в городском парке, в который будет помещена экспозиция «Уходящей Мёщеры». «Сторонник конкретных, практических дел, он тут же предложил Исаеву создать проект такого здания. Велимир Константинович с радостью принял это предложение. Он трудился творчески, с вдохновением и сумел создать отличный проект, получивший высокую оценку председателя Союза Художников России Валентина Сидорова». [2]
«Хочется надеяться, что создание в Шатуре Дворца искусств не останется лишь мечтой и проект воплотится в жизнь. И тогда всё, что собрано и создано за многие годы Велимиром Исаевым, найдёт своё достойное место, станет доступным для каждого, кто небезразличен к искусству, к народному творчеству», - делится своими впечатлениями Абрам Хайкин, почетный гражданин Шатурского района. [3]
Заключение
Изучение публикаций статей В.К. Исаева, книги «Война и мы», мнений специалистов и посетителей музея, убеждают в том, что музей «Уходящая Мещёра» является ценным, и, безусловно, является частью культурного наследия не только для Шатурского района. К этому выводу приходишь, знакомясь с экспонатами музея, рассматривая картины художника. Уникальность собранной коллекции очевидна. Художник работает в новом направлении – это сочетание деревянной скульптуры с живописью в одном произведении. Музей «Уходящая Мещёра» посвящён былому времени, Мещёре прошлой, уходящей. Мещёры той, какой она когда-то была, постепенно меняясь. Это музей о старой, исчезнувшей Руси, о русской народной архитектуре, о драгоценном наследии минувших веков.
Вместе с тем больно видеть, как портится всё это достояние в не отапливаемых помещениях холодного периода года. Собранные наличники требуют реставрации, не хватает помещений для размещения экспонатов, находящихся в запасных фондах музея, отдельным экспозициям необходимо переоформление, для лучшего восприятия, доступности обзора. Всё это возможно при дополнительном финансировании.
Изучение корней своего народа, творчества своих предков необходимо для формирования личности, делает людей духовными, эрудированными и повышает культурный уровень. В экспонатах музея – частица славы наших предков, гордиться которой, по словам А.С. Пушкина, «не только можно, но и должно. Не уважать оное есть постыдное малодушие».
Список используемой литературы:
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Твёрдое - мягкое
Снеговик
Астрономический календарь. Июнь, 2019